Падение российского автомобильного рынка по итогам года в лучшем случае составит 50%, а ясность по производству и поставкам компонентов наступит в III квартале. Такой прогноз осторожно озвучили сегодня на конференции ассоциации российских дилеров в Москве. Руководитель «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев откровенно заявил, что сейчас участники рынка ставят задачу выжить, и просил частично «заморозить» действие закона «О защите прав потребителей». Эксперты готовили россиян к тому, что придется пока поездить на тех машинах, которые есть, и жаловались на потребительский экстремизм. О том, что будет с премиум-сегментом, как РСПП предупреждал об угрозе катастрофы в Челнах и у каких автовладельцев закружились головы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Вячеслав Зубарев: «Два года назад во время пандемии дилеры думали, что страшнее времени быть не может. Мы ошибались. Происходящее сейчас не представлялось нам даже в самых страшных снах»
«Происходящее сейчас не представлялось нам даже в самых страшных снах»
«Два года назад во время пандемии дилеры думали, что страшнее времени быть не может. Мы ошибались. Происходящее сейчас не представлялось нам даже в самых страшных снах», — предельно откровенно начал конференцию президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. Он отметил, что поставки автомобилей и запчастей сегодня практически остановились. На складах остаются какие-то запасы, но в целом обстановка сложная. При этом Зубарев считает, что прощаться с иностранными брендами пока рано: «Заявления в прессе, что многие наши партнеры прекращают работу в России, ни в одном случае пока юридически не подтверждены. Никто из руководителей [зарубежных] компаний не подтвердил ни лично мне, ни кому-то из моих коллег, что вопрос окончательно решен и компания уходит с рынка».
Если в последние два года наблюдались дефицит машин и очень высокая покупательская активность, то теперь положение дел резко изменилось, рассказал Зубарев. «Клиенты, зашедшие или просто позвонившие в автосалон, сегодня большая редкость», — описал Зубарев ситуацию. И дал свой неутешительный прогноз: рынок автомобилей в результате нынешнего кризиса просядет в 2–3 раза. Все компании ставят задачу выжить и надеются, что «появится какой-то свет в конце тоннеля», передал спикер настроения дилеров.
Несмотря на непростую ситуацию, российский рынок — один из самых развивающихся, попытался добавить оптимизма вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Мытенков. «В отрасли трудится огромное количество людей — порядка 300 тысяч сотрудников. Мы понимаем, что придется дилерам немного переформатироваться, сосредоточиться на продажах автомобилей с пробегом», — отметил участник конференции.
Бизнес надо «абсолютно точно спасать», подчеркнул Мытенков. «У нас целые города возникли вокруг автомобильных производств. Это и Набережные Челны, и Тольятти. Разные есть альянсы, у КАМАЗа с Mercedes…» — указал вице-президент РСПП.
— Был, — с огорчением в голосе поправил спикера Зубарев.
— Ну был, да. Тем не менее огромное количество людей может остаться без работы. А городам просто социальная катастрофа грозит. Нужно оперативно включаться правительству в спасение отрасли, — подчеркнул Мытенков.
При этом заметил, что правительство РФ слышит просьбы РСПП и уделяет внимание выдвигаемым инициативам. В качестве примера поддержки спикер привел программу фонда развития промышленности (ФРП), который готов выдавать займы под «смешные» 1,3% на производство автомобильных комплектующих. Другое дело, что пока в стране не удалось вырастить своих поставщиков, признал Мытенков. Многие иностранные компании пытались найти отечественных производителей не самых сложных компонентов, но не смогли.
«Клиенты, зашедшие или просто позвонившие в автосалон, сегодня большая редкость»
Авторынок по итогам года просядет в лучшем случае на 50%
Если убрать за скобки геополитику, ситуация для авторынка не поменялась кардинальным образом, и проблема с поставкой комплектующих как была в прошлом году, так и остается, отметил председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Алексей Калицев. По его словам, у всех крупных производителей возникли огромные сложности из-за нехватки компонентов. Свою роль сыграли курсовые колебания, которые привели к подорожанию машин. На рынке теперь новая реальность, констатировал спикер.
«Вы знаете, что в марте [2022 года] было продано всего 55 тысяч [легковых автомобилей и LCV — легких коммерческих грузовиков]. Это практически в 3 раза меньше, чем годом ранее», — обозначил Калицев масштабы падения. Он отметил, что пандемического дна в 30 тыс. проданных за месяц машин рынок пока не достиг, но такой вариант вполне реален.
Зубарев буквально засыпал председателя комитета автопроизводителей АЕБ наболевшими вопросами: «Когда будут автомобили? Как будут обеспечивать их запчастями?» Простого ответа Калицев ожидаемо не нашел. По его оптимистичному прогнозу, ясность с поставками компонентов и производством наступит в III квартале. Падение рынка по итогам года в лучшем случае составит 50%. Бренды, которые вложили инвестиции в Россию и открыли здесь заводы, заинтересованы в скорейшем возвращении на местный рынок, подчеркнул спикер. «Конечно, мы хотим здесь работать. Мы отделяем политическую проблематику от бизнеса», — сказал Калицев, который также является управляющим директором «Хендэ Мотор СНГ».
Помимо проблем с поставками есть и еще один негативный фактор — выдача автокредитов практически остановилась после повышения ключевой ставки. «Мы видим сейчас тренд, когда люди берут 7-летний кредит. На наш взгляд, это немножечко странно, а с точки зрения банков даже рискованно, — отметил Калицев. — Обычного трехлетнего кредита, который активно использовался раньше, сейчас нет». И это при том, что в «мирных» условиях половина продаж приходилась на кредиты.
«Вы знаете, что в марте [2022 года] было продано всего 55 тысяч [легковых автомобилей и LCV — легких коммерческих грузовиков]. Это практически в 3 раза меньше, чем годом ранее»
Дилеры будут биться с «перекупами» за вторичный рынок авто
Выступление всех трех спикеров сводилось к одному простому тезису — в ближайшей перспективе дилеров спасет только вторичный рынок. Сейчас через дилерскую сеть продается до 15% машин с пробегом, потенциал огромен, отметил Калицев и указал на большое число серых и непонятных схем, которые процветают. Чтобы «обелить» рынок, спикеры предложили в первую очередь отменить двойное взимание НДС при перепродаже автомобилей с пробегом между дилерскими центрами. В начале апреля соответствующий законопроект ушел на рассмотрение правительству.
Для потребителей, по словам Калицева, от легализации вторичного рынка одни плюсы. К примеру, сделки будут более понятными и прозрачными. Спикер также остановился на теме trade-in, которая сейчас тоже оказалась «на стопе». «Люди приходят к дилеру с завышенными немножечко ожиданиями», — поделился спикер.
— Все, голова закружилась! — улыбнулся Зубарев.
— Да, закружилась, а на самом деле цена его автомобиля может быть не совсем такой, как он хотел бы. Мы видим, что какое-то есть брожение. Оно прекратится, когда начнутся производство и поставки.
В ближайшей перспективе дилеров спасет только вторичный рынок. Сейчас через дилерскую сеть продается до 15% машин с пробегом
Придется дольше ездить на тех машинах, которые есть сейчас, готовил Мытенков зрителей к непростым временам. «Извините, может быть, такое сленговое слово, но мы избалованы новинками», — отметил вице-президент РСПП. Зубарев и Калицев дружно покивали. В России предстоит отстроить отрасль машин с пробегом, продолжил Мытенков. «Мы все с вами раньше бывали в Европе, и там ты видишь больше магазинов, торгующих автомобилями с пробегом, чем шикарных салонов. <…> В наших городах дилерские центры шикарны, и, с одной стороны, это плюс, а с другой — минус, потому что приспособить такие помещения потом, в случае ухода дилера из бизнеса, невозможно. Будет просто памятник стоять», — заглядывал в будущее спикер.
Нельзя допустить появления серого рынка, также подчеркнул Мытенков и заметил, что «на известном красном сайте» уже появились объявления о продаже машин брендов, приостановивших поставки в Россию. «Государству нужно быть более бдительным и разворачивать такого рода истории в сторону дилеров», — указал вице-президент РСПП. И призвал переориентировать граждан на то, что «бэушные автомобили можно покупать цивилизованно». Здесь нелишним будет заметить, что продать подержанную машину салону или физлицу сейчас можно через портал госуслуг.
Судя по всему, дилеры теперь всерьез настроены отобрать кусок сладкого пирога у так называемых «перекупов». Мытенков заметил, что все крупные российские дилеры — это социально ответственные компании и крупные налогоплательщики. Его мысль позже продолжил Зубарев. «Цели какие — лучше защищенность потребителя и равные условия для предпринимателей. Потому что бизнесмены, работающие нелегально, имеют преимущество, так как у них нет налогов и они не несут никакой социальной нагрузки», — подчеркнул спикер. В свою очередь, государство при обелении рынка получит больше налогов. «Здесь мы будем работать», — пообещал Зубарев.
Мытенков заметил, что все крупные российские дилеры — это социально ответственные компании и крупные налогоплательщики
На фоне сложностей возник потребительский экстремизм, жалуется бизнес
Вопросы у дилеров вызывает и закон «О защите прав потребителей». Документ в нынешнем виде может «раздавить» некоторых дилеров, опасался председатель совета директоров ТТС. По мнению Зубарева, закон скорее не защищает права потребителей, а позволяет автоюристам нажиться от имени автовладельцев. На исполнение некоторых норм закона нужно срочно вводить мораторий, указал спикер. Если будут приняты предлагаемые поправки в сторону ужесточения, это будет уже закон, «создающий возможности для юридического бизнеса по зарабатыванию денег», уверен спикер. Все закончится тем, что дополнительные затраты бизнесу придется перекладывать на добросовестного потребителя, рисовал президент РОАД неутешительный прогноз.
В чем конкретно проблема? Из-за нарушения логистических цепочек дилеры не могут отремонтировать автомобиль в установленные сроки. И находятся клиенты, которые пользуются такими трудностями. «Надо понимать, что это не злой умысел, здесь нет никаких подводных камней. Наживаться на этой истории недопустимо. […] Мы обращаемся в правительство. Хотим, чтобы [действие] ряда статей закона „О защите прав потребителей“ было на время приостановлено, пока логистические цепочки вновь не выстроятся, пока не поймем, как наладить импорт автомобилей и запчастей», — пояснил Мытенков.
«В перспективе нет возможности регулярного снабжения машин запчастями, тогда как автомобили не признают никаких кризисов и ломаются в кризис ничуть не меньше, чем в обычные дни. Это ставит нас в тяжелейшую ситуацию», — поделился Зубарев болью участников рынка.
АЕБ уже написала несколько писем с просьбой ввести мораторий, в том числе в Роспотребнадзор, поддержал Калицев.
«Более значимо люди реагируют на топливо. Среднее значение, при котором люди готовы отказаться от поездок, оказалось в районе 71 рубля за литр»
Россия останется без премиум-сегмента?
Доля России в глобальном авторынке составляет 2%, отметил в своем докладе на сессии дилеров руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. В прошлом году в стране было реализовано 1,7 млн легковых и LCV, тогда как в целом по миру — 82,6 миллиона. Основной рынок сегодня — Китай, на долю которого приходится более 30%, у США — 20%, и столько же продается суммарно в Европу. «В прошлом году российский рынок вошел в топ-10 по объемам продаж автомобилей. Наверное, это один из последних годов [с такими показателями]», — отметил аналитик.
Как обстоят дела сейчас? Количество регистраций автомобилей с начала года упало на 28,8%, и сейчас доля оформлений новых авто и машин с пробегом — 1 к 4,4. «По году я не исключаю, что это значение уйдет: на один новый автомобиль будет 7–8 автомобилей с пробегом», — спрогнозировал спикер.
Что касается структуры рынка, то здесь глобальных изменений пока не произошло: лидирует LADA, далее следуют KIA и Hyundai. В то же время очень тяжелая ситуация с автомобилями премиального сегмента, которых коснулись санкции. В результате объем продаж упал на 27,6%. «Скорее всего, премиальный сегмент „схлопнется“ еще более значительно, впрочем, как и массовый. Но премиальный может превратиться в близкий к нулю», — сказал Целиков.
Опрос «Автостата» показал, что россияне пока не спешат отказываться от владения автомобилем. Граждане готовы продать автомобиль в том случае, если расходы на эксплуатацию вырастут в среднем на 176%. «Более значимо люди реагируют на топливо. Среднее значение, при котором люди готовы отказаться от поездок, оказалось в районе 71 рубля за литр», — поделился результатами Целиков.
Граждане готовы продать автомобиль в том случае, если расходы на эксплуатацию вырастут в среднем на 176%
Чего же ждать на авторынке? Аналитики «Автостата» представили три прогноза по дальнейшей ситуации: оптимистический, базовый и пессимистический. В худшем случае в 2022 году в стране будет продано 470 тыс. легковых автомобилей — минус 70% к 2021-му. «За три месяца в России произвели 234 тысячи автомобилей. Порядка 300 тысяч ввезено в страну. Переходящий остаток — 180 тысяч машин. Собственно говоря, 450 тысяч машин — это то количество, которое есть здесь и сейчас», — объяснил докладчик.
«Автостат» советует ориентироваться на базовый прогноз. Согласно нему, рынок сократится в 2 раза и в стране будет продано 750 тыс. автомобилей. Такой вариант называют наиболее вероятным. Оптимистический прогноз — 980 тыс. машин. Столько продадут, если возобновятся производство и импорт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.