«Начиная с 1992 года такого индекса промышленного производства в Татарстане еще не было», — заявил министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов на коллегии минпромторга, которая прошла в ОЭЗ «Алабуга». Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о планах турок построить завод за 30 млрд рублей и выслушал откровения шефа особой экономической зоны Тимура Шагивалеева о том, что демократия, независимые суды и СМИ совсем не нужны для успеха страны. О том, какие задачи ставил перед промышленными генералами президент РТ Рустам Минниханов, — в нашем материале.
Впервые за 15 лет существования минпромторга Татарстана его коллегия прошла за пределами Казани
От аккумуляторов до шампиньонов
Удивительно, но впервые за 15 лет существования минпромторга Татарстана его коллегия прошла за пределами Казани. На данный факт в своем докладе обратил внимание сам министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Он же решил это инициировать, ведь основной промышленный потенциал республики сконцентрирован именно в закамской зоне. Площадкой была выбрана ОЭЗ «Алабуга», точнее, новенький STEM-колледж «Алабуга Политех», который был открыт в апреле прошлого года прямо на территории ОЭЗ.
Главной темой коллегии стало развитие промышленных кластеров. Президент Татарстана Рустам Минниханов с утра провел заседание набсовета особой экономической зоны, вопрос был всего один — новый проект компании Kastamonu по производству древесных плит стоимостью 30 млрд рублей. Кстати, это уже пятый проект, реализуемый холдингом Hayat в «Алабуге», общий же объем инвестиций приближается к $1 миллиарду. Позже Kastamonu и «Алабуга Политех» подписали соглашение — колледж обязуется за 10 лет подготовить 200 квалифицированных специалистов для нужд производства.
В елабужском политехе была организована выставка достижений основных резидентов ОЭЗ
Заявленный ранее важный гость — «оборонный» вице-премьер РФ Юрий Борисов, который обычно не пропускает коллегии татарстанского минпромторга, — в этот раз приехать не смог. Зато прибыл изучать опыт «Алабуги» новгородский губернатор Андрей Никитин. Если татарстанская ОЭЗ была создана в 2005 году и лидирует в российском рейтинге, то решение о создании новгородской зоны было принято только в 2021-м. Ранее ОЭЗ «Алабуга» подписала соглашение о сотрудничестве с Новгородской областью, так что теперь Тимур Шагивалеев станет экспортировать полученный опыт и компетенции на новгородскую землю.
В елабужском политехе была организована выставка достижений основных резидентов особой экономической зоны. Рядом с автомобильными аккумуляторами Елабужского аккумуляторного завода и клеем «Технониколь» соседствовала туалетная бумага (завод «Хаят Кимья»), подгузники (компания Drylock), а также свежая зелень («Белая дача») и даже шампиньоны (ISG Agro). Изюминкой экспозиции стал сверкающий полированными боками вишневого цвета Aurus Senat стоимостью порядка 24 млн рублей. Благо далеко везти VIP-автомобиль не пришлось: производство находится прямо по соседству с учебным корпусом. Гости с удовольствием фотографировались рядом с автодиковинкой. Не упустил возможности оценить салон Aurus даже гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не желает ли он купить подобный автомобиль, глава автогиганта лишь многозначительно посмотрел, но ничего не ответил.
Изюминкой экспозиции стал сверкающий полированными боками вишневого цвета Aurus Senat стоимостью порядка 24 млн рублей
По миллиону на каждого татарстанца
Здесь же в формате open space организовали зону для совещания. Каримов начал с хороших новостей: индекс промышленного производства в РТ в 2021 году впервые достиг отметки в 108,5%.
«Мы посмотрели статистику: начиная с 1992 года такого индекса промышленного производства в Татарстане еще не было», — как будто сам удивлялся министр. «Хотя понятно, что часть этого роста — отскок по сравнению с падением в 2020-м, но тем не менее промышленность превысила показатели и допандемийного 2019-го», — подчеркнул Каримов.
Объем отгруженной продукции составил рекордные 4 трлн рублей. Если считать, что в республике примерно 4 млн жителей, получается, что в расчете на каждого, включая младенцев и пенсионеров, было произведено продукции на 1 млн рублей, подсчитал Альберт Анварович. Фактически же в промышленности РТ работают 323 тыс. человек.
Мы тоже включили калькулятор. Выходит, что на одного работника промышленности в Татарстане приходится 12,4 млн рублей в год. При 40-часовой неделе (1 972 рабочих часа в год) это примерно $81 в час по текущему курсу, что соответствует производительности труда мировых лидеров: Норвегия — $80,1, Ирландия — $99,1 в час (данные по «Финансовой газете»). Правда, у них это средняя производительность по всем сферам экономики, а не только в промышленности. Если же раскидать 4 трлн на все население республики, то картинка получается не очень оптимистическая — $6,7 в час. Безусловно, есть к чему стремиться.
В формате open space организовали зону для совещания. Каримов начал с хороших новостей: индекс промышленного производства в РТ в 2021 году впервые достиг отметки в 108,5%
Внедорожники от Aurus, беспилотники от УЗГА, образовательный кампус от СИБУРа
Но вернемся к коллегии. Каримов пояснил, что министерство теперь смотрит шире — власти рассуждают в масштабах развития не отдельных компаний, а целых кластеров. На слайдах предприятия одного кластера были сгруппированы вместе в модном дизайне «соты». Эти же элементы были использованы в оформлении сцены, что, кстати, оценили зрители в зале. В первом таком «улье», разумеется, «Татнефть» и другие предприятия, связанные с нефтедобычей и нефтепереработкой, что неудивительно, поскольку нефтедобыча занимает в структуре промпроизводства 25,1%, а нефтепереработка — 21,5%. Каримов сообщил, что задачей на 2022 год стоит добыча более 34 млн т нефти и переработка не менее 22 млн тонн.
Вторым по величине кластером в республике министр назвал химические производства. Еще год назад в центре этого «улья» красовался бы ТАИФ, но те времена прошли — теперь его место заняли две площадки СИБУРа («Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез»). Каримов сообщил о планах тобольской компании создать в Нижнекамске «мощный образовательный кампус». При этом сохраняется задача по строительству нового завода «Этилен-600», что даст удвоение мощностей по производству этилена на НКНХ. Шинники «Татнефти» планируют запустить шинное предприятие в Казахстане и освоить производство крупногабаритных шин. Ожидается модернизация цехов на КОСе. В Менделеевске будет построено предприятие по выпуску удобрений «Аммоний-2». Развитие производства силиконов ожидают на Казанском заводе синтетического каучука.
В центре кластера автотехники, разумеется, КАМАЗ. «Прошлый год был удачным, даже несмотря на дефицит компонентов, — рост составил свыше 130 процентов», — подчеркнул докладчик. В этом году автогигант продолжит развивать свой модельный ряд, включая водородный и электротранспорт. Ford-Sollers нацелен на развитие экспорта (на 2022 год запланирован рост 47%), Aurus — на создание внедорожника премиум-класса.
Альберт Каримов сообщил, что задачей на 2022 год стоит добыча более 34 млн т нефти и переработка не менее 22 млн тонн
Казанский вертолетный завод (КВЗ) и Казанский авиационный завод им. Горбунова (КАЗ) концентрируют вокруг себя предприятия авиационного кластера. Для обоих заводов поставлена высокая планка по росту производства. Так, КВЗ должен произвести более 110 вертолетов (для сравнения: в 2021 году было собрано 45 вертолетов, а продано только 42) и оснастить вертолет «Ансат» автопилотом, там же предполагается создание учебно-производственного центра для авиации. На 25% должно вырасти производство на КАЗе, предприятию предстоит дальнейшее перевооружение. На казанской площадке Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) запланирована организация комплекса для серийного выпуска беспилотников.
Каримов на слайде показал, что в 2021 году гособоронзаказ вырос на 30,9%. Но задачи по диверсификации производства (выпуск не менее 30% гражданской продукции к 2025-му) никто не отменял. Успешно «переобулись» в гражданское на КВЗ, казанском заводе «Электроприбор», ПОЗиСе и Зеленодольском заводе им. Горького. Предприятиями с низкой степенью диверсификации остаются казанское ОКБ «Союз», Казанский завод точного машиностроения, Казанский электротехнический завод и прочие (данные были приведены на слайдах).
Другие кластеры названы развивающимися, но там тоже ожидается много чего интересного. Например, в кластере лесопереработки от Kastamonu ждут удвоения объемов по переработке древесины (о проекте говорилось выше). В кластере бытовой техники ожидается запуск завода штампованных изделий и умного завода компании Haier. В Менделеевске в рамках кластера по производству удобрений запланирована организация образовательного ресурсного центра. Для судостроителей на базе зеленодольского филиала КНИТУ-КАИ создадут судостроительный колледж.
«Мы эту Брестскую крепость взяли. Иногда поражаешься, что чиновникам ничего не надо!»
Объем господдержки предприятий промышленности РТ в 2021 году составил 57,3 млрд рублей. Особо благодарил федеральные власти министр за постановление правительства РФ №1119, которое расширило льготы резидентам особых экономических зон. Позже Минниханов поделился своими эмоциями по данному поводу: «Непросто было. Мы эту Брестскую крепость взяли. Иногда поражаешься, что чиновникам ничего не надо! Никто лишнего не просит. Мы хотим, чтобы часть денег, которые мы заработаем [на ОЭЗ], пошла на создание рабочих мест. Вообще неясно, люди, которые сидят на этих должностях, неужели не понимают? Неужто наша страна станет сама меняться, если мы ее менять не будем? Но у нас есть хорошие сторонники, минфин — надо отдать должное. Но имеются структуры, которые считают, что это не нужно».
Выработка электроэнергии за год выросла на 13%, но в Татарстане по-прежнему сохраняется дефицит. «Генерацией, которая изменит расклад в энергетическом балансе», Каримов назвал модернизацию Заинской ГРЭС. В газоснабжении РТ намерена добиться от «Газпрома» проведения реконструкции и расширения газопровода Можга – Елабуга.
Республике в этом году предстоит завершить программу газификации и довести голубое топливо до 18,3 тыс. домов. «Поручение президента страны должно быть выполнено до конца 2022-го», — предупредил министр, попросив глав районов ускориться с этим вопросом. Для успешного перевода автомобилей на природный газ наконец будет создана новая инфраструктура — появится 7 криоАЗС и два завода по сжижению природного газа («Топгаз» в Высокогорском районе и «ГазХолодТехнология» в Тюлячинском), а также 10 новых АГНКС. За год планируется перевести на газ 1,5 тыс. машин.
Удивительно, что, несмотря на засилье торговых сетей в больших и малых городах, есть еще в республике порядка 300 населенных пунктов вообще без магазинов, а более 900 деревень обслуживаются только приезжающими автолавками. «Понятно, что сегодня этот вопрос будет решаться посредством онлайн-торговли», — уверен Каримов, но добавил, что сеть поставок товаров нужно расширять и другими способами (автолавки и прочее).
Экспорт с территории РТ в ушедшем году превысил $12 млрд, но к 2030-му стоит задача увеличить данный объем на 70%. Упор — на экспорт несырьевых и неэнергетических товаров.
Михаил Карисалов: «Честно говоря, какие-то вопросы не решались, может, и 10 лет. Конечно, сейчас нам без длительного разгона надо серьезно этим позаниматься»
Карисалов — о вызовах на новых площадках СИБУРа
Затем слово дали представителям бизнеса. Первым к трибуне вышел член правления ПАО «СИБУР Холдинг», председатель совета директоров «Нижнекамскнефтехима» Михаил Карисалов. Он сообщил, что с момента совершения сделки в прошлом году сумел ближе познакомиться с Татарстаном, который занимает «первые места во всевозможных рейтингах. Сибуровец признался, что его холдинг и ТАИФ долгое время были конкурентами, «иногда даже острой фазы достигала конкуренция с предприятиями группы ТАИФ». Покупку 100% акций АО «ТАИФ» в прошлом году он назвал «историческим событием».
— Глобальные игроки, огромные объемы разнообразной продукции: полимерной продукции, специальной химии, каучуков, — описал Карисалов свое впечатление о приобретенных активах «ТАИФа», с которыми он сумел познакомиться за четыре месяца работы.
Вместе с тем он заявил, что существуют вызовы.
— Не буду скрывать, не до конца решены проблемы с сырьевым обеспечением. Полная загрузка ни того ни другого актива на протяжении длительного времени не обеспечена, — заметил Карисалов, имея в виду «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим». Он сообщил, что решать эти вопросы предстоит вместе с правительством РТ и компанией «Газпром».
— Работа уже ведется, чувствую лично вашу поддержку, Рустам Нургалиевич. Даже сегодня вы нашли время об этом спросить. Убежден, что данный вопрос мы решим, — считает Карисалов.
Другими вызовами, которые стоят перед новыми активами СИБУРа в Татарстане, он назвал «вопросы повышения производительности труда, автоматизации процессов, экологической устойчивости активов».
— Честно говоря, какие-то вопросы не решались, может, и 10 лет. Конечно, сейчас нам без длительного разгона надо серьезно этим позаниматься, — сообщил он.
Карисалов заявил, что буквально накануне обсуждалась инвестиционная программа НКНХ и КОС на ближайшие 15 лет. Акцент, по его словам, будет сделан на клиентоцентричность и экологичность продукции, также будет вестись работа по снижению себестоимости. При этом основные инвестиционные задачи, в частности строительство «Этилена-600» на НКНХ, сохраняются.
— Мы рассматриваем вопросы дополнительного увеличения сырья из Западной Сибири для загрузки и, конечно, расшивки узких инфраструктурных мест — это и этано-, и этиленопровод. И работа с «Газпромом». Это все — планы на 2022 год, — заявил Карисалов.
Валерий Шадрин заявил, что «Промтех» готов стать «якорным резидентом в авиационном промышленном парке, который будет находиться в непосредственной близости от авиационного и вертолетного заводов» в Казани
«Было принято решение, хотя это совсем не наша «вахта»
Далее на трибуну пригласили гендиректора АО «Промтех» Валерия Шадрина. Его компания представлена в РТ в двух ипостасях, и там, и там есть планы. Первая — авиационная. Шадрин рассказал о том, что предполагает в 2022 году создать «на казанской земле опытно-конструкторское бюро вертолетных систем». Кроме того, он собирается запустить в республике производство продукции, разрабатываемой «Промтехом». По его словам, речь идет о выпуске модульных конструкций, которые позволять организовать поточную линию сборки вертолетов. Кроме того, компания работает над тем, чтобы вертолеты «были обеспечены повышенной энергетикой, чтобы имелись системы вентиляции и кондиционирования и перспективные противообледенительные системы».
«Сегодня наличие такого КБ и агрегатного производства на казанской земле может вывести российские вертолеты на другой уровень», — уверен Шадрин. Он заявил, что «Промтех» готов стать «якорным резидентом в авиационном промышленном парке, который будет находиться в непосредственной близости от авиационного и вертолетного заводов» в Казани.
Кроме того, с 2019 года компания работает на КЗСК. «За это время главным нашим достижением стало то, что мы восстановили и полностью обеспечили государственный оборонный заказ», — считает руководитель.
Шадрин сообщил, что планирует выплатить долги КЗСК. «Было принято решение, хотя это совсем не наша „вахта“, — по уплате старых долгов банкротного предприятия. Сегодня мы берем на себя такую ответственность. Мы их обязательно выплатим и продолжим инвестирование в развитие», — сообщил Шадрин.
На слайде было показано, что в планах компании до 2025 года проинвестировать в КЗСК 4,9 млрд рублей. Инвестиции в АО «Промтех Казань» (авиация) составят 1,75 млрд рублей. По обоим направлениям совокупно планируется создать 1,5 тыс. новых рабочих мест.
Тимур Шагивалеев: «Можно сказать, что мы немножко оторвались от остальных особых экономических зон»
«Импорт в Россию составляет 22 триллиона рублей. Это большой бизнес, который нужно забрать»
Хозяин площадки, гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Шагивалеев, вышел с очень интересным докладом. Он не стал долго хвастаться частными инвестициями за 2021 год (154 млрд рублей), или выручкой резидентов (136 млрд рублей), или 11 млрд рублей уплаченных резидентами ОЭЗ налогов.
«В целом, конечно, результаты неплохие. Можно сказать, что мы немножко оторвались от остальных особых экономических зон», — скромно сообщил Шагивалеев. За год был запущен ряд заводов, например завод ПАН-прекурсоров (совместно с «Росатомом»), Aurus и прочие.
Он предпочел сравнить «Алабугу» с Тяньцзиньской зоной экономического и технического развития (TEDA) в Китае. На видео показали, как в течение ряда лет эта зона наращивала свои площади, отвоевывая все новые и новые территории у Желтого моря. «Нам бы океанское побережье, мы бы тоже развили тут», — рассуждали гости в соседних креслах.
«Это настоящий наш конкурент. Если мы гордимся выручкой в 136 миллиардов рублей, у них выручка по итогам 2021 года 5 триллионов 300 миллиардов рублей», — впечатлял тем временем зрителей Шагивалеев.
И по инвестициям, и по выручке, и по числу рабочих мест TEDA превосходит нашу ОЭЗ в десятки раз. «Есть устаревший уже миф, что в Китае рабочим платят маленькую зарплату, однако у нас средняя заработная плата 49 тысяч, в TEDA — 76 тысяч рублей», — сообщил докладчик. Говорит, что сам побывал в Тяньцзиньской зоне, чтобы разведать ее секреты.
— Возникает вопрос, как они все это делают? Возможно, у них развитые институты, независимые суды и СМИ, демократическая многопартийная система? Или нет? — спрашивал Шагивалеев (на слайде в это время тезисы были перечеркнуты).
Сам он считает, что секрет успеха TEDA в том маховике, который был запущен: регион вкладывает средства в стартовую инфраструктуру, затем инвесторы свои средства, далее идут выручка и налоги, которые реинвестируются.
«Чем больше вложений в инфраструктуру, тем больше новых инвесторов, выручки, налогов и доходов. Вот такой маховик в Китае раскручен мощнейший», — явно был впечатлен увиденным Шагивалиев. Глава ОЭЗ считает, что принятое постановление №1119, о котором говорилось выше, позволит осуществлять подобное и в России.
Другие интересные наблюдения от Шагивалеева. Он внимательно изучил инфраструктурный план Байдена (на слайде глава ОЭЗ был сфотографирован с кипой бумаг в половину человеческого роста) — $1,3 трлн безвозмездных инвестиций в инфраструктуру США. Что зацепило Тимура Наилевича? 100% железа и стали, используемых в проекте, должны производиться в Америке. Стоимость американских товаров может быть дороже иностранных аналогов на 25% и т. д.
«У нас все есть, чтобы дальше развиваться, импорт в Россию составляет 22 триллиона рублей. Это большой бизнес, который нужно забрать, создав новые производства», — уверен докладчик. Если сложно делать микроэлектронику, есть масса других ниш.
«Мой любимый пример. Импорт наполнителей для кошачьих туалетов составил 3,5 миллиарда рублей, бассейнов — 2,8 миллиарда рублей, вентиляторов — 2,8 миллиарда. Нужно инвестировать в эти ниши и маржинальность забирать», — уверен докладчик.
Рустам Минниханов: «Тимур [Шагивалеев] нас всегда критикует, и правильно делает, что огромное количество импорта. Если взять импорт в республике — это в основном продукция машиностроения»
«Какие новые ниши развивать? Самый критический компонент — это микроэлектроника»
Минниханов, подводя итоги коллегии, поблагодарил нефтяников и нефтехимиков за добычу 34,5 млн т нефти и переработку 20 млн т нефтесырья. «Уверен, что у нас резерв миллиона два, чтобы увеличить переработку, есть», — считает президент РТ.
Завершила глубокую модернизацию ТАИФ-НК, как считает глава республики, в будущем «экономические и объемные показатели компании должны увеличиться и улучшиться». СИБУР он назвал «стратегическим партнером Татарстана».
«У нас большие планы сотрудничества по „Нижнекамскнефтехиму“, „Казаньоргсинтезу“, по энергетическим проектам. Я бы хотел поблагодарить наших коллег. СИБУР не только продолжает инвестиционные программы, но и активно участвует в республиканских социальных проектах», — заявил Минниханов.
Особо он выделил КАМАЗ, назвав его «лидером машиностроения страны». «Сегодня мы имеем линейку автомобилей мирового уровня, — похвалил он. — Большие планы — это и среднетоннажные автомобили, и новую роботизированную коробку запустим, а также работа в части электробусов, транспортных средств на водородном топливе».
«На Казанском авиационном заводе идет глубокая модернизация. Коллектив предприятия сумел выполнить задачу, поставленную главой государства. 901-я машина взлетела, но у нас еще много работы. Никуда мы не денемся. У нас еще 80-я машина, будем работать», — сказал президент. Он также отметил позитивные сдвиги на Казанском вертолетном заводе, заводе им. Горького, Haier, Ford-Sollers и других предприятиях. «Это огромная работа коллективов, командиров производств», — подчеркнул Минниханов.
К уровню 2019 года экономика РТ выросла на 4,8%. «Наша мечта — дойти до 5 триллионов рублей по производству промышленной продукции. Мы уже достигли 4 триллионов», — сказал Рустам Нургалиевич. Темпы роста промышленности должны составлять не менее 5% ежегодно.
Минниханов заметил, что в структуре республиканского экспорта пока преобладает нефть и нефтепродукты, нужно работать над более глубоким переделом. «Обращаюсь к коллегам из СИБУРа: полимеры являются сырьем для предприятий МСБ, [совместная работа с ними] позволит нарастить объемы передела продукции нефтехимических компаний. Эта тема должна быть в приоритете», — попросил президент РТ.
«Тимур [Шагивалеев] нас всегда критикует, и правильно делает, что огромное количество импорта. Если взять импорт в республике — это в основном продукция машиностроения, — признал выступающий и продолжил: — Какие новые ниши развивать? Самый критический компонент — микроэлектроника. Все мы об этом говорим, но пока далеко не продвинулись. Данную нишу нужно очень внимательно рассмотреть и постараться запустить проекты в нашей республике».
«Мы обращаемся к федеральным коллегам. Меры поддержки по сжатому и сжиженному газу должны быть одинаковыми», — обозначил президент РТ
«20 районов считает, что повышение производительности труда им неинтересно»
Климатическая повестка важна, с 2026 года будет введен трансграничный углеродный налог, перед предприятиями стоит задача по снижению выбросов загрязняющих веществ и созданию национальной системы мониторинга и утилизации климатических газов, напомнил Минниханов, призвав обновлять технологическое оборудование и внедрять инновационные решения.
В плане создание инфраструктуры для автомобилей на компримированном и сжиженном газе. «Мы обращаемся к федеральным коллегам. Меры поддержки по сжатому и сжиженному газу должны быть одинаковыми», — обозначил президент РТ.
«Не секрет, что мы серьезно отстаем от ведущих экономик мира», — признал Минниханов. Для повышения производительности труда действует ряд бесплатных мероприятий по линии нацпроекта. В них приняло участие 25 районов. «20 районов считает, что это им неинтересно. Я прошу Альберта Анваровича [Каримова] с главами эту тему [обсудить]», — поручил президент РТ.
По уровню цифровизации промпредприятий Татарстан набрал 44 балла из 100, это 27-е место по стране. «Мы говорим, что мы очень цифровой регион, а ряд наших предприятий имеет меньше 30 баллов из 100. В то же время есть предприятия КАМАЗ, „Татнефть“, „Римера“, у которых высокий уровень цифровизации, — похвалил Минниханов. — Остальные компании или не понимают, или не знают!»
Отдельно глава региона прошелся по промышленной безопасности. За 2021 год на промобъектах Татарстана произошло 73 несчастных случая. Были прецеденты, когда пострадали сразу несколько человек. «Вопрос безопасности — это персональная ответственность каждого руководителя», — подчеркнул президент республики. Наконец, острая тема налоговой задолженности: из 8,5 млрд рублей долга в бюджет Татарстана 1,5 млрд задолжали промышленные предприятия.
«Тимур, вы молодец. То, что здесь происходит, мы видим и ценим. В целом наша экономика и благополучие — это благополучие каждого предприятия. Если вы будете себя хорошо чувствовать, платить зарплату, у нас все окажется хорошо», — заключил президент РТ.