КАК ПОСТРАДАВШИЕ ПОДАРИЛИ ЕГОРОВУ НАДЕЖДУ

Третий день судебных разбирательств в Московском суде Казани начался с допроса еще одного потерпевшего пассажира «Булгарии» – Юрия Дмитриева. Неожиданно для всех он дал показания, которые во многом оправдывают капитана Александра Егорова.

«Судно «Арбат» прошло мимо, а буксир «Дунайский-66», который плыл следом за ним, как мне показалось, замедлил ход, увидев нас, - рассказал Дмитриев. – Таким образом, он дал нам надежду на то, что нас скоро спасут».

После допроса последнего свидетеля, явившегося в суд, встал вопрос о том, чтобы огласить показания тех пострадавших, которые не пришли на судебное разбирательство. Судья Людмила Петрова объяснила адвокату подсудимого Аиде Камаловой, что сторона защиты может дать согласие на оглашение этих показаний или отказаться – в таком случае придется обеспечивать их явку в суд и просить о личном участии в слушаниях. Однако, по словам Петровой, пострадавшие общаются неохотно: «Мы, конечно, постараемся обеспечить явку и спешить нам некуда, но многие пострадавшие вовсе не хотят с нами общаться: бросают трубки, выбрасывают симки – хоть собаками их ищи! Но их можно понять, люди пережили страшный стресс».

После того как Камалова приняла решение, слушание получило неожиданный поворот. Она заявила о желании подать ходатайство о проведении следственного эксперимента и проверки показаний потерпевших на месте.

«То есть вы просите отложить судебное разбирательство до весны, пока не начнется сезон навигации?» – уточнила судья.

Камалова предлагала провести следственный эксперимент еще осенью, когда Волгу еще не затянуло льдом. Эта реконструкция, по мнению стороны защиты, помогла бы восстановить события того дня и узнать, насколько плохой была видимость в условиях непогоды (показания потерпевших в данном случае крайне разнятся – одни заявляют, что буксир проследовал в 800 метрах от них, другие говорят, что до судна Егорова было два километра). Реконструкция помогла бы узнать точно, сколько необходимо было времени буксиру «Дунайский-66» для того, чтобы остановиться и начать спасательную операцию.

«Разбирательство в суде показало, что вопросы, которые возникали еще во время следствия, остались до сих пор, - рассказала Камалова газете «БИЗНЕС Online» после судебного заседания. - Потерпевшие сейчас дают показания, которые говорят о том, что они анализируют ситуацию, у них нет однозначного мнения в отношении Егорова».

По словам Камаловой, детали реконструкции событий 10 июля до сих пор не обсуждались.

«Можно было найти более щадящий вариант, без участия пострадавших, - объяснил адвокат. - Конечно, это может привести к затягиванию процесса, а как иначе истину устанавливать?»

Камаловой дали 15 минут на то, чтобы она взвесила все за и против своего решения.

КТО ВИДЕЛ «БУЛГАРИЮ» ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ ДО ТРАГЕДИИ

Взяв время для раздумий, адвокат подсудимого капитана вернулась в зал суда и попросила допросить еще одного свидетеля защиты. Камалова упомянула, что вернется к ходатайству позднее. Тогда в зал вошел, пожалуй, самый неоднозначный свидетель – коллега Егорова, капитан судна «Дунайский-18» Георгий Денисов, который работает в ООО «Казанская судоходная компания». Оказалось, что Денисов был последним, кто видел теплоход «Булгария» на Волге и общался с капитаном затонувшего теплохода буквально за несколько минут до трагедии.

«В тот день я заступил на вахту в полдень, когда мы проплывали в районе Сюкеево, - вспоминал Денисов. – Шел сильный дождь, был шторм. Я разошелся с «Булгарией», ее капитан по радиосвязи подтвердил, что мы расходимся по левому борту. Когда мы проплывали мимо теплохода, я обратил внимание на то, что судно идет с жутким креном на правый борт».

Затем Денисов повел свой корабль в сторону Болгар – там он чуть позже разошелся с теплоходом «Арабелла». Еще спустя какое-то время капитан буксира «Дунайский-18» услышал по радиосвязи, как «Арабелла» докладывает диспетчеру в Камском Устье о том, что видит на воде плоты.

«Я еще удивился, что речь шла о том районе, где мы недавно проплывали – ведь я никаких плотов там не видел, судно еще было на ходу».

По словам Денисова, позднее он услышал, как Егоров переговаривается с капитаном «Арабеллы» Романом Лизалиным. Первый говорил о том, что видит на воде людей, а Лизалин в ответ ему говорил, что «уже идет туда полным ходом». Потом, судя по воспоминаниям свидетеля защиты, в разговоре его коллег снова был перерыв, после которого радиопередатчик вновь начал транслировать их диалог. В этот раз Егоров спрашивал капитана «Арабеллы», нужна ли его помощь.

«Капитан «Арабеллы» сказал, что сможет справиться сам, и на этом разговор был окончен, - объяснил Денисов, добавив, что сам он узнал о крушении «Булгарии» лишь ближе к вечеру из новостей по телевизору».

Капитан Денисов заметно заволновался, когда его начал допрашивать гособвинитель Евгений Дикарев и, пожалуй, поводов для волнения у него было достаточно. Дикарева интересовало – почему Денисов, увидев, что «Булгария» шла с креном на правый борт, не сообщил об этом капитану либо диспетчеру.

«Капитан мне бы все равно ответил: «Я знаю об этом», - заявил Денисов.

«И правильно. Пускай себе плывет с этим креном на правый борт…» - невесело проговорила судья, покачав головой.

«ОН БЫ НАЧАЛ ДАВИТЬ ЛЮДЕЙ»

Нюансы, которые можно отнести к капитанской этике в дальнейшем весьма интересовали гособвинителя, который вцепился мертвой хваткой в капитана Денисова, ставшего неожиданно полезным свидетелем. Сторону обвинения не меньше волновал вопрос о том, когда Денисов в последний раз проходил аттестацию, насколько успешно он сдал ее, где он сейчас работает, и другие вопросы, связанные с компетенцией капитана «Дунайский-18».

«Вы смущаете человека такими вопросами», - заявил адвокат подсудимого, однако судья настояла на том, чтобы гособвинитель продолжил. И Дикарев, получив своеобразный карт-бланш, не стал себя останавливать.

«Насколько оправданы, по-вашему, действия капитана Егорова? Вы бы сами как поступили в этой ситуации?» – не унимался гособвинитель.

«Если бы я услышал, что от моей помощи отказываются, я бы поплыл дальше», - ответил Денисов.

Услышав это, Дикарев цокнул языком и всем своим видом показал, что крайне не одобряет подобную логику. Денисов, желая реабилитировать свое положение в глазах гособвинения, добавил, что обязательно пришел бы на помощь, если бы его об этом попросили. Позднее он сообщит суду, что его судно практически идентично буксиру «Дунайский-66», которым управлял Егоров. Для полной остановки такого корабля, по словам Денисова, необходимо не менее 15 минут, еще 45 минут уйдет на то, чтобы отцепить толкач от груженых барж. Без отцепки толкач не сможет хорошо маневрировать на воде.

«Он бы начал давить людей, если бы стал подходить к ним, не отцепив баржи», - заключил капитан буксира «Дунайский-18», заявив, что действия Егорова считает правильными.

После того, как суд заслушал показания капитана Денисова, адвокат Егорова заявила, что все же подает ходатайство о проведении следственного эксперимента. Гособвинение парировало и заявило протест, считая прошение необоснованным и полагая, что оно приведет к тому, что судебное делопроизводство изрядно затянется. Судья взял 15 минут на то, чтобы решить – насколько уместно и необходимо восстанавливать события, которые происходили на Волге 10 июля минувшего года.

В конечном итоге суд отказал в удовлетворении ходатайства, сославшись на то, что его можно будет провести лишь поздней весной, когда на Волге сойдет лед. По мнению судьи, откладывать разбирательство дела до этих пор неуместно.

ДОПЛЫЛ ДО БУЙКА И ПРОДЕРЖАЛСЯ ДВА ЧАСА ПОД ДОЖДЕМ

Когда все точки над « i» судом были расставлены, судебное слушание вновь получило неспешный ход. Адвокат Егорова дала согласие на оглашение показаний потерпевших, которые не явились в суд. Гособвинитель начал зачитывать воспоминания спасшихся с «Булгарии» детей. Кто-то из них вспоминал, как сидел с мамой в музыкальной комнате, когда корабль накренился, и в салоне началась паника – ребенок говорит, что не увидел маму на теплоходе «Арабелла», а в речном порту Казани его встретил убитый горем отец. Кто-то из детей рассказывал, как ему удалось доплыть до буйка и продержаться, зацепившись за него, два часа под проливным дождем. Другой ребенок говорил, что многие выжившие ругались и ссорились, кто-то даже дрался за спасательные шлюпки, рассказывал, что люди были в крови, грязные и черные от солярки.

Завтра судебное разбирательство по делу Егорова будет продолжено. На нем будут зачитаны оставшиеся показания пострадавших.

«Я сегодня поняла, что мы взяли на себя первый удар, - призналась газете «БИЗНЕС Online» адвокат подсудимого. - Ведь до сих пор даже нет четкого разделения вреда между тем, что затонула «Булгария», и тем, что мимо прошел буксир «Дунайский». И своим выходом на этот судебный процесс, когда основное дело еще не стартовало, мы фактически приняли всю эту агрессию, накопившуюся у людей, на себя».

Газета «БИЗНЕС Online» собирается и дальше отслеживать перипетии этого громкого процесса.