ФАС России договорилась с крупнейшими продуктовыми ретейлерами — «Тандером», X5 и «Бристолем» — об ограничении торговых наценок на социально значимые товары. После бешеного скачка цен в 2021 году такая мера должна поспособствовать общественному успокоению. Однако это лишь одна подпорка: по мнению экспертов, никто не запрещал повышать цены самим сельхозпроизводителям, а ретейлеры оставляют возможность компенсировать сдерживание цен на ряд товаров ростом стоимости других.
После серьезного скачка цен на продукты питания в 2021 году сразу несколько торговых сетей России согласились установить максимальный порог на наценки на социально значимые товары до конца 2022-го
Сдерживать цены согласились «Тандер» и Х5 Group
После серьезного скачка цен на продукты питания в 2021 году сразу несколько торговых сетей России согласились установить максимальный порог на наценки на социально значимые товары до конца 2022-го, сообщила сегодня ФАС России.
АО «Тандер» (торговые сети «Магнит» и «Дикси») и Х5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик») готовы ограничить максимальный уровень наценок 10%, а торговая сеть «Бристоль» — 10–15%.
Как поясняют в ведомстве, служба еще в 2021 году провела несколько встреч с торговыми сетями страны, где и предложила ретейлерам «проработать механизмы ответственного ценообразования». Они будут касаться ряда продуктов, цены на которые по закону имеет право регулировать государство. Откликнувшиеся торговые сети направили антимонопольщикам свои предложения, которые ФАС России еще предстоит согласовать.
Перечень социально значимых продовольственных товаров утвержден постановлением правительства РФ от 15 июля 2010 года №530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости…». Согласно постановлению, к отдельным видам социально значимых продовольственных товаров первой необходимости относятся:
— говядина (кроме бескостного мяса);
— свинина (кроме бескостного мяса);
— баранина (кроме бескостного мяса);
— куры (кроме куриных окорочков);
— рыба мороженая неразделанная;
— масло сливочное;
— масло подсолнечное;
— молоко питьевое;
— яйца куриные;
— сахар-песок;
— соль поваренная пищевая;
— чай черный байховый;
— мука пшеничная;
— хлеб ржаной, ржано-пшеничный;
— хлеб и булочные изделия из пшеничной муки;
— рис шлифованный;
— пшено;
— крупа гречневая — ядрица;
— вермишель;
— картофель;
— капуста белокочанная свежая;
— лук репчатый;
— морковь;
— яблоки.
В ПАО «Магнит» пояснили, что компания рассматривает добровольное ограничение наценки как «механизм смягчения инфляционного давления на доходы населения». Предполагается, что ограничение будет установлено примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину российского покупателя. Доля товаров, которые подпадут под добровольное ограничение наценки, может составить 30–40% от оборота социально значимых товаров в «Магните» в денежном выражении.
Если ФАС согласует предложение ретейлера, то добровольное ограничение наценки будет установлено сроком до конца 2022 года. Компания станет использовать специальные ценники для выделения товаров с ограниченной наценкой на полках.
Предполагается, что ограничение будет установлено примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину российского покупателя
Та же история у X5 Group: наценку на социальные продукты не выше 10% предлагается установить на весь 2022 год, такие товары также выделят специальными ценниками. Компания отдельно подчеркнула: торговые расходы на эти товары X5 Group покроет самостоятельно. «Торговые сети компании готовы обеспечивать доступность социально значимых товаров в течение года на уровне 85–95% — таким образом, товары по минимальным ценам будут доступны в каждом магазине даже при повышенном спросе. Список позиций будет обновляться ежемесячно, продвижение данных товаров осуществляется за счет торговой сети. Прочие издержки, включая аренду, логистику, коммунальные платежи и зарплату персонала, компания покроет за свой счет», — говорится в сообщении X5 Group.
«БИЗНЕС Online» направил запросы и другим крупным ретейлерам, желая узнать, готовы ли они поддержать инициативу коллег. Представитель «ВкусВилла» сообщила, что компания пока не готова комментировать инициативу ФАС РФ. Официальное заявление еще готовят в Metro Cash & Carry, к которой также относится сеть магазинов у дома «Фасоль». Менеджер по коммуникациям Selgros Cash & Carry в телефонном разговоре с «БИЗНЕС Online» также дала понять, что сеть не будет комментировать ограничение наценок. Ответили нам лишь в «Ашане»: аналогичного письма от ФАС РФ они не получали, а в сети и так действует минимальная наценка на ряд социально значимых товаров (капуста, картофель, лук, морковь, огурец, бананы, охлажденная курица СТМ «Ашан», сахар, подсолнечное масло и др.).
На региональном уровне УФАС по РТ держит под прицелом отдельные продуктовые рынки. Так, например, сейчас ведомство рассматривает очередной «яичный сговор». УФАС заподозрил ООО «Птицефабрика „Державинская“» и ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“» в достижении картельного соглашения, которое «привело или могло привести к установлению или поддержанию необоснованных цен на яйцо куриное». Решения по по нему пока еще нет. «Дело продолжает быть на рассмотрении. Иных дел, связанных с социально значимыми продуктами, на данный момент нет», — рассказали нам в пресс-службе управления.
Минталип Минеханов: «Просто дурные цены… Им свои затраты надо как-то закрывать. Если сельхозтоваропроизводители увеличат цену до 25–30 рублей за килограмм, на это ругаться не надо. Если «Пятерочка» и «Магнит» будут прибавлять к этому только 10 процентов, это приемлемо»
«Наценка идет минимум в 1,5 раза»
Что же думают на этот счет сельхозпроизводители? Глава ассоциации фермеров Тукаевского района РТ Минталип Минеханов новость встретил с воодушевлением. Фермер как раз занимается выращиваем картофеля и моркови, которые вошли в перечень социально значимых продуктов. По его словам, если сети будут добросовестно придерживаться новой меры, покупатели действительно ощутят снижение цен на продукты. «Сейчас наценка идет минимум в 1,5 раза. Допустим, если мы продаем сетям морковь по 20 рублей за килограмм, они минимум за 30 рублей продают», — сказал Минеханов.
Однако в этом году сельхозпроизводители опять столкнутся с серьезными затратами: продолжается рост цен на ГСМ, запчасти, удобрения, средства химзащиты, технику, продолжил наш собеседник. «Просто дурные цены… Им свои затраты надо как-то закрывать. Если сельхозтоваропроизводители увеличат цену до 25–30 рублей за килограмм, на это ругаться не надо. Если „Пятерочка“ и „Магнит“ будут прибавлять к этому только 10 процентов, это приемлемо», — считает фермер.
Действительно, экономических предпосылок для снижения цен на продукты питания в этом году абсолютно нет, согласна глава КФХ Алена Белоглазова (основное направление деятельности — переработка молочной продукции). «ГСМ составляют существенную долю в затратах сельхозтоваропроизводителей. Если цены на них растут в такой страшной пропорции, как сами продукты могут дешеветь?» — вопрошает она.
Что касается установления максимальной торговой наценки, Белоглазова считает, что перечень социально значимых продуктов должен быть прописан не «обтекаемо», а вполне конкретно. Например, будет ли туда входить молоко только с жирностью 2,5% или и 3,2%? «Возможно, получится так, что это будет крайне узкий список продуктов продуктов, на который и так держится очень низкая цена. Сети используют социальные продукты как маркетинговый ход. Например, в рекламных проспектах представлены такие товары с наценкой и так в пределах 10 процентов. Если список продуктов окажется более широким и туда попадет, например, вся линейка молочных продуктов, в таком случае мы увидим снижение цен. Потому что, по оценкам экспертов, наценка на некоторые позиции доходит до 100–150 процентов», — поделилась эксперт.
Для дополнительного сдерживания роста цен Белоглазова предложила расширить господдержку аграриев. Например, снизить цены на бензин для всей отрасли или компенсировать затраты на топливо.
«В прошлом году никаких инструментов не было задействовано в отношении сельхозтоваропроизводителей, и мы увидели результат. Общий объем финансирования АПК сократился, все заметили повышение цен на продукты. Это еще не конечный результат. 2021 год был сложным из-за страшной засухи. Дополнительных доходов и финансовой безопасности у производителей не осталось», — подытожила наша собеседница.
Глава крестьянского хозяйства «Земляки» Владимир Аппаков (Нижнекамский район) предположил, что эта мера вряд ли поможет сдержать рост цен. Он обратил внимание на более комплексную проблему — низкий уровень господдержки мелких и средних фермеров. «Многие задумались, продолжать работу в сельском хозяйстве или нет. Средние и мелкие фермеры, которые чаще продавали более дешевый товар, могут не выжить. Поэтому на ваш вопрос ответить не могу», — сказал собеседник.
То, что сдерживание наценок на ряд товаров облегчит в итоге стоимость общего чека, — момент спорный. Подешевеет один товар, а другой вполне может вырасти в цене, чтобы торговая сеть могла компенсировать себе убытки
«Цены поднимаются тяжело и в последний момент, когда деваться уже некуда»
Руководитель агентства Bright Consulting, эксперт в области пищевого производства Мария Яшенкова напоминает, что контроль торговой наценки вовсе не предполагает отсутствие роста цены у производителя. «Более того, запрещать производителю рост цены сейчас неправильно: у них ситуация критичная — поднялась в цене вся их расходная часть. Что им делать, закрываться? Особенно страдает средний бизнес, у которого нет никаких ресурсов для того, чтобы удерживать цены. Но и большой бизнес тоже все уже потратил. Так что цена может увеличиться, если об этом заявит производитель. И по закону о торговле ретейлер не имеет права препятствовать этому. Он может не принимать повышения цены какое-то время, полгода максимум, но, если имеется объективная причина (как сейчас), как правило, такие повышения принимаются», — прокомментировала Яшенкова.
То, что сдерживание наценок на ряд товаров облегчит в итоге стоимость общего чека, — тоже момент спорный. По словам Яшенковой, во-первых, редко когда продуктовая корзина покупателя состоит сплошь из продуктов, входящих в список социально значимых. Во-вторых, подобные инициативы часто реализуются через расщепление ассортимента на «социальные» единицы (например, как социальный товар выберут только категорию С2 среди куриных яиц) и все остальные. Условно говоря, могут подешеветь через сдерживание наценки куриные яйца категории С2, а вот остальные вполне могут вырасти в цене, чтобы торговая сеть могла компенсировать себе убытки.
Мария Яшенкова: «Запрещать производителю рост цены сейчас неправильно: у них ситуация критичная — поднялась в цене вся их расходная часть. Что им делать, закрываться?»
«А это именно убытки, „минусовая“ категория, поскольку она, как правило, уходит и для ретейлера, и для производителя в минус, даже не в ноль. 10-процентная наценка не решает вопросы, только логистика стоит порядка 7 процентов минимум, а ретейлер еще платит налоги, у него есть сотрудники. Если бы на все товары была 10-процентная наценка, ретейлер бы не выжил, это невозможно! Вообще, странно ожидать от ретейлера, чья доходность составляет от 0,5 процента до 3 процентов, что он может полностью компенсировать рост цены даже в одной емкой категории. А то, что относится к социально значимым товарам, представляют собой емкие категории», — отметила эксперт.
Пойти на сдерживание наценок ретейлеры решились, по мнению Яшенковой, из-за того, что в 2021 году уже произошел «отыгрыш» цен — после длительного сдерживания цен в начале 2021 года наступила точка невозврата, когда закончились запасы старого сырья у производителей. После чего произошла коррекция стоимости, например, на некоторые позиции борщового набора цена выросла сразу на 40%.
«Поскольку коррекция цен уже произошла, на этом уровне еще можно сколько-то продержаться. Но в целом никто — ни производители, ни соцсети — не заинтересован в том, чтобы поднимать цены, когда их можно не повышать. При постоянном падении потребительского спроса понятно, что рост цены вызывает падение объемов продаж. Цены поднимаются достаточно тяжело и в последний момент, когда деваться уже некуда. Пример моих клиентов: поднятие цены в „кондитерке“ на 20 процентов вызывает падение спроса на 30 процентов. Со временем объем может восстановиться. А может, и нет. Поэтому ни один адекватный производитель не будет повышать цены», — комментирует Яшенкова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.