«Помочь муниципалитетам перейти от вызовов к выработке четких решений», — такую задачу поставил мэр Казани Ильсур Метшин перед городами мира в Барселоне после победы на выборах президента всемирной организации «Объединенные города и местные власти». В структуру, которая представляет интересы 70% жителей планеты, ныне казанский градоначальник попал в 2004 году, будучи мэром Нижнекамска, и прошел путь от рядового члена. Какую программу Метшин предложил миру и не мешают ли мэрам политические разногласия, выяснил «БИЗНЕС Online».
Ильсура Метшина избрали президентом всемирной организации «Объединенные города и местные власти»
Голосом городов всего мира в ООН и не только стал мэр Казани
Накануне мэра Казани Ильсура Метшина избрали президентом всемирной организации «Объединенные города и местные власти». Решение приняли на совете ОГМВ в Барселоне, в котором приняли участие 400 мэров, вице-мэров городов и глав регионов из Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Африки. Казанский градоначальник сменил на посту президента ОГМВ мэра марокканского города Эль-Хосейма Мохамеда Будры, который досрочно сложил полномочия из-за ухода с поста мэра. А по уставу ОГМВ организацию возглавляет только действующий глава муниципалитета.
«Город является базой всех преобразований, и наша задача — помочь муниципалитетам перейти от вызовов к выработке четких решений, а затем к внедрению стратегий устойчивого развития на местах, — сказал Метшин, выступая перед мэрами городов мира. — ОГМВ — это организация не для мэров, а для всех жителей городов, для людей, на благополучие которых направлены все наши усилия».
Избрание Метшина накануне вечером отметил популярный политический телеграм-канал «Незыгарь», который обратил внимание на то, что новость незаслуженно прошла мимо СМИ и телеграм-каналов. «Понятно — организация не на слуху, потому, вроде как, и проигнорировали новость, — говорится в сообщении (орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.). — Но на самом деле, наши медиа и эксперты просто не разглядели, какой потенциал стоит за международной площадкой, которая объединила местные власти более чем двухсот тысяч мегаполисов. А ведь это те, кто реально работает с населением на местах. Что из этого выйдет и какие решения будет продвигать Россия на этот поприще — как говорится, „будем посмотреть“».
Всемирная организация «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ) создана в 2004 году путем объединения двух международных организаций региональных и местных властей: образованного в 1913 году международного союза местных властей и всемирной федерации породненных городов, созданной в 1957 году.
В структуру всемирной организации входит 7 региональных отделений (североамериканское с центром в Вашингтоне, латиноамериканское (Кито), африканское (Рабат), ближневосточное (Стамбул), азиатско-тихоокеанское (Джакарта), европейское (Париж) и евразийское отделение с центром в Казани). Штаб-квартира организации находится в Барселоне. Членами ОГМВ являются 140 из 191 стран-участниц ООН. ОГМВ — единственная организация местных властей, аффилированная с ООН.
Членство в ОГМВ позволяет мэрам городов находить опробованные практики в строительстве, транспорте, благоустройстве, борьбе с пандемией и другими угрозами. В этот клуб входят влиятельные политики, ряд которых затем занимает посты в правительствах и возглавляет государства. В частности, мэрами городов и параллельно функционерами ОГМВ были действующий глава Китая Си Цзиньпин, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и др. Ранее президентами ОГМВ также являлись мэр Лиссабона (Португалия) Хорхе Сампайо, мэр Парижа (Франция) Бертран Деланоэ, мэр Стамбула (Турция) Кадир Топбаш, мэр Йоханнесбурга (ЮАР) Мфо Паркс Тау.
Россию в ОГМВ представляют мэры десятков городов.
Представитель России впервые возглавил всемирную организации «Объединенные города и местные власти», которая объединяет 240 тыс. муниципалитетов, регионов, мегаполисов 140 стран ООН и представляет интересы 70% жителей планеты. Представители евразийского отделения (а сейчас его штаб-квартира находится в Казани) также никогда не председательствовали в ОГМВ. До 2021 года на пост избирали представителей европейского, ближневосточного и западноазиатского отделений. Так, в кресле президента ОГМВ уже побывали мэры Лиссабона, Парижа, Стамбула и Йоханнесбурга.
Мэры — это хозяйственники, которые общаются о том, как развивать города, устранять угрозы
Какую программу мэр Казани предложил городам мира
Избрание видится закономерным. Мэр Казани присоединился к ОГМВ в 2004 году в начале работы организации. Будучи мэром Нижнекамска, Метшин стал рядовым членом, затем — вице-президентом и сопрезидентом, с 2006 года возглавляет евразийское отделение ОГМВ. Кроме того, в 2019 году Метшин возглавил консультативный комитет местного самоуправления ООН (UNACLA) — данная организация ранее входила в состав ОГМВ, но затем стала самостоятельной. Мэр Казани оказался единственным представителем России среди членов этого комитета, и его выбрали президентом UNACLA в ноябре 2019 года. Организация, кстати, объединяет 323 тыс. городов и муниципалитетов мира на всех континентах.
На новом посту лидера ОГМВ казанский градоначальник предложил:
- изменить взаимодействие городов и регионов ОГМВ;
- оказать помощь малым городам, которые оказались в тяжелом финансовом положении из-за пандемии;
- учредить для муниципальных образований премию «Лидерство в реализации целей устойчивого развития» совместно с центром ООН по населенным пунктам и генеральной ассамблей партнеров.
«Признание равнозначности каждого региона, каждого города, каждого отделения нашей организации должно быть осуществлено нами на деле, а не только декларироваться на встречах высокого уровня», — считает новый президент ОГМВ.
Все это кажется каким-то очень далеким от нас, и «Незыгарь» недаром пишет о некоей недооцененности этих новостей в публичном пространстве. Но на самом деле эти международные каналы способствуют наработке профессиональных связей с людьми по всему миру. «Одно дело, когда вы стучитесь в дверь и спрашиваете, можно ли войти, — говорил ранее „БИЗНЕС Online“ завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ-КХТИ Андрей Тузиков. — Другое — когда вы снимаете телефонную трубку и говорите: „Привет, Джонни/Генрих“. Это облегчает решение деловых вопросов». И нельзя не учитывать, что члены клуба мэров активно делают карьеру в своих странах. Не будем далеко ходить за примерами — вспомним премьера Великобритании Бориса Джонсона, который был мэром Лондона, или действующего лидера Китая Си Цзиньпина, когда-то являвшегося мэром Шанхая.
В городах сегодня проживают 57% населения Земли, к 2050 году в ООН прогнозируют рост численности населения городов до 70% мирового. Представительство России в организации, объединяющей интересы городов и муниципалитетов мира, — это канал прямой коммуникации на международном уровне. Межгосударственная дипломатия осложняется политической конъюнктурой, и политики вынуждены действовать исходя в том числе из общественного мнения в той или иной стране. А на местном уровне между мэрами таких острых политических разногласий меньше: стоит ли искать «руку Москвы» в мусорно-канализационных проблемах? Мэры — в первую очередь хозяйственники, и сфера их интересов — прежде всего развитие городов. Это обмен практиками в строительстве, решении транспортных вопросов, благоустройства, борьбы с пандемией. Так что вовлечение управленцев из российских городов на данную площадку коммуникации местного и городского уровня позволяет обмениваться опытом и ускорять решение вопросов внутри российских городов. Чем набивать себе шишки при принятии решения, не проще ли позвонить Джонни/Гендиху/Кадиру, у которого уже есть тот или иной опыт решения вопроса?
«То, что мэр одного из крупнейших российских городов, Казани, стал руководить данной организацией, тоже открывает определенные возможности в проведении разных мероприятий, даже в таком новомодном, полувиртуальном пандемическом формате»
«Очевидно, это еще и признание того, что муниципалитет Казани эффективен, причем по мировым меркам»
Оценить событие «БИЗНЕС Online» предложил экспертам — политологам и ученым.
Алексей Мартынов политолог, международный эксперт, директор Международного института новейших государств:— Безусловно, участие в любых международных организациях открывает новые возможности по горизонтали. Я имею в виду — на уровне взаимодействия муниципалитетов крупных городов. И то, что мэр одного из крупнейших российских городов, Казани, стал руководить этой организацией, тоже открывает определенные возможности в проведении разных мероприятий, даже в таком новомодном, полувиртуальном пандемическом формате. Но тем не менее это дает возможность и мероприятия проводить, привлекать людей, привлекать инвестиции, новые форматы взаимодействия и так далее и так далее. Конечно и безусловно, все это новые, дополнительные, скажем так, возможности.
Почему эту позицию занял именно мэр Казани? Вероятно, были оценены его качества, которые он демонстрирует в России. И очевидно, что о них известно и за рубежом.
Павел Салин политолог:— Сейчас, в текущей ситуации, российским элитам необходимо и нужно такое окно, которое может быть связано как раз с членством в этой организации. Если пространство для свободы, в том числе и элит, продолжит сужаться, тогда, наверное, такого рода окна будут популярны. Пока же с точки зрения содержания диалога с Западом подобного рода институты или позиции не столь эффективны, потому что еще возможно и прямое взаимодействие. Пока все эти события как будто носят технический характер. Но если вдруг начнет меняться политическая ситуация внутри страны, тогда нужно будет по-новому анализировать ситуацию.
Дмитрий Журавлев генеральный директор Института региональных проблем:— Во-первых, это определяет статус мэра Казани, Республики Татарстан и Российской Федерации. Представитель именно этого муниципалитета, этой республики и этой страны возглавил эту организацию. Тем самым признано его право на первенство в данной организации. Это само по себе уже является неким дипломатическим рычагом, потому что есть возможность не только контактировать с членами организации, но и выступать от ее имени.
А во-вторых, это именно то, что называется муниципальной дипломатией. Муниципалитеты — организации не политические. Их задача — обеспечение жизни людей. И это позволяет организовать гражданскую дипломатию, то есть выстраивать отношения между людьми, не по политической тематике. А это в свою очередь означает, что люди, которые нашли общий язык в частных вопросах, не то что легче будут решать политические вопросы (их о политике вообще не будут спрашивать, на это есть более высокий уровень отношений), но это создает некое взаимопонимание между людьми, между народами. Само по себе это не конвертируется, но в виде условия для дипломатии — очень важно! Почему мы танцевальный коллектив «Березка» возили по всему миру? Это был вариант гражданской дипломатии. И здесь то же самое. Причем «Березку» мы показывали любителям музыки и хореографии, а здесь перед нами — муниципальные руководители разных стран и регионов.
Очевидно, что это еще и признание того, что муниципалитет Казани достаточно эффективен, причем эффективен по мировым меркам. Это признание авторитета города, республики и страны. Но в первую очередь — конечно, эффективность. Потому что если на дорогах колдобины через каждый метр, а при выходе мэра на улицу горожане начинают в него помидорами кидать, то естественно, что его никуда не изберут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 416
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.