Татарстан весь 2021 год находился в центре внимания всей России — и, к сожалению, подчас по трагическим или скандальным поводам. Страна до сих пор в шоке от расстрела в казанской гимназии №175, кошельки сотен тысяч россиян облегчились на миллиарды от игры в «беспроигрышную лотерею» под названием Finiko. В декабре Россия обсуждала ректора КФУ Ильшата Гафурова — его задержали не за какую-либо коррупцию, а за организацию убийства. Лицо преступности изменилось до неузнаваемости. Теперь это «апостолы» красивой жизни из соцсетей, выманивающие у граждан миллиарды исключительно шикарной улыбкой на фоне не менее шикарных авто и волшебным словом «биткоин». Ну и «казанский стрелок» — кровавый продукт погони за хайпом в соцсетях.
Второй пандемийный год для силовиков республики начался с задачи противодействовать акциям протеста, организованным сторонниками оппозиционера Алексея Навального
Галявиев вменяем и во всем сознался
В минувшем году силовики республики столкнулись не только с новыми вызовами со стороны преступности. Политическая активность тоже подчас выходила из заданных властью берегов.
Второй пандемийный год для силовиков республики начался с задачи противодействовать акциям протеста, организованным сторонниками оппозиционера Алексея Навального. Две недели подряд тысячи силовиков Казани, Челнов и даже Альметьевска и Нижнекамска провели в усиленном режиме. Явка на татарстанских митингах оказалась, пожалуй, самой высокой со времен памятных событий в начале 90-х на фоне принятия Конституции Татарстана, но с одной лишь разницей: если на заре современной России и современного Татарстана площадь Свободы была переполнена людьми среднего возраста и даже пенсионерами, то в 2021 году по улицам Казани маршировала молодежь. Вот и пришлось полиции с Росгвардией решать задачу: как и и протесты «погасить», и молодежь не слишком «прессовать». Не считая нескольких инцидентов, в целом получилось.
Но, как оказалось, это была лишь большая проверка перед двумя большими «черными лебедями».
В мае республику и всю страну потрясла страшная трагедия. 19-летний выпускник гимназии №175 Ильназ Галявиев с ружьем и взрывчаткой вошел в двери родной школы и устроил бойню. 11 мая второй урок, во время которого Галявиев устроил расстрел, стал последним для 9 его жертв. Из них 7 — дети.
Расследование находится на особом контроле у председателя следственного комитета России Александра Бастрыкина, который и сам прилетал в Казань, и отправил в РТ своего личного следователя с генеральскими погонами. Галявиев прошел две психолого-психиатрические экспертизы, которые показали прямо противоположные результаты. Но самое страшное — у злоумышленника нашлись последователи. Спустя четыре месяца похожий расстрел устроил в Пермском университете студент вуза Тимур Бекмансуров — погибли 6.
Галявиев на данный момент признан вменяемым, ему предъявлено обвинение в убийстве и покушении на убийство двух и более лиц, включая малолетних, и ряде других противоправных действий. По данным следствия, Галявиев признался в содеянном и раскаивается. Согласно материалам уголовного дела, причина преступления — «стремление Галявиева подражать действиям неформальных представителей одной из деструктивных субкультур, сведения о которых он почерпнул из сети интернет».
Не приходится сомневаться — судебный процесс над Галявиевым станет скандальным. злоумышленник якобы отказался от адвоката, нанятого родителями, и согласился на услуги адвоката по назначению. Вторая экспертиза, признавшего «стрелка» вменяемым, прошла в СИЗО «Кресты» Санкт-Петербурга, а первая, с выводом о невменяемости Галявиева в момент совершения преступления, — в ведущем центре психиатрии России, институте им. Сербского.
Откуда растут уши «деструктивной субкультуры», понятно: уже в первые дни расследования многие усомнились, что 19-летний Галявиев, ранее ничем особо не увлекавшийся, мог самостоятельно дойти до той точки, к которой он пришел кровавым майским утром. Его поведение, фразы о том, что «он Бог», уровень подготовки словно говорили — молодому человеку некие темные силы промыли мозги. Прямых доказательство этому, конечно, нет. Но были определенные косвенные признаки. Ровно за год до трагедии покончил самоубийством студент того же колледжа ТИСБИ, мать которого утверждала, что перед смертью ее сын вел себя так же, как Галявиев. Позже, в ноябре, ФСБ якобы предотвратила расстрел в Дербышках. 14-летний подросток вроде бы собирался устроить расправу в местной школе, но вовремя был разоблачен. По заявлению все той же ФСБ, к расправе молодого человека подталкивал некий администратор одной из групп в соцсетях, чей след ведет на Украину. Впрочем, это дело, судя по всему, ничем не кончится по причине недостаточности и слабости доказательств, а также несовершеннолетия несостоявшегося «террориста».
Главный лохотрон со времен МММ работал с 2018 года, но вышел на пик популярности в 2020 году
«Поле чудес» по-казански, или Крах «апостолов» красивой жизни из Finiko
Второй криминальный тренд года — расцвет хайп-пирамид, рекламируемых в сети систем «автоматической генерации прибыли». Столицей этого новомодного явления стала Казань, прославившаяся делом Finiko.
Главный лохотрон со времен МММ работал с 2018 года, но вышел на пик популярности в 2020 году. Помогло несколько факторов. Первый — пандемия. Те, до кого интернет в роли ежедневного спутника не дошел раньше, просто замкнули вокруг себя этот информационный вакуум. Второй — ЦБ, который до конца прошлого года снижал ключевую ставку и сделал банковские вклады не особенно выгодными. И третий — перманентно присущая человеку любовь к халяве. Finiko идеально воплотил в себе модель получения денег из воздуха — чтобы заработать (подмена происходит уже в этом слове — «вкладчик»-то ничего не производит и не продает), нужен только доступ в интернет и личный кабинет на платформе, который можно открыть за несколько минут. Затем начинается обставленная крутыми технологическими прибамбасами игра: твои реальные деньги переводят в виртуальные биткоины, которые дорожают на глазах. Счет растет каждый день, причем на 1–2%. Невиданные ставки! Затем наступает день Х — в зависимости от того, кто какой срок «вклада» выбрал. Чаще всего — 3 или 6 месяцев. Далее тебе дают право снять деньги со счета. Сделать это гораздо сложнее, чем пополнить счет — на вывод уходят сутки мучительной бюрократии. А когда деньги оказываются на банковской карте, у «вкладчика» происходит душевное облегчение — он измотан и счастлив, как в конце тяжелой рабочей недели. Как тут не поверить в работу твоих собственных денег?
Еще сложнее не повестись, когда халява проходит мимо. Найти человека, у которого среди знакомых татарстанцев не было бы вкладчика Finiko, в какой-то момент просто было нельзя. Как в вольной экранизации Булгакова от Леонида Гайдая: «Танцуют все!»
Наконец, главный феномен Finiko — в его живучести. Пирамида действительно долго платила деньги, в республике появилось немало новых собственников жилья и авто бизнес-класса (о распродажах сейчас рассказывают риелторы). И этим основатели Finiko Кирилл Доронин, Зыгмунт Зыгмунтовичь, Эдвард и Марат Сабировы долго били карту силовиков. Дескать, какое мошенничество, если ни одного недовольного клиента?
Объяснить такую платежеспособность финикийцев непросто. Есть несколько теорий. Основная — руководители пирамиды купили в Москве дорогое программное обеспечение, которое точно рассчитывало, сколько еще вкладчиков нужно привлечь, чтобы выплатить обязательства перед предыдущими «инвесторами». А дальше в дело вступали маркетологи, которые, безусловно, показали класс и Татарстану, и России, и ряду стран СНГ. Вторая — Finiko не обошлась без серьезных многомиллионных (и речь не о рублях) вложениях. Откуда у обаятельной четверки такие деньги? Поверить, что были свои, невозможно. А значит, нашелся серьезный «инвестор». Быть может, именно он помогал Finiko так долго избегать внимания правоохранителей, а позже — сбежать троице основателей. Наши источники допускают: к республиканским силовикам накопился ряд серьезных вопросов.
Не убежал лишь Доронин, который сейчас отдувается за всех своих партнеров в московском СИЗО, но, кажется, определенного оптимизма не теряет, он даже начал давать показания. До чего доведет его, безусловно, подвешенный язык — покажет время. А пока следствие считает ущерб. По оценкам наших источников, через пирамиду могло пройти до $1 миллиарда — вполне возможно, с учетом того, что Доронин оценивал число «вкладчиков» в 1 миллион. Жизнь любит злую иронию: получается, что первым «единорогом» (так в мире IT называют компании, достигшие оценки в $1 млрд) стал не стартап из Иннополиса, а финансовая пирамида эпохи интернет-хайпа. Впрочем, с молодым городом на живописном берегу Волги у Finiko есть некоторые сюжетные пересечения.
На следующий день после подписания президентом РФ закона о публичной власти имени Клишаса –Крашенинникова в Казань прилетела следственно-оперативная группа. Впрочем, винить политические обстоятельства Гафуров, конечно же, не должен
Гафуров как жертва «контрреволюции»
Ректор КФУ Ильшат Гафуров, который в августе прошлого года с помпой отмечал шестидесятилетие, казался фигурой непоколебимой.
Но уже на следующий день после подписания президентом РФ Владимиром Путиным закона о публичной власти сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова в Казань прилетела следственно-оперативная группа. Впрочем, винить политические обстоятельства Гафуров, конечно же, не должен. Слухи о его криминальном прошлом распространялись еще с конца 90-х. Тогда Гафуров возглавил Елабугу, а городом, как и всей восточной частью Татарстана, неофициально правили криминальные структуры. По версии следственного комитета и ФСБ, Гафуров в этой борьбе использовал также криминальные методы. В борьбе за контроль над местным рынком он заказал у ОПГ «29-комплекс» убийство елабужского депутата и бизнесмена Айдара Исрафилова. Того убили в 1999 году в Москве, а до этого уже покушались, причем Исрафилов публично обвинял в заказе городскую администрацию. Однако заказчика нашли только спустя 22 года.
Гафуров — продукт криминальной революции 1990-х. Сегодня же мы наблюдаем антикриминальную контрреволюцию со стороны тех, кто смог вписаться в более-менее цивилизованный расклад сил в новой России.
Вполне допустимо, что закон Клишаса – Крашенинникова и задержание Гафурова — лишь удивительное совпадение. Но какая теперь разница, если республиканские элиты считали события как однозначные сигналы из Москвы: никакого инакомыслия, иначе можем повторить! По данным наших источников, в силовых структурах еще лежит несколько объемных папок на ряд республиканских VIP'ов. Впрочем, не факт, что они будут реализованы сиюминутно, но вполне могут пригодиться в иной час, когда закон о публичной власти придется уже не принимать, а приводить в действие.
Куратором следствия в прокуратуре РТ служит Алексей Заика — выходец из московского ведомства. Совсем недавно он стал первым заместителем прокурора РТ Илдуса Нафикова
Тихие сенсации и второй эшелон варягов
На фоне этих двух «черных лебедей» все прочие события мира криминала в 2021 году явно меркнут, хотя в любой другой год их обсуждали бы месяцами. Один из ярчайших примеров — приговор Роберту Мусину. Основатель и бывший владелец Татфондбанка был несколько лет главным республиканским узником, пусть и формальным — все же сидел под домашним арестом. К нему были прикованы все камеры, а десятки тысяч бывших сотрудников ТФБ и вкладчиков каждый день ждали новостей. Но в сентября Вахитовский райсуд приговорил Мусина к 12,5 года колонии (что, к слову, само по себе сенсация, поскольку такого большого срока для близкого к властям РТ банкира никто не ожидал). С тех самых пор Роберт Ренатович пропал с информационных радаров.
Сама уголовно-правовая система республики продолжила ранее начатый курс на «варягизацию», хотя и не так стремительно, как в 2020 году, когда ФСБ по РТ возглавил Игорь Хвостиков, а СКР — Валерий Липский.
В минувшие 12 месяцев менялись вторые эшелоны. Сначала должность первого заместителя прокурора РТ покинул Сергей Старостин, который несколько последних лет курировал всю следственно-оперативную работу в Татарстане. Летом он вовсе ушел в отставку, хотя до пенсии ему служить и служить. Что стало реальной причиной, неизвестно, но уход совпал со слухами о связи кого-то из родственников Старостина с Finiko. Никаких подтверждений пока не нашлось, но привкус остался неприятный, а республика потеряла своего человека на ключевой должности.
Теперь куратором следствия в прокуратуре РТ служит Алексей Заика — выходец из московского ведомства. Совсем недавно он стал первым заместителем прокурора РТ Илдуса Нафикова.
Своего последнего «татарина» потерял и следственный комитет. Ильяс Массалимов перешел на аналогичную должность заместителя в Башкортостане. Это место, где ранее служил Липский. Он поменял Массалимова на Рустама Султанова. Другой его зам — Павел Олейник — наводил весь год шороху налоговыми делами. Следователи с фискальными книгами стучались в течение года и в мэрию Челнов, и в крупнейшие компании РТ, а к концу года добились возмещения почти 2 млрд рублей налоговых недоимок. Это одновременно и рекорд, и месседж капитанам бизнеса республики: если СКР захочет, то не простит ни копейки.
Однако другие успехи следствия пока не так блистательны. Главное коррупционное задержание года — Павла Лоханова, управляющего республиканским фондом соцстраха. Но взяли его не на какой-то сложной схеме, а с поличным — при получении банальной взятки. И здесь наши источники отмечают скорее роль МВД: задержание проводили оперативники УБЭП и, как рассказывают источники, лично отчитывались перед министром внутренних дел Артемом Хохориным, который курировал операцию, но предпочел остаться в тени. Об этом деле он не произнес ни слова и вообще в этом году предоставил поле своим подчиненным, которые «выдавили» из республики единственного на весь Татарстан вора в законе Романа Сычева (Сыча), а еще задержали «положенца» Сергея Нейдерова и лидеров нескольких казанских ОПГ.
Но это, уверены наши источники, лишь одна глава большой криминальной книги, чей сюжет, несомненно, покажет новые и крайне интересные повороты в 2022 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 133
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.