«Это не школа, а Китай! Если к школе на Бондаренко ведет четыре полосы, то к Бичурина всего две, и по утрам там не разъехаться», — делятся своими заботами родители учеников казанской «Адымнар». Спрос на школу огромный, но 73% родителей от полилингвальной фишки «шаймиевского» образовательного комплекса отказались. О том, какие еще проблемы выявились к началу второго года работы школы и что об этом думают учителя, родители и эксперты, — в материале «БИЗНЕС Online» и анонимных монологах заинтересованных лиц.
В этом году полилингвальный образовательный проект Минтимера Шаймиева пополнился школами в Набережных Челнах и Актаныше, начато строительство аналогичных учреждений в Нижнекамске и Альметьевске. Очевидно, что «Адымнар» призван стать флагманом среднего образования в республике на годы вперед
«В этом году действительно творилось невообразимое!»
В эту первую неделю стартовавшего учебного года в Татарстане много говорят об «Адымнар». Полилингвальный образовательный проект Минтимера Шаймиева пополнился школами в Набережных Челнах и Актаныше, начато строительство аналогичных учреждений в Нижнекамске и Альметьевске. Очевидно, что «Адымнар» призван стать флагманом среднего образования в республике на годы вперед.
Между тем первые подобные комплексы были открыты год назад. Конечно, это маленький срок, чтобы делать какие-то глобальные выводы. И тем не менее первый учебный год — это как минимум повод для анализа. «Три языка мы должны усвоить, родителям к этому надо быть готовыми. Я понимаю, у нас разные мысли, мы беспокоимся, как все это будет, но вы же видите, какие условия созданы. Даже во сне такого не увидишь», — говорил Шаймиев 1 сентября 2020 года на открытии казанского «Адымнар». При этом, напомним, сама идея образовательных учреждений нового типа возникла после того, как татарский язык перестал быть обязательным предметом в школах, а новый проект воспринимался как путь спасения для почти зачахшего в Татарстане национального образования.
Но по итогам двух наборов лишь четверть учеников казанской полилингвальной школы «Адымнар» (школа №165) выбрали изучение предметов на татарском и английском языках. PR-служба школы на запрос «БИЗНЕС Online» предоставила такие данные: на полилингвальном направлении учатся 27% учеников, билингвальном — 64%, на монолингвальном — 9%. Напомним, только полилингвальное направление предполагает изучение предметов на татарском и английском языках, билингвальное предоставляет лишь изучение татарского языка как государственного. Выходит, 73% родителей не пожелали связываться с изучением предметов ни на татарском, ни даже на английском языках — а ведь именно это является «фишкой» нового учебного заведения.
Марат Лотфуллин: «Надо понимать, что «Адымнар» заточен не на татарский язык, а на английский. Татарские классы есть, но в основном билингвизм там предполагается англо-русский. Это же федеральный проект, такие школы строятся по всей России, по две школы каждый год в каждом регионе»
Теперь эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что целью проекта изначально и не было только развитие обучения на татарском языке. «Надо понимать, что „Адымнар“ заточен не на татарский язык, а на английский, — считает президент ассоциации работников образования и культуры „Магариф“ Марат Лотфуллин. — Татарские классы есть, но в основном билингвизм там предполагается англо-русский. Это же федеральный проект, такие школы строятся по всей России, по две школы каждый год в каждом регионе». По словам Лотфуллина, цель этого проекта — «массово обучить россиян английскому языку», так как мы в этом плане сильно отстаем от цивилизованного мира. В Татарстане же лишь решили добавить в проект свою «изюминку» в виде обучения на татарском языке.
«У нас это преподносится как национальный проект, потому что у Шаймиева был фонд „Возрождение“ по восстановлению Болгара и Свияжска. Работы завершились, и фонд остался без средств к существованию. Поэтому его подключили к данному федеральному проекту, чтобы деньги на строительство школ проходили через фонд», — считает президент ассоциации «Магариф». Напомним, что корпус школы на Бондаренко действительно был построен в рамках национального проекта «Образование». Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минстроя РТ, софинансирование из федерального бюджета составило 690 млн рублей при общей сметной стоимости объекта 1939,88 млн рублей.
Айдар Шамсутдинов подтвердил высокий спрос на школу: «У нас в этом году вообще 20 первых классов. И дело не в том, что сейчас слишком много детей, а в том, что есть конституционные права родителей. Если есть прописка [мы не можем их не принять]…»
Спрос на казанскую школу более чем высокий. Сейчас в ней обучаются 3 640 детей, при том что проектная мощность комплекса — 2 504 человека. Большой набор и нежелание учиться полилингвально создали еще одну проблему: в билингвальном корпусе на улице Абдуллы Бичурина не удалось отказаться от второй смены, как было обещано.
Директор школы Айдар Шамсутдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердил высокий спрос на школу у родителей. «У нас в этом году вообще 20 первых классов, 675 детей зачислены в первые классы. Соответственно, средняя их наполняемость, если мы 675 поделим на 20, это 33–34 человека. И дело не в том, что сейчас слишком много детей, а в том, что есть конституционные права родителей. Если есть прописка [мы не можем их не принять]… У нас вообще в Ново-Савиновском районе средняя заполняемость очень высокая. И если мы будем отталкиваться от того, что из-за количества пострадает качество, мы лишим других детей конституционного права [учиться у нас]», — объяснил директор школы.
Сейчас в «Адымнар» обучаются 3 640 детей, при том что проектная мощность комплекса — 2 504 человека. Большой набор и нежелание учиться полилингвально создали еще одну проблему: в билингвальном корпусе на Бичурина не удалось отказаться от второй смены, как было обещано
«Когда все было на татарском, родители жаловались, но потом учительница начала дублировать на русский»
Собеседники «БИЗНЕС Online» находят массу преимуществ у «Адымнар»: прекрасная инфраструктура, часто сильные учителя-предметники, отличный уровень безопасности, серьезное отношение к татарскому языку. Но есть и недостатки: большое количество детей в классах, нередко с довольно разным багажом знаний, текучка и нехватка преподавательских кадров.
«„Адымнар“ — прекрасный проект, но его слабое место в том, что это проект одного человека, не опирающийся на массы», — считает директор школы «СОлНЦЕ» Павел Шмаков.
Переполненность «Адымнар» Павел Шмаков объясняет тем, что в школу вложены колоссальные средства и люди потянулись туда, где «дорого-богато»
«Шаймиев делает большое хорошее дело, но по большому счету никому в республике это больше не нужно. Для простых людей социальное важнее национального, к сожалению. Чтобы в холодильнике что-то имелось, чтобы преступности не было, чтобы стабильность была», — говорит известный педагог. Переполненность «Адымнар» Шмаков объясняет тем, что в школу вложены колоссальные средства и люди потянулись туда, где «дорого-богато».
«Директор школы Шамсутдинов очень квалифицированный и честный, я этого человека знаю и уважаю. Он энтузиаст своего дела и хорошо, что он возглавляет школу. В целом для республики это прогрессивный проект, в том числе он в какой-то мере поможет и в обучении татарскому языку», — заключает Лотфуллин.
О плюсах и минусах «Адымнар» в своих анонимных монологах говорят родители и педагоги казанской школы.
«Мне не нравится, что школа огромная — в этом году набрали первых классов до буквы «Ф»! Лучше бы построили несколько таких школ меньшей вместимостью во всех районах Казани, чем одну огромную в одном месте»
«Классы, где учатся дети звезд татарской эстрады, — отдельная история»
Мама ученицы третьего класса:
— Мне не нравится, что школа огромная — в этом году набрали 20 первых классов. До буквы «Ф»! Если в корпусе на Бондаренко в этом году сделали 6 первых классов, то на Бичурина — 14. Там не то что припарковаться, к зданию подъехать невозможно. Там коллапс. Это не школа, а Китай! Если к корпусу на Бондаренко ведет четыре полосы, то к Бичурина всего две, и по утрам там не разъехаться.
Лучше бы построили несколько таких школ меньшей вместимостью во всех районах Казани, чем одну огромную в одном месте. Потому что такое количество учеников отражается на качестве образования. Для чего нужна была такая масштабность? От этого страдает качество. Здание красивое, современное, но поскольку очень много детей, не хватает раздевалок. В этом году мне пришлось промаркировать абсолютно всю одежду, вплоть до ботинок, потому что если что-то потеряется, то найти это будет невозможно.
Больше всего меня пугает текучка кадров — у нас многие прошлогодние учителя уволились. Обиднее всего за учителя музыки, потому что мой ребенок с удовольствием ходил на его занятия. Он учил игре на татарском национальном инструменте — в обычных музыкальных школах игре на таких инструментах не обучают. Преподаватель уволился в самом начале учебного года! Ушел учитель английского языка. По каким причинам они уходят, я не знаю, видимо, их что-то не устраивает. Учителя уходят в основном в частные или в малокомплектные школы, где более камерная, домашняя обстановка. «Адымнар» позиционирует себя как элитная школа, и, казалось бы, учитель должен быть замотивирован работать в такой, но, видимо, одной только мотивации недостаточно. Наш педагог, например, ушел в обычную школу, похоже, там ей более комфортно.
При таком большом количестве детей в школе не стоит ждать индивидуального подхода и внимания, потому что учитель либо дает знания, либо сюсюкается с каждым ребенком отдельно. Меня пугает такая массовость. В татарском корпусе детей поменьше, но на Бичурина — Китай! Иногда число детей в одном классе доходит до 47 человек.
«Детям там некомфортно в столовой. В начальной школе еду на столы выкладывают. Соответственно, пока накроют стол на всех 400 детей, еда уже успевает остыть. Из-за количества страдает не только качество образования, но и все остальное — питание, воспитание»
Мне нравится концепция этой школы, мне нравится, как директор Айдар Ильдарович ее позиционирует, как мотивирует учиться здесь, что они будут использовать различные современные технологии. Но фактически в учреждении не хватает кадров, которые могли бы реализовать его идеи. Все опять сводится к обычной, среднестатистической школе, а внеурочная татарская составляющая — к фольклору: мы на все школьные мероприятия в течение года надевали традиционную татарскую одежду. Но ведь «татарское» не означает только тюбетейку или калфак. Современность должна выражаться в технологиях. То есть то, что сегодня в тренде, должно быть на татарском языке! Да, нам нужно чтить свои традиции и уважать их, но это не означает, что нам надо все время изучать только деревенский быт. Сейчас больше половины татарских детей даже никогда не были в деревне. Ты лучше расскажи ребенку про новые технологии, но на татарском языке, чтобы наш язык не пропал. Пусть он изучает то, что сейчас актуально, то, чем в настоящее время увлекаются дети, но на татарском языке, чтобы наш язык не пропал. Пусть дети изучают все, что актуально, на татарском языке. Об этом надо рассказывать, а не о том, что уже вымерло и дети никогда не видели. Как ознакомительно, один раз об этом рассказать можно.
Да, наверное, организаторы школы «Адымнар» хотели, чтобы качественное образование было доступно для как можно большего числа детей, но не следовало строить такое гигантское здание. Школьникам там некомфортно, им некомфортно в столовой. Например, ученикам в начальной школе еду на столы выкладывают. Соответственно, пока накроют стол на всех 400 детей, еда уже успевает остыть. Из-за количества страдает не только качество образования, но и все остальное — питание, воспитание. Потому что учитель чисто физически не успевает дать все, что хочет, 40 ученикам.
Классы, где учатся дети звезд татарской эстрады, — отдельная история. В международной школе все дети равны, все свои чины их родители оставляют за порогом школы. А у нас — нет! Например, у нас в классе учится ребенок звезды татарской эстрады. Так эта звезда вообще самоустранилась от жизни класса своего ребенка — игнорирует и родительский комитет, и учителя. Дежурство или еще какая-то работа по классу — ниже ее достоинства. И некоторые педагоги потакают им — даже если в конфликтной ситуации их ребенок не прав, накажут другого. Дети звезд у нас — небожители. Хотя есть дети очень крупных чиновников, они себя так не ведут, они более скромные и участвуют в жизни класса на равных. Зато эта «звезда» считается образцовой многодетной матерью. Меня, например, обижает, что кто-то ближе к солнцу, хотя концепция школы заключается в том, что качественное образование должно быть доступно для всех детей. Но по факту получается, что кто-то равнее, а кто-то — нет.
«По уровню татарского языка у меня претензий нет. Сейчас наши дети четыре часа в неделю изучают татарский, полностью на нем им преподается окружающий мир. Кроме того, учитель разговаривает с детьми только на татарском, все классные часы и внеклассные мероприятия проходят тоже на этом языке»
А вот по уровню татарского языка у меня претензий нет. Сейчас наши дети четыре часа в неделю изучают татарский, полностью на нем им преподается окружающий мир. Кроме того, учитель разговаривает с детьми только на татарском, все классные часы и внеклассные мероприятия проходят тоже на этом языке. Более того, учеников, которые не разговаривают на татарском языке, переводят на Бичурина. В прошлом году несколько таких школьников уже перевели, в этом году сказали, что будет еще строже. Если ребенок не соответствует концепции школы, плохо говорит и плохо понимает по-татарски, его станут отсеивать.
Потому что многие гламурные мамочки, обманувшись на картинку и следуя примерам своих подруг, приводят своих детей в полилингвальную школу, а потом начинаются проблемы — мне не нужен татарский в таком объеме и тому подобное. Или, наоборот, ребенок не знает татарского, и родители отдают его в эту школу, чтобы он научился тут языку. Но тогда все обучение в первом классе сводится к азам, детей учат здороваться на татарском, спрашивать, как дела, и говорить «рәхмәт». А мой ребенок знает татарский язык, и я хочу, чтобы он изучал его дальше более углубленно, а не начинал снова с азов.
Также мне очень нравится, что у нас есть КПП, система безопасности налажена довольно хорошо. Уровень безопасности в школе высокий.
«Нужно думать о том, чтобы у нас все школы были такого шикарного уровня. Тогда родители станут спокойно отдавать детей в них. И ни один родитель ни за что не хочет уйти из такой школы»
«Какой, скажем, спецанглийский, ему бы на русском научиться нормально говорить»
Педагог из «Адымнар»:
— Понимаете, образование, которое дает наш «Адымнар», отличается от того, которое дают другие школы. И каждый родитель очень хочет поступить именно сюда. У нас даже в «подготовишку» гигантское количество желающих. В этом году действительно творилось невообразимое! Да, и в прошлом году были классы по 34 человека, но то, что происходит в этом… 20 первых классов! И это еще огромное число детей было отсеяно. Учителя, которые сидели на приемке, просто в лежку лежали, потому что это было что-то невероятное! У нас по правилам должно быть 25 человек. Ладно, пусть будет 30, но больше… В каком-то из классов оказалось 42, мы в шоке были. Конечно, опытный педагог прекрасно даст образование и этому количеству.
Что я хочу сказать: нам нужно думать о том, чтобы у нас все школы были такого шикарного уровня. Тогда родители станут спокойно отдавать детей в них. Поймите, если родитель согласен отдать ребенка в класс, где и 38, и 40 ребятишек, то он отдаст. Когда у нас появляются дети, мы начинаем думать по-другому. И ни один родитель ни за что не хочет уйти из такой школы, тем более от опытных педагогов (а прекрасных учителей в «Адымнар» много).
Возвращаясь к разговору о количестве детей. У нас ведь очень интересный директор. Он это просчитывает, и, как уже было сказано, и в прошлом году оказался большой набор. Набираем в два корпуса — и на Бондаренко, и на Бичурина. И в этом году в какой-то момент директор все-таки закрыл поступление. У нас в июле и в августе ни одного первоклассника не приняли. Хотя до начала августа толпы родителей ходили. Наш директор, естественно, все это видит и обо всем знает, но что делать?
Учителя. В любой новой школе, тем более в такой большой, обязательно есть проблема нехватки педагогов. Почему? Я, например, предлагала своим замечательным знакомым педагогам — они уже в возрасте — прийти работать в «Адымнар», но знаете, что они говорят? «А зачем? В своей школе я все знаю, меня знают». А ведь в новой школе все новое. Тем более сейчас бережного отношения к учителю нигде нет. Не только в «Адымнар». Когда я начинала работать, вы не представляете, сколько в меня вложили мои наставники. Как им благодарна! Приехала, думала, я звезда, а мне как «дали по башке»… пошипела и молча работала. А ведь у опытных педагогов должны быть возможность и время работать с молодыми специалистами, необходимо наставничество. Но ни того, ни другого нет.
А вот эти курсы? Скажите, сколько можно уже таких площадок проходить? Мы в прошлом году просто замучились! Всю боль выскажу: вот эти образовательные площадки, отправили нас на «дистант». То одна, то вторая, то одна платформа, то вторая. Их же нужно учить. А теперь нас сажают на «сберовскую» платформу. Мы там должны до 18 октября пройти 6 модулей. Вот мне это надо? Я понимаю, что это деньги, но я здесь при чем? Делайте свои деньги. Мы, учителя, должны кучу списков подать, кучу всего, а этот коронавирус? Я не могу просто справку принести, что я укололась. Почему какие-то QR-коды надо предоставлять?
Конечно, заявлять, что творится безобразие, я не могу. Но и сказать, что говорить не о чем, проблем нет и все хорошо, — тоже.
В конце хотела бы отметить, что в такой школе, как «Адымнар», микрорайона не должно быть. Что делают родители: они прописываются в этом районе, и мы обязаны взять любого ученика по прописке. Это огромная проблема! При этом сами детки… Дети все хорошие, конечно, но у нас очень много таких, которые по своему уровню знаний просто не должны учиться в «Адымнар». Какой, скажем, спецанглийский, ему бы на русском научиться нормально говорить, алфавит русский выучить. А школа не может сказать: «Извините, вы не тянете». Тут же придет прокуратура и оштрафует, махом! Это большая проблема. Плюс у таких детей, как правило, очень скандальные родители, истеричные. У меня были такие мамаши, которых просто невозможно утихомирить. Таких педагоги со стажем не могут успокоить, не то что молодые, их же сожрут.
«Нам предложили китайский, корейский, еще там есть армянский, но мы предпочли взять дополнительные уроки английского. У младших классов с этого года 5 уроков в неделю, у старших — 7. Кстати, за эти дополнительные уроки (по стандарту четыре английского в неделю), мы доплачиваем 620 рублей в месяц за каждого ребенка»
«Многие, кто прошел через блат, так и не нагнали программу, такие дети тонут»
Мама двух учеников:
— Про «Адымнар» мы узнали как раз в тот момент, когда хотели переводить детей из нашей обычной школы. Причин несколько: и внешний облик здания (текла крыша, обшарпанные стены, плесень в кабинетах), и уровень знаний, который давали. Представьте, у нас даже не было английского языка. Просто не было такого урока. Плюс учителям было пофиг на учеников. Им лишь бы плюсики поставить, что дети просто пришли в школу. Более того, педагоги боялись детей, потому они там ошалевшие, обнаглевшие. В общем, все плохо.
А в «Адымнар» нам предложили китайский, корейский, еще там есть армянский, но мы предпочли взять дополнительные уроки английского. У младших классов с этого года 5 уроков в неделю, у старших — 7. Кстати, за эти дополнительные уроки (по стандарту четыре английского в неделю), мы доплачиваем 620 рублей в месяц за каждого ребенка.
Еще в прошлом году для старшего ребенка выбрали испанский язык как обязательный внеклассный кружок (бесплатно), но в этом году его пока нет. Почему? Причину не объяснили. Возможно, нет учителя. И конечно, есть дополнительные платные кружки. Тут каждый выбирает для себя сам.
Татарский язык. Например, у ребенка в средней школе в неделю три часа татарского языка как государственного — он для всех. Такое классическое изучение татарского. При этом каждый класс делится на две подгруппы. В одну входят русскоговорящие дети, в другую — татары. Нас, кстати, записали в группу посильнее только исходя из того, что у нас татарская фамилия, хотя дети не говорили на татарском. Но мы не возражали, пусть учат. Разумеется, были родители, которые сразу прорвались к директору писать заявление о переводе в другую группу.
Еще есть родной язык (дети распределялись по заявлению родителей). Ребят также делят на подгруппы русскоязычных и татар. Здесь программа изучения выстроена уже иначе. Ученики читают русские сказки, рисуют, поют, изучают русскую культуру, традиции, даже традицию похорон. Ну а те, у кого родной язык татарский, также через культуру, литературу и так далее изучают татарский. Кроме того, здесь не напрягают детей «домашкой». Дают лишь минимум заданий, которые дети успевают даже сделать в конце урока. Причем это не значит, что знания даются в недостаточно объеме, неправда. Я вижу прогресс, вижу, что дети стали лучше понимать татарский язык и говорить на нем.
Кстати, младший ребенок на данном уроке в этом году продолжит заниматься по новому учебнику «Салям». Он вообще очень нравится детям, потому что все в доступной, легкой форме. Мы, родители, сами приобретаем сейчас новые рабочие тетради по татарскому.
«Конечно, не без минусов. Например, такое новшество, как кварцевая доска. При дневном освещении все то, что написано на этой кварцевой доске, просто не видно. Зашторить окна? А штор в школе нет вообще, как и жалюзи»
Конечно, не без минусов. Например, такое новшество, как кварцевая доска. Учитель пишет у себя в планшете что-то, и это высвечивается на доске. Она разделена на три части, но учитель использует только правую и левую, так как над средней доской висит проектор и на ней писать нельзя. В итоге дети страдают от того, что надо смотреть то влево, то вправо. Плюс при дневном освещении все то, что написано на этой кварцевой доске, просто не видно, мы уже детям очки купили, чтобы тем, кто сидит на дальних партах, было хоть как-то видно. Зашторить окна? А штор в школе нет вообще, как и жалюзи, и так далее. Так что если солнцепек, так солнцепек.
Ну и писать на этой доске можно только специальными маркерами, которые высыхают через неделю и начинают плохо писать. Соответственно, дети даже на первых партах перестают видеть, что там написано. А расстояние между первыми партами и доской достаточно большое, не как у нас, в советских школах. Зеленый выцветший маркер — это издевательство! Причем маркеры именно цветные, черных в школе нет совсем. Видимо, потому что оставляют след. Ко мне даже старший ребенок обратился: «Мама, давай купим маркеры». В смысле купим?! А как же школа? В общем, дети замучились.
Да, есть родители, которые переводят детей из «Адымнар». Среди них очень много школьников, чьи родители с малышковых лет растят из них спортсменов. Хоккей, плавание, фигурное катание — все это развивают на базе школы олимпийского резерва. И так как в этом году у многих уроки будут во вторую смену, занятия в спортивных секциях с ней не вязались. Ну пришлось уходить из «Адымнар». Хотя директор неоднократно говорил, на каждом собрании, что в «Адымнар» второй смены никогда не будет. Да, она была в 165-й школе, но говорилось, что когда построят новый комплекс, то ее не станет. В итоге набрали 20 первых классов…
Я согласна с тем, что надо отсеивать детей. Знаю, что некоторые попадают в «Адымнар» по знакомству, минуя тестирование. А тестирование очень сложное — по английскому, татарскому и русскому языкам. В итоге многие, кто прошел через блат, так и не нагнали программу, такие дети тонут. Я знаю историю, когда в одном из классов учитель английского скинул оценки родителям ребят, у которых сплошные двойки по предмету. После она позвонила одной из родительниц и говорит: «Ваш ребенок не делает задания, у нее 10 двоек». А мама отвечает: «Да, мы знаем. Не трогайте моего ребенка. Мы вас не трогаем, и вы ее не трогайте. Она просто ходит, и все». Ну что, учитель со спокойной душой ставит девочке двойки дальше. Это такая отдельная категория родителей, которым важно, чтобы их ребенок посещал «Адымнар», важен статус школы, но никак не оценки. Буквально родители, которые обработали психологически ребенка так, мол, не парься, все хорошо, все равно на эти оценки.
«Сначала, когда все было на татарском, родители очень сильно жаловались, что их дети не понимают, но потом, когда учительница начала дублировать на русский язык, успокоились»
«Сначала учительница объясняла все на татарском языке, а потом переводила на русский»
Мама двух учеников — из начальной и средней школы:
— Можно сказать, что нам все нравится. Поскольку школа новая, то еще не все поставлено на рельсы, поэтому жаловаться на что-то было бы неуместно. Пока не все идеально, школа еще только в процессе формирования: и коллектив сборный, и дети все новенькие. Что касается образовательного процесса, то для нас он никак не поменялся. До этого мы учились в 165-й школе на Бичурина, оттуда всем составом класса и с тем же учителем «переехали» на Бондаренко. Потому у нас каких-то кардинальных изменений ни в программе, ни в оценках не произошло.
Что касается старшего ребенка, то некоторые учителя там новые, а одноклассники и классный руководитель остались те же. В начале учебного года с некоторыми новыми учителями возникали какие-то трения, но они все были урегулированы. Дополнительные занятия и кружки у нас еще не все сформировались, кружков в корпусе на Бичурина пока больше.
В прошлом году нам был обещан школьный автобус, в этом году данную идею, кажется, хотят наконец реализовать. Только пока непонятно, он будет курсировать между двумя корпусами школы — на Бичурина и Бондаренко — или собирать детей по городу. Пока изучают запрос родителей.
Меня полностью устраивает атмосфера в школе, отношения между детьми и между учениками и учителями. Возможно, мои дети толстокожие, но ни один из них ни разу мне не пожаловался ни на учителей, ни на одноклассников.
Что касается татарского языка, то в старшем звене география, биология и история должны преподаваться полностью на татарском. В прошлом году эти предметы начали преподавать на татарском, но поскольку в нашем классе учились все без исключения дети, которые перешли из 165-й школы, то есть отбора по уровню знания татарского языка не было, и не все в совершенстве владели им, то предметы эти преподавались на двух языках — сначала учитель объясняла все на татарском языке, а потом переводила на русский. Сначала, когда все было на татарском, родители очень сильно жаловались, что их дети не понимают, но потом, когда учительница начала дублировать на русский язык, успокоились. Некоторым школьникам предложили перейти в другую школу, но уходить особо никто не хочет, все стараются подтянуть свой татарский язык. В прошлом году из нашего класса ушли только пара человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1431
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.