Неконкурентоспособность товаров, инфляция, безработица и срыв отопительного сезона — так эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают последствия отказа Евросоюза от газовых контрактов. Кроме того, Россия может воспринять это как часть санкций и запретить поставку угля, что выведет энергетический кризис на новый уровень. Сегодня председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина и премьер Михаил Мишустин предложат президенту России Владимиру Путину варианты по переводу платежей за голубое топливо на «газорубли», но пока такое допускает только Словения. Рабочий вариант схемы потребует от иностранного покупателя обязательного открытия счетов в российских рублях в российском банке.
В последние дня два с Путиным (слева) газовую ситуацию обсудили европейские лидеры. Так, например, состоялся телефонный разговор с лидером Франции Эмманюэлем Макроном (справа), а накануне — с председателем совета министров Италии Марио Драги
Что предложат Путину Мишустин и Набиуллина?
Сегодня — крайний срок для правительства России и Центробанка, чтобы выполнить поручение президента РФ Владимира Путина и выработать порядок, по которому недружественные страны будут приобретать рубли для оплаты российского газа. Теоретически с завтрашнего дня контракты «Газпрома» уже должны стать рублевыми: 1 апреля должна быть проведена новая оплата по долгосрочным контрактам.
Евросоюз и G7 уже публично отказались от перехода на рублевые контракты. Власти Германии и Австрии 30 марта ввели ранний уровень предупреждения о возможной чрезвычайной ситуации в сфере газоснабжения, попросив и бизнес, и граждан максимально снизить потребление. Польша решила отказаться от российского газа в срок до конца года. И если для отопления в ЕС вскоре газ будет не так актуален, то промышленность стран находится в крайней зависимости от поставок. При этом, по данным «Коммерсанта», европейские компании беспокоит, что покупка рублей может вынудить их взаимодействовать с ЦБ РФ, который находится под санкциями ЕС и США.
Какой же выход из данной ситуации? Контуры компромисса были озвучены во вчерашнем телефонном разговоре Путина с канцлером Германии Олафом Шольцем. По данным федерального правительства Германии, российский лидер заявил, что на самом деле для европейских покупателей ничего не изменится. Платежи по-прежнему будут осуществляться в евро, а потом Газпромбанк сам конвертирует их в рубли. Германия пока не собирается следовать этим требованиям, канцлер попросил предоставить всю информацию в письменном виде. Пока же оплата все так же идет в евро.
В чем загвоздка, РБК рассказал источник в правительстве. «Предложенная схема требует обязательного открытия счетов в российских рублях в российском банке иностранным покупателем российского газа, — сообщает агентство. — Платеж от покупателя к „Газпрому“ должен будет осуществляться исключительно в рублях». Источник, близкий к «Газпрому», подтвердил РБК структуру предложенной схемы.
Незадолго до разговора Путина и Шольца из Германии пришло известие, что в местных офисах «Газпрома» прошли обыски, сообщил Bloomberg со ссылкой на источники. Причиной стало расследование роли российского газового гиганта в завышении цен на газ в странах ЕС до рекордных значений и усугублении энергетического кризиса в регионе. Чиновники посетили офисы компаний, в том числе Gazprom Germania GmbH и Wingas GmbH, на который приходится около 20% поставок на немецком нефтегазовом рынке.
В последние дня два с Путиным газовую ситуацию обсудили и другие европейские лидеры. Так, например, 29 марта состоялся телефонный разговор с лидером Франции Эмманюэлем Макроном (который первым сказал лично Путину, что платить в рублях за газ «невозможно»), а накануне — с председателем совета министров Италии Марио Драги.
Впрочем, в рядах покупателей нет полного единства. Премьер-министр Словакии Эдуард Хегер сегодня допустил покупку российского газа за рубли. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что страна неспособна в краткосрочной перспективе отказаться от поставок российского газа, но с этим у нее проблем не будет, так как Турция не присоединилась к санкциям против РФ. Власти Японии заявили, что не намерены выходить из проекта «Сахалин-2»: страна заинтересована в нефтегазовом предприятии и планирует получать энергоресурсы в его рамках.
«Газпром» действительно прорабатывает возможность полной остановки поставок газа и оценивает последствия такого шага
Завинтит ли Россия вентиль?
Источники «Коммерсанта» уверяют, что «Газпром» прорабатывает возможность полной остановки поставок газа и оценивает последствия такого шага. По данным издания, учитывая, что экспортная выручка «Газпрома» составляет более 50% от общего дохода компании, в случае развития сценария прекращения поставок компания может потерять порядка 30–40% прибыли.
Официально компания это изданию не прокомментировала. Кремль последние несколько дней ясно дает сигналы, что если покупатели не согласятся платить в рублях, то Россия откажется от поставок. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков накануне уточнил, что новые правила начнут действовать не сразу. «Мы же с вами говорили, что оплата и поставки — это растянутый во времени процесс… Это не то, что завтра будет поставлено, должно быть оплачено (рублями — прим. ред.)», — заметил Песков и добавил, что в любом случае данные об оплате будут доступны с 31 марта. «Есть поручение президента, оно должно быть исполнено», — заявил представитель Кремля.
Зампред совбеза РФ Дмитрий Медведев накануне с сарказмом оценил выпады европейских стран и тоже намекнул на то, что российский газ может быть остановлен. «Лучший способ оставить Европу без газа: заморозить „Северный поток – 2“, заморозить активы Центрального банка России, заявить об отказе от российского газа в ближайшие пару лет, отказаться от приобретения рублей для платежа за газ по курсу валюты контракта, провести обыски в офисах „Газпрома“ в Германии. Молодцы! Мудрые решения европейских политиков!» — написал он в своем телеграм-канале.
Пока экспорт российского газа в Европу остается стабильным: транзит через Украину составляет 109,5 млн кубометров в сутки, через «Северный поток» в Германию — 170 млн кубометров в сутки. Газовые хранилища Германии сейчас заполнены на 26,5%, Австрии — на 12,8%
Европа хочет заполнить ПХГ на 80%
Пока экспорт российского газа в Европу остается стабильным: транзит через Украину составляет 109,5 млн кубометров в сутки, через «Северный поток» в Германию — 170 млн кубометров в сутки, сообщает «Ъ». Прокачка газа по магистральному газопроводу Ямал – Европа в точке «Мальнов» в Германии во вторник днем упала до нуля. Об этом пишет Reuters со ссылкой на данные оператора системы передач природного газа Gascade. Издание отмечает, что поставки российского газа в Европу по двум другим ключевым маршрутам газопровода в целом остаются стабильными.
Газовые хранилища Германии, по данным AGSI+, сейчас заполнены на 26,5%, Австрии — на 12,8%. При этом цель Европы — заполнить хранилища к началу нового отопительного сезона на 80% при одновременном сокращении закупок российского газа, что будет сделать крайне затруднительно.
Немецкое издание die Zeit сообщает, что Германия в феврале выделила 1,5 млрд евро на закупку СПГ и опасается хранить газ в подземных газовых хранилищах, которые находятся в ведении «Газпрома». Компания имеет доступ к четырем немецким ПХГ, в том числе к одному из крупнейших хранилищ природного газа в Западной Европе в Редене. Отказ страны от его использования может аукнуться стране еще больнее, чем отказ от самого газа.
«Сначала они [Евросоюз] заявляли, что им российский газ не нужен, а теперь оказывается, что контракты переподписываются, это значит, что российский газ им все-таки нужен»
«Стороны идут лоб в лоб». Кто дрогнет первым?
Каковы шансы найти компромисс в отношениях ЕС и РФ и какими будут последствия для Европы при отключении газового вентиля — отвечают эксперты «БИЗНЕС Online».
Игорь Юшков — ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности:
— Есть масса вариантов развития этой ситуации. Напомню, она появилась в связи с заблокированным российским внешним долгом и гособлигациями. Если для нас принципиальный вопрос заморозки наших золотовалютных резервов, может быть, Россия попытается воспользоваться этой ситуацией, чтобы вытащить их из западных банков. Не просто так в числе исполнителей (которые будут излагать свои предложения президенту — прим. ред.) есть Центральный банк.
Исходя из намеков Дмитрия Пескова и информации, что поступает по итогам общения Путина с Макроном и Шольцем, нам следует либо ждать появления контрагента в России, который будет заниматься покупкой рублей для иностранных компаний, или эти иностранные компании придут на российскую биржу и купят там рубли для расчетов за газ. Может, иностранцам предоставят выбор.
В любом случае сегодня не день икс с точки зрения выбора Евросоюза — переходить на рубли или остаться без газа. Пока такой вопрос не стоит. Дело в том, что Владимир Путин говорил, что мы не будем трогать другие пункты газовых контрактов, только пункт о валюте оплаты. Это значит, что даже регламент рассмотрения предложений об изменении контракта остается прежним: у оппонента будет несколько недель на рассмотрение проекта допсоглашения от «Газпрома» об изменении валюты оплаты. А пока президенту предложат варианты решений, пока он выберет их, пока «Газпром» отправит — на это тоже требуется время. Я полагаю, что у ЕС будет несколько недель на подготовку своего ответа. Перед выбором — покупать российский газ в рублях или лишиться поставок — европейцы встанут ближе к маю-июню. Апрель будет периодом, когда они станут рассматривать российские предложения.
Россия явно готова идти до конца вплоть до отключения поставок газа. И если европейцы примут запрет на изменение контрактов, до этого может дойти. Но европейские политики могут сказать и так: «Вопросы изменения контрактов решают коммерческие компании, запретить мы им ничего не можем. Мы как политики выразили свое недовольство, но решать им». Так они это решение свалят на коммерческие компании, а те с легкостью заключат допсоглашение о переходе на рубль, потому что им абсолютно все равно, в какой валюте расплачиваться, цена для них будет одной и той же.
Если Россия отключит поставки, мы лишимся существенных средств. В январе «Газпром» продал газа в Европу на 9,5 миллиарда долларов. Но это стоимость всего газа. Если вычесть себестоимость добычи и доставки, будет меньше, но все равно для нас это большие потери. Однако и европейцы погрузятся в экономический и анархический кризис. Встанет вопрос даже об электроснабжении потребителей, но самое страшное — невозможность подготовиться к новому отопительному сезону. Чем больше Европа будет без газа, тем выше риск срыва сроков отопительного сезона. Прямо сейчас им надо начать заполнять подземные хранилища газом. Сейчас в европейских ПГХ меньше газа, чем было на эту дату в прошлом году. Вместе с тем в прошлом году они заполнили ПХГ на 74 процента к 17 ноября. Сейчас же они хотят заполнить их на 80 процентов к 1 ноября. То есть раньше, больше, притом что стартовая база хуже. И это только ПХГ, без текущего потребления, только для этого потребуется 60 миллиардов «кубов». Как это сделать без России, основного поставщика?
В секторе промышленности все уже довольно плохо. Высокая стоимость газа и электроэнергии закладывается в стоимость европейских товаров, и их производители становятся неконкурентоспособными. Еще в 2021 году остановились практически все предприятия по производству азотных удобрений — они делаются из газа, многие производители сельскохозяйственных продуктов остановили теплицы. Сейчас речь идет о том, что может закрываться металлургия, химическая промышленность. Вся европейская экономика пострадает, вся промышленность. Наконец, если «Газпром» закроет поставки, весь остальной газ, который потребляет Европа (Европа импортирует из России около 40% природного газа, или 175 млрд кубометров, — прим. ред.), подорожает в разы, потому что будет огромный дефицит. Цены вырастут до 10 и 20 тысяч долларов за 1 тысячу «кубов». Тогда рыночная ситуация не будет работать, цены государства станут регулировать вручную.
Кроме того, если ЕС откажется от газовых контрактов, Россия может воспринять это как часть санкций и запретит поставку угля, а мы крупнейшие поставщики и в этом направлении. Такой обмен санкционными ударами никому не принесет выгоды. Но европейцы находятся в весьма сложном положении. Пока на политическом уровне никто не хочет уступать, и стороны идут лоб в лоб и пока играют в игру «кто первый отвернется». Как выйти из этой ситуации и сохранить лицо, никто не знает.
«Сначала они [Евросоюз] заявляли, что им российский газ не нужен, а теперь оказывается, что контракты переподписываются, это значит, что российский газ им все-таки нужен»
«Если военные просчитывают риск ядерной войны, то и в газовой сфере нужно просчитывать сценарии максимальной конфронтации»
Станислав Митрахович — ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:
— Если военные просчитывают риск ядерной войны, значит, и в газовой сфере нужно просчитывать сценарии максимальной конфронтации. Сегодня «Газпром» должен будет направить свои предложения европейским контрагентам по коррекции контрактов, по внесению изменений в контракты. Дальше эти предложения будут европейцами изучаться, и после того, как они будут изучены, соответственно, состоится какой-то процесс торга относительно того, можно или нельзя контракты все-таки поменять. Есть всякие компромиссные схемы. Одна из них вчера обсуждалась в разговоре Путина и Шольца. Идея в том, что валюта контракта остается прежней, но меняется валюта платежа. Как технически это будет сделано — пока непонятно. Возможно, деньги будут заведены с Запада в Газпромбанк в евро, а внутри Газпромбанка они будут разменяны на рубли. И поскольку это произойдет внутри одного банка, то не получится данный платеж заморозить. И, возможно, такая схема позволит сохранить лицо обеим сторонам. Что в Россию были переведены вроде как евро, но зачислены «Газпромом» в рублях. Такой вариант не исключен.
Если Евросоюз выступит за оплату газа за рубли, это будет признаком политической уступки. Сначала они заявляли, что им российский газ не нужен, а теперь оказывается, что контракты переподписываются, это значит, что российский газ им все-таки нужен. Отчасти им придется наступить на горло своей санкционной песне. Говорили, что они не будут работать во многих аспектах с российской финансовой системой, а теперь приходится работать. Хотя, если честно, я не вижу здесь большого нарушения санкций, если платеж будет осуществляться в рублях внутри российского банка. Все равно валюта в страну завозится, и сейчас можно это делать. И если Газпромбанку можно направлять деньги в евро, то почему нельзя внутри Газпромбанка поменять эти евро на рубли? Это скорее вопрос психологический, чем финансовый.
Владимир Шустер — главный научный сотрудник Института проблем нефти и газа, почетный нефтяник РФ:
— Наблюдая за тем, как президент нашей страны ведет себя в делах, я думаю, что он бескомпромиссен в принципиальных вопросах. Раз сказал «за рубли» — значит, будет за рубли. Какой здесь может быть компромисс? Вы, наверное, знаете, что Индия у нас в марте купила нефти в 4 раза больше, чем в феврале. То есть у нас есть не то что запасной, но основательный рынок сбыта нефтепродуктов и нефти и газа. Поэтому я думаю, что Запад в той или иной форме согласится с нашими предложениями. Будут искать, конечно, какие-то обходные пути, но наша политика — уменьшать зависимость от доллара, переходить на рублевые, юаньские и другие виды валют, с тем чтобы завоевывать самостоятельность.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.