«Новый театр должен гармонично влиться в контекст набережной, всей Старо-Татарской слободы и стать уникальной достопримечательностью», — говорил на заседании жюри открытого международного конкурса на разработку концепции театра им. Камала мэр Казани Ильсур Метшин. Вписать свое имя в историю изъявили желание 537 архитекторов из 14 стран. Но через сито жюри прошло 8 консорциумов, в том числе казанских. Иностранцам предстоит полное погружение: их ждут спектакли театра, знакомство с татарской культурой, осмотр территории. О том, как превратить ее в театральные сады и при чем здесь печальная слава ОПГ «Хади Такташ», — в материале «БИЗНЕС Online».
«Новый театр должен гармонично влиться в контекст набережной, всей Старо-Татарской слободы и стать уникальной достопримечательностью»
Театр им. Камала как градообразующая доминанта и пространство для творчества
Сегодня в Доме правительства РТ расскажут о результатах первого этапа открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции театра им. Камала. О тех конкурсантах, что дошли до финала, и о том, что их ожидает, доложат помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина и главный режиссер Татарского государственного академического театра им. Камала Фарид Бикчантаев.
Как ранее писал «БИЗНЕС Online», финалистами стало 8 консорциумов. Их имена определились после заседания жюри под председательством мэра Казани Ильсура Метшина. Были рассмотрены заявки от 26 консорциумов и 13 индивидуальных конкурсантов из 14 стран мира. Эксперты оценивали участников по нескольким критериям, в том числе по степени реализации прошлых проектов, представленных в портфолио, а также по содержанию эссе и предлагаемых идей будущего театра. Изначально же желающих оказалось так много, что организаторам пришлось продлить прием заявок: регистрацию прошли 537 архитекторов.
Президентом республики Рустамом Миннихановым поставлена задача максимально ответственно подойти к реализации данного проекта. Ключевая архитектурная концепция должна учитывать концепцию устойчивого развития исторического центра Казани. Новый театр должен гармонично влиться в контекст набережной и всей Старо-Татарской слободы и стать уникальной достопримечательностью, как в свое время ею стало нынешнее здание.
Каким архитекторы-финалисты видят театр им. Камала в будущем? Как он должен вписаться в город и его архитектуру? Каково его функциональное наполнение и как театр будет отражать идентичность? Ответы на эти вопросы конкурсанты дали в своих эссе, которые изучило жюри.
Как говорят собеседники «БИЗНЕС Online», практически все подчеркивают важные тезисы.
- Театр должен сохранить преемственность и традиции, но в то же время быть современным и технологичным.
- Нужны экспериментальные, репетиционные площадки.
- Здание должно быть вписано в природный ландшафт и местную архитектуру.
Для кого-то из проектантов театр — часть композиции парка на Кабане. Некоторые предложили построить на одной площадке несколько зданий, разбив на территории садово-парковый ансамбль. Татарский театр также должен нести в себе как культурную, так и образовательную и общественную функции. Важно учесть и особенность местности — близость озера, визуальную просматриваемость здания из разных уголков города, чтобы сделать узнаваемый архитектурный ансамбль и культурную точку в центре города. Кто-то даже вспомнил и о былой «славе» конкурсной территории неподалеку от перекрестка улиц Нурсултана Назарбаева и Хади Такташа. В 90-е она была известна мрачными историями, связанными с казанскими группировками! Остается надеяться, что это не подвигнет гуру архитектуры на эпатаж вроде барельефов героев «тяп-ляповских», «хадитакташевских» или «новотатарских». Впрочем, такое вряд ли согласуют.
Предлагаем ознакомиться с консорциумами и их детищами поближе. Среди участников консорциумов есть представители Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Барселоны, Лондона, Вены, Шанхая, Токио и Штутгарта. В портфолио конкурсантов такие известные проекты, как центр Алиева в Баку, бизнес-центр «Урбан» в Казани, набережная Кабана, электротеатр «Станиславский», центр искусств и культуры в Безансоне, Норвежский национальный театр оперы и балета в Осло, Центральный парк Валенсии, оперный театр в Гуанчжоу и др.
Центральный парк Валенсии (Borgos Pieper LTD)
Консорциум 1. «Архитектурная практика Новиковых» из Казани, Borgos Pieper из Барселоны и Theatre Projects из Лондона
Лидер консорциума — «Архитектурная практика Новиковых» — родом из Казани. Специализируется на общественных зданиях и сооружениях. Озеро Кабан, можно сказать, словно родное детище: среди реализованных проектов Центр гребных видов спорта на берегу озера, бюро также участвовало в первой очереди реализации проекта общественных пространств набережной на участке от театра им. Камала до центра «Планета Фитнес». Одна их последних работ в семейном портфолио семьи архитекторов Новиковых — Николая, Анны и Ольги — участие в разработке концепции устойчивого развития исторического поселения Казани.
В консорциум вошли известные иностранные архитекторы. В частности, это Borgos Pieper из Барселоны и Theatre Projects из Лондона. Архитектурная и дизайнерская студия Borgos Pieper уже была замечена в конкурсе на концепцию развития территории на правом берегу Казанки, получив второе место (и, добавим, симпатии профессиональной части жюри). Бюро основано в 2007 году, в их портфолио есть проекты различного масштаба: от вилл до мастер-планов и Центрального парка в Валенсии.
А Theatre Projects — компания с 40-летней историей. Она предоставляет консультационные услуги от дизайна света до процессов менеджмента. Реализовала множество известных концертных площадок в мире. В частности, Dolby Theatre в Лос-Анджелесе, где ежегодно проводится церемония вручения премии «Оскар». Известные проекты участников — набережная озера Нижний Кабан в Казани, Центральный парк в испанской Валенсии, а также Норвежский национальный театр оперы и балета в Осло.
Центр искусств и культуры в Безансоне (Kengo Kuma & Associates)
Консорциум 2. Metropolis из Москвы и Coop Himmelb (l)au из Вены
Консорциум сработался уже несколько лет назад. Компании совместно трудились над Севастопольским театром оперы и балета, прозванным в народе «стеклянной чайкой» благодаря визуально открытому и прозрачному зданию с витражном остеклением. На сайте театра сказано, что миссия театра — включить Севастополь и Крым в современный мировой культурный контекст. «Метрополис» основан в 2005 году. Основные проекты — реконструкция стадиона «Лужники», стадион ФК «Краснодар», дворец художественной гимнастики Винер-Усмановой, МФК Neva Towers.
Австрийская Coop Himmelb (l)au — один из старейших финалистов. Фирма основана в 1968 году и причисляет себя к деконструктивистам: проекты с многочисленными изломами, острыми углами, а также поворотом и сдвигом этажей по вертикальной оси. Проектирует аэропорты, небоскребы. В списке есть даже алтарь папы римского! Из известных общественно-культурных проектов — академия художеств в Мюнхене, музей в Гронингене, мир BMW (выставочный центр), художественный музей в Акроне, музей Конфлуанс в Лионе, Европейский центральный банк в Франкфурте-на-Майне и др. А Пусанский киноцентр в Южной Корее даже внесен в книгу рекордов Гиннесса в качестве постройки с самой длинной консольной крышей — ее размеры составляют 62 на 120 м, а вынос — порядка 85 метров.
Театр оперы и балета, Севастополь (Metropolis, Coop Himmelb(l)au)
Консорциум 3. Kengo Kuma & Associates из Токио, бюро Wowhaus из Москвы и Werner Sobek из Штутгарта
Данный консорциум — настоящая сборная солянка из архитекторов Японии, России и Германии. Московское архбюро Wowhaus основано в 2007 году. За плечами — несколько театральных проектов — зеленый театр ВДНХ, театр «Практика», центр документального кино, кинотеатр «Пионер», электротеатр «Станиславский», инновационный культурный центр в Калуге.
Японское Kengo Kuma & Associates занимается проектированием общественно-культурных зданий с 1990 года. В копилке — национальный стадион в Японии, музей искусств в Нагасаки, концертный зал Gakuen Munetsugu в Того. Германский Werner Sobek специализируется на разработке конструктивных решений общественных зданий. Среди работ также международные аэропорты, небоскребы, музей Mercedes-Benz в Штутгарте и другие проекты.
Культурный центр в Бордо, Франция (КГАСУ)
Консорциум 4. «Восточный ветер»: КГАСУ, Da! Architects, Dialog Urban Planning
Казанский архитектурный университет (КГАСУ) объединил силы с Da! Architects — российско-китайской компанией, в составе также подразделение казанского Dialog Urban Planning. Вряд ли стоит особо представлять КГАСУ — архитектурно-строительный вуз готовит и архитекторов, и строителей. Архитектурно-образовательная студия Tiarch является частью КГАСУ и работает по направлению архитектуры. Местные архитекторы упомянули в портфолио вторую очередь благоустройства набережной озера Кабан, а китайцы — цветочный ресторан и экоцентр «Цветущие души Чэнду» в Китае (Da! Architects с институтом Чэнду и HAPPEN architects). Еще один проект архитекторы КГАСУ разрабатывали для культурного центра во французском Бордо. Ну а Dialog Urban Planning работает с 2019 года.
Большой театр Рабата (Zaha Hadid Architects)
Консорциум 5. Zaha Hadid Architects, Atelier ten, Theatre Projects, ТПО «Прайд»
В числе консорциума — всемирно известное бюро Zaha Hadid Architects, названное в честь основателя ирако-британского архитектора арабского происхождения Захи Хадид. В 2004 году представительница деконструктивизма стала первой в истории женщиной, награжденной Притцкеровской премией. Среди известных работ — большой театр Рабата в Марокко, центр Гейдара Алиева в Баку, а также оперный театр Гуанчжоу.
Российское ТПО «Прайд» основано в 2013 году. Компания реализует как авторские концепции, так и проектное сопровождение реализации проектов. Основные работы — территория олимпийского комплекса «Лужники», дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, МФК iCITY.
Atelier Ten Ltd — это консалтинговое бюро в сфере экологического дизайна, созданное в 1990-м. Среди проектов в качестве специалистов-консультантов: обновление королевского театра в Лондоне (вместе с Харворт Томпкинс), музей Boola Bardip в Перте, национальный театр Шотландии, музей академии киноискусств в Лос-Анджелесе.
«Площадь 1000-летия Алма-Аты», административное здание (бюро «Рождественка»)
Консорциум 6. «Лаборатория Театра»: бюро «Рождественка» и BURO SMART
Архитектурное бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой не впервые работает с казанскими объектами. По ее руководством разработан мастер-план развития Старо-Татарской слободы, который презентовали президенту РТ в начале года. Поэтому здесь особенно глубоко знают местную архитектуру, колорит местности и то, как театр может быть вписан в город. Основные театральные проекты — реставрация с приспособлением «Московского театра Олега Табакова», театр «Школа драматического искусства», перестройка зрительного зала, фойе ДК «1-го ГПЗ» для мюзикла «Норд-Ост», соучастие в проектировании нового здания «ШДИ» на Сретенке, театр МГУ «Мост» на Большой Садовой, реконструкция и реставрация театра им. Пушкина.
В членах консорциума также BURO SMART из Санкт-Петербурга и Москвы. Ранее бюро входило в состав компании ARUP и было его российским офисом. Основные проекты российского офиса ARUP: «Сколково», Институт науки и технологий, Центр водных видов спорта в Казани, дворец танцев Бориса Эйфмана.
Порталы для входа в общественные пространства в Dubai Expo 2020 (Асиф Хан)
Консорциум 7. Asif Khan Studio и Bespoke
Bespoke создано в 2014 году выпускницей лондонской архитектурной ассоциации Элиной Сафаровой (дочь руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова). В Казани бюро известно проектом бизнес-центра «Урбан», обновленными раздевалками хоккейного клуба «Ак Барс» на «Татнефть Арене» и реконструкцией санатория «Форос» в Крыму.
Британские связи Сафарова сохраняет и сейчас — в консорциуме она с британским архитектором Асиф Ханом. Он известен своими оригинальными работами с использованием новых материалов и технологий. Среди ярких проектов — музей Лондона, павильон в Олимпийской деревне в Южной Корее, входной портал ЭКСПО-2020 в Дубае. Архитектор также входит в состав жюри третьей Российской молодежной архитектурной биеннале.
Здание Музея современного искусства «Гараж» (FORM совместно с OMA)
Консорциум 8. MEGABUDKA, бюро FORM и ZARF architects
Этот консорциум представляют достаточно молодые команды из Москвы и Казани. «Мегабудка» основана в 2012-м, занимается дизайн-проектами и благоустройством общественных пространств и проектированием жилых комплексов. В 2019 году «Мегабудка» стала победителем Молодежного архитектурного биеннале в Казани.
Московское Form известно по реализованным проектам здания музея современного искусства «Гараж», а также летнего павильона Еврейского музея.
ZARF Аrchitects — казанская компания, основанная в 2018 году. Занимается интерьерами частных пространств и благоустройством, среди проектов — парк в ЖК «Салават Купере», в копилке также проект лаишевско-семрукского парка «Белые горы».
Конкурс продолжится очными встречами с труппой театра и знакомством с местностью
Работа с финалистами продолжится в очно-заочном формате. В конце ноября их пригласят в Казань на установочный семинар, в ходе которого они осмотрят конкурсную территорию. Также финалистов ждут лекции о художественной культуре татар, посещение театров, спектакли театра горожан, рабочие встречи и круглые столы.
Конкурсные предложения по новому зданию театра финалисты будут готовить до января 2022 года. В феврале жюри выберет три лучших проекта и назовет победителя. Как ранее писало наше издание, в жюри конкурса по разработке концепции нового здания театра им. Камала вошли 25 экспертов. В составе — всемирно известные архитекторы, художественные руководители европейских и российских театров, специалисты в области культуры. В частности, международным куратором стал директор премии Ага Хана Фаррух Дерахшани, эксперт в сфере архитектуры, градостроительства и театрального экспозиционного дизайна.
Напомним, старт открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции театра им. Галиасгара Камала был дан 23 июля на большой сцене театра. Инициаторы конкурса — президент Татарстана Рустам Минниханов и Татарский государственный академический театр им. Камала. За первое место предусмотрено вознаграждение в 2,5 млн рублей, за второе и третье — по 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно.
Здание театра на озере Кабан (улица Татарстан) открыли в 1987 году — к 90-летию театра. Однако сейчас помещения не отвечают требованиям нового времени: актеры работают в стесненных условиях, инициатива о смене локации исходит от самого театра. «У нас нет репетиционных помещений, — пояснял главный режиссер театра Фарид Бикчантаев. — Под соответствующие цели мы были вынуждены отдать кабинет бывшего главного режиссера театра Марселя Салимжанова. Артистам приходится делить гримерки… Некоторые гримерные кабинеты мы были вынуждены отдать под парикмахерские и редакционные помещения».
Изначально рассматривались варианты пристройки или реконструкции. Однако на совещании 11 июля было принято решение о строительстве нового здания неподалеку от перекрестка улиц Нурсултана Назарбаева и Хади Такташа, рядом с уже благоустроенной набережной озера Кабан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 155
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.