«Пока все складывается хорошо для бюджета Татарстана», — радовались сегодня депутаты профильного комитета, обсуждая поступления в казну республики. Дополнительные 40 млрд рублей и реструктуризация последнего бюджетного кредита окрылили парламентариев — они пролонгировали льготы по налогу на имущество для железнодорожников и проиндексировали на 5% расходы на детсады и школы. Также стало известно о еще одном СПИКе, который может быть заключен с «МТЗ-Татарстан» вслед за успехом проекта КАМАЗа и Daimler. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Алексей Шишкин: «Темпы хорошие взяты, по сравнению с прошлым годом существенно отличаются. Тогда мы вынуждены были взять кредиты у федерального бюджета, финансовую помощь. В этом году такой потребности нет абсолютно»
«Пока порядка 40 миллиардов с плюсом идем»
Первое после летних каникул заседание комитета по бюджету, налогам и финансам состоялось сегодня в здании парламента Татарстана. Отдохнувшие депутаты с головой окунулись в тему поступлений средств в бюджет и налоговых льгот для предпринимателей. Но началось совещание с торжественной нотки — председатель Законодательного собрания Пензенской области вынес благодарность Фариду Минигулову, гендиректору «Казаньоргсинтеза» и депутату Госсовета РТ, за оказанную помощь по обеспечению кислородом медицинских учреждений региона для лечения больных коронавирусом. Награду вручил вице-спикер парламента Юрий Камалтынов.
Замминистра финансов республики Алексей Шишкин рассказал о наполняемости республиканской казны налогами. «Темпы хорошие взяты, по сравнению с прошлым годом существенно отличаются. Тогда мы вынуждены были взять кредиты у федерального бюджета, финансовую помощь. В этом году такой потребности нет абсолютно», — обрисовал общую картину Шишкин.
Опустим полугодовые итоги, которые ранее были подведены в рамках республиканского совещания финансовых и казначейских органов. Скажем лишь, что общий тренд — практически все налоги идут с превышением плановых показателей. За 8 месяцев 2021 года в консолидированный бюджет РТ поступило 209,3 млрд рублей доходов, в бюджет Татарстана — 176,4 миллиарда. «Финансирование всех запланированных расходов III квартала идет стабильно, — добавил Шишкин. — За 9 месяцев, будем надеяться, ситуация еще улучшится, потому что к концу года объем поступлений увеличивается».
— Алексей Геннадьевич, как итоги текущего года выглядят по сравнению с 2020 проблемным годом? — поинтересовался глава бюджетного комитета Леонид Якунин.
— Пока порядка 40 миллиардов с плюсом идем, — порадовал Шишкин. Он отметил, что до конца года планируется внести изменения в основной финансовый документ РТ в сторону увеличения доходов.
— Пока все складывается достаточно хорошо для бюджета Татарстана, — резюмировал Якунин.
Альмир Михеев: «3 миллиарда на ковид — это в ущерб каким-то другим расходам или отдельная статья?»
3 миллиарда — на борьбу с коронавирусом
Замдиректора территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Марина Мухаметзянова рассказала о том, как шло исполнение бюджета фонда в первом полугодии 2021 года. Доходная часть составила 30,4 млрд рублей, расходы — 28,4 миллиарда. Особо она отметила, что 3 млрд рублей было направлено на лечение коронавируса.
— 3 миллиарда на ковид — это в ущерб каким-то другим расходам или отдельная статья? — спросил депутат Госсовета РТ Альмир Михеев.
— Это в счет территориальной программы. И мы уже получили еще дополнительно 1,4 миллиарда рублей из бюджета федерального фонда по состоянию на сегодня, — пояснила Мухаметзянова. Она добавила, что ранее еще были поступления из Москвы, то есть в целом получилось, что из 3 млрд порядка 2 млрд рублей пришло федеральной поддержки.
— То есть не подрезали других? — переспросил депутат.
— Нет, — успокоила чиновница ТФОМС.
Далее депутаты одобрили реструктуризацию бюджетного кредита в 2,63 млрд рублей, взятого Татарстаном в 2020 году на пополнение остатков средств на счетах республиканского бюджета. Ранее предполагалось, что выплатить весь долг придется 1 июля 2021-го, но позже было принято решение о реструктуризации долга на 9 лет. С 2021 по 2024 год бюджет РТ станет выплачивать по 5% (103 млн рублей), с 2025-го по 2029-й — по 16% (по 330 млн рублей). Плата за рассрочку составляет всего 0,1% годовых.
Позже Шишкин пояснил журналистам, что у Татарстана больше не осталось нереструктуризированных кредитов. Госдолг РТ на данный момент составляет 85 млрд рублей по бюджетным кредитам и 11 млрд — по госгарантиям.
«Тенденция неплохая, платежи ежегодно отодвигаются все дальше и дальше, и в итоге разговоры идут, что они, может быть, вообще будут списаны», — помечтал Якунин.
«Дай бог!» — одобрили депутаты хором.
«Не списаны, а использованы», — поправил Шишкин. Речь идет о возможности списания бюджету Татарстана до 73 млрд рублей долга по бюджетным кредитам в соответствии с «механизмом развития инфраструктуры в регионах», утвержденным правительством РФ постановлениями от 19 октября 2020 года №1704 и 1705.
Госдолг Татарстана на данный момент составляет 85 млрд рублей по бюджетным кредитам и 11 млрд — по госгарантиям
Практика СПИКов получила положительную оценку
Далее депутаты узнали, как идет исполнение закона, который устанавливает налоговую льготу для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИКов). Замминистра промышленности РТ Тимур Саматов напомнил, что в Татарстане предусмотрена льготная ставка по налогу на прибыль для организаций – участников СПИКов — 12,5%, а для производителей грузовиков эта ставка установлена под 0% (по 2025 год включительно). В РТ пока действует всего один СПИК — речь идет о специальном инвестиционном контракте стоимостью 47 млрд рублей, который был подписан в 2018-м между ПАО «КАМАЗ» и минпромторгом РФ для развития модельного ряда КАМАЗа и Mercedes-Benz. Согласно первоначальному соглашению, инвестиции со стороны КАМАЗа должны были составить 38,6 млрд рублей, а со стороны «Даймлер КАМАЗ Рус» — 7,7 млрд рублей, позже в него вносились коррективы.
Саматов сообщил, что министерства РТ провели оценку эффективности предоставляемых налоговых льгот. Из-за льготной ставки по налогу на прибыль бюджет недополучил 24 млн рублей, но при этом общий объем поступивших в казну налогов от участника СПИКа составил 180 млн рублей, так что в итоге налоговый расход был признан эффективным.
«Фактические показатели объема инвестиций двух инвесторов в 2018–2020 годах — почти 39 миллиардов рублей, а показатели инвестиций „Даймлер КАМАЗ Рус“ уже превысили плановые значения и составили 77 миллиардов рублей. Всего создано 763 рабочих места: 503 — на КАМАЗе и 260 — на „Даймлер КАМАЗ Рус“», — уточнил Саматов.
Он поблагодарил депутатов за принятие соответствующего закона. За период участия в специнвестконтракте его участники значительно увеличили локализацию автокомпонентов, ввели завод каркасов кабин, создали импортозамещающее производство топливных баков, рассказал Саматов.
Планы по заключению СПИКа также имеет еще одно предприятие — ООО «ТПК МТЗ – Татарстан», документы уже находятся в минпромторге РФ. «Работаем с федеральными коллегами, чтобы „МТЗ-Татарстан“ тоже смог запустить производство тракторов с двигателями от 90 до 130 лошадиных сил», — сообщил Саматов. В завершение он порадовал, что право заключения СПИКов по своим проектам теперь получило и министерство сельского хозяйства.
Камиль Нугаев: «Вопрос по учителям, которые в татарских школах русский язык преподают, решается?»
Расходы на содержание детсадов и школ индексировали на 5%
Члены бюджетного комитета одобрили изменения еще в несколько законов РТ, в основном для приведения в соответствие с федеральным законодательством.
- В законе о налоге на имущество организаций был прописан единый на всей территории России срок уплаты налога по итогам налогового периода: не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Кроме того, депутаты предложили пролонгировать на 2022 и 2023 годы льготную налоговую ставку по налогу на имущество организаций в размере 1,6% в отношении железнодорожных путей общего пользования. Сумма недопоступлений в бюджет от этой налоговой преференции оценивается в 189 млн рублей.
- В республиканском законе о транспортном налоге уточнены полномочия регионов, позволяющие не только устанавливать основания для налоговых льгот по транспортному налогу, но и основания и порядок их применения.
Наконец, были утверждены нормативы финансового обеспечения детских садов и школ на предстоящий 2022 год, они скорректированы на 5% в сторону увеличения.
«Проблема со школьным образованием остро стоит. В школе в „Соловьиной Роще“ в 1-м классе скоро букв алфавита не хватит [для наименования классов]», — заметил депутат Фадбир Сафин. Заместитель министра образования и науки РТ Рамиль Хайруллин ответил, что численность обучающихся в этом году увеличилась в РТ на 17,8 тыс. человек. По словам замминистра, этот «демографический фактор» также учтен в обсуждаемых законопроектах.
«Есть такое понятие, как перемещение людей в крупные города. Возникает перегрузка, практически во всех школах в крупных городах, Казани и Челнах. Конечно, нужно успевать со строительством школ, чтобы решить данный вопрос. Но вопрос многопараметрический, и его одним годом не решить. Чтобы построить школу стоимостью 1,6 миллиарда рублей, нужно, чтобы создалась такая демографическая ситуация в обозначенном районе, без нее нет основания строить. Поэтому перегрузка имеется», — объяснял Хайруллин.
«Вопрос по учителям, которые в татарских школах русский язык преподают, решается?» — уточнил Камиль Нугаев. «Решается, нормативом предусмотрено», — сообщил Хайруллин.
Все обсуждаемые проекты в итоге были одобрены, далее их рассмотрят на очередной сессии Госсовета РТ, которая назначена на 23 сентября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.