«Ситуация в данный момент сложная», — заявили в КНИТУ-КХТИ о скандале с уборкой в корпусах и общежитиях университета. Как стало известно «БИЗНЕС Online», студенты жалуются на грязные туалеты и другие места общего пользования как в общагах, так и в учебных корпусах. Причина — подрядчик, который выиграл тендер на уборку, сбив цену на свои услуги на 20 млн рублей. С первого дня действия контракта он работал кое-как, а в итоге перестал платить уборщицам. Процесс уборки встал, а вуз был вынужден в спешном порядке нанимать тружеников швабры и метлы самостоятельно. О том, чем в российской реальности оборачивается попытка честно проводить закупки, — в материале «БИЗНЕС Online».
В 2020 году врио ректора КНИТУ-КХТИ стал выходец из СИБУРа Юрий Казаков
Неожиданные плоды оптимизации
В 2020 году врио ректора КНИТУ-КХТИ стал выходец из СИБУРа Юрий Казаков. В кресле руководителя он сменил Сергея Юшко, которого временно отстранили от управления университетом из-за возбужденного в отношении него уголовного дела. Казаков практически сразу же начал «наводить порядок». Одним из таких шагов стала «оптимизация штатной численности» и корректировка закупочных процессов. «Считаю, что это нормальный процесс управления расходами и повышения эффективности расходования средств», — говорил сам Казаков в конце 2020 года, выражая свое отношение к сокращениям и оптимизациям в вузе.
Так, например, врио ректора избавился от «неэффективных структур-паразитов», куда входили люди, не работавшие на университет. Это позволило сэкономить вузу 2,5 млн рублей. Кроме того, по его словам, здесь оптимизировали службу охраны, избавившись почти от трех десятков неэффективных ставок и сэкономили 6 млн рублей. Судя по сайту госзакупок, сейчас для охраны вуз заключает договоры с соответствующими организациями. Также, например, он заключил контракт по вывозу ТКО со сторонней фирмой в надежде сэкономить 500 тыс. рублей в год. А еще подчиненные Казакова «отыграли» 24 млн рублей за счет правильно составленных технических заданий по закупкам услуг клининга и охраны. Ведет всю эту работу целый закупочный отдел из 11 человек.
В сентябре 2020 года КХТИ объявил конкурс по поиску подрядчика и собрал аншлаг — поступило сразу 8 заявок. Победителем аукциона стала ИП Сабаева Зульфия Фаритовна, которая больше всех сбила цену. За год уборки вуз предлагал заплатить подрядчику до 63 млн рублей (причем источник финансирования — внебюджетный), а победитель скинула цены за свои услуги до 41 млн рублей. На «втором месте» оказалось ООО «Омега-клин», предложившее за свои услуги 41,3 млн рублей. Самую высокую цену представило ООО «РК девелопмент идея клининг» — 60 млн рублей. Контракт с ИП Сабаевой был подписан 15 сентября 2020 года.
По информации источников, сотрудники клининговой службы в буквальном смысле устроили забастовку и перестали выходить на работу
Вуз, как следует из техзадания, требовал, чтобы сотрудники работали 6 дней в неделю, поддерживая чистоту во всех учебных зданиях и общежитиях, а также на стадионе на улице Джаудата Файзи; всего — 25 объектов. В документах прописаны мельчайшие требования к инвентарю и моющим средствам, которые должны использовать сотрудники. Численность работников вуз предлагал определять самостоятельно, но так, чтобы они смогли обеспечивать бесперебойное поддержание чистоты и порядка в зданиях.
ИП Сабаева, по данным «Контур.Фокуса», была зарегистрирована в 2017 году. ИП неоднократно побеждала в аукционах по клининговым услугам для нужд территориальных органов федерального казначейства, а в 2018-м выиграла аукцион по мойке фасада здания кабмина РТ. Всего предпринимательница участвовала в 70 аукционах на сумму почти 800 млн рублей, по итогам с ней заключили 13 контрактов на 129 млн рублей. Но не везде все проходило гладко. Пример — контракт на уборку зданий Владимирского госуниверситета на 17 млн рублей, возле которого в сервисе стоит пометка, что исполнение было прекращено. Аналогичная пометка — напротив контрактов по уборке зданий Калужского госуниверситета им. Циолковского (11,8 млн рублей), Мордовского национального исследовательского университета (13,6 млн рублей). По данным того же сервиса, в 2020 году с Сабаевой судился бывший сотрудник, который работал дворником на территории казначейства по Мордовии за 10 тыс. рублей в месяц. В итоге за последний месяц зарплату он не получил и подал иск к Сабаевой. Суд с учетом компенсации и просрочки присудил дворнику 18 тыс. рублей.
В декабре ситуация не поправилась: в общежитиях и ряде учебных корпусов, указал вуз в акте сдачи-приемки работ, услуги были оказаны «с нарушением требований контракта»
Клининговый саботаж
Примерно в весенне-летний период 2021 года, когда за уборку отвечала ИП Сабаева, обозначились первые проблемы, качество вуз не устроило. Поэтому, когда срок исполнения контракта истек, новый договор — естественно, опять через госзакупки — вуз заключил уже с другой компанией. В аукционе победила фирма «Референтум». Род деятельности фирмы, по данным «Контур.Фокуса», — оптовая торговля, деятельность в области права и т. д. — ничего связанного с уборкой. Единственный учредитель и директор компании — Альмира Халиуллина (это ее единственный бизнес), фирма создана в марте 2017 года и базируется в бизнес-центре на улице Галимджана Баруди. По итогам 2020-го (более свежих данных нет) выручка фирмы составила 3,2 млн рублей, чистая прибыль — 2,2 миллиона.
За четыре года фирма участвовала в 6 десятках закупок на 500 млн рублей, с ней заключили 8 контрактов на 96 миллионов. Помимо КХТИ ее услуги заказывали молодежный экстрим-парк «Урам» (на 2,5 млн рублей — контракт рассчитан до октября 2022 года), Уфимский государственный нефтяной технический университет, нижегородская ГСХА, казначейства и учреждения минздрава.
Объявляя новый аукцион, КХТИ предусмотрительно снизил стартовую цену на 10 млн рублей, хотя контракт заключался на более долгий срок — с сентября 2021-го до конца 2022 года. Но подрядчик предложил за свои услуги и того меньше — вместо 53 млн, которые готов был заплатить КНИТУ-КХТИ, 33 млн рублей. С 1 ноября фирма должна была приступить к уборке. Но из документов, размещенных на сайте госзакупок, следует, что проблемы начались с самого первого дня. Например, с 1 ноября несколько дней в корпусе на ул. Карла Маркса, 72 не проводилась «влажная уборка помещений», а также «дезинфицирующая уборка санитарных узлов», указал вуз. Аналогичная ситуация — в корпусе на улице Толстого. За каждое нарушение вуз потребовал заплатить штраф в 10 тыс. рублей, как того требует контракт, в сумме — 115 тыс. рублей.
«Референтум»: не проводилась влажная уборка этажей, коридоров, лестниц, туалетов и душевых в общежитиях; не убирали придомовую территорию; не выносили мусор; в учебных корпусах не было влажной уборки помещений и туалетов»
В декабре ситуация не поправилась: в общежитиях и ряде учебных корпусов, указал вуз в акте сдачи-приемки работ, услуги были оказаны «с нарушением требований контракта». Компании выписали штрафы еще на 925 тыс. рублей. А в январе вуз составил аж 206 актов нарушения качества оказания услуг со штрафом в 1 млн рублей.
В феврале, как следует из документации, проректор по АХР Максим Тюпич попросту отказался подписывать акт приема-сдачи услуг. Причина — игнорирование уборки компанией «Референтум»: не проводилась влажная уборка этажей, коридоров, лестниц, туалетов и душевых в общежитиях; не убирали придомовую территорию; не выносили мусор; в учебных корпусах не было влажной уборки помещений и туалетов. Отказываясь подписывать акт, Тюпич указал: «Заказчиком ранее принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с систематическим нарушением условий контракта исполнителем». Решение было размещено в единой системе 20 января.
«Заказчиком ранее принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с систематическим нарушением условий контракта исполнителем». Решение было размещено в единой системе 20 января
Вуз: Зарплату за ноябрь своим сотрудникам клининговая фирма выплатила только в январе
В итоге с начала года в зданиях университета практически полностью встал процесс уборки. По информации источников, сотрудники клининговой службы в буквальном смысле устроили забастовку и перестали выходить на работу. Причина — серьезная задержка зарплаты. «Туалетный кризис» довел одного из преподавателей до того, что он, облачившись в костюм уборщика, вошел в кабинет проректора по административно-хозяйственной работе Тюпича. Где и высказал свое недовольство — мол, сам вынужден убирать в кабинете.
В университете не стали открещиваться от проблем с уборкой в зданиях. «Действительно, ситуация в данный момент сложная», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе вуза. Там рассказали предысторию всей ситуации.
По информации пресс-службы, подрядчик, который оказывал университету клининговые услуги в прошлом, 2021 году, до марта выполнял все условия контракта. Однако после этого момента начались «периодические проблемы» с уборкой корпусов. Причина этого была в том, что подрядчик не вовремя платил уборщицам, отметили в вузе.
«Руководство вуза связывало надежды на выправление ситуации со сменой подрядчика. В ноябре был заключен новый контракт уже с другим подрядчиком», — указали в пресс-службе КНИТУ-КХТИ. Объявили конкурс, и уже новый контракт вуз заключил с фирмой, которая предложила цену «значительно ниже той, которая была заявлена университетом».
Однако ожидания руководства не оправдались. «Проблемы с выполнением контракта начались сразу. Университет выставил фирме-подрядчику более 200 претензий по всем фактам невыполнения условий контракта и невыхода их персонала на работу в корпуса КНИТУ. Позже выяснилось, что зарплату за ноябрь своим сотрудникам клининговая фирма выплатила только в январе, да и то не всему персоналу», — сообщили в пресс-службе.
Апогея ситуация достигла уже в новом году. «В конце января сложилась критическая ситуация — уборка во всех корпусах вуза прекратилась вовсе. В адрес фирмы было направлено уведомление об одностороннем прекращении действия контракта», — добавили в вузе. Чтобы решить проблему, университет в экстренном порядке самостоятельно (то есть не через контрактные процедуры) набирал уборщиц и дворников. «На текущий момент штаты до конца не укомплектованы, но процесс привлечения сотрудников идет, ситуация выравнивается, уборка производится», — отметили в КНИТУ-КХТИ.
Отметим, что претензии к компании «Референтум» возникли не только у вуза — фирмой заинтересовалась и прокуратура Татарстана. Как сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, работники фирмы написали коллективное обращение, в котором жаловались на невыплату зарплаты. «Установлено, что четырем сотрудникам не выплатили заработную плату за ноябрь – декабрь 2021 года. Долг по оплате труда составил 152 тысячи рублей. Кроме того, с этими работниками не заключили трудовые договоры», — рассказал Галиев.
По итогам проверки, которую провела прокуратура Кировского района Казани, в отношении директора ООО «Референтум» возбудили дела по ч. 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ («Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). Руководителя компании оштрафовали на 20 тыс. рублей. «Кроме того, в адрес руководителя предприятия внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности», — сообщили в прокуратуре.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 441
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.