В Казани состоялся IX музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей» — совместный проект худрука ГАСО РТ Александра Сладковского и пианиста Дениса Мацуева. В программе были Иоганнес Брамс, Эдвард Григ и Сергей Рахманинов, а между двумя концертами наградили казанских победителей конкурса «Новые имена». О том, что исполнил на бис Мацуев и кому было посвящено исполнение Третьей симфонии Рахманинова, — в материале «БИЗНЕС Online».
Очередным, уже 9-м по счету, предновогодним подарком казанским слушателям стал музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей», который прошел в ГБКЗ им. Сайдашева 19 и 20 декабря
Старая дружба и новые имена
Очередным, уже 9-м по счету, предновогодним подарком казанским слушателям стал музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей», который прошел в ГБКЗ им. Сайдашева 19 и 20 декабря. Это совместный проект худрука ГАСО РТ Александра Сладковского и выдающегося пианиста Дениса Мацуева.
«Благодаря многолетней дружбе и творческому союзу выдающихся музыкантов — пианиста Дениса Мацуева и дирижера Александра Сладковского — у ценителей классической музыки в нашей республике есть прекрасная возможность насладиться шедеврами мировой классики и высочайшим мастерством исполнителей», — сказано в приветственном слове участникам и гостям фестиваля от президента РТ Рустама Минниханова. И действительно, благодаря дружбе Сладковского и Мацуева приезд последнего стал привычным для казанской публики, но от этого не менее ожидаемым и желанным. В зале в эти два вечера были замечены вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, министр культуры РТ Ирада Аюпова, а руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, которая является давней поклонницей пианиста, вручила двум главным действующим лицам фестиваля традиционные букеты цветов.
Это совместный проект худрука ГАСО РТ Александра Сладковского и выдающегося пианиста Дениса Мацуева
Кроме вечерних концертов, в рамках фестиваля в детской музыкальной школе №5 Казани прошли мастер-классы благотворительного фонда «Новые имена» им. Иветты Вороновой, президентом которого является Мацуев. Ежегодно благодаря тесному сотрудничеству фонда с ГАСО РТ организовываются мастер-классы для юных музыкантов. Заслуженный артист РФ, профессор МГК им. Чайковского Александр Мдоянц и доцент МГК им. Чайковского Ольга Галочкина провели для учеников городских музыкальных школ и спецшколы при консерватории занятия по классу фортепиано и виолончели.
На следующий день состоялись отборочные прослушивания юных талантов на звание стипендиата фонда «Новые имена». По итогам прослушиваний члены комиссии отобрали пять стипендиатов: Дениса Усова, Арину Сафиуллину, Кирилла Миряшкина, Ульяну Жирову и Ольгу Луценко. Последней также вручили приглашение в международную летнюю творческую школу «Новые имена» в Суздале. Дети, не ставшие стипендиатами, но выступившие на гала-концерте, были приглашены на прослушивания вице-президентом фонда Александром Петросяном в будущем году без прохождения отборочного тура. «Уровень музыкантов в Татарстане замечательный — еще и потому, что у них есть возможность послушать коллектив такого высокого класса», — говорил ранее Мацуев.
На бис Мацуев исполнил отрывок из сюиты Грига «Пер Гюнт» — знаменитую композицию «В пещере горного короля» — на таких космических скоростях, что, казалось, клавиши под его пальцами вот-вот задымятся
Брамс, Шуберт, Григ и скорости
А вечером в воскресенье и понедельник в ГБКЗ им. Сайдашева состоялись долгожданные концерты фестиваля, ведущей которых выступила лектор Московской филармонии, музыковед Ирина Тушинцева. Первый вечер был посвящен музыке Иоганнеса Брамса. В первом отделении ГАСО РТ под управлением Сладковского исполнил Симфонию №1 немецкого композитора. Во втором отделении прозвучал Концерт №2 для фортепиано с оркестром, в котором виртуозно солировал Мацуев. На бис он исполнил Экспромт №2 Франца Шуберта.
В программе второго вечера значились Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига и симфония №3 Сергея Рахманинова. Совсем недавно Сладковский вошел в состав организационного комитета по подготовке и проведению международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. Рахманинова, поэтому выбор его музыки в очередной раз подтверждает роль великого композитора сегодня в творчестве маэстро из Казани.
Романтическая свобода, яркость выявления чувства, тонкие лирико-психологические нюансы музыки — все эти характеристики концерта Грига близки дирижеру и солисту, которые исполнили его в унисоне, когда не делишь партии на оркестровые и фортепианные. Размашистое полотно финала не дает отвлечься ни на секунду даже в мыслях — настолько оно затягивает в свою эпическую музыкальную картину.
На бис Мацуев исполнил отрывок из сюиты Грига «Пер Гюнт» — знаменитую композицию «В пещере горного короля» — на таких космических скоростях, что, казалось, клавиши под его пальцами вот-вот задымятся. Реакция публики была предсказуемо бурной.
В этот вечер симфония звучала особенно проникновенно и эмоционально. Были в ней и благодарность педагогу за годы, проведенные под его менторством, и боль утраты, и тихая скорбь
«Я очень хочу, чтобы мы все почтили его память»
Второе отделение началось со вступительных слов Сладковского. «К сожалению, я должен сказать, что 16 декабря в жуткой автомобильной катастрофе погиб мой офицер-воспитатель Пучков Геннадий Васильевич — полковник, дирижер оркестра министерства обороны РФ, человек, который вкладывал в нас душу. Нас было 25 воспитанников, и в 1976 году он взял нас под свое крыло. Я очень хочу, чтобы мы все почтили его память, и посвятить исполнение симфонии Рахманинова ему, ушедшему всего в 76 лет», — сказал дирижер.
В «Фейсбуке» Сладковский писал о Пучкове: «Кадет, офицер, блистательный аранжировщик, потрясающего интеллекта выдающийся человек… Последней оркестровкой, которую я попросил его сделать для ГАСО РТ специально для гастролей по Испании, была композиция „Испания“ Чика Кориа. Ужасная трагедия, невосполнимая потеря. Но солнечный свет его души, его улыбка и мудрое отношение к жизни будут всегда напоминать нам о нем и его потрясающих человеческих качествах…»
В этот вечер симфония звучала особенно проникновенно и эмоционально. Были в ней и благодарность педагогу за годы, проведенные под его менторством, и боль утраты, и тихая скорбь. Но поистине скорбной песнью стал «Вокализ» Рахманинова, исполненный «татарстанскими симфониками» на бис. Рифмуясь с бисовым исполнением «Вокализа» Мацуевым в июне этого года, в этот вечер игра музыкантов стала еще более воздушной, невесомой, необыкновенной лиричной и преисполненной светлой печали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.