Опрос недели: стыдиться ли Татарстану бренда «казанский феномен»?
На этой неделе стало известно о начале работы над сериалом по мотивам книги «Слово пацана» Роберта Гараева, посвященной жизни казанских группировщиков 1980–1990-х. А по-вашему, стоит ли популяризировать «казанский феномен», гордиться им? Может ли это явление быть частью имиджа Казани, повышая ее туристическую привлекательность? «БИЗНЕС Online» отвечают Шамиль Идиатуллин, Яков Геллер, Любовь Агеева, Фатих Сибагатуллин и др.
Сергей Антипов автор паблика «Тяп-Ляп», один из основателей ОПГ «Тяп-Ляп»— Стыдиться надо построением в 1917 году государственного строя, созданного на лжи и кровавом терроре. А «Слово пацана» — это наиболее правдивая книга, в которой документально изложены интервью разных людей — адвокатов, полицейских и так далее. Это не художественная книга. И если сериал конкретно по ней, если в нем также будут давать комментарии адвокаты, например мой адвокат Рыбак, то почему нет? Просто сериал про «казанский феномен» — мелко, очень мелко. Я считаю, что есть более глобальные темы, которые стоит переосмыслять.
Яков Геллер генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ»— Глупости. Какая туристическая привлекательность?! И вообще, зачем снимать этот фильм? Вы знаете, в моей юности был спор между кинорежиссерами Герасимовым и Бондарчуком. Последний говорил, что жизнь надо показывать, как она есть: приходит работяга с лесоповала и в грязных сапогах ложится на койку в общежитии. А Герасимов отвечал: нет, надо показывать, как должно быть. Вот этот рабочий пришел, помылся, побрился, сел читать Уильяма Шекспира. Вот этот спор — надо ли показывать нынешнему молодому поколению, как это было? Каким был «казанский феномен» и стоит ли это повторить? Какие это были классные, накачанные ребята? Зачем это надо? Какая туристическая привлекательность? Какого феномена? Те, кто жил в то время, когда боялись, что их дети будут втянуты в этот круговорот, те со мной согласятся. Когда нельзя было с улицы на улицу перейти без вопросов: «Ты чей?», «Ты откуда?», «Ты из каких?» Били морду только за то, что ты не с этой улицы. Да ладно морду — резали! Зачем это надо — снимать такой фильм?! Кто спонсирует этот бедлам? Ко всем натуралистическим голым задницам, которые у нас показывают, не хватало еще «казанский феномен» рекламировать. Надо закрыть эту страницу и жить дальше. И забыть, и воспитывать детей в духе 10 заповедей. Вот мой вам ответ.
Это страшно, что кто-то спонсирует такой фильм, отбирает актеров на роли гопников, прославляет бандитскую романтику! Мало нам АУЕ (криминальное движение «Арестантский уклад един» — экстремистское движение, запрещенное в России, — прим. ред.), этих пацанов, которые за ложным героизмом тянутся в общность бывших уголовников. Что творится вообще?! Я категорически против цензуры, я за самоцензуру. И те люди, которые собрались снимать, спонсировать, продвигать этот фильм, неужели в них нет разума? Неужели они не понимают, не боятся, что их дети или внуки могут попасть в такой круговорот «Тяп-Ляпа», «Жилки», «Хади Такташа»? Я в то время жил в Набережных Челнах. «Двадцатьдевятники», «Десятники», «Сороквосьмушники», «Курочкинские»… Весь город разделен на квадраты, на зоны, и, где ты живешь, то в такой банде и будешь. И попробуй не быть, на общак не сдавать! Что вы! Я до сих пор богу молюсь, что моих детей это обошло, потому что тогда там какой-то авторитет был по фамилии Геллер. Поэтому их не трогали…
Шамиль Идиатуллин писатель— Ни гордиться, ни стыдиться смысла нет. Гордиться — точно нет. Есть смысл изучать это явление. Его истоки, особенности, возможности повторения, какие-то детали. Потому что это очень важная часть и социальной жизни, и истории, обращенной в будущее. Потому что видно, что такие вещи могут повторяться раз за разом и уже, в принципе, повторяются. Что касается того, насколько это может стать туристической «заманухой»… Ну, наверное, это могло бы ей стать, как, допустим, какая-нибудь каторжная тюрьма в Австралии или Англии. Если бы это можно было соответствующим образом красиво оформить. Но главный фактор — чтобы это уже «не болело», чтобы это была штука, которая не трогает, не цепляет и не способна тебе дать по голове уже сегодня арматурой или стальным шаром. Поскольку мы не дошли до того уровня, когда этот феномен можно воспринимать как страшилку из давно ушедших дней, которая к нам уже не вернется, наверное, это в целях привлечения туристов лучше бы не использовать. Это все равно что отправлять сейчас туристов в некоторые районы, где замечательно обчищают карманы. «Поезжайте и убедитесь!» Ну приедут они, у них обчистят карманы, дадут им по голове. Это не то явление, которым следует гордиться и выпячивать.
Но изучать его, естественно, необходимо. Ведь во многом такого рода проблемы были характерны не только для Казани, это наблюдалось практически во всех промышленных городах, в спальных районах, где резко увеличивалось количество населения, число подростков, которое не удавалось занять. Везде в истории во всех точках земного шара возникали такого рода банды. И для советской истории это особенно характерно. Ну, а Казань просто в силу ряда обстоятельств прогремела очень громко. Спасибо журналу «Огонек», Виктору Ерину (глава МВД РФ (1992–1995), начальника управления уголовного розыска МВД Татарской АССР (1980–1983) — прим. ред.) и «спасибо» «Тяп-Ляпу». Ничего в этом особенного, конечно, нет, но знать, что это может повториться, естественно, необходимо.
Алексей Снежинский предприниматель, бывший активный член ОПГ «Жилка»— Я считаю, что это часть истории, как памятник Ленину — стоит и стоит, зачем его сносить, он тоже часть истории? Я читал книгу об истории ислама, там мусульмане признают свои ошибки и поражения, где они были не правы. Стыдиться этого… Ну чего стыдиться, если человек в таком не участвовал? Да, было это в нашей истории, и нужно сделать выводы, почему это случилось. Надо стараться, чтобы подобное больше не повторилось, а так это та реальность, в которой мы жили.
По поводу самого сериала, тут вопрос спорный, а надо ли его вообще снимать? Я хорошо знаю, что после выхода сериала «Бригада» мальчишки стали, подражая героям, совершать преступления. В Казани был такой богослов Камаль Аз-Зант, он говорил, что на ислам идут такие нападки, обвиняют в тяжких грехах, но стоит включить любой фильм Голливуда — и там рассказывается, как украсть, как при этом не попасться, а если попался, то какого адвоката нанять. Такие фильмы способствуют распространению криминальной культуры, поэтому большинству о «казанском феномене» не нужно знать, это надо историкам, журналистам, социологам, людям, которые занимаются детьми с девиантным поведением, это их специфика, и они должны для себя снимать документальные фильмы, издавать методички, а для широких масс такое ни к чему. Хотя это будет очень зрелищно, людям нравятся такие истории смотреть! Но турист, если он будет знать, что Казань — криминальный город, вряд ли сюда приедет, люди едут развлекаться, отдыхать, чтобы им никто не мешал.
Фатих Сибагатуллин советник президента РТ по экологии— Конечно, стыдиться — за нашу милицию, сейчас она полицией называется. Но когда Минтимер Шаймиев перевел из Челнов Искандера Галимова и он стал начальником управления внутренних дел Казани, а позже министром МВД по РТ, то моментально навел порядок. Вот такими людьми нужно гордиться! Галимов — единственный среди татар генерал-полковник милиции. Сейчас же правоохранительные органы ничего не делают, помните начальник ОП «Сафиуллина», бывшего «Дальнего», сбежал, прихватив пистолет? Ну где это видано в истории, чтобы начальник отдела милиции сбежал, прихватив табельное оружие? Сейчас из полиции многие бегут, там нет ни зарплаты, ни внимания, мой сын тоже ушел оттуда. В результате вновь поднимает голову подростковая преступность, бандитизм, вот поэтому снимают фильмы, чтобы обелить работу милиции. «Слово пацана» никак не привлечет туристов, им все равно, они приезжают отдохнуть, а не для того чтобы посмотреть места, связанные с «казанским феноменом».
Ильдар Ягафаров председатель союза кинематографистов РТ— Мне кажется, не надо ничего бояться, вот я был в Финляндии, смотрю их фильмы, в основном они про пьяниц. И финны гордятся такими картинами, ничего в этом зазорного нет. У нас какой-то комплекс маленького народа, что ли, а ведь мы, татары, должны себя полюбить, объединиться, мы внутри себя так разделились, что даже разобраться не можем. И, конечно, когда снимают фильмы про бандитов, начинаем переживать, что всей стране покажут, какие мы хулиганы. Но есть ведь «Однажды в Америке», «Крестный отец», там не стесняются таких фильмов, если это снято талантливо, то почему нет? Существует такое мнение, что фильм «Реальные пацаны» позорит город Пермь, а я не вижу никакого позора. Что касается туристической привлекательности, то, думаю, фильм снимут, посмотрят и забудут, он никак не будет способствовать привлечению туристов.
Любовь Агеева журналистка, автор книги «Казанский феномен: миф и реальность»— Мы живем в такое время, которое называют временем «постправды». И в это период как бы стерты границы между плохим и хорошим, поскольку есть более общее понятие, такое как «имидж». Поэтому, к сожалению, «казанский феномен», которого мы в свое время стыдились, сегодня может стать дополнительным стимулом к тому, чтобы приехать в наш город. Могу сказать, что фрагменты моей книги «Казанский феномен: миф и реальность», размещенные на сайте газеты «Казанские истории», уже многие годы по количеству запросов превышают интерес ко всем другим публикациям. Поэтому я не исключаю, что фильм может вернуть интерес к «казанскому феномену».
Но, наверное, было бы не хорошо, если бы я не сказала, что у нас с Робертом Гараевым есть некоторые расхождения в оценке того, о чем мы с ним написали эти книги. Расхождение заключается в том, что он рассматривает это понятие абсолютно синонимично явлению оргпреступности. Собственно, в анонсах так и говорится, что это будет фильм об истории казанских ОПГ. А я считаю, что со словом «казанский феномен» мы связываем социальное явление, которое заключалось в том, что на какой-то исторический промежуток Казань жила по законам группировок, гопников. Но при этом далеко не все группировки были криминальными. Он же собрал воспоминания тех ребят, которые были в криминальных группировках.
Ркаил Зайдулла председатель союза писателей Татарстана, депутат Госсовета РТ— Это самая позорная страница в истории Казани, о гордости не может быть и речи. Я сам сталкивался с пацанами с арматурой в руках, в телогрейках, на их лицах не было света, могли любого убить. Они на наше общежитие напали, но там им давали отпор БКД, ДНД, да и я сам участвовал в борьбе с группировщиками. Мы, студенты, взяли из столовой алюминиевые вилки и прогнали их с дискотеки, куда уличные пацаны хотели зайти, у нас же филфак, в основном там девушки учатся…
Но это наша история, про нее надо писать, анализировать. Есть такой закон, что некоторые туристы приезжают за острыми ощущениями, думаю, что такая категория людей будет приезжать к нам после просмотра «Слова пацана», а так про Казань нужно как можно больше писать, снимать.
Рафил Нугуманов советник министра МВД РФ по РТ— Наверное, больше надо стыдиться, это показывает, что в советское время мы не дорабатывали с молодежью, ей было нечем себя занять. Не хватало подростковых, спортивных клубов, раньше группировщики не занимались рэкетом, там были жесткие порядки, запреты на курение, алкоголь, но потом мы их упустили, они ушли в криминал. «Казанский феномен» проморгали все — и комсомол, и МВД. Но ведь такие же банды были в Томске, других городах, просто СМИ подняли «казанский феномен». Гордиться особо нечем, молодежь пошла в тюрьмы, погибла, ну чем тут гордиться? Фильм пусть снимают, покажут, но надо показывать так: ребята, так нельзя делать, это должен быть фильм-назидание. Пусть туристы попрут к нам, это же хорошо, но так, чтобы после просмотра фильма… Они же приезжают просто отдохнуть, а там, где бандитские места, ничего интересного же нет. Вряд ли приедут бандиты мелкие из других городов, чтобы изучить наш опыт.
Мансур Гилязов драматург— Во-первых, это надо исследовать, показать, что никакого «казанского феномена» не существовало, это был феномен Советского Союза, а любое интересное явление той эпохи надо исследовать. Я сторонник того, что никаких тем не нужно бояться. Допустим, есть такой фильм знаменитый «Банды Нью-Йорка», американцы гордятся им, что у них была такая богатая история, что они из нее выбрались с успехом. Возьмем другие бандитские фильмы, «Рэмбо», например, разве он не экшен? А «Однажды в Америке» рассказывает не о бандитах? Самое главное, как сняты эти фильмы и какие выводы будет делать зритель, важно, чтобы это было настоящим произведением искусства. Конечно, это может быть частью имиджа Казани, если говорить о городе с богатейшей историей. Естественно, это повысит туристическую привлекательность столицы РТ, но это должно быть снято очень вкусно, стать предметом искусства, исследований, я только приветствую это явление. Не надо ничего бояться, а изображать, что мы такие целомудренные, чистые, — абсолютно неправильно.
Азат Гайнутдинов руководитель АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации», член Общественной палаты РТ— Гордиться точно не надо. Что в этом хорошего — убитые, покалеченные жизни, ну чем тут гордиться? Если бы это были достижения в спорте, науке или в чем-то другом, а гордиться преступностью, я считаю, ненормально. Слово «гордиться» здесь не подходит, но, какая бы ни была, это наша история, от нее никуда не денешься. Сейчас ведь даже комедии на такую тему снимают, например «Жмурки», здесь все неоднозначно. Надо, чтобы это не было пропагандой. Помните, был сериал «Бригада»? Так вот, после его просмотра у меня в деревне три школьника пришли в сельмаг и заявили продавщице, что она теперь будет с ними работать, платить им дань, а они берут ее под свое покровительство. Как бы «Слово пацана» к этому не привело, но, если будет другой посыл — профилактика, чтобы молодежь задумалась, к чему их это все приведет, то, возможно, польза появится. Думаю, что туристам это все будет неинтересно. Их привлекает 1000-летняя Казань, наше культурное наследие, Кул-Шариф, наш Кремль красивый, «Чаша», прочие моменты, а «казанский феномен» может интересовать разве что любителей шансона.
Фото на анонсе: Нетелев Роберт/Фотохроника ТАСС
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 411
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.