«САПСАН» ПОЖАЛОВАЛСЯ НА СБЕРБАНК
Группа «Таттранском» (сеть автосалонов «Сапсан») написала сразу четыре обращения к властям РТ и РФ, в которых просит вмешаться в сложившуюся вокруг нее ситуацию. Напомним, что фактически на днях компания лишилась из-за долгов по банковским кредитам своих ключевых объектов – зданий автоцентров на Спартаковской в Казани. Фактически речь идет о выселении сети в связи с передачей зданий другому собственнику.
Свою версию этих событий сотрудники компании во главе с ее первым лицом и собственником Ильдаром Зиннуровым изложили в письмах. Одно из них адресовано прокурору РТ Кафилю Амирову, три других соответственно – президенту РТ Рустаму Минниханову, президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру РФ Владимиру Путину. Все письма подписаны «коллективом дилерских предприятий группы компаний «Таттранском» Казани».
Как заявил газете «БИЗНЕС Online» гендиректор ЗАО «Таттранском Холдинг» Зиннуров, письма вовсе не написаны отчаявшимися людьми:
- То, что мы написали обращения, совсем не означает, что мы отчаялись добиваться справедливости в обычном порядке. Мы обратились и в правоохранительные органы, и в суды, - заявил Зиннуров. - А обращения написать решился не я, а коллектив. Все-таки им надо как-то зарплату платить, у них семьи. Всего подписалось под обращениями 200 человек.
Отметим, что письма не идентичны по содержанию. В одном из них, на имя прокурора РТ, работники «Таттранскома» просят разобраться в ситуации с передачей автоцентров Сбербанку в счет погашения кредитов автосалонами «Сапсан».
Зиннуров ссылается на мировой финансовый кризис, в результате которого (компания вошла в него с 10 недостроенными автоцентрами и 5 млрд. рублей кредитного портфеля) «Таттранском» оказался должен Сбербанку и передал ему в счет погашения кредита ряд автоцентров. При этом, сообщают авторы письма, было предусмотрено условие по «передаче этих объектов «Таттранскому» в долгосрочную аренду с правом обратного выкупа в течение 7 лет». Однако «банк нарушил подписанное им соглашение, продав имущество ООО «СКБ», которое перепродало здания ООО «Столица». В результате этого в обращениях по отношению к Сбербанку использованы такие выражения, как «мошеннические операции» и «рейдерский захват», - стоимость переданного «Таттанскомом» имущества упала в несколько раз. Рыночная стоимость автокомплекса оценивалась компанией Зиннурова в 1 млрд. рублей, а стоимость продажи его «Столице» - 264 миллиона.
Указывая еще на ряд сомнительных, с их точки зрения, моментов, авторы обращения полагают, что «тщательно разработанная рейдерская схема» преследовала своей целью «личную наживу участников операции», и прямо обвиняют Рушана Сахбиева (управляющего Сбером в РТ) в том, что вместе с ООО «СБК» он «банкротит ЗАО «Таттранском Холдинг». И просят Амирова отменить все совершенные Сахбиевым сделки.
«НЕ НАСЛЕДНИКИ РОТШИЛЬДОВ»
В трех других обращениях обвинения компании «Таттранском» уже масштабнее, в них «Сапсан» атакует дистрибьюторские компании, которые якобы активно расторгают дилерские контракты под предлогом или вообще без, пользуясь тем, что в договорах каждого автодилера с дистрибьютором имеется пункт «расторжение без объяснения причин». В компании «Таттранском» называют это «практикой торговли дилерскими контрактами (в первую очередь за взятки)».
Ввиду того, что по правилам ведения бизнеса для открытия нового дилера надо закрыть действующий (на каждый рынок имеется расчетное количество дилеров), с сожалением отмечается в обращениях на имя Медведева, Путина и Минниханова, страдают успешные российские автодилеры, к коим относит себя и компания Зиннурова. Далее авторы письма упирают на и без того нелегкий бизнес автодилеров: финансирование каждого дилерского проекта производится с использованием заемных средств – «учитывая, что дилерский бизнес капиталоемкий, а собственники этого бизнеса не являются наследниками Ротшильдов».
После чего подписавшиеся под обращением сотрудники компании резюмируют: «В период 2009 - 2011 годов коммерческая деятельность наших четырех предприятий подвергалась, с одной стороны, негативному воздействию со стороны дистрибьюторов марок "Форд", "Киа", "Шкода", а с другой - со стороны Сбербанка, которому не было возможности платить проценты по кредитам». Впрочем, признают в компании, даже если бы дистрибьюторские компании выполняли свои обязанности должным образом, все равно доходность не позволяла бы обеспечивать исполнение обязательств перед банком в полной мере (в период кризиса товарооборот у автодилеров упал в 2,5 раза).
КАК KIA, SKODA И FORD ЛИШАЛИ ИЛЬДАРА ЗИННУРОВА ДОХОДОВ
В обращениях называются и конкретные «недружественные акты» зарубежных дистрибьюторов. Так, «компания "Киа" расторгла дилерский контракт с предприятием ООО «ТТК Трейд» (входит в группу «Таттранском Холдинг») в октябре 2009 года, лишив автокомплекс трети доходов, и это в разгар мирового финансового кризиса (после 8 лет сотрудничества)», - говорится в письме.
Во-вторых, компания "Форд" на протяжении 2009 - 2011 годов сократила поставки автомобилей в 5 - 7 раз, что, по мнению компании «Таттранском», «совершенно не соответствовало падению продаж бренда "Форд" в России», а в 2011 году действующее дилерское предприятие не получило ни одного автомобиля. В мае 2011 года предприятие ООО «САПСАН МОТОРС» и вовсе получило уведомление о расторжении контракта без объяснения причин после 10 лет сотрудничества» (газета «БИЗНЕС Online» подробно писала об этом). Зиннуров со своими работниками жалуются и на то, что «данные действия чиновников дистрибьютора "Форд" лишили автокомплекс половины доходов, без которых было невозможно свести концы с концами в бюджете автокомплекса».
Напомним, что директор по развитию дилерской сети «Форд Моторс Компани» Игорь Чикирис ранее называл газете «БИЗНЕС Online» заявления Зиннурова «бредом» и обвинял его в «несоблюдении финансовой дисциплины – у него постоянно были задолженности перед "Форд Мотор Компани", он не платил по счетам своевременно, не исполнял условия дилерского договора».
В-третьих, одним из виновников своего бедственного положения в «Сапсан» считают и «Шкоду». В частности, как уверяют авторы обращений, «по бренду "Шкода" на протяжении 2011 года деятельность по продажам была практически парализована ввиду сокращения поставок в 8 раз относительно 2008 года и других дискриминационных мер». Тогда как на 2012 год дилерский контракт нашему предприятию ООО «ТТК Ленд+» просто не продлили» («после 8 лет сотрудничества» – опять же с обидой повторяется рефреном в обращении). Теперь уже действия чиновников дистрибьюторов "Шкода", считают в «Таттранскоме», «лишили его работников оставшихся доходов».
Опять же, напомним, в «Шкоде» объясняют свои действия недовольством работой в автосалонах «Сапсан»: на открытии дилерского центра "Шкода" компании «ТТС» руководитель марки в России Любомир Найман заявил газете «БИЗНЕС Online», что в его компании «не были довольны продажами автомобилей "Шкода" в Казани, поэтому долго искали нового партнера».
В "ТАТТРАНСКОМЕ" НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ СЧИТАЛИ "ЛУЗЕРАМИ"
Несмотря на коллективные жалобы, разосланные в вышестоящие инстанции, в «Таттранскоме» все же не желают, чтобы их называли «просто «лузерами». И ссылаются на то, что до кризиса «каждое из наших четырех предприятий являлось лидером рынка Казани по своему бренду»: дилерский центр "Киа" все годы был лидером продаж данной марки среди региональных дилеров России, а по бренду "Фиат" даже в период финансового кризиса наш дилерский центр входил в пятерку лидеров по России» (любопытно, что к "Фиат", судя по всему, у «Сапсана» сегодня претензий нет). Кроме того, в компании отмечают, что их предприятия были не единственными в стране, «против которых развернули кампанию на уничтожение коррумпированные чиновники дистрибьюторов зарубежных автоконцернов». По информации «Сапсана»: в России были «терминированы» треть дилеров данных марок.
В компании Зиннурова объясняют произошедшее с их бизнесом действием некоего «картельного сговора» дистрибьюторов и даже намекают, что это – комитет автопроизводителей АЕБ (ассоциация европейского бизнеса). Тем более «все кабальные условия, навязываемые дистрибьюторами разных брендов автодилерам при заключении контрактов, написаны как под копирку», полагают в «Таттранскоме». Кроме того, сообщается, что администрация группы компаний «Таттранском» в настоящее время уже получила ответ от замруководителя ФАС РФ Андрея Кашеварова, что «в действиях дистрибьютора "Форд" ФАС усматривает нарушение антимонопольного законодательства России».
Авторы обращений упирают на то, что «разрушением малого и среднего бизнеса РФ занимаются представители зарубежных автоконцернов, которым правительство РФ создает всевозможные льготы». И требуют от властей восстановления расторгнутых дилерских контрактов и возмещения «гигантского ущерба». А «чиновников дистрибьюторов» предлагают привлечь к уголовной ответственности.
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за официальными комментариями к дистрибьюторам марок, упомянутых компанией «Таттранском». Однако на момент подготовки материала они нами не были получены (но мы готовы опубликовать их позднее).
А вот Сбербанк прокомментировал нам письма Зиннурова довольно жестко. В редакцию газеты «БИЗНЕС Online» поступил текст следующего содержания, подписанный Арсением Колобовым – заместителем управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России:
- Договоры аренды между ООО "СБК" и компаниями группы ТАТТРАНСКОМ могли быть заключены только при условии исполнения мирового соглашения, заключенного между Сбербанком и ЗАО "Таттранском Холдинг". Мировое соглашение со стороны ЗАО "Таттранском-Холдинг" было сорвано, ни произведено ни одного платежа. Более того, в отношении ЗАО "Таттранском-Холдинг" в марте 2011г. третьим лицом инициировано банкротство, в июле 2011г. должник перерегистрирован в г.Москву с изменением наименования на ЗАО "Наваждение". Требования Банка в полном объеме включены в реестр требований кредиторов.
Банк неоднократно обращался к структурам Зиннурова И.З. с требованием об освобождении объектов. По истечении срока добровольного освобождения подан иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения. 31.10.2011г. исковые требования ООО «СБК» удовлетворены в полном объеме. На решение Зиннуровым была подана апелляционная жалоба, рассмотрение которой было назначено в 11-м Арбитражном апелляционном суде. 14.02.2012г постановлением 11 – го Арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Обращаю внимание, что все отношения между Банком, ООО «СБК» и ЗАО "Таттранском Холдинг" зафиксированы судебными актами в пользу Банка и ООО «СБК».
Также отмечаю, что ни с одним из Банков Зиннуров И.З. не выдержал достигнутых договоренностей. По нашему мнению, распространение данной информации это очередная попытка действовать вне рамок правового поля.
Указываемые Зиннуровым сведения являются ложными. Банком будут приняты соответствующие меры реагирования в установленном порядке.
ТАКОЕ В ДОГОВОРАХ НЕ ПРОПИСЫВАЕТСЯ
Ситуацию газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали также участники рынка.
Артур Гильмутдинов – гендиректор ООО «Триал-авто+»:
- Я думаю, дистрибьюторы иномарок вполне могут и вправе расторгать дилерские контракты без объяснения причин. Такое в договорах прописывается. Но, естественно, дистрибьютор предупреждает о расторжении за три месяца. Это практикуется. Что касается «Сапсана», то, насколько я знаю, их тоже предупреждали о расторжении контрактов в одностороннем порядке, причем за полгода. Но, думаю, дистрибьюторы тут ни при чем. Более важны пожелания производителя, льготные условия, отсрочки они устанавливают… За ними остается какое-то право действия. А у дистрибьютора, скорее, роль исполнителя, и по-другому с дилерскими контрактами и быть не могло. Хотя Зиннурова мы знаем давно, это прекрасный человек, никаких вопросов по бизнесу с ним никогда не возникало.
Сергей Чернов – заместитель гендиректора «КАН авто»:
- Мы с дискриминационной политикой дистрибьюторов не сталкивались. И больше того могу сказать, оппонируя Ильдару Зиннурову, что нет никаких причин для расторжения дилерских контрактов дистрибьютерами, которые невозможно было бы обосновать. Иностранные дистрибьюторы очень скрупулезно подходят к этому вопросу. Если они назначали дилера, то для того чтобы расторгнуть соглашения, должны существовать очень веские основания. И эти решения проходят не через одного-двух человек, а через громадные отделы. Это касается не только тех дистрибьюторов, с которыми мы непосредственно работаем. Я знаю дистрибьюторов других брендов, с которыми контактировал, у них также поставлено дело. Ну невозможно это в принципе! Я, конечно, не читал обращения "Таттранскома", но могу с уверенностью сказать, что картельный сговор дистрибьюторов иностранных компаний вообще невозможен.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за ситуацией вокруг группы «Таттранском».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.