«Нам предложили взять по остаточной стоимости молокозавод в Тюлячах, который был банкротом. Пришлось заново формировать коллектив и полностью восстанавливать производство», — рассказывает историю молокоперерабатывающего комбината в Тюлячах и сельхозкооператива «Навруз» его основательница Раиля Хисматуллина. О том, как поднимали с колен обанкротившееся предприятие, как с нуля развивали производство, которое сегодня ежедневно выдает 8 т настоящих молочных продуктов — сыра и сливочного масла, которые разбирают покупатели из регионов России, — в интервью с Раилей Хисматуллиной.
Раиля Хисматуллина: «Работа по восстановлению, а правильнее сказать, по полному переоборудованию завода, была проведена колоссальная. Построили цех для хранения 300 тонн сыров, заработала шведская линия по их упаковке в пакеты, что позволило продукту «дозревать» в вакууме до 45 дней»
Взяли заброшенный завод и восстановили производство
— Раиля Накиповна, возглавляемый вами сельхозкооператив «Навруз» относительно новый игрок на молочном рынке. Расскажите, как возникла идея заняться именно переработкой сельхозпродукции?
— В 2018 году министерство сельского хозяйства и продовольствия нашей республики предложило нам взять по остаточной стоимости маслозавод в Тюлячах — он находился в банкротном состоянии уже лет пять. Рискнули и выкупили. На первых порах нам очень помогли гранты от минсельхоза, на которые закупили оборудование, да и сами брали кредиты. Руководство района всячески помогало и до сих пор поддерживает нас, спасибо главе Назипу Хазипову — очень положительный человек, все время интересуется делами, помогает решать возникающие проблемы. А если честно признаться, на тот момент у меня совершенно не было опыта в молочном производстве.
— С чего начали?
— Пришлось заново формировать коллектив, пригласили технолога, инженеров. В свое время они трудились в Тюлячах, но после закрытия молокозавода стали работать на аналогичном производстве в Богатых Сабах. Уговорила их вернуться на родину.
Стали потихоньку восстанавливать заброшенное производство, полностью демонтировали старое оборудование — прежние хозяева его даже на хранение не поставили, сепараторы заржавели, абсолютно все пришло в негодность. Был такой смешной момент: когда демонтировали старое оборудование, среди местных жителей пошли слухи о мародерстве, дескать, наши предшественники по-божески еще растаскивали завод, а мы, мол, подчистую оттуда все выносим. Работа по восстановлению, а правильнее сказать, по полному переоборудованию завода, была проведена колоссальная. Построили цех для хранения 300 тонн сыров, заработала шведская линия по их упаковке в пакеты, что позволило продукту дозревать в вакууме до 45 дней. Ведь технологию ни в коем случае нельзя нарушать, хотя сейчас оптовики стоят в очереди за нашими сырами, ждут его дозревания. Ввели в строй собственные очистные сооружения, раньше говорили, что в Тюлячах текут молочные реки, сейчас вытекает после очистки прозрачно чистая вода. В результате в течение года сумели запустить производство: в самый разгар весны — 2 мая 2019 года — открыли наш комбинат. А сельхозкооперативу выбрала наименование «Навруз» — как символ обновления природы, мы ведь тоже запустили производство с нуля. Эмблемой нашей компании стала ласточка, взмывающая вверх.
«Несмотря на скепсис местных жителей, мы все-таки запустили комбинат. Потихоньку наращивали производство, в результате сейчас принимаем до 70–80 тонн сырого молока, производим 6–7 тонн сыра и примерно 1,5 тонны масла»
— Как местные жители отнеслись к возрождению предприятия? Были сомневающиеся?
— Конечно, были! Помню, я сказала одному человеку, что весной открываемся, так он переспрашивать начал, мол, весной какого года? (Смеется.) Так вот, несмотря на скепсис местных жителей, мы все-таки запустили комбинат. Потихоньку наращивали производство, в результате сейчас принимаем до 70–80 тонн сырого молока, производим 6–7 тонн сыра и примерно 1,5 тонны масла.
— Сырье где берете?
— У нас есть собственные молоковозы, сырье возим из Кукмора, принимаем у агропредприятий и населения Сабинского, Арского районов.
— Судя по номенклатуре вашей продукции, вы в основном производите сыры. Какие именно?
— Действительно, основной упор мы делаем на производство сыров. Все они полутвердых сортов: «Российский», «Голландский», «Костромской», а также «Пошехонский», «Тильзитер», «Мраморный», «Сливочный», «Сметанковый».
«Наибольшим спросом пользуется «Голландский» сыр, хорошо берут «Российский» 50-процентной жирности. У каждого сыра свой период созревания, который происходит в течение определенного количества дней при температуре 9–10 градусов, затем продукт помещается в сырохранилище с температурой 1–2 градуса»
— Какой из них наиболее популярный у покупателей?
— Это дело вкуса каждого конкретного человека. Но наибольшим спросом пользуется «Голландский» сыр, хорошо берут «Российский» 50-процентной жирности. У каждого сыра свой период созревания, который происходит в течение определенного количества дней при температуре 9–10 градусов, затем продукт помещается в сырохранилище с температурой 1–2 градуса. Все производится по ГОСТу. И только из оставшегося молока производим сливочное масло жирностью 72,5 процента. Как я уже отметила, основное направление — сырная линия. У нас для этого есть все: пресс, формовочные цеха, упаковка…
— Другую молочную продукцию не планируете производить?
— Сыр и масло — это все, что выходит из ворот Тюлячинского маслодельно-молочного комбината. Выпускать кефир, сметану, любую другую кисломолочную продукцию пока не собираемся. Мы сырный завод, сейчас, например, готовимся к запуску плавленых сыров, оборудование уже установлено.
«Мы сырный завод, сейчас готовимся к запуску плавленых сыров, оборудование уже установлено»
«У нас полностью натуральный молочный продукт»
— Поговорим о наболевшем — качестве молочной продукции. Не секрет, что в последнее время участились случаи, когда вместо чисто молочного продукта покупателю продают «смесь» с растительными жирами…
— Даю стопроцентную гарантию — растительные жиры в свою продукцию не добавляем! У нас полностью натуральный молочный продукт. Но подделки под наш бренд, к сожалению, были — находили партии подделок в Новосибирске, Нижнем Новгороде…
— Как происходит контроль готовой продукции на комбинате?
— На предприятии три лаборатории, проверяющие качество поступающего сырья. При приемке сырья в обязательном порядке проводится и контроль на санитарно-микробиологическое состояние. Ни в коем случае не принимаем сырье без справок о ветеринарно-санитарном благополучии молочных ферм и комплексов, предоставляемых органами ветеринарного контроля. Закупаем самую лучшую закваску, хорошую упаковку. Кстати, часть нашей продукции поступает для детского питания в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск.
«Сейчас ведем переговоры с «Бахетле», надеюсь, вскоре там появятся наши сыры»
— География поставок только за пределами республики?
— Действительно, бо́льшая часть наших сыров оптом уходит за пределы республики, по Татарстану очень мало остается. Есть поставки в Казань и Челны, но в основном все уходит в другие регионы.
— И где же у нас, в Татарстане, можно приобрести ваши сыры и масло?
— В нашем фирменном магазине при заводе в Тюлячах, он расположен в административном здании — люди специально сюда приезжают. Казанцы же могут купить нашу продукцию в агропромышленном парке, на рынках, привозим свои масло и сыры и на сельскохозяйственные ярмарки. К сожалению, на полках магазинов вы наш товар не найдете — чтобы попасть в ретейл, необходимо выполнить очень жесткие условия… Сейчас ведем переговоры с «Бахетле», надеюсь, вскоре там появятся наши сыры.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.