«Бриллианты и бытовая техника — это одно, здесь понятно, как «растворить» маркировку. Но если речь о пачке соли за 5 рублей, то товарная себестоимость продукции из-за маркировки вырастет», — сетовали вчера на круглом столе представители татарстанского общепита на неминуемые последствия надвигающейся на них в сентябре обязательной маркировки. Некоторые не исключают, что в будущем помечать придется и приготовляемые на ресторанных кухнях салаты и супы. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
C 1 сентября 2022 года для госучреждений и ресторанно-гостиничного бизнеса HoReCa работа в системе маркировки «Честный знак» становится обязательной
Очередная маркировка
C 1 сентября 2022 года для госучреждений и ресторанно-гостиничного бизнеса HoReCa работа в системе маркировки «Честный знак» становится обязательной. Если конкретнее, то с 1 сентября обязательной становится именно приемка продукции при помощи электронного документооборота и ее списание после использования.
Понятно, что бесследно для ресторанного бизнеса нововведение не пройдет. Первыми тревогу забили федералы: бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов направил главе минпромторга Денису Мантурову письмо, в котором предупредил о риске вынужденного массового закрытия предприятий малого бизнеса в сфере общепита при введении сентябрьских изменений в маркировке, сообщает ТАСС.
«В случае введения обязанности применения правил маркировки продовольственных товаров рынок общественного питания ждут крайне высокие риски. Если крупный и средний бизнес сможет с ними справиться, то предприятия, представляющие малый бизнес, могут столкнуться с вынужденным массовым закрытием. Принимая во внимание вышеизложенное, прошу рассмотреть вопрос отнесения организаций общественного питания к категории конечного потребителя и внесения соответствующих изменений в законодательство, что позволило бы сохранить стабильное функционирование этого сектора», — отмечается в письме.
Соглашаются с Титовым и представители татарстанского сегмента HoReCa. Риски, с которыми столкнется отрасль уже в сентябре, горячо обсуждали 17 февраля в рамках круглого стола «Маркировка в общественном питании, ресторане и кафе», который прошел по Zoom.
Борис Титов направил главе минпромторга письмо, в котором предупредил о риске вынужденного массового закрытия предприятий малого бизнеса в сфере общепита при введении сентябрьских изменений в маркировке
«Все ложится на нашу рентабельность, которой уже нет»
Модератором выступил руководитель общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ Филипп Зарубин. Обозначить проблематику виртуального собрания он попросил совладельца сети «Домашняя столовая» Равиля Сабирова. Первое, на что обратил внимание Сабиров, — это то, что законодатели не понимают принципа поставок продуктов в общепите.
«Тут не раз в день приезжает грузовик и что-то аккуратно выгружает. Общепит получает товары с раннего утра и до вечера, каждый день, без выходных. И даже в рамках одного дня невозможно выделить человека, который бы своим присутствием смог закрыть целый день получения товара. То есть на предприятии должна работать смена два через два дня, которая занималась бы приемкой товара, потому что сопутствующий персонал этого делать не сможет, это ответственная вещь. И то же самое получится со стороны поставщика. А если у всех участников процесса вырастают издержки, увеличивается себестоимость продукции. Это первое», — прокомментировал Сабиров.
Второй момент, который его беспокоит, — это тот факт, что нарушения в части указания маркировки будут проверяться и наказываться. Помимо штрафов, за нарушения в особо крупном размере по продовольственным товарам бизнесмену может грозить в том числе лишение свободы сроком до 6 лет. По словам Сабирова, это повлечет за собой давление на бизнес и риски перегибов на местах.
«То есть у нас появится проверяющий, причем с достаточно мощной функцией проверять склад, бухгалтерию. Там самый высокий спектр полномочий для того, чтобы предприятия перетряхивать с ног до головы. Сильно вырастет градус административного давления», — пояснил Сабиров.
Третья проблема, по его словам, заключается в удорожании продукта: одно дело — «растворить» затраты на маркировку в стоимости бриллиантов или дорогой бытовой техники, но пачка соли за 5 рублей — совсем другая история: маркировка, которая ляжет на любого участника процесса, и стоимость труда увеличат товарную стоимость.
«Вот три вещи: давление, растущие издержки ФОТ и растущая себестоимость — это то, что нас ждет. По сути, мы обеспечиваем новый виток инфляции, все подорожает, естественно. Блага здесь я не вижу <…> Декларируемая [введением маркировки] какая-то защита от контрафактности, я думаю, в сфере проблем, которые испытывает общепит, не войдет в топ-100. Я за свою карьеру ни разу не сталкивался с проблемой контрафактного сырья», — подытожил Сабиров.
В качестве возможного решения хотя бы нескольких проблем он предложил проводить списания продуктов крупными партиями, чтобы «не нужно было списывать каждую пачку соли», а также партии «задним числом», и прощать предпринимателям какое-то количество несписанного товара на складах.
«Одно дело — «растворить» затраты на маркировку в стоимости бриллиантов или дорогой бытовой техники, но пачка соли за 5 рублей — совсем другая история»
Посетовали на нововведение и другие участники встречи. Исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова согласилась с Сабировым: она считает, что предприятия общепита являются той самой «конечной точкой», движение до которой и должно отслеживаться производителем с помощью маркировки, поэтому цепочка должна оканчиваться подтверждением отправки товара от поставщика.
«Как инициатива — сделать предложение, чтобы хотя бы раз в неделю собирались накладные и гасились или в течение какого-то периода. Подобное было бы правильно, поскольку это человеческий труд. И есть примеры, когда мы сажаем тетю Машу и дядю Федю на гашение накладных. Происходят ошибки. Это работает со скрипом, а если мы говорим о большом количестве маркированной продукции, то тут придется тратить огромные усилия людей, которых нужно где-то брать, им платить… Мы идем на удорожание своей продукции, но поднять цену не можем, иначе потеряем потребительский спрос. А значит, все ложится на нашу рентабельность, которой уже нет», — прокомментировала Шарафутдинова. Она также отметила, что законодателей просили приостановить введение новшеств с маркировкой на время пандемии, но те не слышат. В качестве альтернативы она предложила обкатывать систему с предупредительными мерами, а не со штрафами, и обязательно провести обучающие мероприятия.
Константин Иванов согласился, что введение маркировки на готовую продукцию, выходящую с кухни, приведет к росту ФОТ, в целом же, по его словам, эта идея сложно осуществимая
«Единственный выход — получили товар и тут же списали»
Когда слово передали уполномоченному по развитию предпринимательства в Казани Михаилу Кузнецову, то первое, что он отметил, — что маркировать будут не сырье, а готовый продукт, тот, что «выходит с кухни».
«Как это происходит? Я производитель, я сам обязан зарегистрироваться в „Честном знаке“, вводить туда выпущенный товар, покупать штрихкоды и клеить их на свой товар. Что касается общепита, у меня, например, вопрос, куда это клеить? Товарная матрица у вас широчайшая, технологические карты меняются регулярно, ресторан отдает меньшее количество чеков, столовая — огромное. Это тоже разные совсем модели. И опять же вопрос к себестоимости. Маркировка одинакова, унифицировать ее нельзя. И в вашем случае тоже не получится. Не будет такого, что маркер для булочек — столько-то, а для фуа-гра — столько-то. Поэтому на пирожок с капустой [маркировка] повлияет более существенно, чем на дорогое блюдо», — пояснил свою позицию Кузнецов.
Он также отметил: чтобы вывести маркированную продукцию из оборота, нужно для начала завести в систему сырье, но сделать это, например, с фермерскими продуктами невозможно. «Не хочу быть человеком, который может как-то негативно повлиять на фермеров, но они сегодня не отмаркированы, и как вы будете выводить маркер готовой продукции, технологически непонятно, потому что в системе сегодня у фермеров нет маркировок. Они не ввели в систему свою картошку и морковь. Как вы ее будете списывать, неясно. Мы сейчас видим несостыковки и можем на них повлиять», — прокомментировал Кузнецов.
В завершение высказался ресторатор Константин Иванов. Он согласился, что введение маркировки на готовую продукцию, выходящую с кухни, приведет к росту ФОТ, в целом же, по его словам, эта идея сложно осуществимая.
«Все потому, что есть несколько точек выдачи товара — холодный цех, с которого может уйти, например, мороженое, горячий цех, бар, где также некоторая продукция подлежит маркировке, у части заведений есть зона открытой кухни в зале. Получается, что все места надо оборудовать дополнительными кассовыми аппаратами или сканерами. Поэтому единственный выход, поскольку мы являемся конечным потребителем, — когда мы получаем по унифицированной накладной маркированный товар, его автоматически сразу списывать. То есть автоматизировать процесс нужно в программе учета, чтобы кнопка принятия товара равнялась кнопке списания. И этот механизм позволит избежать дальнейших трудностей, когда регулятор, согласно федеральному закону „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“, запланирует маркировку готовых блюд, которые мы подаем уже в зал. И данный вопрос уже стоит на контроле», — прокомментировал Иванов.
По итогам круглого стола ассоциацию рестораторов и отельеров РТ попросили провести исследование рынка, запросив мнение представителей отрасли, после чего обсуждение предстоящих новшеств пройдет в рабочих группах с приглашением органов госвласти.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.