НЕУЖЕЛИ ГОРБАЧЕВ МОГ ЕГО АРЕСТОВАТЬ
Про первого президента Татарстана, ныне госсоветника РТ Минтимера Шаймиева написано немало книг и снят не один фильм. И откопать для премьерного показа нечто новое весьма непросто. Поэтому автор фильма журналист Андрей Караулов постарался захватить внимание зрителей, ошарашить их чуть не с первых кадров. Ах, юбилей? Ах, вы ждете хвалебных речей и од? Внимание…
Караулов:
- Я не знал, что в 91-м году, после ГКЧП, в эти дни Шаймиеву уголовным делом грозили. Это серьезно было, как вам кажется?.. Неужели Горбачев мог его арестовать, как ГКЧПиста, хотя ну ничего такого, чтобы где-то в республике была четкая поддержка линии ГКЧП...
Подробности о ГКЧП в то время немало писала республиканская пресса - правда, оппозиционная. Но юбилей - неподходящий случай для их обнародования, не так ли?
«Ну, не арестовали, и слава Богу», - констатировал Караулов.
ВСЕ-ТАКИ ВОЙСКА МОГЛИ ВОЙТИ В КАЗАНЬ
Но и такой затравки автору показалось мало - и он продолжил тему совсем уж убийственными предположениями: «А вот 92-й год. Как теперь понятно, все-таки войска могли войти в Казань. В республике знали, что такое возможно»…
Ответил на эти сногсшибательные вопросы Михаил Полторанин, очень авторитетная фигура 90-х, народный депутат СССР (избран в 1989 году в самый знаменитый перестроечный парламент Советского Союза), министр печати и информации Российской Федерации (с июля 1990-го по ноябрь 1992-го) и одновременно в 1992-м зампред правительства РФ, да еще и глава межведомственной комиссии по рассекречиванию (!) документов КПСС. То есть человек очень информированный.
Вот диалог Полторанина и Караулова. Экс-зампред правительства рассказывает:
- Это был 1992 год. Это был период, когда после призыва (Бориса Ельцина - авт.) ко всем нашим автономиям - берите полномочий столько, сколько вы можете съесть, - наши субъекты Федерации стали, в общем-то, брать полномочия. Ну а Татарстан тогда принял свою конституцию. Можно было просто сесть, договориться: ребята, давайте сделайте поправки в эту Конституцию…
- Но Ельцин решил вводить войска?
- Время пришло собирать камни. Ельцин тогда собрал группу - Шахрай, Грачев, был Ерин, министр внутренних дел, и был я, - и проработать операцию…
- Взятия Казани?
- По взятию Казани. Операция эта должна была повторить операцию…
- В Грозном? (к слову, войны в Чечне тогда еще не было - авт.)
- Нет, не Грозного, а Ивана Грозного…
Ну и дальше в фильме идут подробности, как разрабатывалась военная операция по взятию Казани: про десантников, про ВДВэшные бригады, про то, что все планеры, которых десантников предполагалось сбрасывать в Казань, остались на Украине … И про то, что эти самые десантники могли взорвать военные заводы, пороховой в том числе, и отравить Волгу…
Полторанин:
- Я тогда говорю: ребята, а в чем дело? Почему мы должны каждую свою республику брать штурмом? Надо поручать своим юристам, садиться…
Караулов настойчиво уточняет:
- Войска реально могли войти в Казань?
Полторанин уверенно отвечает:
- Да, могли.
ОТ ВОЙНЫ УШЛИ
В следующих кадрах Караулов обращается уже к Минтимеру Шаймиеву:
- Борис Николаевич Ельцин был готов ввести войска в Татарстан. 92-й год… Какой ценой заводы сохранили, от войны ушли?
- От войны ушли, - подтверждает Шаймиев.
- Вы знали об этом?
- Конечно, - коротко отвечает Шаймиев.
- Никогда об этом не говорили, Минтимер Шарипович!
- Зачем? А кому польза от этого?
…Дальше Караулов - и Шаймиев - рассказывают о знаменитом визите в Казань Бориса Ельцина - это когда за ним повсюду ходили националы с плакатами про независимость (об этом есть в фильме) и когда он, Ельцин, прокатился на трамвае № 2 (об этом нет). О том, как долго - три года - Москва и Казань работали над договором о разграничении предметов ведения и полномочий (Минтимер Шарипович тут очень тепло отзывается о Ельцине), а главное - над экономическими приложениями к этому договору.
Грозную тему борьбы Татарстана за суверенитет Караулов обостряет еще и неожиданным вопросом: убить Шаймиева могли?..
А подытоживает Сергей Кургинян, политик, режиссер, телеведущий:
- Я считаю, что ему в ноги поклонится Россия. Потому что, если бы взорвался Татарстан, сразу взрывается Башкирия. Две вместе эти республики перекрывают. Может, кстати, помимо пороховых складов, и эта мысль остановила… Взрыв по Волге - и территория раскалывается пополам… И тут роль личности в истории огромна. Вот именно такая тихая сила Шаймиева, его способность балансировать во всем, что касается политики, политический талант, какая-то внутренняя позитивность, неамбициозность. Вот у Шаймиева, оказалось, сила есть, а амбициозности нет. Вот нет этого соблазна, что будет суверенный Татарстан, и он будет с супругой сходить по красной дорожке, и караул будет стоять, когда он на Запад поедет…
Вот так автор плавно и творчески переходит от страшилок к юбилейным комплиментам.
В ТАТАРСТАНЕ ШАЙМИЕВЫМ ПРОВОДИТСЯ В ЖИЗНЬ СКРЫТЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
Понятно, что в фильме прямо-таки звездный набор интервьюируемых. И, естественно, они к юбилею первого президента РТ находят вполне подходящие слова. Но, быть может, лучше всех о себе говорит сам Шаймиев. Например, когда высказывается, что без перестройки нельзя было обойтись. Когда уверенно утверждает про Ельцина (кем только не обруганного… впрочем, Борис Николаевич всегда умел держать удар), что если бы он возглавил СССР - страна бы не развалилась:
«Это я свое мнение говорю. Если бы был Ельцин, имел бы поддержку силовых структур, - чтобы Ельцин отдавал власть, страну? Нет, конечно. Нет!».
Ну а к вопросу о возможном развале уже не СССР, а России, - Рамазан Абдулатипов (с 1990-го - народный депутат РСФСР, в 1990-1993-м - председатель Совета Национальностей Верховного Совета РФ; с сентября 1993-го - первый зам. председателя госкомитета по делам федерации и национальностей) в фильме Караулова смело заявляет про Татарстан 90-х годов:
«Об отделении речь не шла! Никогда Шаймиев так вопрос не ставил. Мой друг Гаджиев применил такой термин: в Татарстане проводится в жизнь Шаймиевым скрытый федерализм»…
ДОБИЛСЯ БОЛЬШИХ ПРИВИЛЕГИЙ ДЛЯ ТАТАРСТАНА
Коротко - о прозвучавших в фильме комплиментах в адрес юбиляра, главных его достижениях.
Вячеслав Никонов, российский политолог:
- Шаймиев - человек, который смог сохранить национальный мир в Татарстане… Казанский кремль с мечетью и православным собором рядом - это символ того, как Шаймиев старался сплотить республику… И кроме того, конечно, занимая достаточно жесткие позиции в отношениях с федеральным центром и постоянно ставя условия, при которых Татарстан будет полноценным, нормальным субъектом Федерации, он добился очень больших привилегий - это одна из причин очень серьезного экономического успеха Татарстана.
Владимир Бусыгин, гендиректор ОАО «Нижнекамскнефтехим», и Александр Лаврентьев, в 90-е гендиректор, а сегодня председатель совета директоров ОАО «Казанский вертолетный завод», президент ассоциации промышленных предприятий РТ, рассказали, как тяжело было в годы перестройки их предприятиям - и как их поддерживал Татарстан.
Шаймиев же в фильме говорит: «Мы крупные предприятия оставили в распоряжении Татарстана. До сих пор контрольные пакеты акций, в нефтяной промышленности, например, и золотые акции, - в распоряжении Татарстана».
Есть оптимистичные кадры про соципотеку - показаны счастливая семья, получившая квартиру, и мрачноватый (уж как всегда) директор госжилфонда РТ Талгат Абудуллин, который, тем не менее, охотно, в деталях, с цифрами, доказывает преимущества соципотечного строительства.
Есть - и не могло не быть в юбилейном фильме - рассказ про возрождение Булгара и Свияжска, чем очень активно занимается сегодня Шаймиев.
Само собой, Караулов не мог обойти сельскую тему. Про успехи татарстанского села говорит и сам Минтимер Шарипович - про натуральное молоко, про обработанные пашни: «мы во времена социализма столько хлеба не собирали»; про поддержку фермеров, про инвесторов из самой республики - они свои, у них здесь корни… И добавляет: «Чудес не бывает. Особенно на селе», нужен «огромный труд».
Я МНОГО ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ У ШАЙМИЕВА
В фильме говорят про то, что Шаймиев создал политическую школу политики в Татарстане. И что ученик Шаймиева - сегодняшний президент Татарстана Рустам Минниханов. Он это подтверждает:
«Наверное, Минтимера Шариповича оценивать надо не только для республики - в целом для страны. Это человек, который оказался в нужном месте в нужное время, когда появилась новая страна - Российская Федерация. Конечно же, те процессы сложные, которые происходили у нас, - благодаря вот таким людям, как Минтимер Шарипович, в тех или иных регионах прошли менее болезненно, и мы сегодня имеем то, что имеем. Тот потенциал Татарстана, который был, он сохранен, он развивается. И та общественно-политическая ситуация, экономическая ситуация является результатом последовательной, согласованной работы, - как внутри республики, так и отстаивания позиций региона перед федеральным центром. Поэтому формирование новой страны, оно шло благодаря работе этих людей. Это в целом по стране. А что касается Татарстана… То, что у нас был такой руководитель на этом этапе, это, конечно же, во многом сформировало тот новый Татарстан, который сегодня есть.
Наше формирование шло под его влиянием. И я думаю, много чему я научился у него. Не всегда это понимаешь, когда работаешь. А когда уже приходится самому принимать решения, делать выводы, ты понимаешь, что твой учитель уже предвидел это, он знал. Опыт, он всегда нужен. Такие люди формируют то, что нигде не написано, нигде не сказано, а у них такое чутье, опыт очень полезный. Я надеюсь, мы тоже сможем передать свой опыт тем коллегам, с кем сейчас работаем».
…После фильма было сообщение о том, что в воскресенье, 22 января, в 19.30 на ТНВ можно будет посмотреть еще один документальный фильм про Минтимера Шаймиева «Жизнь, пронизанная добром».
Кино смотрела
Елена Чернобровкина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.