«Все будут жить в городах!» — пророчествовали во второй день на всероссийском архитектурно-строительном форуме «Казаныш» — «Достижение». Жители сел и деревень уже тянутся в города, которые превращаются в агломерации с «человейниками» на месте картофельных полей. О том, как на слете архитекторов и застройщиков рассуждали о легендах для жилых комплексов, культурную идентичность Казани называли непаханым полем для экспериментов и трогали кирпич по 900 рублей за штуку, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В выставочном комплексе Ak Bars Retro Cars продолжился первый всероссийский архитектурно-строительный форум «Казаныш» — «Достижение». Деловую программу второго дня открыли выступления о реновации, мастер-планах и градостроительстве
Не коммуналка, не общежитие и не отель: какое жилье пророчат перенаселенным городам?
Накануне в выставочном комплексе Ak Bars Retro Cars продолжился первый всероссийский архитектурно-строительный форум «Казаныш» — «Достижение». Слет архитекторов и застройщиков 1 декабря открыли дискуссией об архитектуре с характером, а затем участники форума погрузились в наболевшие вопросы, знакомились с новыми материалами и решениями, рассуждали о трендах рынка недвижимости. Деловую программу второго дня открыли выступления о реновации, мастер-планах и градостроительстве.
«Все будут жить в городах, — вдохновенно воспарял силой мысли в будущее основатель Citymakers Петр Кудрявцев. — Города будут расти и превращаться в агломерации. Сельские поселения станут чем-то аграрным либо коттеджными поселками, дальними дачами. Сельские поселения не смогут достичь качества жизни в супергородах. Это не страшно, но это надо прогнозировать».
Что ж, Кудрявцев, безусловно, прав, говоря, что село никогда не сравнится с городом. Хотя все это — вопрос ценностей в жизни каждого человека. Если вам всенепременно важно фланировать по парку, лениво посещая ТЦ ради просмотра витрин, а потом выбирать что-нибудь на маркетплейсах, то это, конечно, город. Это продвинутый общественный транспорт, досуг в рамках организованной природы без комаров (их давно отравили), изящная обувь и легкая одежда — ведь родной «человейник» максимум в получасе езды в уютном салоне такси или автобуса (пусть менее уютном)! Но если вы не сторонник этой рафинированной картинки — не боитесь перманентной работы на земле, надежных сапог, ощущения приятной усталости после родимой баньки, то село — кормилец городов! — ваша стихия. Стихия настоящих крепких хозяев — почему бы и нет?
Однако сельский труд все более механизируется и цифровизируется, и работы становится меньше. Это тренд. Молодежь ищет лучшей жизни, стремится к хорошему образованию, чего на селе пока не может быть по определению. Пристанищем становятся растущие города. Казань не исключение. Перенаселенность подталкивает мегаполисы к полицентричности, концепции 15-минутного города и, увы, сокращению площади жилья. Например, казанские инвесторы влегкую режут «трешки» на «шуваловки»: цена «квадрата» высока, но если их мало — такие квартиры доступнее. А маржа получается больше.
Идею города, сегментированного по принципу 15-минутной транспортной доступности, предложил профессор Сорбоннского университета Карлос Морено.
По его мысли, расстояния в городе измеряются не километрами, а минутами. Дефицит времени — это главное, что испытывают горожане. Потому концепция 15-минутного города на первое место ставит пешеходную доступность. Все, что человеку нужно для жизни, он должен иметь не далее чем в 15 минутах ходьбы. Все передвижения — пешком, не на транспорте. В крайнем случае — велосипед и самокат. То есть в идеале город должен быть спланирован таким образом, чтобы его житель за 15 минут мог добраться до работы, учебы, магазинов, кафе, парков, спортплощадок, кино, театров, библиотек и прочих мест культурного досуга, не используя транспорт с его выхлопами. Эпоха спальных районов, когда тебе надо было ежедневно ехать из дома до работы и обратно, — это пережиток прошлого. Теперь нужно планировать город так, чтобы у его жителя имелась возможность работать не далее чем в 15 минутах от дома. Это признак постиндустриального города: в нем не требуются километровые охранные зоны вредных производств, а жителю не надо перемещаться за пределы километрового радиуса.
Запрет движения автомобилей и приоритет пешеходов, превращение парковок в общественные пространства, приоритет общественного транспорта, сети велодорожек и озелененные уголки — все это элементы концепции. В свете пандемии коронавируса такие самодостаточные для жизни районы становятся очень актуальными. Они легко обособляются (либо изолируются) в случае карантина, поскольку не требуют от граждан необходимости выезда за пределы 15-минутного радиуса пешком, на самокате или велосипеде. Зачастую при этом ограничивается право на въезд на бензиновых и дизельных автомобилях.
Ряд городов мира уже следует данной концепции. К примеру, это часть программы мэра Парижа Анн Идальго. Элементы концепции используют власти Оттавы, Милана, Лондона. Субцентры развиваются и в Москве. Отметим, что генплан Казани – 2040 ставит своей целью формирование самодостаточных городских ядер, не требующих перемещения жителей от одного центра к другому. Принципы концепции 15-минутного города заложены также в стандарты комплексного развития территории госкорпорации «Дом.РФ».
Коливинги с микроквартирами площадью до 20 кв. м приходят на смену квартирам, констатировали эксперты. Это не коммуналка, не общежитие и не отель. Квартира-ячейка только для сна! Работа, стирка, отдых, питание — в общих зонах с соседями. Такое уже было в СССР: примером советского коливинга на форуме назвали дом Наркомфина в Москве. В части квартир этого дома не было кухонь — только газовая плитка для подогрева еды. Тогда такое решение олицетворяло социализированную жизнь и новый быт настоящего советского человека, отринувшего оковы мелкобуржуазного собственничества! А теперь это компромисс, позволяющий жить в центре города и не только за доступные деньги.
Сервисные апартаменты — еще один вариант доступного долгосрочного и среднесрочного жилья, которого в Казани пока нет. Такие объекты строят в общественно-деловой застройке по гостиничным стандартам. А 90% площадей покупают инвесторы, перечисляла полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в Татарстане Елена Стрюкова. Квартир там нет — есть ячейки!
Сервисные апартаменты — еще один вариант доступного долгосрочного и среднесрочного жилья, которого в Казани пока нет. Такие объекты строят в общественно-деловой застройке по гостиничным стандартам
Сервисные апартаменты — это:
- до 200 ячеек площадью от 19 до 27 кв. м с ремонтом и мебелью;
- управляющая компания, классификация апартаментов, звездность;
- гостиничные услуги, лобби, стойка регистрации, сервисные службы.
«Это место, куда приходят спать, а свободное время проводят в местах общего пользования», — продолжала Стрюкова.
В Москве уже насчитывается 24 сервисных апартамента на 6,5 тыс. ячеек, в Санкт-Петербурге — 79 на 28,6 тысячи. Строят такие объекты по закону о долевом строительстве. Ячейки продают в розницу физическим и юрлицам, обслуживанием и сдачей площадей в аренду занимается управляющая компания. По словам Стрюковой, квадратный метр в сервисных апартаментах дороже квартиры в новостройке. Но так как площадь меньше, апартаменты стоят так же и даже дешевле квартиры.
По сведениям застройщика Pioneer Group из Санкт-Петербурга, 61% арендаторов сервисных апартаментов — это корпоративные клиенты, 15% — туристы, 13% — студенты, из IT-сектора — 11%. В Казани места в сервисных апартаментах могут занять студенты — только КФУ в этом году не хватает 2 тыс. мест в общежитиях.
Идею о сервисных апартаментах застройщики на полях форума, по словам Стрюковой, пока отвергли со словами: «Это не получится», «Не надо», «Не востребовано рынком».
Культурная идентичность, мирная жизнь представителей разных народов и конфессий в Казани и Татарстане — непаханое поле для архитектурных экспериментов
Легенды о ЖК, культурная идентичность Казани — непаханое поле для экспериментов и миссия Института развития города
Приведем другие тезисы выступлений и мнения российских архитекторов со второго дня форума.
- Застройщики конкурируют не только ценой, качеством и локацией, но и общественными пространствами. В ход идут парки, бульвары, озелененные кровли с бассейнами и без.
- В городах не хватает городских публичных площадей. А если такие есть, то там нет атмосферы живого пространства.
- Работать надо над архитектурой типовых проектов — это 80–90% того, что строят в городах.
- Жилому комплексу современности нужна своя легенда — сформированный образ. На основе смыслового каркаса появляется видение ЖК, выделяют материалы, планировки. Например, с таким подходом в Казани застроят территорию бывшего завода «Крахмалпатока» на улице Галиасгара Камала. Выяснилось, что завод развивался изнутри квартала, и с высоты объект напоминал рост кристалла. Архитектор взял за основу такую структуру для нового ЖК.
- Расстояние между кварталами внутри города надо сокращать! Иначе территории превращаются в пустыри с «козьими тропами»: пешеходы непременно срежут путь.
- Не украшают новые городские кварталы России типовые школы-комбинаты.
- Культурная идентичность, мирная жизнь представителей разных народов и конфессий в Казани и Татарстане — непаханое поле для архитектурных экспериментов.
Архитектурными поисками в Казани займется и созданный в начале года Институт развития города, архитектурное направление которого возглавила бывший главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева.
На форуме озвучили пять пунктов миссии Института развития города:
- решать градостроительные задачи и готовить стратегические проекты Казани;
- создать условия для новейших компетенций, специальностей будущего;
- формировать многопрофильные команды, в которые войдут проектировщики, чиновники, девелоперы, горожане;
- создать центр диалога о развитии города;
- выявить способности молодых.
Институт уже готовит для города нормативную документацию, каталог типовых проектов для ИЖС в историческом поселении — это часть принятой концепции развития центра Казани, мастер-план и концепция Забулачья, рассказала Прокофьева в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Продолжающийся форум — это не только дискуссии, круглые столы и презентации, но еще и выставка производителей стройматериалов
Фибробетон, алюминиевые панели, кирпич. Во что предлагают «обернуть» здания Казани взамен керамогранита?
Продолжающийся форум — это не только дискуссии, круглые столы и презентации, но еще и выставка производителей стройматериалов. Образцы керамического кирпича, стеклоблоков, стали «кортен», натурального сланца на выставке представила казанская компания «Архихаб». Материалы преимущественно импортные, но стеклоблоки отечественные, сталь — европейская, при этом в готовое изделие листы превращают уже в России. «Но в целом это доступные решения для городов России», — отметила руководитель компании Диляра Аухадуллина.
Рядом стеклянные кирпичи из Италии и пачка датского клинкерного кирпича ручной формовки с семейной фабрики, основанной аж в 1791 году. Видны даже отпечатки пальцев мастера. Цена штуки соответствует: 900 рублей. Обычный кирпич, «красная скотинка» застройщиков, обойдется в 15… Но спрос есть: с применением такого кирпича в Казани возвели один из частных домов. Видимо, ощущение «ламповости» для его владельца куда важнее презренного металла: даже при кладке в полкирпича на квадратный метр стены нужен 51 кирпич — жалких 45 тыс. рублей.
Неподалеку — продукция производителя вентфасадов с двумя вариантами облицовки клинкерной плиткой: с затиркой и пазогребневым соединением. Решению 5 лет, но застройщики до 2020 года неохотно заменяли им керамогранитные вентфасады. Эта облицовка дороже плитки 60×60 в 1,5–2 раза. Но теперь архитекторы и застройщики чаще выбирают вентфасады с имитацией кирпичной кладки. К этому подстегивает и главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, которая в 2020 году совершила в городе фасадный переворот.
«Все уже устали от керамогранита», — оценил тренд региональный представитель по Приволжскому округу NordFox Илья Носов.
«Все уже устали от керамогранита», — оценил тренд региональный представитель по Приволжскому округу NordFox Илья Носов
Еще один вариант для фасада — алюминиевые панели сербского производителя Sevalcom. Используют такие на фасадах, кровлях, в интерьерах. Крашеные, с вырубкой или рельефной формовкой панели застройщики Казани тоже пробуют на объектах. «Используют как на вентрешетках, так и целиком на фасадах», — рассказал менеджер компании Павел Китаев.
Представительство итальянской компании Tegola привезло на выставку в Казань «пирог» эксплуатируемой кровли, которая тоже популярна у застройщиков. Часто это двор над паркингом. Эксплуатируемой кровлей компании укрыт музей дерева в Свияжске, паркинг ТАИФа у НКЦ. По словам директора по маркетингу Tegola group Елены Кончаковой, материал каждого слоя «пирога» производят в России, у компании также два завода в РФ, продукцию которых экспортируют в 24 страны.
Ижевская компания «Арт-гипс» представила на выставке образцы навесных фасадов из фибробетона. Например, в Казани продукцией этой компании облицован ЖК Luciano Vita Club. Цена такой облицовки стартует с $50 за квадратный метр и зависит от формы, имитации других материалов, цвета. В Ижевске у компании собственное производство мощностью 150 кв. м облицовки в день, штат скульпторов, станки с числовым-программным управлением.
«Бетон как материал изучают только последние 50 лет. Материал постоянно развивается, добавляются химические добавки, наполнители, — говорит руководитель отдела производства компании Руслан Лысань. — Это гибкий материал, который используют начиная с вазонов, кашпо, заканчивая строительством небоскребов. Фибробетон решает как инженерные, так и дизайнерские задачи в зависимости сложности объекта».
Сегодня последний день работы форума. В программе награждение победителей конкурса на лучший объект Казани, презентации и выступления экспертов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.