Всероссийская перепись населения завершается, а с ней, видимо, и снизится активность татарстанских медиа, освещающих национальную тематику. Тем не менее «БИЗНЕС Online» считает, что рассказывать о жизни соплеменников нужно независимо от политической конъюнктуры. Мы продолжаем сериал о деятельности татарских организаций в разных уголках России. О том, какую деревню татары организовали еще в 1550-е, что за город построен на костях ссыльных и кто придумал конкурс «Татар кызы», — в нашем материале.
В 2018 году на всероссийский сельский Сабантуй в Курганской области приезжал президент Татарстана Рустам Минниханов
Сколько татар живет на Урале?
Согласно переписи 2010 года, на территории регионов, входящих в состав Уральского федерального округа, проживают около 580 тыс. татар. Впрочем, сами местные татарские активисты называют другие цифры, вспоминая, что известный свердловский губернатор Эдуард Россель в свое время оценивал число татар в своем регионе в 300 тыс. человек. Кроме того, общественники считают, что только в Тюменской области, в которую входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, в реальности живут до полумиллиона татар. В любом случае официально в Свердловской и Тюменской областях около 7% населения (каждый 14-й житель) относят себя к нации Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля.
Курганская область: татары здесь появились в XVI веке
Лидеры общины: Марат Юнусов — председатель правления региональной общественной организации «Конгресс татар Курганской области», Зинфира Закурдаева — заведующий центром башкирской и татарской культуры ГБУК «Курганский областной центр народного творчества и кино»
Известные татары: Марат Исламов — председатель совета директоров ЗАО «Кургансемена», Рустам Камалетдинов — директор департамента агропромышленного комплекса Курганской области, Ильгиз Чиняев — предприниматель, Газинур Мурадымов — предприниматель.
Курганская область — не очень большой (чуть больше 800 тыс. жителей) и довольно проблемный регион РФ. Здесь имеются места компактного проживания татар, например Сафакульский, Альменевский район, Шадринский районы. В самом Кургане проживает достаточное количество татар. Есть национальные организации, в последнее время активен конгресс татар Курганской области. В 2018 году в Курганской области в Альменевском районе прошел всероссийский сельский Сабантуй с участием президента РТ Рустама Минниханова и губернатора области. В том же году в Кургане общественники получили здание, где открылся татарский культурный центр. Однако проблем хватает. Кстати, и Башкортостан в области проводит активную политику.
Марат Юнусов — председатель правления региональной общественной организации «Конгресс татар Курганской области»:
— Несмотря на официальные цифры, в Курганской области, по нашим подсчетам, проживают около 30 тысяч татар. В 18 деревнях живут татары, для которых это родные места, первая деревня появилась здесь в 1550-х годах. Ее основали те, кто бежал из Казанского ханства, захваченного Иваном Грозным. Деревня называется Юлдус, раньше называлась Эцкен у притока реки Исети, там живут более тысячи татар. Это ичкинские татары, оттуда они расселились по всей области, в основном занимались охраной границ, разговорная речь отличается цоканием. В 2018 году IX всероссийский сельский Сабантуй прошел в Альменевском районе, приезжал Рустам Минниханов. Перед Сабантуем у нас открылся центр татарской культуры Курганской области — 1 тысяча квадратных метров, здание нам бесплатно на 15 лет в аренду дало государство, на ремонт деньги предоставил и Татарстан. Сейчас у нас все мероприятия проходят в этом центре. Во всех татарских селах есть мечеть. А в курганской мечети всех татар вывели из правления, в том числе и меня, сейчас она в руках гастарбайтеров. Хотим построить свою, письма написали, ждем.
В Кургане есть две татарские организации, в Шадринске располагается организация «Дуслык», в райцентре Альменево, в Сафакулево. Татарский язык изучают в школе деревни Юлдус, в Сафакулево, в Альменевском районе. Есть проблема — школы закрываются, жителей в селах становится все меньше и меньше, у нас же даже райцентры не газифицированы. Но в селах люди разговаривают по-татарски.
Татарстан подарил нам автобус на Сабантуй, очень большая помощь от них: артистов посылают, учебники, детей в лагеря отправляют. В столицу Татарстана часто ездим, после поездки в Казань у людей открываются глаза.
Свердловская область: 11 татарских организаций
Лидеры общины: Хайдар Гильфанов — постоянный представитель РТ в Свердловской области, Артур Мухутдинов — председатель национально-культурной автономии татар Свердловской области, глава ДУМ Свердловской области, Ринат Каштанов — председатель Свердловской татарской молодежной общественной организации «ЯШЕН».
Известные татары: Азат Салихов — заместитель губернатора Свердловской области, Дамир Юсупов — пилот гражданской авиации, Герой России, Альберт Абзалов — депутат Заксобрания Свердловской области, Шаукат Амиров — музыкант, бывший ректор Уральской государственной консерватории им. Мусоргского, Фарит Набиуллин — предприниматель.
Свердловская область — одна из важных для татар, здесь проходит Сабантуй примерно в 40 населенных пунктах. Есть татарские районы, например Красноуфимский, но не только. Одна из особенностей области — здесь много организаций, одних только муфтиятов пять штук. Вроде бы идет разделение, но есть постпред Татарстана Хайдар Гильфанов, который координирует работу всех организаций. В ВКТ подчеркивают, что работают со всеми национальными структурами в регионе, даже конкурирующими.
Проблем достаточно — это и вопросы татарских школ, и отсутствие детских садов. Но в последние годы активность местных татар возросла, в национальное движение пришла молодежь, благодаря их активности удалось в Екатеринбурге открыть бюст поэту Мусе Джалилю, сейчас поднят вопрос о присвоении одной из улиц в столице области соответствующего имени. На открытии бюста присутствовал Герой России, пилот Юсупов, он также активно участвует в национальной жизни. 9 мая бюст Джалиля должен открыться в Серове, автор обоих памятников — живущая в Санкт-Петербурге скульптор Венера Абдуллина. В Екатеринбурге работает корпункт ТНВ, издается, пусть и небольшим тиражом, газета «Саф чишмә».
Фавия Сафиуллина — заместитель председателя региональной общественной организации «Конгресс татар („Татары Урала“) Свердловской области»:
— Согласно последней переписи, у нас проживают 143 803 татар, но на самом деле их больше. Прежний губернатор Россель даже говорил, что их не менее 300 тысяч. 42 татарских села есть, в 24 селах есть Дома культуры, 10 этнотатарских библиотек, 74 художественных коллектива, в 18 школах (деревни Уфа-Шигири, Акбаш, Усманчаш и другие) татарский язык и литература преподаются как учебный предмет. В этих школах имеются и детские сады. Проблема — здесь уменьшается количество жителей в сельской местности. Как исключение, наверное, Уфа-Шигири — деревня Нижнесергинского района, там даже молодежь остается. Но есть такая печальная тенденция, когда дети в деревнях разговаривают только по-русски.
У нас в области зарегистрировано 11 татарских организаций, самые активные: конгресс татар Урала, областной НКАТ и свердловская региональная организация дружбы народов «Татары Урала». В прошлом году благодаря бизнесмену Олегу Хабибуллину, который предоставил помещение, открыли татарский культурный центр, есть молодежная организация. До пандемии мы проводили около 40 сабантуев, в этом осталось 20, областной проходит очень мощно. Мероприятия проводим на гранты, помогают областное правительство, Татарстан, Башкортостан в проведении сабантуя.
Из проблем — нехватка учителей татарского языка, хотя до 1960-х обучение в татарских деревнях шло только на татарском языке. Раньше учителей отправляли по направлению из вуза. Сейчас такой практики нет. Если самим отправлять в Казань, они уже не вернутся на Урал.
Тюменская область: проблемы строительства комплекса Искер
Лидеры общины: Ринат Насыров — представитель Всемирного конгресса татар в Тюменской области, Луиза Шамсутдинова — председатель Совета Региональной татарской общественной организации «Мирас» («Наследие») по Тюменской области.
Известные татары: Ахтям Каюмов — президент акционерного общества «Тюменский торговый дом», Закина Арангулова — обладательница звания «Заслуженный гражданин города Тобольска».
Как уже было сказано выше, Тюменская область включает в себя три субъекта федерации — собственно Тюменскую область, ХМАО, ЯНАО. Что касается самой Тюменской области, то, особенно на юге, татары здесь жили издревле. Здесь сотни татарских деревень: Тюменский, Тобольский, Вагаевский районы и т. д. В регионе работает два татарских культурных центра, а по количеству фольклорных коллективов Тюмень на третьем месте после Татарстана и Башкортостана. В области выпускается газета «Яңарыш», есть татарские школы, хотя в последнее время их количество уменьшилось. С давних времен в Тюменском университете, Тобольском пединституте были татарские отделения, к сожалению, сейчас они закрылись. Но, несмотря ни на что, пока уровень знания татарского языка в Тюменской области высокий, здесь село еще живет, его связь с городом ощутимая. В работе ВКТ деятельность татар области стоит на особом счету, в регионе есть представитель конгресса — это крупный предприниматель Ринат Насыров, он создал местный координационный совет. Какие бы мы мероприятия не проводил ВКТ, здесь выделяют большие квоты Тюменской области.
Луиза Шамсутдинова — председатель Совета Региональной татарской общественной организации «Мирас» («Наследие») по Тюменской области:
— У нас есть целые районы компактного проживания сибирских татар. Я живу в Тобольске, от него в 19 километрах есть Старый город — столица Сибирского ханства Искер или Кучумово городище. Центр сибирских татар есть в городе Тобольске, его создавали еще в 90-е годы. Он до сих пор действует, но бюджет сужается. Наши пожелания не исполняются, потому что у нас статуса коренного народа нет, во-вторых, нет своей автономии, только культурная, что сужает наши полномочии, не можем добиться, чтобы в школах преподавался татарский язык, поэтому приходится бороться. В 17-й школе Тобольска, где учатся мои внуки, появился татарский язык — один час в неделю
Не выполняется распоряжение президента Татарстана о восстановлении Искер, да, на Искер җыены отправляют ученых, артистов, но глобально строительство комплекса все тяжело идет. По статистике в Тобольске 20 процентов населения татары, но это очень заниженная статистика, на самом деле у нас напополам 40 процентов русские и 40 татары. Потом за болотами в Тобольске проживают сибирские татары, туда нет дороги, а там больше 30 деревень. Если взять Вагайский район — там сплошь татарские деревни. Себя сибирскими татарами считают также алтайцы, шоры, телеуты, тувинцы.
В Тюмени тоже много татар, есть культурный центр, очень хорошее здание.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра: деревень нет, не хватает имамов
Лидеры общины: Тагир Саматов — муфтий ХМАО, Рафаил Мухаметзянов — председатель татарской национальной культурной автономии города Нижневартовска «Мирас».
Известные татары: Миндар Аглямов — предприниматель, Рафис Шаймарданов — профессор Сургутского государственного педагогического института, Нурия Зиганшина — руководитель фольклорного ансамбля «Ак калфак».
В ХМАО проживают около 110 тыс. татар, большинство из которых — выходцы из РТ и РБ, Пермского края. Связан переезд было с открытием здесь нефтяных и газовых залежей. Много татарских организаций, в городах и поселках имеются мечети. Религиозную и национальную организация возглавляет один и тот же человек — Саматов. Сильная организация в Нижневартовске — национально-культурная автономия татар, там проводят активную работу. В последнее время оборудовали в школах кабинеты татарского языка. В городе есть проспект Мусы Джалиля, бюст в его честь, работает музей имени поэта.
Тагир Саматов — председатель совета региональной общественной организации «Национально-культурная автономия татар Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», муфтий ХМАО:
— В Сургуте есть татарский культурный центр, у нас 11 татарских автономий в ХМАО. Около 50 тысяч татар проживают в Сургуте, в Нижневартовске — наверное, столько же, в Югорске много. Татарских деревень у нас нет. Проводим сабантуи, в прошлом году должен был пройти всероссийский Сабантуй в Нижневартовске, но из-за пандемии прошел в онлайн-формате. Почти в 20 населенных пунктах ежегодно проходят Сабантуи.
Татарстан помогает книгами, костюмами для ансамблей. Одна из проблем — нехватка имамов-татар, из-за этого пришлось в некоторых городах ставить имамами дагестанцев, таджиков. Татарский язык изучают в татарских центрах, в Нижневартовске и Лянторе в школах открылись классы татарского языка. В мечетях также проходят уроки по основам ислама на татарском языке. У нас выходит газета «Татарлар».
Челябинская область: где родился конкурс «Татар кызы»
Лидеры общины: Лена Колесникова — председатель исполкома конгресса татар Челябинской области, Виталий Бадретдинов — председатель союза татарской молодежи Челябинской области.
Здесь есть районы с компактным проживанием татар, например Кунашакский. В Магнитогорск в 1930-е много высылали раскулаченных из Татарстана, город построен на костях ссыльных. В 1990-е татары активизировались, выпускают газету «Милли рух». Президентом РТ после посещения Магнитогорска был поднят вопрос о необходимости отдельного офиса, сейчас здесь у автономии есть свое здание. Активная организация — конгресс татар Челябинской области, объединяющая десятки татарских организаций. В отличие от других областей, конгресс является единственной организацией, объединяющей татар. Его возглавляет Колесникова, она является одновременно и депутатом Законодательного областного Собрания. Там началось проведение конкурса «Татар кызы», под руководством Колесниковой издается газета «Хазинә», есть свои телепрограммы. Еще один показатель успешности работы — в Челябинске сразу трем выдающимся татарским личностям поставлены памятники: поэту-герою Джалилю, разведчику Исхаку Ахмерову и поэту Тукаю. В этом году в Троицке открылся бюст Тукаю.
Виталий Бадретдинов — председатель союза татарской молодежи Челябинской области:
— У нас есть ансамбли, союз татарской молодежи, татаро-башкирская библиотека имени Бабича, есть центр народного единства, построенный при поддержке администрации города. Есть в Челябинске школа имени Мусы Джалиля, где как факультатив преподается татарский язык. Проводится мероприятие «Татар кызы», Сабантуи, молодежь участвует в мероприятиях в Казани. Историческая мечеть находится практически в центре города, там пешеходная улица, где дома были построены татарскими купцами.
Лена Колесникова — наверное, самый главный организатор мероприятий. По религиозной части у нас есть махалля, члены которой проводят мероприятия. Артистов к нам посылает Татарстан, такая помощь есть. Возможно, не хватает профессиональных кадров для изучения татарского языка, в Челябинске мало кто говорит по-татарски.
Ямало-Ненецкий автономный округ: мечты об экономической стабильности
Лидеры общины: Ильдус Насибуллин — руководитель общественной организации «Национально-культурная автономия татар города Салехарда «Ватан» ЯНАО, Зульфия Кашапова — руководитель ансамбля «Дуслык».
Известные татары: Наиль Хайруллин — директор департамента молодежной политики и туризма ЯНАО, Альбина Исламова — певица.
Еще один субъект федерации, входящий в состав Тюменской области, — здесь татар поменьше, около 30 тысяч. Одно время татары в регионе немного уменьшили активность, но в последние годы из Ноябрьска руководитель переехал в Салехард, работает в парламенте округа, это стало причиной активизации татар ЯНАО, которые проводят много мероприятий.
Ильдус Насибуллин — руководитель общественной организации «Национально-культурная автономия татар города Салехарда «Ватан» ЯНАО:
— Татары не особо стараются вести общественную работу. Но мы в Салехарде планируем запустить курсы по изучению татарского языка. Есть учитель-башкир, хотим онлайн и офлайн вести эти курсы, администрация города предоставила нам помещение. Я сам местный, здесь родился. Есть проблема — нет единого вектора развития. Даже элементарные вещи: приходят письма от ВКТ, но они все на татарском, а я не разговариваю по-татарски. Я им звоню, говорят, что по регламенту не положено дублировать на русском. Мне 32 года, у меня юридическое образование.
На Ямале у нас есть татарские организации: в Уренгое, есть активная группа в поселке Губкинский. Сабантуй проводится немного не так, не на природе, а в центре города, на бетонной площади. Есть музыкальный коллектив «Дуслык», ему будет 30 лет. В Ноябрьске есть центр национальных культур, но там сотрудника по татарам сократили. Раз в квартал до пандемии проводили «Чайхану», где пили чай, выступали артисты.
В Казани мы были на мероприятиях, две коробки книг прислали из министерства образования. Главная проблема автономий — финансирование и экономическая стабильность этих автономий, тогда бы у нас все было классно. «Ватан» существует с 1992 года, у казачества Ямала, например, есть на Кубани своя земля, построен торговый центр, они оттуда получают деньги, а у татар такого нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 161
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.