На этой неделе не стало бывшего руководителя «убойного» отдела МВД Татарстана Рената Беляева. Современники легендарного полковника милиции называют его настоящим «честным ментом», который раскрыл огромное количество резонансных дел. В 80-х он мог остаться в Москве навсегда, когда расследовал легендарное «хлопковое дело», но вернулся на родину, в Казань, где раскрывал резонансные преступления в «убойном» отделе вплоть до рокового 2001 года. Тогда он отправился в Гудермес «по профилю», где получил тяжелейшее ранение в голову, едва выжив. В этом материале «БИЗНЕС Online» рассказывает о пяти самых интересных и уникальных историях полковника.
На этой неделе не стало бывшего руководителя «убойного» отдела МВД Татарстана Рената Беляева
Становление сыщика
Будущий сыщик Ренат Беляев родился 28 ноября 1955 года в Казани. Здесь же в 1979-м окончил Казанский государственный университет. После этого он сразу же и навсегда связал жизнь с органами внутренних дел, поступив на службу инспектором отдела борьбы с хищениями социалистической собственности (БХСС) ОВД Вахитовского района. Наши собеседники из околокриминального мира вспоминают, что Беляева даже бандиты называли настоящим и честным «ментом» и всерьез опасались его и его отдела.
Спустя пару лет Ренат Гарифович решил пойти следователем в Приволжский район. В начале 80-х там была сложная обстановка, и буквально сразу же в руки Беляеву попали десятки финансовых уголовных дел. Но следователем там он отработал только полгода — в 1985-м из Москвы пришла телеграмма с требованием срочно командировать следователя в столицу.
«Меня вызвали в МВД, проинструктировали: никаких девочек, никакой выпивки, вести себя так, чтобы не опозорить честь татарстанского милиционера. В следственной части меня озадачили: будешь работать по хлопковому делу. Надо срочно вылетать в Южный Казахстан, в Чимкент. Там уже была создана объединенная группа из сотрудников Чувашии, Нижнего Новгорода, руководил ею следователь УВД Чимкента Мирманкулов», — рассказывал Беляев в интервью «Вечерней Казани» в начале нулевых.
«Ни орденов, ни званий я за это дело не получил. Пришла почетная грамота от министра СССР, где стояло факсимиле. Мы с женой вечером сели, посмотрели на нее, и я говорю: «Ну хоть бы бутылку водки к этой грамоте приложили!» — с шуткой вспоминал Беляев в документальном фильме «Раскрыть и доказать. Жил-был честный мент»
1. «Хлопковое дело»
Беляев должен был отправиться в Москву на месяц. Там ему сообщили, что дело, по которому Беляева вызвали в столицу, непростое, оно находится на контроле самого Михаила Горбачева. Началось оно в 1983 году, после смерти авторитетного первого секретаря Узбекской ССР Шарафа Рашидова, якобы с жалоб ивановских ткачих, которые были недовольны качеством поставляемого хлопка из Узбекистана. Последовавшая проверка выявила, что из солнечной республики шел не хлопок, а его отходы. Иными словами, государство платило за то, чего не было. И так было не только с предприятиями Иванова, а чуть ли не по всему Союзу. Чтобы скрыть сей факт, должностные лица Узбекистана создавали двойную бухгалтерию, многоуровневую «пирамиду взяточничества», предоставляя при этом фиктивную официальную статистику. В результате из Москвы за так и не поставленный хлопок было получено около 4 млрд рублей — колоссальная сумма по тем временам.
Чтобы расследовать дело, была создана сборная сыщиков МВД и прокуратуры со всего Союза, которую возглавили Тельман Гдлян вместе с Николаем Ивановым. В эту сборную и попал молодой Беляев.
«Хлопковая мафия» активизировалась с начала первых арестов. Чиновники массово предлагали взятки, пытаясь уйти от правосудия. При этом там были замешаны высшие чины республики. Взятки следствию пытались передавать не только деньгами, но и золотом, и драгметаллами. Взятки «честные менты» не брали, а, наоборот, продолжали возбуждать дела по коррупции. Но устоять получалось не у всех силовиков. Говорят, что над Беляевым даже дружески подшучивали, мол, сколько привез из Узбекистана? Тот, не стесняясь, отвечал — ничего. Наоборот, «закрыл» одного подобного.
В казахстанском Чимкенте (сейчас это город Шымкент) было одно из хлопковых узбекских производств. Там Беляев возбудил дело в отношении местного кладовщика, который наиболее активно воровал деньги. При этом тратить миллионы он не мог и прятал их в банках, причем стеклянных, закапывая их. Набрав необходимое количество материалов, Ренат Гарифович направил-таки дело в суд. Этот процесс стал первым из череды «хлопковых дел», дошедших до Фемиды.
«Ни орденов, ни званий я за это дело не получил. Пришла почетная грамота от министра СССР, где стояло факсимиле. Мы с женой вечером сели, посмотрели на нее, и я говорю: „Ну хоть бы бутылку водки к этой грамоте приложили!“» — с шуткой вспоминал Беляев в документальном фильме «Раскрыть и доказать. Жил-был честный мент».
На этом «хлопковые дела» у Беляева завершились. Расследование всего «хлопкового дела» в Узбекистане и соседних республиках длилось вплоть до 1989 года. Было возбуждено более 800 уголовных дел, реальные сроки получили более 4 тыс. человек, среди которых первый секретарь местного ЦК Иманожон Усманходжаев. Это дело было придано широкой огласке как демонстрация борьбы с коррупцией.
Да и для самих следователей это дело стало определенным карьерным толчком. Беляева тогда пригласил в прокуратуру генерал Владимир Калиниченко, который предложил ему остаться в центральном аппарате. Даже предложил отработать «дело липецкого маньяка» (убийства в Липецкой области, продолжавшиеся без малого пять лет). Обещали Беляеву квартиру, карьерный рост. Но его тянуло на родину, в уголовный розыск, и к 90-м годам он уже служил дома, в Казани.
В Казани Беляеву пришлось бороться с самыми настоящими бандитами в 90-е
2. Банда угонщиков-убийц
В Казани Беляеву пришлось бороться с самыми настоящими бандитами тех лет. Так, в начале 90-х водителей республики терроризировала некая группа отморозков. Схема простая — женщина с сумками, «не зная о происходящем», ловила мотор, а в это время в салон машины врывались двое бандитов, убивали водителя, а труп сбрасывали в ближайший лес или болото.
В Татарстане, кстати, такой способ «заработка» у отмороженных шаек был распространен. Вспомнить челнинских «лжементов», которые в начале нулевых под видом гаишников останавливали фуры, убивали водителей, тела закапывали в поле, а грузовики либо перепродавали, либо пилили на запчасти. Последнего участника этой банды за решетку отправили лишь в 2021 году. Но в Казани дело угонщиков-убийц удалось раскрыть быстро. Ведь был Беляев.
Оперативники отследили путь водителей, попавших в лапы к отморозкам. Стало понятно, что все они ехали на юг — в Оренбургскую область. Отработав все пути, милиционеры вышли на жителей именно этого региона. Угнанные автомобили нашли в Казани, так как бандиты не могли «перебить» машины и просто распиливали на запчасти в автосервисе одного из участников банды.
Но самым сложным стал поиск главаря. И каково было удивление, когда на него все-таки вышли. Лидером оказалась та самая «милая» женщина, имени которой не сохранилось в исторических документах, которая останавливала машины. В фильме «Жил-был честный мент» Беляев вспоминал, что ее даже прозвали хохотушкой. Она всегда шутила и якобы знать не знала об убийствах. Она отыгрывала так реалистично, что в какой-то момент сыщики даже думали, что она действительно не причастна, что ее использовали вслепую.
Но, как выяснилось, она была совсем не той «хохотушкой», какой казалась. Эта полная «милая» женщина смогла установить настоящий матриархат в банде. Там все было максимально строго. За любой «засвет» она была готова убить своего бандита. Но все-таки опера раскусили «хохотушку».
В 1997 году следствие по банку «Заречье» и по убийству топ-менеджмента завершилось. Начальника безопасности банка Лазарева объявили организатором нескольких заказных убийств. В том числе милиция вышла и на других сотрудников службы безопасности
3. Дело банка «Заречье»
А самым первым уголовным делом в «убойном» отделе МВД РТ для Беляева стало убийство лидера ОПГ «Тяп-Ляп» Сергея Скрябина в феврале 1994-го. Сам Ренат Гарифович пришел в «убойку» месяцем ранее. Скрябу расстрелял киллер у его же дома на проспекте Победы, рядом с гаражами. Убийца скрылся с места мгновенно, немногие свидетели смогли увидеть его, но тот прятал лицо. Группа Беляева смогла даже выйти на него, но доказательственной базы не хватило для задержания. Кто же знал, что повторно выйти на след поможет другое легендарное дело, банка «Заречье»?
1995 год стал поистине черным в истории российских банков. Один за другим погибали банкиры и экономисты — шла настоящая конкурентная борьба на рынке не без участия преступных группировок. Казанские банки не стали исключением. 23 июля в санатории поселка Ундоры в Ульяновской области был убит заместитель управляющего казанским банком «Заречье» Владимир Девятых. На то время он был очень известным в финансовых кругах Татарстана. Сам банк появился осенью 1990 года, а в состав его учредителей вошли КВЗ, кожгалантерейная фабрика под руководством Владимира Рубинштейна и ряд других крупных предприятий.
В главе «Загадки банка „Заречье“» книги заместителя председателя Верховного суда РТ Максима Беляева и старшего помощника руководителя СУ СКР по РТ Андрея Шептицкого «Бандитская Казань – 2» сказано, что после убийства Девятых в санатории милиционеры обнаружили двоих молодых людей — казанцев Игоря Спиридонова и Эдуарда Бикбулатова. Первый, к слову, был активным участником ОПГ «Тяп-ляп» по прозвищу Слон, и именно его Ренат Беляев первым подозревал в убийстве Скрябы. Но доказать их причастность к убийству Девятых опять-таки сразу не удалось, их пришлось отпустить.
«Однако в скором времени банк снова появился в криминальных сводках. 12 октября 1995 года в Казани у двери своей квартиры в доме №23 на улице Забайкальской выстрелом в голову был убит бывший следователь по особо важным делам прокуратуры Альметьевска, директор центра содействия предпринимательству Казани Альберт Невский. Спустя месяц один из казанских телеканалов продемонстрировал видеозапись, на которой мужчина рассказывал, что именно он застрелил Невского», — сказано в главе «Загадки банка „Заречье“».
На видеозаписи молодой человек сидел спиной к камере, и понять, кто это, было тяжело. Видеозапись попала сразу в милицию, где сыщики вместе с Ренатом Беляевым стали ее изучать. Установить личность героя сюжета помогли психологи, составив его портрет. Молодой человек говорил складно, было понятно, что он может оказаться студентом хорошего вуза или из окружения таковых. Но убийца был наивен, ведь он выступил по телевидению в надежде, что милиция начнет искать заказчиков убийства Альберта Невского, а о нем забудут.
Им оказался 20-летний Алексей Карпунин по прозвищу Подлиза. Вместе с подельниками он был взят и сразу раскололся — мол, целью являлся не Невский, а тот самый Рубинштейн, который жил по соседству. Мужчины одевались одинаково и ездили на похожих машинах. Поэтому молодые киллеры и перепутали их, застрелив в подъезде не того. Поняв, что совершили ошибку, они испугались, что их накажет заказчик, и выступили на телевидении.
Заказчиком, согласно книге «Бандитская Казань – 2», стал Вячеслав Кирниченков, выходец с улицы Хади Такташ, последнее время работавший водителем замначальника службы безопасности банка «Заречье» Владимира Лазарева. Но поскольку Кирниченков был в розыске, его уголовное дело приостановили, чего не сказать о Подлизе с товарищем — их отдали под суд.
В 1996 году под следствие неожиданно снова попал Слон. Он вдруг признался, что убийство Девятых в Ундорах ему заказали лидеры «Тяп-ляпа». Но убивать Девятых он якобы отказался. Как писал Максим Беляев в книге «Бандитская Казань – 2», к тому времени уже было известно, что банк «Заречье» крышевал не кто иной, как Скряба. Но после его убийства в 1994-м от крыши якобы отказывались. По некоторым данным, он был убит в том числе и из-за передела влияния.
В 1997 году следствие по банку «Заречье» и по убийству топ-менеджмента завершилось. Начальника безопасности банка Лазарева объявили организатором нескольких заказных убийств. В том числе милиция вышла и на других сотрудников службы безопасности. Слона же за недоказанностью выпустили из изолятора спустя почти три года, но, как выяснилось, это было роковым для него обстоятельством — его тут же убили другие бандиты.
Хоть оперативники «убойного» отдела и вышли на него дважды как на убийцу Скрябы, но дело так и осталось нераскрытым.
Самым необычным в плане раскрытия дел для Рената Беляева по праву можно назвать «дело Эйвазова»
4. Год под прикрытием
Самым необычным в плане раскрытия дел для Рената Беляева по праву можно назвать «дело Эйвазова». Такое, казалось, можно было увидеть только в «Убойной силе» или другом сериале о ментах. Алишер Эйвазов являлся коммерсантом, который занимался ремонтом стиральных машин и холодильников. Это был 1996-й, и примерно тогда в отделе Беляева создали первый в России отдел оперативных разработок. В нем служили четыре опера «убойного» отдела. Именно они узнали, что Алишер ищет киллера для исполнения убийства. Какого именно убийства — это загадка, которую необходимо разгадать.
Решение пришло — нужно внедрить к Эйвазову своего человека. Для этого из «убойки» Набережных Челнов прикомандировали опера. Милиционер был высоким и здоровым и вполне походил на бандита-телохранителя. Все велось под грифом «абсолютно секретно».
К Алишеру пришлось притираться долго. Поначалу он давал простые задания, например сжечь машину конкурента. Оперативники мгновенно нашли похожую машину, спрятали настоящую в гараж и сожгли «утку».
Еще из указаний было избиение юноши. Оперативники и тут пошли на хитрость, уговорив жертву носить гипс целый месяц, показывая, как он страдает от избиений. Так шло больше года, а заказа на убийство все не было. Беляев уже думал остановить эксперимент и отправить Алишера под суд за собранные 11 «заказов».
Но тут подставной «киллер» сообщает своему отделу, что Эйвазов вызвал его и дал «заказ» на убийство коммерсанта, которому он не хотел отдавать долг. Все было записано на пленку. С жертвой поговорили, тот оказался очень удивлен тому, что его заказали. В результате сбора доказательств Алишера поймали и задержали, предъявив все 12 преступлений. Все цели Эйвазова при этом остались живыми и невредимыми.
После ранения медики не могли разрешить ему служить дальше, и полковника отправили на почетную пенсию. Но коллеги не забыли начальника, они постоянно навещали его, делились историями и спрашивали его совета по службе
5. Чечня. Ранение
До 2000 года Беляев проходил службу на руководящих должностях в МВД Татарстана. В феврале 2000-го его назначили начальником отдела по особо важным делам и раскрытию преступлений против личности УУР министерства.
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МВД по РТ, с октября 2000-го по ноябрь 2001 года он неоднократно выезжал в служебные командировки в состав временной оперативной группировки органов внутренних дел в Гудермесский район Чечни. Одна из таких поездок наложила крест на дальнейшую службу Беляева.
В ноябре 2001 года он участвовал в операции по ликвидации боевиков. Там было немало мирных граждан, которых требовалось защитить. В какой-то момент полковнику Беляеву пришлось покинуть укрытие, чтобы обезопасить гражданских, и тогда пуля настигла его.
Выстрел был точно в голову, пуля чудом не задела важные участки мозга, пройдя почти насквозь. Врачи давали неутешительные прогнозы, но Беляев выжил, смог восстановиться и вернуться домой. Медики не могли разрешить ему служить дальше, и полковника отправили на почетную пенсию. Но коллеги не забыли начальника, они постоянно навещали его, делились историями и спрашивали его совета по службе.
Ренат Гарифович, по словам наших некоторых собеседников, жил скромно, в обычной квартире. Беляева не стало 10 февраля 2022 года. Последнее время он провел в Республиканской клинической больнице в тяжелом состоянии. Полковнику в этом году должно было исполниться 67 лет.
За все время службы он был награжден нагрудными знаками «За отличие в службе» I и II степени, «Почетный сотрудник МВД РТ», «За отличную службу в МВД», «Участник боевых действий», почетным знаком «За отличную службу в МВД РТ».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 95
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.