«ЗА 9 ЛЕТ Я ЗАРАБОТАЛА ДЛЯ КАМАЗА БОЛЕЕ ТРЕХ МИЛЛИАРДОВ»

Неудивительно, что, став депутатом всего несколько месяцев назад, Альфия Когогина теперь пожелала встретиться и познакомиться с журналистами. Несмотря на некоторую ее скованность – быть под прицелами фото- и видеокамер для жены главы автогиганта пока явно в новинку – присутствовавший на встрече с депутатом корреспондент «БИЗНЕС Online» отметил открытость депутата и откровенность ответов на ряд острых вопросов, хотя в ответах на некоторые из них она и старалась быть осторожной в формулировках.

По ее словам, она, «как женщина, доказала и своей семье, и другим», что может успешно заниматься бизнесом. И теперь постарается доказать, что эффективно может заниматься и политикой. Когда она пришла 9 лет назад на КАМАЗ, заметила Когогина, «никто не гарантировал успеха». «Я пришла не в теплое кресло, а создавать с чистого листа новый вид бизнеса. И когда я оставила КАМАЗ-Лизинг, мне не было стыдно ни за один день работы. Я сдала группу компаний, которая является крупным налогоплательщиком. Только за последние три года порядка 1,5 миллиардов рублей мы заплатили в бюджет. В группе компаний «КАМАЗ-Лизинг» одна из самых высоких зарплат в городе гораздо выше, чем на КАМАЗе, - заметила она. – Всего наша компания заработала в 2011 году порядка 245 миллионов рублей чистой прибыли, еще 300 миллионов – дочерние компании. А за 9 лет - более 3 миллиардов рублей для КАМАЗа, который направил их на модернизацию, развитие новых производств и переоснащение.

Депутат объяснила неформальный характер встречи (встреча не была пресс-конференцией и проходила за столом с чаем и кофе - ред.) тем, что ей «хочется быть открытой». Кстати, в середине февраля начнет работать сайт Когогиной. Она рассказала, что сейчас за ней закреплены Тукаевский район, Менделеевск и Автозаводский район Набережных Челнов (остальные районы автограда республика закрепила за Олегом Морозовым). Две недели она обязана будет присутствовать на пленарных заседаниях Госдумы в Москве, неделю будет встречаться с избирателями. Еще одну неделю в месяц будет работать в комитете по промышленности, в котором Когогина, по ее словам, «взяла на себя всю нагрузку по автопрому» - поэтому ей придется заниматься развитием автопрома, скорее всего, «там, где он сосредоточен – в Тольятти, Набережных Челнах…

kogogina.jpg
По словам Когогиной, сейчас автопрому нужно не столько лоббирование, сколько человек в Госдуме, «который анализировал бы отрасль, формировал мнения, программы, продвигал их, «не жалея живота своего»

«РЕШЕНИЕ БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ БЫЛО МОИМ»

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», чьей идеей был ее уход из бизнеса в политику, и не стоял ли за решением Когогиной баллотироваться в Госдуму ее муж Сергей Когогин, депутат заверила, что идея целиком была ее:

- Сергей Анатольевич меня любит и поэтому всегда поддерживает. Я же стараюсь в своей жизни не делать ничего, что бы его скомпрометировало или огорчило, - с улыбкой ответила она. - Конечно, решение баллотироваться в Госдуму было моим. И я долго с ним обсуждала эту тему…

- Неужели он был против?! - недоверчиво поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online».

- Вы знаете, он, как умный человек, никогда не бывает сразу против или за. Он склонен к диалогу и обсуждению», - откровенно заявила она. И подумав, добавила: «Может быть, за это я его и люблю в том числе. Я говорила ему, что это (кресло депутата Госдумы РФ - ред.) нужно КАМАЗу, автопрому. Это во-первых. А во-вторых, мне стало немножко тесно в рамках того проекта, который я уже реализовала и могу передать в чужие руки. И могу попробовать себя на совершенно другом уровне. Он меня поддержал! «Взваливаешь ты на себя много, - сказал он, - но это сейчас нужно, тем более в новой экономической ситуации».

По ее словам, сейчас автопрому нужно не столько лоббирование, сколько «четко обозначенная позиция», человек в Госдуме, «который кровно заинтересован в том, чтобы отрасль процветала», кто анализировал бы отрасль, формировал мнения, программы, продвигал их, «не жалея живота своего».

- Я, наверное, вас разочаровала, да? – с сожалением переспросила корреспондента «БИЗНЕС Online» Когогина. - Вы, наверное, хотели услышать, что он (Сергей Когогин - ред.) был против и меня отговаривал? Просто я думаю, что во всех нормальных семьях муж и жена ничего не делают, чему противятся отдельные ее члены.

КАК «ГРУЗОВОЕ ЛОББИ» НЕ УСМОТРЕЛО ЗА ВТО

«Не жалеть живота своего» Когогина отныне будет в думском комитете по промышленности, где, по ее словам, она уже инициировала создание подкомитета по инновационному развитию автопрома и сформировала экспертный совет также по инновационному развитию автопрома. Бывший руководитель КАМАЗ-Лизинга займется выработкой законопроектов, которые позволят «именно автопредприятиям чувствовать себя комфортно при вступлении в ВТО»: «Мы с объединением российских автопроизводителей уже выработали нескольких программных мер, которые сегодня необходимо осуществить для смягчения последствий, которые обязательно возникнут при вступлении РФ в ВТО. В экспертный совет войдут все автопроизводители, причем и иностранные тоже, и производители автокомпонентнов. Таким образом наше профессиональное сообщество будет формировать законы вместе», - рассказала она.

С учетом того что помимо сильных лоббистских возможностей Когогина у КАМАЗа теперь появился и фактически свой человек в Госдуме, газете «БИЗНЕС Online» небезынтересно было узнать, что может предпринять комиссия по промышленности и лично Когогина в отношении конкретной проблемы российского автопрома, которая возникнет при вступлении РФ в ВТО. Дело в том, что границы для подержанных грузовых автомобилей фактически открываются настежь – пошлины Россия на них обязалась отменить вовсе! И существует немалая вероятность, что страну захлестнет поток старых грузовых иномарок, что сильно ударит и по КАМАЗу.

Впрочем, директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев перед встречей с депутатом в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что все в большой степени зависит от маркетинговой политики компании - если у нее есть свой продукт, который интересен рынку, то никакое ВТО не страшно: «Мы, когда Украина вступала в ВТО, тоже боялись потерять долю на их рынке, а в результате даже нарастили ее с 25 до 30 процентов. Что же касается старых грузовых машин, то, к сожалению, когда – еще в 2003 году – МЭРТ РФ готовило соответствующие документы по вступлению в ВТО, производители легковых автомобилей смогли провести свои поправки, а производители грузовых авто, увы, нет. И сегодня беспошлинный ввоз подержанных грузовиков - а это, пожалуй, единственная проблема, которая окажется существенной для ОАО «КАМАЗ» - в результате может ударить не только по российскому производителю. Многочисленные сборочные производства зарубежных автомобильных компаний, которые в последние годы возникали на территории нашей страны, тоже оказываются под ударом».

АЙПЭД КОГОГИНОЙ И ОПЫТ СТРАН БРИК

Когогина согласилась, что этот вопрос сегодня волнует действительно всех производителей. От снижения же пошлин в три с лишним раза на старые и новые иномарки российский автопром «реально теряет долю рынка», заявила она, «тогда как в Евросоюзе настолько жесткие требования к утилизации, что собственникам старой техники проще избавиться от нее, отправив в «страны третьего мира». Поэтому теме ВТО комитет по промышленности посвятит в ближайшее время отдельную встречу:

- Во-первых, я планирую инициировать в комитете круглый стол с привлечением экспертов минпрома РФ, МЭРТ РФ. Решение об этом будет, возможно, если мои коллеги меня поддержат, принято 9 февраля, когда я выступлю на комитете с сообщением о грозящих нашему автопрому рисках. В том числе расскажу и о мерах, которые мы уже обсуждаем на КАМАЗе, других предприятиях, которые, как нам кажется, нужно принять, - рассказала она, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Впрочем, оговорилась, что конкретные меры пока она озвучить не может, несмотря на то что они «уже есть в моем «айпэде».

По словам Когогиной, она уже изучила опыт стран БРИК. К примеру, Китай, Бразилия, Чили запретили ввоз иномарок, бывших в употреблении, на свою территорию – «чтобы не портить имидж страны, не создавать экологическую напряженность и хаос на дорогах». Как заявила газете «БИЗНЕС Online» Когогина, возможность введения подобной меры в РФ уже обсуждается. Есть, впрочем, по ее словам, и нетарифные меры регулирования. Тот же Китай принял целую программу по ужесточению организации сборочных иностранных производств. «Просто так войти в Китай нельзя, - обратила внимание депутат. - Чтобы произвести там автобусы, грузовики, нужно потратить десятки, сотни миллионов евро на научно-техническую базу и обеспечение производства на должном уровне. К примеру, 80 миллионов евро на создание производственных мощностей, еще столько-то – на НИОКР, и столько-то – на создание двигателей».

- Но мы ни в коем случае не говорим о том, что автопром надо поддерживать только потому, что он отечественный, национальный. Мы и внутри себя должны развиваться, делать вложения в НИОКР, создавать инновационные продукты. Потому что в 2018 году адаптационный период (вхождения в ВТО - ред.) закончится, и нам придется конкурировать с иностранными компаниями, - заявила она. – К этому моменту мы должны подойти конкурентоспособными и быть абсолютно равноправными и равновеликими с производителями первой пятерки

С другой стороны, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возможных изменениях в инвестиционной политике государства в отношении промышленности, в частности, автопрома (напомним, что в годы кризиса федеральный центр буквально заливал автопром денежными потоками, а КАМАЗ правительство РФ обеспечивало госзаказами), Когогина заметила:

- Мне кажется, государство должно участвовать в программах НИОКР. Ранее автопром поддерживался напрямую, сейчас же поддержка должна быть более инновационной. И поддерживать надо именно внедрение инноваций и модернизации, а не состояние, позволяющее держаться на плаву.

kogogina_.jpg
Когогина также рассказала о том, можно ли привлечь федеральные деньги на программу развития Набережных Челнов. По ее словам, «уповать на деньги какого-то дядюшки» было бы неправильно и «унизительно». Надо поднять собственную налоговую базу, а значит, взрастить производство

ПУТИН, «ГНЕВНЫЕ СПИЧИ» В ГОСДУМЕ-ТЕАТРЕ И ПЕДОФИЛИЯ

Когогина также призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online», кого будет поддерживать в рамках президентской кампании и будет ли включаться в нее как депутат Госдумы:

- Буду участвовать в работе как активный гражданин. На встречах с людьми буду объяснять, выражая свою точку зрения на ту политику, которая проводилась в эти 10 лет. Говорить о реальных программах, подкрепленных финансированием. Например, программа стратегического развития РТ. Знаете, когда я смотрю программу, под которую есть деньги и воля людей, готовых взять ответственность за выполнение ее, – мне на нее ориентироваться легко. Поэтому я политику Рустама Минниханова поддерживаю именно потому, что все проекты подкреплены финансированием и его личной ответственностью. На уровне России таким человеком является – вы же хотите спросить меня, за кого я буду голосовать? (корреспондент «БИЗНЕС Online» ответил утвердительно - ред.) – Владимир Путин.

Впрочем, Когогина уточнила, что «он соответствует ее ожиданиям», только если выбирать среди официальных кандидатов. Она также отметила, не называя имен, что у других кандидатов «многовато популизма, лозунгов, не подкрепленными конкретными проектами».

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Когогина поделилась и своими впечатлениями о первых днях работы в федеральном собрании.

- Я была удивлена, какой колоссальный разрыв между тем, что происходит там, когда включены камеры и софиты и когда начинается непосредственная работа Госдумы. Вот в начале работы пленарного заседания, в первый час, когда все камеры направлены на нас и лидеры выходят на трибуну – у меня полное ощущение, что я нахожусь в театре! Передо мной актеры на театральных подмостках. Из уст выступающих льются такие гневные спичи о злоупотреблениях власти. И я думала, что там все переведено на эмоциональный уровень и работать в таких условиях невозможно. Это было бы грустно. Слава Богу, что когда гаснут софиты, люди начинают работать и принимать законы. И большинство законов принимаются практически единогласно, - вздохнула она с облегчением и, понизив голос, смущенно рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», как недавно принимали ряд законов, связанных с педофилией («абсолютно все конструктивно обсуждали»), ужесточающие ответственность за преступления сексуального характера в отношении детей. - Там не было политики, это очень приятно. И вторая часть Госдумы мне нравится больше.

«ЭТО НЕ БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ МИТИНГИ, КАК В МОСКВЕ»

Журналисты, разумеется, не могли не задать вопрос об оппозиционных митингах. Тем более если раньше жена главы автогиганта могла уйти от ответа, избежав острых углов, сославшись на то, что не политик, теперь, будучи членом фракции «Единая Россия», она, скорее всего, вынуждена будет отвечать на такие вопросы часто.

Впрочем, по ее словам, «острота этой темы» уже затухает с конца декабря. Но заметила, что в Татарстане и Набережных Челнах выборы происходили по закону (с другой стороны, иначе ответить члену «фракции власти», вряд ли было бы возможно - ред.). По ее словам, это показали и доказали митинги. «Это не были настоящие митинги протеста, как в Москве», - резюмировала она. Тем более что ни одного обращения в суд на нарушения законов на избирательных участках в РТ не было. А впечатлившись докладом в Госдуме председателя ЦИКа Владимира Чурова, «истинного интеллигента», она поняла, что он «искренне радеет за максимально честные выборы». Кроме того, последний социологический опрос, проведенный на КАМАЗе (по ее словам, он был репрезентативным, и люди отвечали честно), показал, что большинство поддерживает «Единую Россию».

УПОВАТЬ НА ДЕНЬГИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДЯДЮШКИ - УНИЗИТЕЛЬНО

Когогина также рассказала о том, можно ли привлечь федеральные деньги на программу развития Набережных Челнов (с учетом того, что в ту же Казань в преддверии Универсиады закачиваются колоссальные средства). Надо сказать, ответ ее был достаточно неожиданным для депутата от моногорода, каждый второй представитель власти которого с надеждой ждет, когда же раскошелится центр. По ее словам, «уповать на деньги какого-то дядюшки» было бы неправильно и «унизительно». Чтобы сформировать необходимые средства для строительства инфраструктуры, улучшения жилья и других программ, считает она, надо поднять собственную налоговую базу, а значит, взрастить производство.

«Надо сделать так, чтобы развивался КАМАЗ, а при нем малый бизнес. Надо разрабатывать действенную промышленную политику, чтобы люди могли увеличить добавленную стоимость и увеличивали налоги в бюджет, - объяснила она свою позицию. – Вот мы с вами удвоим валовой продукт города к 2016 году, увеличатся и поступления в бюджет. Из федерального центра тоже можно взять деньги, но привлекать их надо грамотно. Мы и руководство города должны понять, в какие целевые программы мы можем войти, в какие нужно входить и осуществить ряд планомерных действий. Иначе получится, что наши проблемы должен решать кто-то в Москве».

И в качестве примера заметила, что когда была в Менделеевске (на встречу с журналистами она приехала как раз оттуда - ред.), новый глава района (им стал Игорь Привалов - ред.) обещал ей «поднять все ФЦП, в которые когда-то Менделеевск заявлялся, и проревизировать те, в которые может заявиться в следующем году».

«ШКОДА» БЕЗ МИГАЛОК

В заключение она рассказала о привилегиях депутатов Госдумы – между прочим, отвечая на вопрос Олега Афанасьева, который поинтересовался, выдают ли депутатам «машины с мигалками».

По словам Когогиной, машины «с мигалками» выдают только спикеру и вице-спикерам. А обычным депутатам не положено даже личного автотранспорта. Правда, порадовалась она, благодаря последним поправкам Госдумы депутатам-женщинам выдадут-таки служебные машины: «Не «Мерседесы» какие-то крутые там, не «БМВ», а Skoda. Возможно, впрочем, представительского класса».