«Теперь «Яндекс» покажет, что такое настоящая комиссия!» — опасаются эксперты последствий ухода из России штатовских сервисов бронирования жилья. Ростуризму и минцифры РФ поручено проработать вопрос создания российского аналога Booking.com. Участники рынка припомнили, как американцы выкручивали руки отельерам, требуя скидок и диктуя условия. Но есть и опасения по поводу цен со стороны российских площадок: «Как бы Booking.com не начали вспоминать со слезами умиления!» О том, как уход сервисов бронирования бьет по гостиницам Казани и РТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня международный сервис бронирования жилья Booking.com приостановил работу в России. Накануне такое же решение приняла компания Airbnb, закрыв бизнес и в Беларуси. Оба сервиса принадлежат компаниям из США
«0 вариантов размещения»: уход американских сервисов бьет по мини-гостиницам Казани и Татарстана
Сегодня международный сервис бронирования жилья Booking.com приостановил работу в России. Накануне такое же решение приняла компания Airbnb, закрыв бизнес и в Беларуси. Оба сервиса принадлежат компаниям из США.
Забронировать жилье на территории России у Airbnb уже не получается, сайт выдает «Ничего не найдено», а на главной странице — призыв о помощи разместить 100 тыс. беженцев из Украины бесплатно или со скидкой, предлагают сделать и пожертвование. На Booking.com таких объявлений нет, но варианты для бронирования исчезли. «В этом месте и недалеко от него есть 0 вариантов размещения», — выдал сервис на попытку забронировать номер в Казани на предстоящие выходные. За два дня до этого сервис еще предлагал 2,8 тыс. вариантов в столице РТ, 8,2 тыс. в Москве и 11,2 тыс. вариантов в Санкт-Петербурге. Теперь же просмотр вариантов краткосрочной аренды жилья доступен лишь за пределами России.
Забронировать жилье на территории России у Airbnb уже не получается, сайт выдает «Ничего не найдено», а на главной странице — призыв о помощи разместить 100 тыс. беженцев из Украины
Правительство РФ уже отреагировало на событие. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с минцифры проработать вопрос создания российского аналога Booking.com. По словам Чернышенко, в стране есть подобные площадки. «Необходимо масштабировать их опыт для создания отечественного сервиса интернет-бронирования отелей», — цитирует его ТАСС.
Участники рынка отмечают, что первые сбои начались еще в начале украинских событий. Например, Booking.com заблокировал часть опций из-за отключения российских банков от SWIFT. Эта площадка имеет большую долю рынка бронирования. Руководитель центра стратегических разработок «Союз туризма и гостеприимства» Роман Еремян рассказал «БИЗНЕС Online», что 50–60% онлайн-продаж гостиницы проводили через Booking.com. В 2019 году сервис заработал в России на комиссиях 11 млрд рублей, через него прошла выручка в 100 млрд рублей. В тот же год выручка коллективных средств размещения без учета апартаментов составила 600 млрд рублей. Соответственно, доля Booking.com 20% от общего объема рынка, отметил эксперт.
О господствующем положении Booking.com на рынке России говорит и то, что в августе 2021 года федеральная антимонопольная служба России наложила на компанию оборотный штраф в 1,3 млрд рублей за «злоупотребление доминирующим положением на рынке гостиничных агрегаторов» и нарушения антимонопольного законодательства РФ. Затем сервис пытался обжаловать штраф, но безуспешно — 31 января суд отклонил апелляцию.
Из-за ухода сервиса пострадают гостиницы, у которых нет собственных сайтов, а Booking.com был единственный каналом онлайн-бронирований, говорит президент ассоциации отелей Татарстана Гульнара Сафина
«Гостиницам было не «айс»: кто заменит американцев и не взлетят ли комиссии сервисов из РФ?
Из-за ухода сервиса пострадают гостиницы, у которых нет собственных сайтов, а Booking.com был единственный каналом онлайн-бронирований, говорит президент ассоциации отелей Татарстана Гульнара Сафина.
«Что касается Казани — это в основном рынок городских и бизнес-отелей, поэтому выстроена многоканальная система продаж. В первую очередь акцент сделан на продажах через собственные каналы — сайт отеля, соцсети. Второе — это работа с бизнес-сегментом, корпоративными клиентами», — рассказала Сафина. Еще один канал продаж для отелей — туристические фирмы.
«Для нас, как для туристического агентства, Booking.com был проблемой, — рассказала директор туристической компании „Трэвэл-Эндвок“ Юлия Таланова, напомнив, что, придя в Россию, сервис просил скидку в 40% на номера за размещение предложений отелей. — Также были опции, которые невыигрышны для владельцев гостиниц. Например, можно было отменить бронь без удержания вплоть до срока заселения. Это было невыгодно отелям и апартаментам, но как площадка она их продавала, и за счет этого они жили. Гостиницам было не „айс“».
Но в отсутствие сильного конкурента комиссии для отелей станут еще выше, предполагает Еремян. «Средняя комиссия Booking.com составляла 15 процентов от выручки, полученной через сервис, — говорит эксперт. — А теперь, я думаю, „Яндекс“ всем покажет, что такое настоящая комиссия. С ресторанов за сервис доставки „Яндекс“ взимает 28–30%. Думаю, Booking.com начнут вспоминать со слезами умиления. Построить такую функциональность, как у него, „Яндексу“ не составит никакого труда, потому что это вопрос копирования. А дальше остается только вопрос организации, присоединения отелей к договору оферты, налаживания платежей».
В сервисе «Яндекс.Недвижимость» уже сдают и снимают квартиры на любой срок
В сервисе «Яндекс.Недвижимость» уже сдают и снимают квартиры на любой срок. «Последнее время развиваем долгосрочную аренду: запустили в крупных городах приложение „Яндекс.Аренда“, которое помогает сдать и снять жилье без залога и комиссии, с удобным удаленным просмотром и страховкой на весь срок проживания. Изменение спроса на инструменты посуточной аренды оценим, если увидим значительный интерес. Возможно, предложим решение», — заявили «БИЗНЕС Online» в компании.
Кроме «Яндекса» в России работает «Островок», «Броневик», «101 отель», Avito, в борьбу за рынок краткосрочной аренды рвется и федеральная риелторская компания «Этажи». «Не рассчитываем, что уход Airbnb и Booking.com как-то критичного отразится на рынке краткосрочной аренды, поскольку „Этажи“ готовы занять эту нишу, — заявил заместитель директора департамента аренды компании „Этажи“ Дарья Хлыстова. — Наша компания готова помочь абсолютно всем собственникам, вне зависимости от срока аренды. Мы также готовы выйти на отдельные эксклюзивные условия с частными компаниями, которые сдают квартиры на посуточной основе. В дальнейшем мы планируем доработать наш сайт, чтобы улучшить сервис».
В общем, конкуренты у американских площадок есть. Но отельеров уже беспокоят спекуляции российских «заменителей» на комиссиях. В ассоциации отмечают, что рынку в этом случае потребуется государственное регулирование. «На этом фоне не должно быть злоупотреблений. В профессиональном сообществе уже обсуждается, как бы не подняли до потолка цены наши системы бронирования», — рассказала Сафина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.