«Газпром нефтехим Салават» через суд требует взыскать с ТАИФ-НК 24 млн рублей за убытки, понесенные в связи с вынужденным простоем железнодорожных вагонов. Газпромовская структура, которой с недавних пор руководит бывший гендиректор «Казаньоргсинтеза» и ТАНЕКО Леонид Алехин, поставляла в Нижнекамск дистиллят газового конденсата, однако пустые вагоны стояли на станции Биклянь гораздо дольше положенных по нормативу пяти дней, за что компания-экспедитор наложила на структуру «Газпрома» миллионный штраф. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснял, почему ТАИФ-НК не согласился с выдвинутыми претензиями.
В московском арбитраже вынесено решение о «вагонном штрафе» ТАИФ-НК аж на 24 млн рублей. Сейчас дело ушло в апелляционную инстанцию
Вагоны «наотдыхали» на 24 миллиона
В московском арбитраже вынесено решение о «вагонном штрафе» ТАИФ-НК аж на 24 млн рублей. Сейчас дело ушло в апелляционную инстанцию. Как сказано в материалах суда, история началась ровно четыре года назад: 27 декабря 2017-го между ООО «Газпром нефтехим Салават» и АО «ТАИФ-НК» был заключен договор поставки дистиллята газового конденсата. В соответствии с заключенным договором, а также подписанными позже (в 2019–2020 годах) допсоглашениями «Газпром Нефтехим Салават» поставлял свой товар железнодорожным транспортом в вагонах, предоставленных экспедитором — ООО «Газпромтранс» (учредитель — 100% ПАО «Газпром»). По договору после разгрузки пустые вагоны должны отправляться обратно не позднее чем через пять суток после прибытия на станцию назначения — Биклянь. Однако обнаружилась незадача — цистерны с газовым конденсатом в адрес ТАИФ- НК исправно поступают, а вот в обратный путь уходить не спешат.
АО «ТАИФ-НК» на 100% принадлежит АО «УК „ТАИФ“», директором которого является Альберт Шигабутдинов. АО «УК „ТАИФ“» — структура, до сделки с СИБУРом принадлежавшая АО «ТАИФ», а ныне ее владелец не сообщается. Вероятнее всего, принадлежит семьям Шигабутдиновых и Шаймиевых.
ООО «Газпром Нефтехим Салават» через ООО «Газпром переработка» на 100% принадлежит ПАО «Газпром».
Задержки выходили огромные. Истец подсчитал, что в 2019–2020 годах газпромовские вагоны стояли на станции Биклянь в Нижнекамске в общей сложности на 16 021 день дольше нормативного срока, отведенного для выгрузки товара (каждый вагон считается в отдельности). По договору за простой одной цистерны в течение суток поставщик имеет право предъявить покупателю неустойку в размере 1 550 рублей. Таким образом, за пару лет и набежала кругленькая сумма в 24 млн рублей. «Газпром Нефтехим Салават» утверждает, что факт сверхнормативного простоя вагонов подтверждается материалами дела, и требует штраф с нижнекамской компании.
ТАИФ-НК, понятное дело, платить многомиллионный штраф не хочет. В суде представители компании пытались доказать, что истец не может подтвердить свои доводы документами, но суд эти аргументы стремительно отмел, т. к. все документы, подтверждающие простой вагонов, в частности копии претензии экспедитора, расчет штрафных санкций и копии данных РЖД, были направлены ответчику.
ТАИФ-НК не сдается и заявляет, что у него отсутствуют железнодорожные накладные на отправку порожних вагонов и, как следствие, он не может подтвердить или опровергнуть заявленные требования поставщика дистиллята газового конденсата
Взыскать взысканное
ТАИФ-НК не сдается и заявляет, что у него отсутствуют железнодорожные накладные на отправку порожних вагонов и, как следствие, он не может подтвердить или опровергнуть заявленные требования поставщика дистиллята газового конденсата. Но и здесь суд не оказался благосклонен к нижнекамским нефтехимикам. Как разъясняется в решении суда, «условиями договора предусмотрена обязанность ответчика (ТАИФ-НК) по заполнению железнодорожных накладных на возврат порожних вагонов», а также обязанность по направлению копий накладных с отметкой железнодорожной станции о прибытии груза.
Далее таифовцы попытались надавить на несоблюдение претензионного порядка, но и здесь потерпели неудачу. Суд поверил истцам, которые заявили, что дали компании срок для рассмотрения претензии, «однако ответчик своим правом не воспользовался, проявил бездействие по отношению к требованиям истца».
Доводы о якобы истекших сроках давности также не прошли в суде (истец узнал о нарушении своего права не сразу, а лишь спустя какое-то время от компании-экспедитора). Более того, выяснилось, что «Газпром Нефтехим Салават» вынужден был оплатить компании-экспедитору, которая непосредственно выявила наличие простоя вагонов, те самые 24 млн рублей в виде штрафных санкций. (На самом деле в деле фигурирует две компании, исполняющие функции экспедитора: упомянутое выше ООО «Газпромтранс» и ООО «Предприятие промышленного железнодорожного транспорта», но, кому именно выплачен штраф, в решении суда не уточняется.) В любом случае действия таифовцев повлекли за собой причинение убытков газпромовцам, «выразившихся в оплате штрафных санкций за простой вагонов компании-экспедитору», и те потребовали через суд возместить свои потери.
Суд первой инстанции полностью встал на сторону «Газпром Нефтехим Салавата» и решил взыскать с ТАИФ-НК целиком всю сумму в 24 млн рублей. Но татарстанская компания не согласилась с таким исходом дела — в 9-й арбитражный апелляционный суд вскоре была отправлена жалоба на решение судьи московского арбитража Елены Хайло.
Пикантности спору придает то, что истцом с недавних пор руководит Леонид Алехин, в прошлом один из топ-менеджеров ТАИФа, в 2003–2012 годах руководивший «Казаньоргсинтезом». В конце прошлого года он возглавил ООО «РГД переработка Салават» — управляющую организацию ООО «Газпром нефтехим Салават».
Мы обратились в компании, которые участвуют в судебном споре, с просьбой прокомментировать судебное разбирательство. «Газпром Нефтехим Салават» оставил наши вопросы без комментариев, в УК «ТАИФ» специалист, отвечающий за общение со СМИ, на момент публикации не ответил на наш письменный запрос.
«Газпром Нефтехим Салават» в лице Леонида Алехина решил взыскать с ТАИФ-НК целиком всю сумму в 24 млн рублей. Но татарстанская компания не согласилась с таким исходом дела
Дефицит вагонов
Отметим, что сегодня на рынке железнодорожных грузоперевозок непростые времена. Основная проблема известна — дефицит вагонов. В ноябре президент РТ Рустам Минниханов озаботился темой в связи с тем, что из-за дефицита вагонов на грани закрытия оказался Апсалямовский комбинат стройконструкций и материалов в Ютазинском районе республики, который поставляет железобетонные утяжелители нефтяным компаниям. Президент РТ написал письмо вице-премьеру Марату Хуснуллину, в котором заявил, что крупнейшие собственники вагонов (Первая грузовая компания (ПГК), РЖД и Федеральная грузовая компания (ФГК) не предоставляют полувагоны (вагоны из верхней «крышки») в достаточном количестве, мотивируя это необходимостью выполнения «иных задач, поставленных государством». Позже на Апсалямовском комбинате нам прокомментировали, что не собираются закрывать производство, но в целом проблема остается актуальной.
Нехватка грузовых железнодорожных перевозок периодически возникает в РФ в последние годы. Так, по данным ИПЕМ (Институт проблем естественных монополий), в 2018 году наличие дефицита вагонов отмечали 87% респондентов. В 2019-м ситуация улучшилась, но тем не менее 52% опрошенных компаний отметило, что по-прежнему сталкиваются с проблемой нехватки подвижного состава. В 2020 году, напротив, наблюдался профицит парка вагонов на железнодорожной сети.
В 2021-м на фоне активного восстановления экономики после череды «коронавирусных» ограничений ситуация с нехваткой грузового ж/д состава обострилась вновь. «Все НПЗ, все заводы работают. Строятся трассы Москва – Казань, в других регионах дороги строятся — для этого тоже требуются вагоны, чтобы поставлять инертные материалы — щебень, песок. На Севере заводы новые возводятся. В стране экономика на подъеме. Из-за этого вагонов не хватает, — комментирует наш собеседник в железнодорожной отрасли. — Предприятия, которые выпускают вагоны, не успевают их выпускать».
Дефицит, в частности, полувагонов усугубился в связи с введением США санкций против КНР. «Все поехали в Китай возить уголь. Они раньше пользовались австралийским углем, а сейчас перешли на наш, российский», — объясняет наш собеседник.
Эксперт вспоминает, что в свое время Госдума приняла закон о том, что срок эксплуатации вагона должен составлять всего 30 лет. «Очень много вагонов списывается каждый год, в связи с этим их не хватает», — говорит он. Сказался на ситуации также рост цен на металл в 2021-м, который привел к значительному удорожанию вагонов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.