«200 тысяч обманутых дольщиков появились — и строительные компании легли», — напомнил накануне в Госдуме вице-премьер РФ Марат Хуснуллин о последствиях роста ключевой ставки ЦБ до 17% в 2014–2015 годах. Также он рассказал о планах продлить М12 до Монголии, объяснил провал закона об апартаментах и новое несовершенство механизма реновации. Не исключил докладчик снятия эмбарго на импорт стройматериалов, описал развал жилых памятников культуры и признался, что с главой минфина РФ говорит о деньгах чаще, чем общается с женой. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне вице-премьер РФ Марат Хуснуллин выступил на правительственном часе в Госдуме и свыше двух часов отвечал на волнующие депутатов и жителей вопросы
«Это то, что не работает»: Хуснуллин нашел в РФ 80 тыс. га неэффективных земель и назвал цену минуты стройки — 24 млн рублей
Накануне вице-премьер РФ Марат Хуснуллин выступил на правительственном часе в Госдуме и свыше двух часов отвечал на волнующие депутатов и жителей вопросы.
Для начала — результаты строителей по итогам 2021-го. В прошлом году Россия впервые ввела 92,6 млн кв. м жилья — исторический рекорд для страны, включая времена Советского Союза. Половину объема обеспечило индивидуальное жилищное строительство. В Татарстане, напомним, сдали рекордные 3 млн кв. м, из которых 2,1 млн кв. м — ИЖС. Это превысило все более ранние прогнозы минстроя РТ, который намеревался довести долю ИЖС всего лишь до 50% к 2024 году. Впрочем, «бумажный» характер достижения на прошлой неделе не скрывали даже участники рынка в кулуарах итоговой коллегии республиканского министерства. Исторический рекорд и у российских дорожников — за год отремонтировали 19 тыс. км дорог. Но требуется еще.
Растет градостроительный потенциал для ежегодной стройки в России 120 млн кв. м жилья к 2024 году. Для этого в регионах, по словам вице-премьера, уже создают заделы под новостройки площадью 500 млн кв. м, найдено 80 тыс. га неэффективно используемых земель. «Это то, что не работает. Не актив, а пассив», — заявил Хуснуллин.
Пандемия коронавируса тормозит строительство. «Но за счет системной работы удается разгонять и стройку, и ипотеку, и инфраструктурные проекты», — считает вице-премьер.
За два года Госдума приняла 250 поправок, упрощающих работу строителей. Отрасли этого мало, потому что от идеи до регистрации имущества остается 989 действий. По оценкам федерального чиновника, сокращение инвестиционно-строительного цикла на 30% экономит 2 трлн рублей, а минута в стройке стоит 24 млн рублей. «Я пересчитал деньги на рабочее время. Нам есть над чем работать», — сказал Хуснуллин, добавив, что 1 831 день застройщик тратит на согласование и сбор 1 тыс. подписей. — Коллеги, как при этом строить?»
Ниже — главные тезисы выступления вице-премьера РФ, прозвучавшие с трибуны.
«Ключевая ставка является серьезной угрозой, угрозой вообще для развития жилищного строительства. Думаем, как эту проблему решать»
1. Рост ключевой ставки ЦБ угрожает рынку, в том числе новой волной обманутых дольщиков
Февральский рост ключевой ставки Центробанка, возглавляемого Эльвирой Набиуллиной, до 9,5% создает «серьезную угрозу» для отрасли жилищного строительства. «Ключевая ставка является серьезной угрозой, угрозой вообще для развития жилищного строительства. Думаем, как эту проблему решать», — заявил Хуснуллин депутатам.
По словам вице-премьера, в прошлом году в РФ выдали ипотечных кредитов на 5,7 трлн рублей, что на 7% выше аналогичного показателя 2020-го. Число выданных кредитов выросло на 30% до 2 миллионов.
Докладчик напомнил, что на развитие жилищного строительства влияет три фактора:
- Рост доходов жителей.
- Стоимость ипотеки. Средняя ставка в начале 2022-го поднялась на 0,2% до 7,7% годовых. По указу президента РФ Владимира Путина ставка должна быть не выше 7,9% годовых.
- Себестоимость строительства.
«У Центробанка задача задавить инфляцию. Но какой ценой? — спрашивал себя Хуснуллин. И вспомнил 2014–2015-е, когда для борьбы с инфляцией ключевую ставку подняли до 17% годовых и возникла проблема обманутых граждан. — У нас 200 тысяч дольщиков появились — и строительные компании легли. Ведем диалог с Набиуллиной, постоянно встречаемся, обсуждаем, ищем компромисс».
В России могут отменить ограничение на импорт стройматериалов из-за роста цен на внутреннем рынке, заявил вице-премьер
2. В росте цен на стройматериалы виноваты монополии
В России могут отменить ограничение на импорт стройматериалов из-за роста цен на внутреннем рынке, заявил вице-премьер. При этом идею ограничений экспорта отечественных стройматериалов не поддержал.
«Есть вопрос с ввозом стройматериалов, — сказал Хуснуллин, уточнив, что ограничения на импорт принимали для защиты производителей. — В данной ситуации предлагаем отменить их. Нам сейчас нужны любые материалы».
Как и в декабре 2021 года, Хуснуллин в Госдуме возмущался ростом цен на песок, щебень и другие стройматериалы.
«Когда обоснованность роста цен на продукцию вызывает сомнения, приходится рассматривать совместно с федеральной антимонопольной службой, — заявил вице-премьер. — В ряде регионов рост цен не обоснован — это монополия и картельный сговор».
Ударил по строительному рынку России и строительный бум в Казахстане. Из-за этого заводы ЖБИ Омской области предпочли зарубежные поставки отечественному рынку. «Вывозим в Казахстан, а самим строить не из чего!» — сказал Хуснуллин.
На строящемся участке от Москвы до Казани сегодня трудятся 15 тыс. рабочих, а в июле на пике будут работать 38 тыс. человек и 12 тыс. единиц техники
3. «Прорабатываем финансово»: трассу М12 могут продлить до Монголии
На строящемся участке от Москвы до Казани сегодня трудятся 15 тыс. рабочих, а в июле на пике будут работать 38 тыс. человек и 12 тыс. единиц техники. Готовится и участок от Казани до Екатеринбурга длиной 800 километров.
Проектируют продолжение М12 от Екатеринбурга до Тюмени, а в этом году начнут работу над участком до Челябинска. Дальше дорога до Новосибирска, а затем и до Монголии. «Прорабатываем финансово, насколько возможно, технически — мы в этом уверены», — заявил вице-премьер страны о стремлении прорубить дорожное окно на родину Чингисхана.
Построить трассу длиной 1,6 тыс. км от Москвы до Екатеринбурга планируют за три года. Для сравнения: платные трассы М11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург строили 8 лет, ЦКАД — 14 лет. Благодаря платным трассам поездка из Екатеринбурга до Санкт-Петербурга составит 17 часов. «Никогда такого не было», — заключил Хуснуллин.
4. Мигранты в России: «Сколько трудоспособных жителей умерли за два года? У нас кто в стране будет работать?»
Цена пандемии влияет на рост стоимости рабочей силы: зарплаты увеличили на 30%. «Мигранты не могут заехать, надо сказать объективно, — сказал Хуснуллин. — Объем работы вырос, значит, за это нужно платить».
Тема болезненная. В последнее время губернаторы ряда регионов ополчились на гастарбайтеров: началось все с Калуги, где губернатор, столкнувшись с не знающим русского иностранцем, в сердцах запретил мигрантам трудиться в сферах общепита, транспорта, торговли, а также в агентствах по найму персонала. Но — обратим внимание — не на стройке. Так что депутаты заподозрили вице-премьера в лоббизме иностранных работников, хотя мигранты трудятся на стройках в РФ на 50% больше россиян, а зарабатывают на 30% меньше.
«Давайте так: сколько трудоспособных жителей умерли за два года? У нас кто в стране будет работать? — задавал вопросы Хуснуллин. — Надо определиться с трудовыми ресурсами. Это и возврат соотечественников из-за рубежа, переобучение и, как бы нам ни было неприятно, дешевая рабочая сила. За все в конечном итоге платит потребитель, государство такой же потребитель, как и население. Я против мигрантов! Но давайте скажем, как решать задачу?»
Зал по просьбе спикера Вячеслава Володина аплодировал, а следом председатель предложил депутатам взять этот вопрос в работу, но желающих не нашлось.
Хуснуллин высказал сожаление: в регионах России не рвутся сносить гаражи, промзоны и жилье в пользу новостроек: механизм по-прежнему несовершенен
5. «Надо подправить»: механизм реновации оказался несовершенным
Закону о комплексном развитии территорий, который в 2021-м наделал шума в Госсовете Татарстана, исполнился год. Принятые решения позволят построить в стране 116 млн кв. м жилья и 34 млн кв. м нежилых помещений.
«И это только начало работ», — объяснил Хуснуллин. Он высказал сожаление: в регионах России не рвутся сносить гаражи, промзоны и жилье в пользу новостроек: механизм по-прежнему несовершенен. — Там есть вещи, которые надо подправить, будем выходить с предложениями».
6. «Сотни тысяч людей останутся без капремонта, а памятники развалятся»
В России 9 тыс. жилых памятников культурного наследия, на капитальный ремонт которых нужно 132 млрд рублей. На остатках счетов фондов капремонта 220 млрд рублей. Жители других домов, по словам Хуснуллина, не готовы оплачивать ремонт памятников.
«Начинаем разбираться, — продолжил вице-премьер. — Допустим, памятником является кованая лестница, и поэтому в капитальный ремонт должны войти по правилам реставрации. И, главное, по стоимости реставрации, которая дороже минимум на 30 процентов».
Депутатам Хуснуллин предложил разобрать этот момент и принять законодательное решение. «Десятки, сотни тысяч людей останутся без капремонта, а памятники развалятся, — описал последствия бездействия для этих объектов докладчик. — Такие жилые дома никто не содержит. Если вы считаете, что в муниципалитете окажутся деньги на сохранение — никогда их не будет! Если хотите убрать проблему, давайте примем смелое решение! И прекратим слушать интересантов, которые на подобном спекулируют! Не побоюсь этого слова. Это и историко-культурная экспертиза, и вопросы завышенных расценок. Давайте примем решение! Поддержите!»
Зал зашумел, спикер Госдумы не оставил это без внимания и попросил профильные комитеты заняться данной темой.
Марат Хуснуллин и Ирек Файзуллин
7. «Решения нет, но скоро предложим»: цена устранения проблем ЖКХ — 4 трлн рублей
Остаются трудности в сфере ЖКХ — цену решения проблемы оценивают в 4 трлн рублей. Из фонда национального благосостояния выделят 150 млрд рублей, 10–20 млрд рублей наскребут в бюджетах регионов на модернизацию.
«И все! — эмоционально сказал Хуснуллин. — Нужно закрывать. Системного решения нет, но скоро предложим».
Вице-премьер не видит необходимости масштабной стройки метро в городах-миллионниках за пределами двух столиц. Логику Хуснуллин объясняет показателями загрузки
8. Об окупаемости метро в миллионниках, автомобилизации и общественном транспорте
Опасной Хуснуллин назвал ситуацию в городах России с личным и общественным транспортом, где пассажиропоток за 10 лет упал на 19%. Но дорог на 19% больше не построили. Стране надо развивать общественный транспорт, агломерации и малые населенных пункты, строить инфраструктуру. «Иначе неминуемо зайдем в пробки», — сказал Хуснуллин.
Вице-премьер не видит необходимости масштабной стройки метро в городах-миллионниках за пределами двух столиц. Логику Хуснуллин объясняет показателями загрузки. В час для окупаемости подземка должна перевозить свыше 20 тыс. человек. «Иначе невыгодно — дорого, — сказал Хуснуллин — Для Москвы, Питера это выгодно, для остальных — целесообразно. Трамвай, который везет 10 тысяч в час, — более удачное решение, чем метро».
Тем не менее федеральные власти выделили деньги на строительство метрополитена в Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске и Челябинске. В Казани стройку финансирует бюджет РТ. Пока пиковый пассажиропоток в метро столицы Татарстана фиксируют только в праздничные дни, когда подземка перевозит свыше 100 тыс. пассажиров. В будни метрополитеном пользуются до 80–85 тыс. человек в день.
Приравнять апартаменты к жилью в России пока не удается — внесенный в апреле 2021 года проект закона завис в Госдуме
9. «Не пришли к консенсусу»: апартаменты в России так и не приравняли к жилью
Приравнять апартаменты к жилью в России пока не удается — внесенный в апреле 2021 года проект закона завис в Госдуме.
«Не пришли к консенсусу и закон пока отложили», — объяснил Хуснуллин и напомнил о проблемах апартаментов: неурегулированный капитальный ремонт, налогообложение, управление и прописка. — Это тонкая многогранная тема, которая требует обсуждения».
10. О возвратных кредитах регионам и компромиссах с Антоном Силуановым
Отвергнуты предложения депутатов сделать бюджетные кредиты более длинными или вовсе бесплатными. «Привыкли просить деньги из бюджета безответственно, — сказал Хуснуллин. — Давайте учиться брать средства ответственно. Берешь из бюджета — научись возвращать. Научимся возвращать — увеличим лимиты. Задача не раздать деньги, а создать постоянно действующий механизм возврата».
Речь идет, в частности, об инвестиционных кредитах регионам на развитие инфраструктуры. Например, из 500 млрд рублей федеральных бюджетных кредитов Татарстану уже досталось 10,4 млрд под 3% годовых со сроком до 15 лет. Деньги направят на строительство Вознесенского тракта и расширение улицы Осиновской, ведущей в «Салават Купере». Раскассировать еще 500 млрд рублей глава минфина РФ Антон Силуанов готов в 2023 году — Казань рассчитывает на 15 млрд рублей для подготовки инфраструктуры под «человейники» в Лаишевском районе.
Следом Хуснуллин признался, что говорит с Силуановым о деньгах чаще, чем общается с женой. «Я с Антоном Германовичем Силуановым общаюсь каждый день — я с женой со своей столько не разговариваю, сколько с ним», — отметил Хуснуллин.
По его словам, общение с женой происходит только утром, а с министром — несколько раз в день. При этом с Силуановым удается найти компромиссы, добавил вице-премьер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 208
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.