Жители поселка Садовый возмущены: в охранной зоне Волжско-Камского заповедника строители «нарезали» и расчистили 20 новых участков, проложили к ним дорогу. Заповедник стройку согласовал, но к участкам отношения не имеет — земли уже почти 30 лет в собственности физлиц. О том, каковы планы застройщика, что не устраивает жителей Садового и что с восстанием против карьеров у заповедника, — в материале «БИЗНЕС Online».
Коттеджный мини-поселок на 20 земельных участков площадью от 10 до 25 соток появится на границе Волжско-Камского заповедника и поселка Садовый Зеленодольского района
Нет тишины на Заречной улице: пилы подобрались к Раифе и Волжско-Камскому заповеднику
Коттеджный мини-поселок на 20 земельных участков площадью от 10 до 25 соток появится на границе Волжско-Камского заповедника и поселка Садовый Зеленодольского района. Это охранная зона заповедника, рядом — знаменитый дендросад.
До середины 1990-х на этом месте располагалась школа. Еще в 90-е ее закрыли, а затем здание снесли, освободив территорию. Тогда же земля перешла в частные руки, но почти три десятилетия она стояла пустой — забор появился несколько лет назад. А заповедный лес постепенно пустил здесь свои корни, и вот так на окраине Садового выросли деревья.
Теперь владельцы развернули кипучую деятельность. Земля находится на въезде в поселок, рядом с автобусной остановкой и улицей Заречной, какого-то паспорта объекта строительства здесь нет. Площадка обнесена зеленым забором высотой примерно 5 м, а по территории уложено бетонное основание дорог. Ограждения нет только на границе с заповедником. На участке уже вырубили деревья — в середине октября побывавший на месте корреспондент «БИЗНЕС Online» наблюдал валяющиеся повсюду ветки и стволы. Работающая бригада занимается уборкой территории. «Коттеджи здесь будут», — пожал плечами стоящий рядом с машиной рабочий. Еще шестеро резво допиливали лежащие на земле березовые стволы, а водитель «КАМАЗа» с манипулятором грузил пни в кузов. Рядом трактор укатывал место под будущие газоны.
На участке уже вырубили деревья — в середине октября побывавший на месте корреспондент «БИЗНЕС Online» наблюдал валяющиеся повсюду ветки и стволы
На деревья заповедника, само собой, никто не покушался: «Сам лес никто не трогал. Убрали только то, что было с краю», — поясняет бригадир.
Поселок Садовый известен тем, что именно здесь находятся управление Волжско-Камского биосферного заповедника и дендрологический питомник.
Сам заповедник тесно связан с историей местечка Раифа. Основанному в XVII веке Раифскому монастырю в 1674 году были переданы во владение окрестные леса. Несколько столетий их вырубка находилась под запретом, что позволяет сегодня говорить об этих лесах как о древнейших сохранившихся в Европе. Сами монахи использовали леса для своих невеликих хозяйственных нужд вроде сбора дров и даров леса. А для того, чтобы оградить его от мирян, со временем появилась монастырская лесная охрана.
Ценность природы этого места выявили в 80-х годах XIX века, когда известный ученый-ботаник Порфирий Крылов, будучи садовником Казанского императорского университета, собрал здесь свои первые коллекции. Затем в лесу начали практиковаться студенты-ботаники университета. После революции служба охраны монастырских угодий была ликвидирована, а лес передали в ведение лесного факультета университета. Дендросад на Раифской даче казанские ученые заложили в 1921 году — тогда он занимал всего 0,45 га (сейчас его территория — 145 га). С 1932 по 1960 год в Раифе был опытный лесхоз, и лес избежал избыточной промышленной эксплуатации, говорится на официальном сайте заповедника.
Раифский мужской монастырь закрыли в 1928 году. В 1933-м на его территории появляется трудовая коммуна ОГПУ, и тогда же начинается строительство поселков Раифа и Садовый. Как рассказывают местные жители, поначалу Садовый был самой настоящей «нахаловкой» — здесь располагались сады и дачи, в том числе для работников знаменитого зверосовхоза-миллионера. Населенным пунктом Садовый официально стал в 1959 году — тогда численность населения в нем превысила 600 человек. А максимальный показатель был зафиксирован в 1970-м — почти 700 человек. По данным переписи 2010 года, здесь осталось менее 300 жителей.
В 1960 году был организован Волжско-Камский заповедник, который в 2005-м получил статус биосферного резервата ЮНЕСКО.
Строительство и вырубка деревьев в охранной зоне заповедника возможны только по согласованию с Волжско-Камским заповедником. Там в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что разрешили строительство жилья и подъездных путей. «Данные земельные участки находятся на землях поселений», — объясняется в ответе за подписью нового директора заповедника Алексея Павлова. Также заповедник разрешил вырубку 187 деревьев: американского клена, который среди дендрологов считается сорняком, и берез. «Собственник будет проводить озеленение участков», — добавил Павлов.
«Теперь же, когда дождь, через эту грязь проехать к нам невозможно, их «КАМАЗы» разбили всю дорогу»
«Конечно, все против!»: как жители Садового отбивались от забора под окнами и отвоевывали доступ к двум озерам
Само собой, когда в тихом уголке начинается работа, это не может не беспокоить соседей, живущих здесь десятилетия. Рядом с 5-метровым забором та самая улица Заречная, вдоль которой стоит с десяток домов. По словам жителя Садового Джондо Ясоновича, война с застройщиком идет уже давно. Тот, по его словам, прямо говорил жителям: «У нас денег много, с нами даже не тягайтесь!»
«Конечно, все против!» — говорит собеседник. По словам Джондо, сначала «гости» хотели забрать всю землю, примыкающую к улице Заречной, оставив только 6 м на дорогу. В этом случае дома жителей Садового лишились бы своеобразного палисадника, окна выходили бы на забор, а два озера по соседству оказались бы на территории застройщика. Чтобы не допустить такого развития событий, местные жители, по их словам, писали «и в „Единую Россию“, и в ФСБ», подали и в суд, который встал на сторону сельчан.
«Теперь же, когда дождь, через эту грязь проехать к нам невозможно, их „КАМАЗы“ разбили всю дорогу, — говорит собеседник газеты и горюет о срубленных деревьях. — Нам природа так много дает, а мы ее губим».
Жители помнят, что когда-то на участке располагалась школа, но в 90-х ее закрыли, а дети с тех пор учатся в селе Бело-Безводное. Соседи Ясоновича, Константин и Любовь Ивановы, работали учителями в снесенной школе. Супруги тоже возмущены тем, что застройщик поначалу намеревался передвинуть забор чуть ли не впритык к их домам. «Ужасно все это. Раньше на этом месте располагалась школа, был школьный стадион. Дети поселка занимались здесь физкультурой. Сейчас ни футбольного поля, ни волейбольной площадки нет», — вспоминает Любовь Владимировна. «Пришельцы», по ее словам, даже не сочли нужным рассказать жителям о своих планах.
Собеседники считают, что на территорию заповедника строители не залезли, оставаясь в границах поселка. Но они удивляются тому, с какой легкостью застройщик получил разрешение на вырубку сотен деревьев
Собеседники считают, что на территорию заповедника строители не залезли, оставаясь в границах поселка. Но они удивляются тому, с какой легкостью застройщик получил разрешение на вырубку сотен деревьев. Дома жителей Заречной и их соседей тоже входят в охранную зону, но разрешение на вырубку даже одного дерева, которое может упасть на дом, местные получают с изрядным трудом. Однако все же получают. В самом деле, позиция Волжско-Камского заповедника всегда была довольно-таки жесткой.
Ранее руководивший заповедником Юрий Горшков летом 2021 года оставил эту должность, но продолжает работать там же главным научным сотрудником.
«Напрягают в работе, особенно в последнее время, попытки откусить кусочек охранной зоны, которая опоясывает заповедник, — говорил экс-директор Горшков в интервью „БИЗНЕС Online“. — Участились попытки перевода земель сельхозназначения в земли под жилищное строительство. Если бы этот процесс не удалось остановить, то весь заповедник был бы окружен мегаполисом, как национальный парк „Лосиный остров“ в Москве. Территория Раифского участка расположена в непосредственной близости от Казани и Зеленодольска, но, несмотря на это, нам удалось сохранить участок относительно нетронутой природы — древнейший в Восточной Европе лес. К сожалению, письма, жалобы, суды отнимают много времени, отвлекают от созидательной работы».
Возле Раифского участка заповедника 8 поселков, и строительство коттеджей здесь не под запретом — главное, чтобы при новом строительстве владельцы не выходили за пределы ранее выделенного участка.
Ранее руководивший заповедником Юрий Горшков летом 2021 года оставил эту должность, но продолжает работать там же главным научным сотрудником
В заповеднике уточнили, что в собственности частных лиц эта земля находится с 1993 года. Как оказалось, что немаленькая бывшая школьная территория перешла в частные руки? В пресс-службе Зеленодольского муниципального района, куда «БИЗНЕС Online» обратился с запросом, ответа к моменту публикации не предоставили. Но можно предположить, что сделано это было не без волеизъявления сельских властей. А что только не переходило из рук в руки в 90-е годы, когда не существовало никаких росреестров и прозрачности.
Как выяснил «БИЗНЕС Online», землю в черте Садового перепродавали несколько раз, и эта история доступна лишь с 2003 года. Согласно выписке из реестра объектов недвижимости (получена «БИЗНЕС Online» в ноябре 2019 года на участок на улице Заречной, 38), в 2003-м территория находилась в долевой собственности у Михаила, Александра и Марии Филипповых — по-видимому, родственники. Уже тогда она была приобретена по договору купли-продажи. С 2004 года ей владеет Марат Бадретдинов. С 2016-го — Булат и Камиль Ахметшины. Теперь земля размежевана, и, согласно свежим выпискам, юридически владельцем участков является Булат Ахметшин. Информация в ЕГРН внесена в июне 2021 года.
«БИЗНЕС Online» пообщался с представителем собственника. По его словам, владелец живет в Москве и долгое время не планировал реализацию недвижимости, но теперь появились и возможности, и намерения. В подготовку территории вложили десятки миллионов рублей, а стройку, вероятно, развернут в следующий строительный сезон.
Участки продадут всем желающим. Конкретных цен нет, бизнес-план еще формируется. На сайте объявлений Avito.ru за земельный участок площадью 6 соток под ИЖС в глубине Садового просят 1,3 млн рублей, или 225 тыс. рублей за сотку. Рядом с дорогой продается участок под личное подсобное хозяйство площадью 17 соток за 3,4 млн рублей, или 202 тыс. рублей за сотку. Газ, электричество — рядом. В соседнем селе Бело-Безводное цена сотки земли под ИЖС колеблется от 110 тыс. до 263 тыс. рублей. Но в новом поселке, судя по первоначальным инвестициям — обустройство дорог, расчистка участка и т. д., ценник может быть иным.
Архитектурную концепцию поселка подготовило казанское бюро Dialog Urban-Planning — эта компания участвует в разработке облика нового здания театра им. Камала, а ее основатель Алмаз Валиуллин прежде занимался общественными пространствами РТ, руководил «Архитектурным десантом». Территорию в Садовом застроят тремя типами домов: «Городская вилла», «Семейное гнездо» и «Поместье». Фасады отделают штукатуркой, металлическими панелями, украсят деревянными рейками. Также используют вагонку, клееный брус, облицовочный камень. Площадь домов колеблется от 369 до 583 кв. метров. Вдобавок к озеленению участков благоустроят озеро, там же сделают зону отдыха.
Возле Раифского участка заповедника 8 поселков, и строительство коттеджей здесь не под запретом — главное, чтобы при новом строительстве владельцы не выходили за пределы ранее выделенного участка
Скандалы у границ заповедника: бунт против коттеджей в Ильинском, а с карьерами борются Большие Ключи
Ситуация в поселке Садовый не первая в Зеленодольском районе и у границ Волжско-Камского заповедника. В 2019 году бунт коттеджей разразился с другой стороны заповедника — в селе Ильинское. Жители возмутились планами строительства коттеджного поселка и дороги к нему неподалеку от озера Ильинского, заявляли о лишении земель заповедного статуса и пожаловались президенту республики Рустаму Минниханову, который поручил провести проверку.
Тогда же выяснилось, что территория раифского участка заповедника и его охранная зона под коттеджный поселок не выделялась. «Вырубка деревьев производилась за пределами заповедника, его охранной зоны и территории Гослесфонда, — говорилось в ответе Горшкова. — Строящаяся дорога проходит по охранной зоне заповедника, но не затрагивает прибрежную защитную полосу озера. В соответствии с положением об охранной зоне Волжско-Камского заповедника прокладка дорог по ее территории не запрещается».
Тем временем жителей села Большие Ключи Зеленодольского района продолжают беспокоить планы по разработке у Волжского-Камского заповедника двух месторождений песка: Маевского и Восточно-Соловьевского.
В минэкологии РТ нашему изданию сообщили, что лицензия на геологическое изучение строительного песка Восточно-Соловьевского участка истекла. Но недропользователь оформляет свидетельство об установлении факта открытия месторождения. «После получения недропользователем свидетельства об установлении факта открытия месторождения будет возможно получение лицензии для целей разведки и добычи. До настоящего времени недропользователь за получением лицензии на право пользования месторождением „Восточно-Соловьевское“ в целях разведки и добычи в министерство не обращался», — сообщили «БИЗНЕС Online» в ведомстве.
Также в министерстве рассказали, что в декабре 2019 года получили письмо директора Волжско-Камского заповедника о недопустимости разработки Восточно-Соловьевского месторождения. «В настоящее время земля не переведена в категорию земель промышленности, в связи с чем разработка недр здесь недопустима», — говорится в ответе минэкологии. Но жители селений у заповедника рассказывают, что власти вновь предпринимают попытки к переводу земель.
У Маевского месторождения песка действует лицензия на разведку и добычу до 2069 года, но разработка карьера тоже не началась — жители Большеключинского сельского поселения сопротивляются изменению генплана. «Проект разработки месторождения также разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства и содержит раздел „Мероприятия по охране окружающей среды“, где учтены рекомендации по охране окружающей среды, в том числе с учетом нахождения месторождения вблизи границы заповедника», — утверждают в минэкологии. Там же уточнили, что досрочное прекращение лицензии невозможно в связи с отсутствием нарушений лицензионных условий недропользователем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 172
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.