«Чем дольше будет длиться спецоперация, тем больше будет отставок. Даже увидим рейдерство — попытки захвата предприятий тех, кто недостаточно патриотичен», — полагают эксперты «БИЗНЕС Online», оценивая уход основателя «Лукойла» Вагита Алекперова. Как и покинувший СИБУР Дмитрий Конов, Алекперов решил вывести свою компанию из-под санкционного удара. Акции «Лукойла» в ответ на этот благородный порыв упали в цене на 7%. О том, потерял ли нефтяной магнат все рычаги управления второй по добыче нефтяной компанией России и что известно о его преемнике, — в материале «БИЗНЕС Online».
Вагит Алекперов досрочно сложил полномочия президента ПАО «Лукойл» и отказался от полномочий члена совета директоров компании
Алекперов ушел из «Лукойла», врио назначен соратник Кириенко Воробьев
Вагит Алекперов досрочно сложил полномочия президента ПАО «Лукойл» и отказался от полномочий члена совета директоров компании. Такое сообщение сегодня появилось на сайте «Лукойла». В объявлении подчеркивается, что основатель компании не является контролирующим акционером: на 31 марта у него было 3,12% голосующих акций и 5,43% акций без права голоса.
Вероятно, главной причиной для столь отчаянного решения стало введение в отношении Алекперова санкций со стороны Великобритании на фоне затяжной специальной военной операции России на территории Украины. С 13 апреля миллиардеру запрещено въезжать в королевство, а все его активы заблокированы.
Алекперов неоднократно заговаривал о том, что готовит себе преемника, но конкретных фамилий никогда не называл. «Я буду готовить преемника в ближайшие годы. Но, конечно, я хотел бы еще поработать с президентом Путиным. У „Лукойла“ и у меня лично сложился прочный диалог с руководством страны, с правительством, что позволило нам 25 лет стабильно развиваться», — отмечал он в интервью «РИА Новости».
Акционеры компании восприняли новость безрадостно. После известия об отставке бумаги «Лукойла» потеряли в цене больше 7%, упав с 4,2 тыс. рублей до 3,9 тысячи.
Алекперов — главный нефтяной магнат РФ. По оценке Forbes, еще в 2019 году ему принадлежало 26% второй в России компании по добыче нефти. Журнал Forbes оценивает состояние Алекперова в $10,5 млрд, в рейтинге журнала на 2022 год он занимает 10-е место. Издание также посчитало, что в 2022-м на фоне СВО на Украине Алекперов потерял $14,4 миллиарда. Второй крупнейший акционер «Лукойла», Леонид Федун, обладает 9,3%, его состояние оценивается в $5 млрд (23-е место в рейтинге Forbes).
Алекперов родился в 1950 году в семье нефтяника в Баку. Закончил Азербайджанский институт нефти и химии им. Азизбекова. Карьеру начал в производственном объединении «Каспморнефть», к 1979 году поднялся до заместителя начальника нефтепромысла и переехал в Западню Сибирь. В 1987-м был назначен гендиректором «Когалымнефтегаза». В 1990-х при его участии «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» были объединены в одну компанию, вскоре переименованную в «Лукойл». Алекперов являлся бессменным руководителем концерна на протяжении 30 лет.
У миллиардера есть сын, Юсуф, которому он завещал свой пакет акций «Лукойла». Однако Алекперов-младший не будет иметь права продавать или делить этот пакет.
Нефтяной магнат известен коллекцией старинных монет — 5 тыс. экземпляров выставлено в Музее международного нумизматического клуба, открытом Алекперовым. Он владеет 70-метровой яхтой Galactica Super Nova. Весной 2016 года подконтрольная ему компания купила 36 га виноградников в Крыму — высказывались опасения, что магнат застроит эти территории.
В начале спецоперации на Украине совет директоров «Лукойл» выразил озабоченность по поводу операции и выступил за прекращение вооруженного конфликта.
Ближе к концу дня «Лукойл» объявил о назначении врио главы компании Вадима Воробьева, первого исполнительного вице-президента и члена правления, сообщает РБК со ссылкой на собственные источники. Воробьеву 61 год, два высших образования он получил в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского. Почетный нефтяник и кандидат экономических наук начал карьеру в страховых банковских структурах, а в 1998–2002 годах возглавлял ОАО «Нефтяная компания „НОРСИ-Ойл“» (вошла в состав «Лукойла» в 2001 году).
Ближе к концу дня «Лукойл» объявил о назначении врио главы компании Вадима Воробьева, первого исполнительного вице-президента и члена правления, сообщает РБК со ссылкой на собственные источники
Воробьева считают соратником Сергея Кириенко, первого заместителя руководителя аппарата президента РФ, — их связывает работа в Горьковском обкоме ВЛКСМ. Позже Воробьев работал под началом Кириенко в банке «Гарантия», а затем сменил его во главе кстовской нефтяной компании «НОРСИ-Ойл».
По сообщению телеграмм-канала Brief, Алекперов уже покинул страну и даже выставил на продажу 89% личного имущества. После аудиенции в Кремле он получил разрешение на дистанционное управление стратегическими направлениями «Лукойла», еще одна договоренность касалась «моратория на попытки „Роснефти“ поглотить компанию на 24 месяца». В обмен, как полагают авторы канала, он окажет поддержку спецоперации на Украине и передаст в управление одной из госкорпораций свои профильные энергетические активы.
Алекперов не первый санкционный отставник. Ранее все свои посты в СИБУРе покинул Дмитрий Конов
Алекперов не первый санкционный отставник. Ранее все свои посты в СИБУРе покинул Дмитрий Конов. Санкции в отношении олигарха были приняты Евросоюзом 9 марта: это обосновали тем, что «СИБУР Холдинг» тесно связан с правительством России и его выручка является важным источником доходов для страны. Конов в обращении к сотрудникам объяснил это необходимостью перемен, введением новой управленческой конструкции для повышения устойчивости компании. Политолог и американист Дмитрий Дробницкий в разговоре с «БИЗНЕС Online» предположил, что это попытка вывести компании из-под удара.
Кого еще санкции вынудили отказаться от должности?
Из-за санкций свой пост покинул и Дмитрий Мазепин, основной бенефициар и генеральный директор ПАО «Уралкалий», — он продал 52% своих акций. По тем же причинам из руководства своих компаний ушли бывший совладелец СУЭК и «Еврохима» Андрей Мельниченко, экс-глава «Фосагро» Андрей Гурьев, член совета директоров СУЭК Владимир Рашевский и основной бенефициар группы «Русагро» Вадим Мошкович.
Одновременно с Алекперовым Великобритания наложила санкции на председателя совета директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова, после чего тот также вышел из СД.
В жизни Татарстана ПАО «Лукойл» играет не последнюю роль. В конце прошлого года президент республики Рустам Минниханов и Алекперов подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках этого документа стороны проводят единую научно-техническую политику в сфере внедрения прогрессивной техники и технологий добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья. Председателем совета директоров компании является Равиль Маганов, родной брат генерального директора и члена совета директоров ПАО «Татнефть» Наиля Маганова.
Одновременно с Алекперовым Великобритания наложила санкции на председателя совета директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова, после чего тот также вышел из СД
Комментарии
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили последствия ухода Алекперова с поста главы «Лукойла».
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Это жест не только в сторону тех, кто поместил компанию в санкционный список, данный жест адресован кому-то и внутри страны. Напомню, что Алекперов и компания «Лукойл» в начале спецоперации приняли заявление в поддержку скорейших переговоров и мира. Алекперов относится к числу бизнесменов 90-х, таких как Дерипаска (миллиардер Олег Дерипаска, основные активы: холдинг En+, группа ГАЗ, «Ингосстрах» — прим. ред.), Лисин (миллиардер Владимир Лисин, основные активы: Новолипецкий металлургический комбинат, ПАО «Первая грузовая компания», АО «Первая портовая компания» — прим. ред.), Мордашов (миллиардер Алексей Мордашов, основные активы: ПАО «Северсталь», туристический концерн TUI AG, ПАО «Силовые машины», международная золотодобывающая компания Nord Gold N.V, розничная сеть «Лента» — прим. ред.). Они, по слухам, достаточно критично относятся к происходящему.
Алекперов когда-то очень активно продвигал в том числе политические кампании, играл немалую роль, например, в улучшении отношений России и Азербайджана. Я понимаю, как он переживает за все происходящее. Думаю, его решение действительно такая двусторонняя история: в одном случае это желание вывести компанию из-под санкций, в другом — демонстрация определенной позиции. Так или иначе, он будет человеком, который создал «Лукойл», и продолжит влиять на политику компании. Но быть ее лицом не хочет и не может. Не будет и такого, чтобы с уходом Алекперова для «Лукойла» открылись все рынки. Российская нефть под эмбарго, неважно, будет она от «Роснефти», «Лукойла» или «Татнефти», останется токсичной. Алекперов прекрасно понимает, что ведение бизнеса будет весьма и весьма ограничено и неважно, под санкциями он или нет. На самом деле он тихо офигевает от всего происходящего, как и многие другие, находится в шоке.
Чем дольше будет длиться спецоперация, тем больше будет отставок. Даже увидим рейдерство — попытки захвата предприятий тех, кто недостаточно патриотичен. Читайте «Незыгаря», там прямые наезды на Лисина. После того как он дал интервью «Коммерсанту», «Незыгарь» уже разместил несколько материалов о том, что он получил все за бесценок и теперь выкобенивается.
Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:
— Прежде всего он хочет самого себя вывести из-под санкционных ударов, а потом саму компанию. Но я думаю, что это уже мало поможет и «Лукойлу», и Алекперову. Лучше бы он подумал о том, как перестраивать работу компании в новых условиях. Я не встречал информации о том, чтобы там принимались какие-то радикальные, кардинальные решения, а по-старому нефтянка сегодня работать не может. Ну а то, что какие-то там первые лица еще даже до санкций снимали с себя полномочия президентов и председателей советов директоров, председателей правлений, ни о чем не говорит. Главное, что он остается крупным акционером «Лукойла», и не бывает акционеров, особенно мажоритарных, которые бы не управляли своими компаниями. Так что это просто чисто тактический ход.
Крупными корпорациями должны руководить люди, которые понимают, что такое национальные интересы, национальная безопасность и интересы России. Поэтому нужна национализация руководителей крупнейших корпораций. Причем национализация не только тех компаний, которые имеют частный или смешанный капитал. Если мы проводим национализацию руководителей, надо проводить и национализацию компаний, не имеющих статуса государственных, акционерных обществ с участием частного капитала в капитале государства или госкорпораций. Слишком много примеров, доказывающих, что эти руководители действуют не в интересах государства.
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:
— Причины (отставки Алекперова — прим. ред.) могут быть самыми разными, вплоть до того, что он решил передать новые проблемы новому поколению. А может быть, решил рулить из-за кулис.
Я не исключаю, что следует ждать новых отставок руководителей крупных компаний. Меняется поколение «приватизаторов», ему уже много лет. Они объективно уходят, и слом эпохи, который сейчас наблюдается, — это то время, когда они уже понимают, что «новое время, новые песни, новые люди». Я не думаю, что это приведет к разрушению или к падению эффективности (компаний — прим. ред.).
Александр Хуршудов — эксперт агентства нефтегазовой информации, кандидат технических наук:
— Действительно ли Алекперов отходит от управления компанией? Да. Он прекрасный специалист, организатор, нефтяник «Божьей милостью». Но всем когда-то приходится уходить. Я много работал с «Лукойлом» в Сибири и с интересом наблюдал, как росла эта компания до мирового уровня. Но Вагиту Юсуфовичу перевалило за 70, а быть президентом такой компании — это огромная нагрузка. Потому его уход с поста для меня был ожидаемым. Западные санкции стали для Алекперова толчком к принятию решения. Он и здесь действует в интересах компании: если президентом «Лукойла» станет другой человек, не под санкциями, компании будет легче действовать на мировом рынке.
Что касается сообщений о рисках поглощения «Лукойла» «Роснефтью», то я считаю, что это никому не нужно. Ни государству, ни «Лукойлу», ни самой «Роснефти». «Лукойл» — хорошая публичная компания международного класса, высоко котируется на бирже, причем мажоритарные акционеры имеют там сравнительно небольшое количество акций. «Лукойл», в отличие от «Роснефти», прекрасно работает за рубежом, весь прирост его нефтедобычи получен в Ираке. Поэтому я не думаю, что отставка Алекперова инициирована Кремлем. Не нужно России восстанавливать новый миннефтепром, как бы ни стремилось к этому руководство «Роснефти», гораздо полезнее сохранить здоровую конкуренцию.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.