«У них два варианта. Первый — открыть границу, и мы уйдем. Второй — мы остаемся здесь, неважно, если у нас закончится еда, вода, будет холодно. Мы умрем, но никуда не уйдем», — говорят беженцы из Северной Африки и с Ближнего Востока, несколько дней подряд осаждающие границу Польши с территории Беларуси. Тысячи мужчин, женщин и детей устроили в лесу палаточный лагерь и пытаются снова прорваться в Европу. 15 тыс. польских солдат отбиваются выстрелами в воздух и слезоточивым газом, Кремль уже заявил о надвигающейся гуманитарной катастрофе, а ЕС грозит новыми санкциями. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что Лукашенко попросту взял на вооружение успешную тактику Эрдогана.
На границах Беларуси снова накаляется миграционный кризис. Эта страна с лета является удобным плацдармом, через который тысячи людей с Ближнего Востока и из Северной Африки пытаются прорваться в Европу
«Или мы умрем, или они откроют границу»
На границах Беларуси снова накаляется миграционный кризис. Эта страна с лета является удобным плацдармом, через который тысячи людей с Ближнего Востока и из Северной Африки пытаются прорваться в Европу. Несколько месяцев назад они штурмовали границу с Литвой, но Вильнюс официально разрешил своим пограничникам вытеснять мигрантов обратно в Беларусь, после чего поток беженцев поубавился. Но несколько дней назад ситуация в очередной раз обострилась — на этот раз на границе с Польшей.
На польско-белорусской границе сейчас находятся, по разным подсчетам, от 2 тыс. до 4 тыс. мигрантов — они разбили палаточные лагеря, среди них есть женщины и дети. Всего на территорию Беларуси за последние месяцев попали порядка 12–15 тыс. беженцев, а с начала года пересечь границу пытались 30 тыс. раз. По словам представителя спецслужб Польши Станислава Жарына, большинство из них — курды, приехавшие из Ирана, Ирака, Сирии и Турции. «Нарушений законодательства со стороны мигрантов не зафиксировано. Они находятся на территории Республики Беларусь законно», — заверил накануне глава МВД Беларуси Иван Кубраков (цитата по БелТА).
Польша вводила режим чрезвычайного положения еще в начале октября и готова вводить его снова. И это объяснимо: за прошедшие сутки литовские пограничники зафиксировали 281 попытку незаконного перехода границы, польские — 599 попыток. «Мы не собираемся возвращаться в Ирак — это 100, 200 процентов. Останемся здесь. Или мы умрем, или они откроют границу, — объявили корреспонденту РИА „Новости“ мигранты. — У них два варианта. Первый — открыть границу, и мы уйдем. Второй — мы остаемся здесь, неважно, если у нас закончится еда, вода, будет холодно. Мы умрем, но никуда не уйдем».
За прошедшие сутки литовские пограничники зафиксировали 281 попытку незаконного перехода границы, польские — 599 попыток
Беженцы ломали забор из колючей проволоки с помощью стволов деревьев, но прорваться не удалось — дыру закрыли строем солдат со щитами и дубинками. Госпогранслужба Беларуси обвинила поляков в том, что те распыляли слезоточивый газ, стреляли в воздух, над границей кружились вертолеты, и опубликовала соответствующие видео. «Кроме применения физического насилия и использования газа при попытках беженцев перейти на сопредельную сторону, польские военнослужащие применяют боевое оружие и стреляют поверх голов», — сообщили в ведомстве.
Минобороны Польши, в свою очередь, опубликовало видео с границы с подписью: «Белорусские службы запугивают мигрантов стрельбой в их присутствии. Мы также отследили акты насилия со стороны белорусов», а министр обороны страны Мариуш Блащак заявил, что уже около 15 тыс. солдат защищают границу «от нападения режима Лукашенко».
Накануне польские власти закрыли пункт пропуска в Кузнице, что привело к коллапсу на других КПП, к примеру, время ожидания на пограничном переходе в Бобровниках составляет 39 часов, очередь из грузовиков там растянулась на 25 километров. Сегодня же пресс-служба польского правительства не исключила возможность полного закрытия движения через границу с Беларусью.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что ситуация на польско-белорусской границе — это часть более крупной «скоординированной атаки», войны «нового типа», за которой стоит Россия
«Налицо надвигающаяся гуманитарная катастрофа»
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что ситуация на польско-белорусской границе — это часть более крупной «скоординированной атаки», войны «нового типа», за которой стоит Россия.
«Мы убеждены в том, что операции на восточной границе Польши, которые имеют место, являются частью более крупной операции, очень скоординированной атаки, которая носит характер войны нового типа… Применяется оружие, известное в прошлых войнах, но в этом случае крайне эффективное. Советы были мастерами в этом, а сейчас это россияне… Это дезинформация», — сказал Моравецкий на внеочередном заседании в сейме Польши (цитата по РИА «Новости»). По его словам, «неоимпериальная» политика России прогрессирует, а Александр Лукашенко — лишь исполнитель атаки.
В Кремле уже заявили устами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, что считают неприемлемыми слова премьера Польши об «ответственности» России за эту ситуацию.
«Сейчас налицо, конечно же, надвигающаяся гуманитарная катастрофа, речь идет о жизни и здоровье нескольких тысяч людей, которые являются беженцами и открыто заявляют о том, что они хотят следовать дальше на пространство ЕС, они даже не хотят оставаться и в Польше, говорят они», — сказал Песков, передает «Интерфакс».
«Что касается союзнических отношений России и Беларуси, они хорошо известны, и действительно, РФ никогда не скрывала, что в самые сложные моменты она готова и уже оказывает всю необходимую помощь Беларуси. В первую очередь, конечно, речь идет об экономической помощи, но и всей остальной необходимой», — отметил он, отвечая на вопрос, как может повлиять на ситуацию Москва. Накануне вечером Владимир Путин и Лукашенко в телефонном разговоре «обменялись мнениями» по поводу происходящего, сам Лукашенко неоднократно говорил, что Минск больше не будет сдерживать поток нелегальных мигрантов в страны ЕС: из-за санкций Запада на это нет «ни денег, ни сил».
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров призвал страны ЕС избегать двойных стандартов в оценке миграционного кризиса и одинаково воспринимать страны, откуда идут беженцы. Он напомнил, что, когда ЕС столкнулся с наплывом мигрантов из Турции, тот выделил средства, чтобы они и оставались на территории Турции. «Почему нельзя так же белорусам помогать, у которых есть определенные потребности, чтобы беженцы, которых Литва и Польша никак не хотят пускать на свою территорию, как-то жили в нормальных условиях? Но эти люди не хотят оставаться в Беларуси или Турции, они хотят в Европу, в ту самую, которая долгие годы пропагандировала и рекламировала свой образ жизни. Нужно отвечать за свои поступки», — цитирует министра ТАСС. По словам Лаврова, страны НАТО и Евросоюза многие годы пытались навязать странам Ближнего Востока и Севера Африки «лучшую жизнь, демократию в том виде, в котором ее Запад трактовал».
Сегодня днем и. о. канцлера ФРГ Ангела Меркель обсудила ситуацию на границе с Путиным. В телефонном разговоре она назвала бесчеловечным и неприемлемым использование мигрантов для давления и попросила российского президента повлиять на это, сообщило немецкое правительство. «Президент России предложил наладить обсуждение возникших проблем в прямых контактах представителей стран – членов Евросоюза с Минском», — сообщили в Кремле.
В Кремле уже заявили устами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, что считают неприемлемыми слова премьера Польши об «ответственности» России за эту ситуацию
«Все, что сейчас происходит с европейскими странами, было подготовлено ими самими»
Евросоюз и Беларусь сейчас пытаются переложить ответственность друг на друга, и нынешние действия Лукашенко понять можно, считает генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин. «Президент Беларуси таким образом совершает акт отмщения за попытку государственного переворота, потому что иным образом поставить на вид западным партнерам он не может в силу компактности страны и зависимости белорусской экономики от разных внешних факторов», — сказал эксперт.
Обвинения Запада в адрес Лукашенко специалист считает наивными. «Все, что сейчас происходит с ними (европейскими странами — прим. ред.), было подготовлено ими самими. Я здесь не стою на стороне президента Беларуси, но степень вины западных стран гораздо больше, чем вина Лукашенко», — указал спикер. По его словам, Минск лишь использует прагматичную и циничную модель, которую до сих пор эксплуатирует президент Турции Реджеп Эрдоган: если хотите, чтобы беженцы оставались за пределами ЕС — платите. Угрозы европейцев расширить санкции в отношении Минска Мухин считает «актом насилия». По словам собеседника, Россия не является стороной конфликта, хотя ее пытаются втянуть. При этом Москва может быть координатором переговоров.
По мнению президента центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, проблема в том, что американцы уходят с Ближнего Востока: «На территории Ирака и Сирии именно они (имеются в виду США — прим. ред.) поддерживают курдов. Все прекрасно понимают, что, как только американцы уйдут, там будет свой Афганистан. Во-первых, там активизируется ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России — прим. ред.), во-вторых, там усилится проникновение шиитского Ирана, что курдам тоже ничего веселого не дает, поэтому люди рискуют».
Кроме этого, в Европейском Союзе сложилась система, «которая выкачивает мигрантов из других стран». Абзалов напомнил, что там существует принцип, согласно которому если человек с любым гражданством встанет на территорию ЕС, то его заявка на предоставление статуса беженца должна быть рассмотрена. «Поэтому все граждане пытаются ступить одной ногой на территорию ЕС. Поэтому люди плывут на лодках, потому что, если они достигнут берега и выйдут на него, это будет означать, что их оттуда, пока рассматривается их заявка, никто выгонять не может по закону», — добавил политолог.
Также для беженцев открылась благоприятная возможность без проблем подобраться к границам Европы из-за «Белавиа». Когда авиакомпании закрыли воздушное пространство над ЕС и Украиной, они открыли массовые рейсы на Ближний Восток. «Все эти беженцы прилетели „Белавиа“. Вопрос: зачем надо было закрывать „Белавиа“, чтобы они сделали большой коридор с Ближнего Востока? Других вариантов у „Белавиа“ не было. Европу закрыли, Украина закрылась, а это был основной разворотный трафик в Российскую Федерацию, авиакомпания открыла то, что можно было открыть, — Ближний Восток. Причем с достаточно дешевыми билетами. В результате основная часть трафика, вместо того чтобы ходить ногами, получила возможность на дешевых билетах напрямую преодолеть значительную часть стран», — отметил Абзалов.
«Это система, в которой все дружно виноваты. Только заложники данной ситуации — от 3 до 15 тысяч беженцев при минусовой температуре, которая сейчас будет. И не дай бог, начнутся на границе смерти, кто в этом будет виноват? — задается вопросом политолог. — Польша, которая принципиально не хочет пускать мигрантов? ЕС, который создал все условия, чтобы мигрантов туда позвать, но не пускает под различными предлогами, понимая, что у них есть выборы и второй миграционный кризис они переживут с очень серьезными последствиями? Или американские коллеги, которые усложнили ситуацию всем в мире, выйдя из тех регионов, где стабилизировали системы?»
«В распоряжении Лукашенко есть определенный арсенал средств, для того чтобы заставить себя уважать, он таким образом говорит: «Вам не поздоровится, если еще раз полезете на меня»
«Это элемент скрытой гибридной волны Лукашенко против Запада»
Ответственность за происходящее на Беларусь возлагает и политолог Борис Межуев: «Это элемент скрытой гибридной волны Лукашенко против Запада. Он преследует цель отомстить Польше за то, что та была одни из участников революционных процессов, запущенных в Беларуси в прошлом году. В распоряжении Лукашенко есть определенный арсенал средств, для того чтобы заставить себя уважать, он таким образом говорит: „Вам не поздоровится, если еще раз полезете на меня“».
Он подчеркивает, что страна никакими договорами и соглашениями с Западом не связана, в уставе ООН прямых формулировок, запрещающих такие действия, нет. «Поэтому Беларусь может открывать границы для беженцев и выступать транзитной территорией для них. Разумеется, все государства считают, что это вмешательства в их внутренние дела, акт агрессии. И мы видим такой акт не со стороны Запада к Востоку, а со стороны Востока к Западу, вот в чем разница», — обращает внимание он.
Межуев сравнивает Лукашенко с президентом Турции Эрдоганом, который в феврале прошлого года открыл границы с ЕС для сирийских беженцев. «Правда, у Эрдогана были моральные основания — Запад несет ответственность за недоведение до конца „арабской весны“. Если бы режим Асада добили, не было бы сирийских беженцев, — рассуждает политолог. — Точка зрения России на этот счет была иной — в появлении беженцев есть вина и Запада, и Европы, мы знаем, кто это все начал. Особенно в Ливии — Англия и Франция. Поэтому поток беженцев в эти страны был заслужен. Лукашенко же как бы дает понять Европе: „Вы хотите, чтобы я был как Каддафи с вашей помощью? Я этого не хочу, я хочу быть как Эрдоган“. Конечно, он делает плохо Европе, но есть ли правовые основания указать ему на то, что он не прав?»
Реальность такова, что Лукашенко в последние несколько месяцев попросту поставляет беженцев на границу с ЕС, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Александр Кокеев. Он считает, что сегодняшние обвинения Беларуси и России в адрес Евросоюза из-за неправильного отношения к мигрантам выглядят неубедительными.
По мнению эксперта, в определенной степени Евросоюз пожинает плоды своей политики, когда обещал помогать мигрантам. И проблема нелегальных мигрантов для Европы возникла не сегодня. Еще в 2015 году Германия приняла почти миллион беженцев и рассчитывала, что соседи разделят бремя ответственности, но этого не произошло, напомнил спикер. «В итоге в ФРГ решались просто какие-то чудовищные проблемы: где размещать, чем кормить, как отделить легальных мигрантов от нелегальных», — указал он. «С другой стороны, Европа принимала людей, которые уходили из-под бомбежек, с детьми, бежали и тонули тысячами в Средиземном море, чтобы уйти от кошмаров в Сирии и Афганистане. Это была попытка помочь. Конечно, ошибки имелись, и европейцы сейчас их исправляют: больше высылают, меняют миграционное законодательство», — отметил политолог.
Специалист считает, что нынешний кризис если и представляет опасность для России, то опосредованную, поскольку собравшиеся на границе мигранты все-таки стремятся попасть в страны с высоким уровнем жизни. «Гораздо бо́льшая угроза — это возможный поток беженцев из Афганистана через Узбекистан, Казахстан и другие дружественные страны», — заключил Кокеев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 186
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.