«Без страховки автобусы не смогут выехать из автопарка», — предупредила сегодня ассоциация перевозчиков РТ. Месяц у двух предприятий не получается приобрести полисы для 100 автобусов. На очереди — еще 700. Год назад с такой же проблемой столкнулись трамваи и троллейбусы. В российском союзе автостраховщиков объясняют: перевозчики генерируют убытки страховщикам, ремонт после ДТП подорожал из-за инфляции, а цены на полисы поднимать запрещено. В комитете по транспорту исполкома считают, что налицо нарушение закона. Позиции сторон выслушал «БИЗНЕС Online».
У двух пассажирских перевозчиков Казани с конца августа не получается купить полисы ОСАГО для автобусов, из-за чего уже в октябре на городские маршруты рискуют не выйти 100 машин
«Месяц на исходе, а ответа все нет»: 100 казанским автобусам не продлевают ОСАГО, на очереди еще 700
У двух пассажирских перевозчиков Казани с конца августа не получается купить полисы ОСАГО для автобусов. В результате в октябре на городские маршруты рискуют не выйти 100 машин, предупредил сегодня председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков. У оставшихся 700 автобусов полисы действуют, но это пока.
«Проблема возникает постоянно, но в 2021 году особенно обострилась, — заявил Темляков в общении с „БИЗНЕС Online“ и добавил, что договоры с перевозчиками не заключают как федеральные, так и региональные страховые компании. — В прошлые годы страховщики предлагали перевозчикам допуслуги, и перевозчики шли на это. Но теперь страховщики играют в „молчанку“ — не продлевают договоры, не заключают новые, но и не отказывают — в данном случае ЦБ лишит лицензии. Месяц, который отмерен законом для ответа, уже на исходе, а ответа все нет».
Нарушением законодательства действия страховщиков называет исполняющий обязанности председателя комитета по транспорту исполкома Казани Марат Хисамутдинов. Власти города готовят обращение к Центробанку с просьбой провести проверку правомерности действий страховых компаний. Письма в ЦБ и российский союз автостраховщиков направили перевозчики.
Наше издание также обратилось в ЦБ. «В ситуации будем разбираться. Страховые компании не имеют права отказывать в заключении договора ОСАГО. Призываем обращаться в Банк России с конкретными случаями отказов отдельных страховых компаний в заключении договоров ОСАГО с приложением документов (заявлений), видеофиксацией для возможного принятия мер воздействия», — сообщили в пресс-службе Центробанка в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».
«Эта ситуация для нас удивительна, — сообщил корреспонденту нашего издания заместитель исполнительного директора российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. — В силу закона договоры страхования по ОСАГО публичны, отказать в их заключении страховые компании не имеют права».
За выход на маршрут хотя бы одного автобуса без полиса ОСАГО предприятие оштрафуют на 800 рублей. За повторное нарушение компанию лишат лицензии на осуществление пассажирских перевозок. Но вообще отсутствие полиса ОСАГО не отвечает требованиям безопасности, поэтому перевозчика могут привлечь и к уголовной ответственности. «При отсутствии полиса ОСАГО автобусы не смогут выехать из автопарка», — предупреждает Темляков.
В прошлом году полисы ОСАГО для трамваев и троллейбусов не мог купить МУП «Метроэлектротранс». Помогли обращения в ЦБ, УФАС, российский союз автостраховщиков. «Били во все колокола, — говорит гендиректор МУП „Метроэлектротранс“, а в 2020-м — глава комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков. — Договорились о том, что подвижной состав на месяц по очереди страхуют 10 страховых компаний. Одна в июле, вторая в августе, третья в сентябре».
Сергей Темляков: «Проблема возникает постоянно, но в этом году особенно обострилась. В прошлые годы страховщики предлагали перевозчикам допуслуги, и перевозчики шли на это. Но теперь играют в «молчанку»
«Страхование — это бизнес, он не может работать в убыток»: стоимость страховки, судебная перспектива
Стоимость ОСАГО для автобуса большой вместимости колеблется от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для трамваев и троллейбусов — 15–16 тыс. рублей и зависит от коэффициента аварийности, говорят участники рынка пассажирских перевозок. В ассоциации перевозчиков РТ считают, что страховые компании игнорируют перевозчиков из-за рисков понести убытки. «Да, общественный транспорт чаще попадает в аварии, но это специфика, которая была всегда, — говорит Темляков. — Страховые и так продают полисы ОСАГО для автобусов с повышенным коэффициентом. Перевозчики готовы купить, но не могут».
Проблема страхования перевозчиков в последнее время обострилась, признает и заместитель исполнительного директора РСА.
«Такое поведение со стороны страховых компаний неправильно, но ему есть объяснение, — заметил Ефремов. — Страхование — это бизнес, он не может работать в убыток. Сегмент транспортных средств, о которых мы говорим, приносит максимально высокие убытки, поэтому компании стараются уходить от работы с ним. На подобное накладывается инфляция — запчасти подорожали, стоимость ремонта тоже увеличилась, а цены на ОСАГО утверждены, страховщики поднять их не могут. Поэтому убыточность бежит вперед, а покрытие за счет получения страховых премий за ней не поспевает».
Стоимость ОСАГО для автобуса большой вместимости колеблется от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для трамваев и троллейбусов — 15–16 тыс. рублей и зависит от коэффициента аварийности
Партнер юридической компании «Ялилов и Партнеры» Алия Алтынбаева рассказала, что перевозчикам еще нужно доказать факт неправомерного уклонения или отказа в договоре ОСАГО. Подтвердить это может:
- заявление о заключении договора страхования, отправленное на почтовый адрес страховой компании с уведомлением о вручении;
- свидетели, а также фото-, аудио- или видеофиксация, которая позволит сделать вывод о правонарушении.
С этими доказательствами следует направить жалобу на действия страховщика в ЦБ, рекомендует юрист. Страхователь вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор. «Однако разрешение данного вопроса в судебном порядке может занять значительный период времени», — добавила Алтынбаева.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 164
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.