Если провести опрос о том, какой образ возникает, когда произносят название «КАИ», разброс ответов будет впечатляющим. Один вспомнит 6 белых колонн под Кремлем и пропеллеры с крылышками на фронтоне возле площади Свободы, второй — планеры над зимней Казанкой, третий — грохот движков над Авиастроем, четвертый — стройотряды, Боевую комсомольскую дружину и Артема Айдинова, пятый — «Прометей» с его «поющей радугой», шестой — театр эстрадных миниатюр и молодежные фестивали, которые считались лучшими в Казани. И, конечно, студентов со всех концов огромной страны, которые потом разъезжались по конструкторским бюро, заводам, институтам. Сегодня родную alma mater с юбилеем поздравляют ее выпускники и флагманы татарстанской промышленности.
Сегодня родную alma mater с юбилеем поздравляют ее выпускники и флагманы татарстанской промышленности
От центра подготовки авиационных специалистов — к университету высоких технологий
Вершившей мирового масштаба дела стране требовалось много авиационных специалистов. Как один из центров их подготовки 5 марта 1932 года и организовали КАИ. Научно-исследовательскую работу возглавлял Николай Четаев, создавший в стенах института школу общей механики. Он же поставил и учебный процесс. Уровень образования был очень высоким изначально — Николай Гурьевич считал обязательным для авиационного инженера фундаментальные знания. При этом наука сразу шла в дело. Уже в 1934 году построили первый казанский пассажирский самолет (КАИ-1), который, кстати, достаточно долго потом использовали в интересах администрации города, а в 1935-м — рекордный планер КАИ-2.
В годы Великой Отечественной войны КАИ приютил подразделения Института физики Академии наук СССР, Центрального аэрогидродинамического института, Летно-исследовательского института, НИИ гражданского воздушного флота, а также весь Харьковский авиационный институт. В 1941–1943 годах здесь во главе с будущим президентом АН СССР Мстиславом Келдышем трудились ведущие ученые-аэродинамики, например Анатолий Дородницын, Сергей Христианович, Владимир Струминский. В 1945-м в КАИ создали первую в СССР кафедру ракетных двигателей, которую возглавил Валентин Глушко, а старшим преподавателем был Сергей Королев. Все это дало серьезный толчок институтской науке.
К середине 1950-х годов всесоюзную известность получили научные школы устойчивости движения, прочности авиационных конструкций, оптимальных процессов, авиационного двигателестроения, прогрессивных технологических процессов и другие. И опять-таки КАИ активно летал. На всю страну гремело студенческое конструкторское бюро, разрабатывавшее планеры, на которых впоследствии училось летать не одно поколение спортсменов, летчиков и конструкторов (да, когда-то они тоже летали), выведших страну на передовые позиции мирового авиастроения, — словом, всех тех, кто, если вспомнить известную строчку, «держал небо на плечах».
Среди выпускников КАИ немало известных ученых и деятелей авиапрома: директор российского федерального ядерного центра Владимир Белугин, ученый в области механики двигателей ракетной и ракетно-космической техники Иван Иванов, специалист в области физико-технических проблем двигателей летательных аппаратов и теплоэнергетики Вячеслав Алемасов, создатель казанской научной школы прочности летательных аппаратов Юрий Одиноков, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого Михаил Симонов, министр авиационной промышленности Иван Силаев, главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия-Буран» Борис Губанов, выдающийся организатор производства твердотопливных ракет; директор Воткинского машиностроительного завода, генеральный директор производственного объединения «Воткинский машиностроительный завод» (Удмуртия) Владимир Садовников, конструктор в области радиоэлектронных систем опознавания, директор Казанского научно-исследовательского электрофизического института министерства радиопромышленности СССР, один из создателей системы опознавания «свой
– чужой» Ильдус Мостюков и многие другие.
Сегодня КНИТУ-КАИ — это 6 институтов, физико-математический факультет и высшая школа; 8 кампусов; три НИИ; 45 кафедр; 11 научно-образовательных центров; два колледжа; Инженерный лицей-интернат (кстати, в 2021 году выиграл грант на разработку и запуск на орбиту малого космического аппарата); бизнес-инкубатор; 46 лабораторий; интерактивный музей на базе сверхзвукового самолета Ту-144; собственный спортивный комплекс, крытый плавательный бассейн и футбольный стадион «КАИ-Олимп». Продолжается строительство студенческого кампуса «КАИ-Град». Филиалы университета действуют в Альметьевске, Лениногорске, Набережных Челнах, Чистополе. Работает сеть инженерных центров «КАИ-Парк»: «КАИ-Композит», «КАИ-Квант», Центр композитных технологий и др. В 2019 году открыт Специализированный центр компетенций «Технологии композитов», созданный совместно с «Росатомом».
В 2021 году КНИТУ-КАИ стал победителем базовой части гранта программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это новая страница в истории института.
Николай Савицких первый заместитель управляющего директора ПАО «Туполев» – директор Казанского авиационного завода им. Горбунова— Казанский авиазавод и КАИ — две неразрывно связанные истории, рождение которых состоялось на заре развития авиапромышленности СССР, в 1932 году. Мы всегда идем рука об руку: вуз, готовящий инженерные кадры, и авиагигант, на площадях которого создавалась летопись российского самолетостроения. Неслучайно заводским первенцем стал спортивно-тренировочный самолет КАИ-1. В годы Великой Отечественной войны на Казанском авиазаводе выпускался Пе-2, знаменитый пикирующий бомбардировщик. Все новшества в его конструкции сначала тестировались на базе трубы КАИ. В дальнейшем проведенными испытаниями институт внес весомый вклад во внедрение стреловидных крыльев скоростных дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, спроектированных в ОКБ Туполева: Ту-16, Ту-104, Ту-22 и Ту-22М.
На протяжении десятилетий КАИ неизменно выступал кузницей кадров как для Казанского авиационного завода, так и для большинства казанских предприятий. Мы гордимся, что самые славные имена выпускников вуза золотыми буквами вписаны в историю нашего родного предприятия. Это летчики-испытатели Николай Аржанов и Герман Богушевский. Это Николай Максимов, директор Казанского авиазавода в 1960–1967 годах, внесший большой вклад в успешное освоение самолета Ту-22 и его модификаций. Директор казанского филиала конструкторского бюро «Туполев» Эдуард Соркин, принимавший участие в запуске производства самолета Ту-214, а также модернизации стратегического ракетоносца Ту-160. И, конечно, легендарные конструкторы Сергей Королев и Валентин Глушко, стоявшие у истоков первой в СССР кафедры реактивных двигателей.
Исторически сложилось так, что наши организации тесно переплетены. Мы вместе осваивали первые научные и производственные шаги, пережили тяготы войны, радость победы, на нашем пути были значимые достижения и открытия в области самолето- и машиностроения! У нас общие традиции, уклад и родная республика — Татарстан. Это очень ценно! С уверенностью и твердостью утверждаю — вуз и завод по-прежнему остаются надежными партнерами, опорой друга для друга, всегда находятся в векторе развития, стремления к новизне и инновациям. Сегодня КАЗ имени Горбунова – филиал ПАО «Туполев» — современное предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, уникальный авиастроительный комплекс Российской Федерации. КНИТУ-КАИ — признанный в России и за рубежом современный образовательный и научно-исследовательский комплекс, который готовит высококвалифицированные кадры для наукоемких отраслей промышленности. КАИ становится центром притяжения — университетом, соответствующим лучшим мировым образцам. В КНИТУ-КАИ обучаются более 200 студентов-целевиков нашего предприятия, есть возможность повышать на базе корпоративного института свою квалификацию уже состоявшимся специалистам завода. В 2021 году успешно стартовала приемная кампания по специальности «самолето- и вертолетостроение» в рамках проекта «Крылья „Ростеха“», целью которого является подготовка инженеров нового поколения для авиастроительной отрасли.
Искренне желаю Казанскому национальному исследовательскому техническому университету имени Туполева – КАИ дальнейших успехов, высоких результатов, благополучия, а всему коллективу — крепкого здоровья, оптимизма и мирного неба над головой! Желаю каждый день открывать для себя горизонт новых возможностей и всегда оставаться ведущим вузом в стране, республике, уверенным в своем успехе! С юбилеем, друзья!
«В КНИТУ-КАИ обучаются более 200 студентов-целевиков нашего предприятия»
Владимир Гинсбург генеральный директор АО «Казанский вертолетный завод»— Поздравляю Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева с 90-летним юбилеем!
КНИТУ-КАИ всегда был и остается одним из центров прогрессивной науки, вузом, который выпускает высококвалифицированные инженерно-технические кадры для промышленности и взращивает ученых, решающих важнейшие отраслевые задачи.
Для Казанского вертолетного завода КНИТУ-КАИ — опорный вуз. В 2015 году по инициативе руководства КВЗ была создана кафедра «Вертолетостроение». Сегодня в рамках целевой подготовки по профильным специальностям обучаются 115 студентов с 1-го по 5-й курс. Выпускники авиационного вуза — будущее вертолетостроительной отрасли, поэтому на КВЗ уделяется большое внимание работе со студентами. Защита выпускных квалификационных работ также традиционно проходит на предприятии. Каждый второй студент бакалавриата базовой кафедры «Вертолетостроение» КНИТУ-КАИ с 4-го курса трудоустроен на полную ставку. Ребята работают в ОКБ, управлении главного технолога и других заводских подразделениях. Мы всегда рады принять выпускников КНИТУ-КАИ в свой коллектив!
В 2021 году государственной корпорацией «Ростех» принято решение об участии Казанского вертолетного завода и КНИТУ-КАИ в проекте «Крылья „Ростеха“». Его цель — подготовка инженеров нового поколения — технологических лидеров. В проект отобраны 15 выпускников школ со всей России с высокими баллами ЕГЭ (от 210 до 300), победители олимпиад. Студенты обучаются на дополнительных курсах, углубленно изучают английский язык и в том числе осваивают рабочую профессию. Участники проекта также получают мотивационные выплаты от КВЗ.
Сегодня КНИТУ-КАИ обладает современной научно-производственной базой. Так, в испытательной лаборатории прочности и надежности конструкций летательных аппаратов проходят испытания агрегатов для вертолетной техники КВЗ. Тесное взаимодействие ведется и в области применения и отработки новых технологий — аддитивных, композитных.
Выражаю благодарность руководителям вуза за сотрудничество и готовность реализовывать совместные планы. От всей души желаю коллективу КНИТУ-КАИ успешных инновационных разработок, увлеченных студентов, плодотворного сотрудничества с российскими предприятиями. Пусть в ваших стенах всегда царит атмосфера дружелюбия, неуемной жажды знаний, поддержки и профессиональных побед! С праздником!
«КНИТУ-КАИ всегда был и остается одним из центров прогрессивной науки, вузом, который выпускает высококвалифицированные инженерно-технические кадры для промышленности и взращивает ученых, решающих важнейшие отраслевые задачи»
Дамир Каримуллин генеральный директор АО «КМПО»— Уважаемый Тимур Лазович!
АО «КМПО» поздравляет весь преподавательский состав и студентов со знаменательной датой — 90-летием со дня образования КНИТУ-КАИ имени Туполева!
За свою многолетнюю историю университет, который вы возглавляете, подготовил огромное количество высокопрофессиональных кадров для различных отраслей промышленного производства. Многие выпускники сегодня являются учеными, талантливыми инженерами, руководителями предприятий, которые по праву гордятся своим университетом и вносят весомый вклад в модернизацию российской промышленности и экономики нашей страны.
За прошедшее время вузов было выпущено большое число высококвалифицированных специалистов, работающих в том числе и на АО «КМПО». Выпускники — честь и гордость любого учебного заведения.
Мы уверены, что коллектив университета будет идти в ногу со временем, воплощать в жизнь перспективные проекты, готовить специалистов, востребованных в различных сферах деятельности.
Желаю вашему коллективу широкого внедрения в практику научных достижений ученых и преподавателей, дальнейшего развития и процветания!
«Многие выпускники сегодня являются учеными, талантливыми инженерами, руководителями предприятий, которые по праву гордятся своим университетом и вносят весомый вклад в модернизацию российской промышленности и экономики нашей страны»
Марат Бариев депутат Госдумы РФ— Если брать все 90 лет, то я очень высоко оцениваю вклад КАИ в экономику не только России, но и Советского Союза. Было время, когда все директора авиационных заводов СССР были выпускниками КАИ. А авиация у нас всегда являлась авангардом развития промышленности и новых технологий. Ну и в то время — крупнейшим налогоплательщиком. Но не это самое главное, а то, что КАИ выпустил десятки тысяч специалистов высокого класса. Специалистов, управленцев, которые работали и работают в разных отраслях экономики в республике и никогда не подводят. В тот период, когда я был министром, в правительстве республики имелось 6 министров – выпускников КАИ! Это разные сферы, но, вот видите, люди справлялись.
Потенциал университета я считаю очень высоким, к сожалению, сейчас он не до конца реализуется. Но в руководство вуза пришла новая команда, и мы рассчитываем, что она сможет создать такие условия, чтобы этот потенциал реализовать в части и различных научных исследований, и активизации студенчества и реализации студенческого потенциала. То есть я считаю, что оживление в жизни Казанского авиационного института сейчас заметно. Этому вузу я бы пожелал не забывать, что он авиационный и чтобы он всегда старался «летать выше всех»!
«КАИ выпустил десятки тысяч специалистов высокого класса. Специалистов, управленцев, которые работали и работают в разных отраслях экономики в республике и никогда не подводят»
Александр Филиппов генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени Горького»— Уважаемый Тимур Лазович!
От имени многотысячного коллектива АО «Зеленодольский завод имени Горького» и от меня лично примите самые теплые, сердечные поздравления и наилучшие пожелания по случаю 90-летия со дня основания Казанского национального исследовательского технического университета имени Туполева – КАИ.
Во все времена КНИТУ-КАИ отличали новаторский дух, постоянное стремление к совершенствованию учебного процесса в соответствии с потребностями каждого нового этапа развития Российской Федерации.
Сегодня вуз остается центром подготовки высококвалифицированных инженерно-технических, научных и научно-педагогических кадров, ориентированных на интересы и задачи промышленности и отраслевой науки. Уверен, что благодаря огромному творческому потенциалу и сплоченности вашего коллектива все поставленные перед вузом задачи будут решены, станут оправданы самые смелые ожидания и с успехом реализованы планы перспективного развития.
АО «Зеленодольский завод имени Горького» и КНИТУ-КАИ связывает многолетняя история сотрудничества. За эти годы между нашими организациями сложились дружеские и тесные партнерские отношения на всех уровнях взаимодействия, основанные на взаимном доверии, профессионализме, выгодном сотрудничестве, в том числе в части подготовки высококвалифицированных специалистов для завода.
Хочу поблагодарить весь ваш коллектив за ответственную работу и оперативность в решении возникающих вопросов и пожелать КНИТУ-КАИ дальнейшего процветания и успехов. Коллективу пожелать доброго здоровья, счастья и семейного благополучия, а студентам — успехов в учебе, упорства в достижении поставленной цели, верных друзей и насыщенной студенческой жизни.
Радик Хасанов генеральный директор АО «Производственное объединение „Завод имени Серго“»— Что для меня означает КАИ? Я выпускник данного вуза. Может быть, это слишком пафосно звучит, но КАИ постоянно живет в моем сердце. Наш авиационный университет всегда воспитывал инженеров, которые всю жизнь посвятили развитию высоких технологий, развитию и прославлению нашей науки во всех отраслях. Поэтому я глубоко благодарен доктору технических наук, уважаемому мною ректору Геннадию Лукичу Дегтяреву и ученому совету КНУТУ-КАИ за то, что, когда в 1990-е годы начали переименовывать вузы, им удалось отстоять аббревиатуру «КАИ» в названии этого университета. Потому что КАИ — это настоящий бренд!
Я выпускник 1978-го, и в то время правительство предпринимало большие усилия для развития авиации, вертолето- и автомобилестроения. И КАИ и тогда, и до сих пор является основой инженерной мысли нашей республики, и не только республики.
Сегодняшний потенциал университета — отражение нынешней ситуации в промышленности, отношения к человеку инженерной мысли. Именно к профессии инженера, а не тиктокеров и блогеров, которых развелось я не знаю сколько… Поэтому, конечно же, мы сейчас принимаем все меры для того, чтобы КАИ оставался тем КАИ, каким он был всегда. Я в свою очередь являюсь членом ученого совета этого вуза — и как промышленник, и как выпускник университета. И делаю все, чтобы авторитет инженерной специальности и КАИ возрождался.
В день 90-летия я бы пожелал своему любимому вузу сохранять «каевские» традиции и выходить на новый уровень, особенно с учетом того, что происходит во всем мире по отношению к России. Я убежден, что КНИТУ-КАИ востребован, и будет востребован, и продолжит развиваться дальше. А закончить я хочу словами из нашего «каевского» гимна: «Этот самый лучший в мире институт!».
«КАИ до сих пор является основой инженерной мысли нашей республики, и не только республики. Сегодняшний потенциал университета — отражение нынешней ситуации в промышленности, отношения к человеку инженерной мысли»
Рустем Кадыров начальник управления административных и правоохранительных органов аппарата кабинета министров Республики Татарстан— Вклад КАИ в экономику Республики Татарстан, Российской Федерации ценю очень высоко. Во-первых, я сам выпускник этого вуза, и КАИ для меня — alma mater. Во-вторых, несмотря на то, что не всем выпускникам института посчастливилось поработать по специальности, вуз всегда высоко держал свою образовательную планку. И даже не будучи инженерами, многие из выпускников добились немалых высот в других сферах. Вспомним о солисте и художественном руководителе клезмерского театрально-концертного ансамбля «Симха» Эдуарде Туманском и известном казанском барде Семене Каминском. И другие выпускники КАИ добивались успехов в областях, весьма далеких от авиации. В правоохранительных структурах немало выпускников данного института. Я уже не говорю о том, что у нас в авиа- и ракетостроении очень много значимых имен и руководителей, которые окончили КАИ. В любом случае это вуз, который обеспечивал подготовку специалистов в одной из самых наукоемких и сложных отраслей экономики. Я не скажу, что в последнее время это все пришло в упадок, но тем не менее авиастроение у нас сейчас далеко не на том уровне, которое было во времена Советского Союза. Естественно, и престиж образования авиационного инженера уже не такой высокий, как раньше. Тогда и конкурс был немаленький, и учиться было очень тяжело. А сейчас, с учетом того что авиастроение развито не в таких объемах, как прежде, и спрос на инженеров уже не такой большой.
Сегодняшний потенциал университета довольно высок. Но все-таки когда специалисты в определенной отрасли очень востребованы, тогда и престиж образования, и уровень фактически поддерживаются. А с учетом того что авиастроения у нас сейчас в таком объеме, как раньше, уже нет, соответственно, авиационное инженерное образование уже не так ценится. Поэтому, естественно, молодые люди идут в другие вузы. На IT-технологии, на химию и так далее. А авиационными инженерами становятся уже немногие, к сожалению. Поэтому потенциал большой, но престиж немножко упал.
В день 90-летия я родному вузу желаю процветания, каких-то прорывных идей. Потому что, в принципе, уровень подготовки там всегда был и остается высоким. Но я хотел бы пожелать, чтобы у этого направления образования открывались новые перспективы. И чтобы наш университет, наше авиастроение и наша космонавтика тоже стремились вперед. От всей души желаю, чтобы с развитием этих отраслей экономики развивался и шагал вперед семимильными шагами наш КНИТУ-КАИ!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.