В связи с вводимыми санкциями многие компании начали уходить с российского рынка или приостанавливать работу в РФ. Эксперты рассказали «Известиям», какие товары могут исчезнуть с прилавков российских магазинов, а какие точно останутся.

Импорт продовольствия не остановлен, так как продукты питания не входят в санкционные списки, сказала партнер Strategy Partners Инна Гольфанд. «Хоть российский рынок и будет испытывать трудности из-за санкций, никакие продукты не исчезнут с прилавков — в крайнем случае их заменят поставками из других стран», — заверила она.

По мнению эксперта, в наибольшей зоне риска импорт сельди и скумбрии с Фарерских островов, на которые приходится до 50% поставок этой рыбы. Непростая ситуация складывается по фруктам — в России производится только 40% от общего потребления. Однако основными поставщиками фруктов являются страны, которые не присоединились к санкциям.

Рисков в поставках кофе и чая нет, утверждает ассоциация «Росчайкофе». Основные поставщики кофе (Бразилия, Вьетнам, Колумбия) и чая (Индия, Шри-Ланка, Вьетнам и Китай) не вводили антироссийские ограничения. Однако с российских прилавков исчезнут напитки от компании PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda и др.), при этом она продолжит производить молочные продукты и детское питание.

Прекратили поставки в Россию крупнейшие чешские пивоварни (Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar, Bernard), а также британская алкогольная компания Diageo, которой принадлежат бренды виски Johnnie Walker и White Horse, рома Captain Morgan, пива Guinness, водки Smirnoff, отмечает Гольфанд.

С отечественных прилавков исчезнет «самое лучшее в каждой товарной категории», считает председатель правления международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. При этом стоимость отечественных товаров увеличится в течение одного-трех месяцев после обвала рубля и ухода зарубежных конкурентов. Рост цен может составить 50% по сравнению с началом 2022 года. В случае госрегулирования цен возможно нарастание дефицита товаров, посетовал эксперт.

Начнутся проблемы с поставкой электронной техники: компьютеров, серверов, полагает президент агропромышленной ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев. Ведущие автоконцерны перестанут поставлять новые автомобили, и россиянам придется пересесть на китайские авто.

У поставщиков одежды и обуви уже появились сложности с доставкой тканей и фурнитуры. Как рассказала пиар-директор платформы по управлению бизнесом на маркетплейсах EGGHEADS Solutions Катя Солнечная, продавцы распределяют остатки товаров, чтобы их хватило хотя бы до лета.

Если по товарам категории люкс альтернативу можно найти через ограниченное количество премиальных ретейлеров, то в случае с продукцией категории массмаркет рынок может быть занят российскими производителями и дистрибьюторами в течение двух-трех месяцев, считает директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов.