«Туристы думают, что приедут в Казань и тут на каждом шагу будут эчпочмаки, а здесь «Макдоналдсы» повсюду», — сетует экскурсовод с 20-летним стажем. Ожидания гостями богатого национального колорита республики, увы, не оправдываются. Представители отрасли просят власти обратить на это внимание. О том, на что еще жалуются туристы, почему хромает сервис в местном общепите и для чего нужно вернуть туристическую полицию, — в материале «БИЗНЕС Online».
Наш собеседник с начала 2000-х профессионально ведет экскурсии на русском и татарском языках, предлагает любые экскурсии по Казани и Татарстану, также возит туристов в Йошкар-Олу и Чебоксары
О герое
Наш собеседник окончил кафедру генетики Казанского государственного университета, но с начала 2000-х профессионально ведет экскурсии на русском и татарском языках. Предлагает любые экскурсии по Казани и Татарстану, также возит туристов в Йошкар-Олу и Чебоксары. Сейчас наш герой преимущественно работает с индивидуальными группами от одного до 10 человек. Самозанятый.
О первых экскурсиях
- Я окончил кафедру генетики, хотя душа всегда лежала к историческому факультету. После вуза оказалось непростое время, в науке было тяжело. Я работал представителем европейских (польских, чешских) брендов на территории Татарстана и соседних регионов.
- Казань к 1000-летию начала преображаться. Руководство моей фирмы, связанной со строительством, попросило меня провести здесь съезд дилеров. На меня возложили ответственность по поиску отеля, экскурсионных программ. Тогда я впервые прикоснулся к таким объектам, как остров-град Свияжск и Болгар. Получается, первые экскурсии я проводил для своего европейского руководства.
- Моей компании и дилерам все понравилось, и они часто просили организовывать мероприятия здесь. Сам того не замечая, я начал превращаться в гида.
- Тогда я не понимал масштабов катастрофы — насколько я, оказывается, неправильно проводил экскурсии. Но я прошел курсы экскурсоводов в КГУ, это стоило по нынешним меркам копейки — около 8 тыс. рублей (сколько сейчас, не знаю).
- Я понял, чтобы полноценно владеть этим ремеслом, надо обязательно получить аккредитацию по Казанскому кремлю. Как показывать город без него?! Это первое, что хотят увидеть гости. Затем получил аккредитацию по Болгару и острову-граду Свияжску. На все это ушло около 1,5 лет. Со временем я бросил основную работу и стал заниматься только экскурсиями.
«Все туристы должны быть у гида перед глазами, чтобы они видели его лицо, мимику. Потому что экскурсия — это в первую очередь эмоции, живая подача, общение. Это театр одного актера, режиссера и сценариста»
«Это театр одного актера, режиссера и сценариста»
- Сейчас я понимаю преподавателей и то, как им непросто десятки раз видеть нелепые ошибки, которые совершают новобранцы. Начиная с таких тонкостей, как надо встать. Часто новички смотрят на объект, полностью развернувшись от туристов. Это не только провал экскурсии, но и неуважение к группе. Всегда нужно стоять лицом к людям. Если кто-то пытается вам за спину зайти, надо попросить не делать этого.
- Все туристы должны быть у гида перед глазами, чтобы они видели его лицо, мимику. Потому что экскурсия — это в первую очередь эмоции, живая подача, общение. Это театр одного актера, режиссера и сценариста.
- Еще одно обязательное правило: не говорить просто «посмотрите направо, посмотрите налево». Нужна грамотная, богатая литературная речь, с правильными переходами от одного объекта к другому. Сейчас эти переходы для меня незаметны, они как часть экскурсии.
- Если ты не рожден экскурсоводом, сколько ни учись, все бесполезно. У меня есть двоюродная сестра, она по моему примеру окончила курсы экскурсоводов. Видела, что у меня хорошо получается. Сдала экзамены она удачно, но не провела ни одной экскурсии. У нее, видимо, какой-то внутренний барьер перед аудиторией.
- Я знаю, что есть гиды, у которых нет подобного барьера, но они проводят 1–3 экскурсии, и весьма хорошо, но тоже уходят. Они понимают, что это не их — общение с аудиторией. Мне в данном плане бесконечно повезло. Во мне есть до конца не рожденный режиссер. Это четыре базовые вещи для гида: актерские, режиссерские, сценарные и организаторские навыки. Плюс еще должны быть обширные знания по истории, краеведению. Это профессия не для каждого.
«Туристов ты окучиваешь, согреваешь, «облизываешь»
- Если взять курс из 100 человек, до экзаменов доходят только 60%. Из них на первую «живую» экскурсию с настоящими гостями выходит меньше половины, а через короткий промежуток люди снова отсеиваются. Только 10–12% слушателей с потока действительно становятся экскурсоводами.
- Раньше в это ремесло чаще приходили уже состоявшиеся люди за 35–40 лет. Среди них были инженеры, бухгалтеры, врачи. Сейчас больше молодежи.
- Некоторые услышат, что профессиональные экскурсоводы получают в месяц 50 и 60 тыс. рублей и считают, что это легкий хлеб. Таких немало. Я сразу хочу предупредить, что так не получится, потому что конкуренция очень высокая. Сегодня в Казани более 700 аккредитованных экскурсоводов, каждый год обучаются новые.
- Еще один момент: с абсолютно незнакомыми людьми экскурсовод должен чувствовать себя как в своей тарелке. Это человек, который кайфует от новизны и новой обстановки. По сути, каждая новая группа для гида — стресс. Но я балдею от этого, получаю от людей заряд. И я с ними общаюсь так, как будто они мои друзья.
- Не все готовы так вести себя с абсолютно незнакомыми людьми, которые, может, находятся в плохом расположении духа. Люди едут невыспавшиеся, с поезда, самолета, еще хуже, если с автобуса. И ты должен сделать так, чтобы они забыли о своей усталости, голоде, других нуждах. Туристы должны почувствовать себя нужными, желанными. Ты их окучиваешь, согреваешь, «облизываешь», как говорят в бизнесе. Это на самом деле бизнес — уметь сделать правильную, грамотную экскурсию.
- Кроме того, человек должен быть психологом. Есть люди, которым нужно побольше пространства, мы отодвигаемся от них, начинаем издалека. А кому-то, наоборот, не хватает тепла. Если не чувствовать группу, она разбредется, какие бы красивые слова ты ни говорил. Суть не в том, что ты рассказываешь. Если нет контакта, ты не чувствуешь группу, она рассыпется или останется недовольной.
«По поводу сувенирных лавок. Сейчас туристы неглупые, они видят, какое внимание гид уделяет сувениркам, это очень быстро просчитывается. Я на этом акцент не делаю»
Сколько зарабатывают гиды?
- Есть экскурсоводы, которые работают только по выходным, для них это просто дополнительный заработок. В выходные получается от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, то есть в месяц — 10–12 тысяч. Но опять же они могут работать не каждую неделю.
- Те, у кого гибкий график на основной работе, способны 20–30 тыс. зарабатывать.
- Самые большие профессионалы «делают» по 50–60 тысяч в месяц. Избранные единицы могут и больше. Для этого необязательно иметь дело с VIP-делегациями. Я, например, работаю как самозанятый и напрямую принимаю заявки, делаю все под ключ: бронирую ресторан, отель, транспорт, экскурсии. Т. к. нет посредников в виде туроператоров, я могу закладывать цену побольше. Например, у туроператора цена за час 500–600 рублей, в пиковые дни — 700 рублей. Я ставлю чуть больше.
- Когда ты замыкаешь на себе работу туроператора, естественно, у тебя появляются возможности реально зарабатывать больше. К тому же приобретаешь партнеров — музеи, сувенирные магазины, общепит. Это древняя история с бонусами от них. Везде обрастаешь хорошими адекватными партнерскими отношениями.
- На этих бонусах много не заработаешь. По поводу сувенирных лавок. Сейчас туристы неглупые, они видят, какое внимание гид уделяет сувениркам, это очень быстро просчитывается. Я на таком акцент не делаю. Да, это приятно, что есть бонусы. Скажу честно, что подобное не делает кассу. Я все-таки зарабатываю на экскурсионной программе.
- Еще три года назад можно брать сверху за стоимость брони в отелях. Но теперь рынок очень плотный, гости могут сами позвонить в гостиницу и узнать цену. Надо, чтобы совсем пассивные гости попались, чтобы так рискнуть. А если они тебя поймают, то скажут «пока-пока» и просто уйдут к другому гиду или туроператору. Это подстава.
- 5–10 лет назад такие лазейки были. Но сейчас молодежь за две секунды может все выяснить. Я знаю, в каких пределах могу завысить цену. Даже очень обеспеченные люди щепетильно относятся к мелочам, поэтому вилку надо ставить адекватно.
О сером рынке экскурсоводов
- Нелегалов я вижу постоянно. Их легко отличить — у них нет бейджей с отметками об аккредитации по объектам. Часто это ребята из Чебоксар, Йошкар-Олы, Оренбурга, которые пытаются нажиться на экскурсиях.
- Если бы они действительно владели той же информацией, что и мы, окончили те же курсы, давали хотя бы правильную информацию, я бы относился к ним положительно. Но, к сожалению, они что-то где-то урывками на диктофон запишут и потом невпопад повторяют. Конечно, получается страшный винегрет. Мне жалко в первую очередь туристов, которые оказываются заложниками таких людей.
- Есть нелегалы среди жителей Казани, которые не хотят идти на курсы: то ли денег нет, то ли не уверены, что пройдут экзамен. Но в Казанском кремле и Свияжске экскурсионные отделы очень строго за этим следят. Таких гидов вылавливают и не допускают до работы. Они молодцы, держат оборону.
- В преддверии мундиаля в Казани работала туристическая полиция. Скажу от имени гильдии экскурсоводов Татарстана — такой отдел надо вернуть и усилить, чтобы они могли выявлять серых гидов.
- Если мы видим на экскурсиях нелегалов, сами понимаете, нам нереально остановить программу и сказать: «Подождите меня, я разберусь сейчас кое с кем», засучить рукава, поймать человека и вызвать на дуэль. Это из области фантастики. Во время экскурсии каждые полсекунды дороги. Гости смотрят в рот, на тебя глядят как на лицо города. Устраивать гонки с поимками нелогично и глупо как минимум. Мы и не обладаем такими правами.
- Подготовлен федеральный закон «О туризме», который начнет действовать с 1 июля. Огромная надежда на то, что в нем закрепят наказания для неаккредитованных специалистов.
- Они, конечно, демпингуют по цене, но не сильно. Все-таки у нас достаточно много легальных гидов.
Как выбрать гида?
- Я бы сначала позвонил человеку. Во время переписки в мессенджерах и соцсетях ничего не поймешь, можно посадить на телефон жену или ребенка, и он будет вести диалог. По факту мы не знаем, с кем общаемся.
- Нужно услышать голос потенциального гида, почувствовать его энергетику, подачу в общении. Когда слышишь голос и манеры, можешь уже более-менее объективно оценить уровень подготовки. Можно помучать гида вопросами, задать легкий кейс и по ответу понять, действительно ли вы с ним на одной волне, будет ли вам и вашей семье интересен этот человек.
- Я тоже оцениваю клиентов. Если при разговоре чувствую, что что-то не клеится, но люди все равно настаивают на экскурсии, то аккуратно предлагаю другого гида. Лучше заранее так сделать, а то зачем обещать? С другими экскурсоводами, возможно, им комфортнее окажется.
- Бывает и негативная обратная связь. Например, не хватило истории, более глубокого осмысления исторических дат и фактов. Но больше жалоб, наоборот, на то, что недостаточно экспрессии, динамичности, что было слишком много истории. В наше время возраст заказчика помолодел. Они хотят больше эмоций, интерактива, движухи, моментов квеста.
- На майские праздники традиционно большая загруженность. Я по пальцам одной руки могу назвать дни, когда в мае я свободен. В остальные дни занят с 6–7 часов утра до полуночи. Хорошего сильного гида в эти дни найти сложно.
«Когда началась пандемия, поток иностранных туристов упал на 95 процентов. Сейчас их тоже очень мало. Бывают объявления в чатах, но это исключение из правила»
Проблемы отрасли: неразвитый водный транспорт и национальный колорит
- Когда началась пандемия, поток иностранных туристов упал на 95 процентов. Сейчас их тоже очень мало. Бывают объявления в чатах, но это исключение из правила. Тем не менее из-за большого спроса на внутренний туризм заказов меньше у нас не стало.
- Самая больная тема отрасли — неразвитый водный транспорт. Нужна хорошая программа поддержки речного транспорта. Все гости — и москвичи, и петербуржцы — в шоке, что у нас нет речных трамвайчиков. Именно общественных, для массового туриста, их нет. Говорят: «У вас же больше воды, чем у нас! Почему этого нет?» Потребность огромная.
- В речном порту билеты можно купить только в порядке живой очереди. Нет возможности забронировать их заранее, за 1–2 месяца. А экскурсии планируют и за полгода до приезда. К сожалению, обстановка в современном туристическом порту не туристско-ориентированна. Для гостей это дико: почему им не могут помочь? Надо речной порт в плане сервиса как-то модернизировать. И нужно много судов, чтобы обеспечить спрос туристов. Надежда на президента РТ Рустама Минниханова и председателя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова.
- Есть большой спрос на национальную кухню. Туристы думают, что приедут в Казань и тут на каждом шагу будут эчпочмаки, а здесь «Макдоналдсы» повсюду.
- Имеется, конечно, в здании Присутственных мест кремля много заведений: «Чирэм», «Тимерхан», «Алан Аш». Это вау, это здорово. Но в целом по городу получается слабое покрытие национальной кухней.
- Хочется, чтобы национальный дух чувствовался в разных местах, чтобы эта среда задышала. Например, в Старо-Татарской слободе создана префектура, но все мероприятия приурочены к каким-то датам: Навруз 1 раз в год, 1 раз праздник чак-чака, Сабантуй, Сенной базар. Это разовые акции. А туристы идут каждый день.
- Сильно хромает сервис в общепите. Очень резко разговаривает персонал: «Брони нет», и бросают трубку. Это неправильное отношение, вообще дико. Имел место случай, когда надо было показывать QR-коды, а у туристов не оказалось с собой паспортов. Они попросили полчаса, чтобы вернуться за документами. Им ответили: «Мы будем ждать только 15 минут» и закрыли дверь. Очень известное, престижное заведение.
- Еще одна боль — «кони» и «зебры» на улице Баумана. Экскурсоводы пытались им объявить войну. И не только мы. Я занимаю с ними хитрую позицию: нападаю первым, но без агрессии. Как только вижу их, кричу: «О, любимые мои ребятушки!» позитивным, красивым голосом. Они разбегаются в разные стороны, знают, что от моих клиентов ничего не добьются. Но некоторые гиды, особенно девушки, жалуются, что на их туристов нападают.
«Еще одна боль — «кони» и «зебры». Как только вижу их, кричу: «О, любимые мои ребятушки!» позитивным, красивым голосом. Они разбегаются в разные стороны, знают, что от моих клиентов ничего не добьются»
Что раздражает в туристах?
- Туристы из разных регионов отличаются по энергетике. В людях из Волгограда или Оренбурга чувствуется зажатость, они и пытаются сэкономить, и выбрать маршрут попроще. Из сибирских городов очень жизнерадостные люди. Москвичи и петербуржцы самые продвинутые. Случается, туристам из глубинки покажешь Йошкар-Олу, и для них это уже Европа. А избалованных москвичей я туда не повезу, лучше лишний раз Шамовскую больницу (отель Kazan Palace) включу в маршрут.
- Бывают туристы, которые, не успеет начаться экскурсия, заваливают вопросами невпопад, перебивают. Это может вызывать раздражение. Для меня такое привычная ситуация, я знаю, как из нее выйти. Нужно манипулировать теми, кто пытается лишний раз себя показать. Надо поставить его на пьедестал, чтобы он оказался один на один с аудиторией без меня. И группа его сама попросит замолчать.
- Бесит, когда заранее обговоришь время выхода, а кто-то застрял в сувенирке. Хотя ведь предупреждаешь, что в конце экскурсии будет время, чтобы атаковать сувенирные лавки и все там смести. Но нет, надо пойти туда, когда вся группа в автобусе.
- Многие жалуются, что люди в церкви остаются дольше. Но я специально закладываю время на то, чтобы туристы успели выстоять очередь к иконе, купить и поставить свечи и оставить записки. Я считаю, это ошибка гида, если он так не делает. Понятно, что это святое для людей. За всеми уследить невозможно.
- Был курьезный случай в начале карьеры. После экскурсии по кремлю группа должна была поехать на теплоход. В автобусе обнаружилось, что нет одной пожилой женщины. Сколько я ее искал! Потом туроператор позвонил, сказал, что она сама доехала до речного порта, сидит на теплоходе и ужинает. Вот такая самостоятельная барышня.
- Пьяных туристов у меня, слава богу, не было. Я слышал, что бывают выпившие, если люди берут экскурсию на день рождения. Они веселые, но адекватные. У меня произошел случай, когда в день рождения туристы после экскурсии приглашали присоединиться, но я схитрил и сказал, что на следующий день рано вставать. Это было обманом, но считаю, что дистанцию надо оставить, иначе непрофессионально.
«Про Татарстан думают, что здесь полу-Иран, нет свинины и разрешены гаремы»
Какие у туристов стереотипы о Татарстане?
- Про Татарстан думают, что здесь полу-Иран, нет свинины и разрешены гаремы. Объясняю, что у нас светский ислам, свинина выращивается в большом количестве, ее можно без проблем купить в любом магазине.
- Еще некоторые считают, что в РТ своя валюта: тенге или сом. Спрашивают по телефону, какую валюту лучше привозить, доллары? Я шучу, говорю: «Конечно, помогу обменять по лучшему курсу на местную валюту. Можете и рубли привезти, и их поменяем». Это умора.
- Гарем согласно канонам ислама запрещен, само слово произошло от «харам» — грех. Их держали только султаны и шейхи, кому деньги девать некуда. В гареме живут наложницы, это рабыни. Институт рабства в нашем государстве запрещен, мы под юрисдикцией России. Это все приходится объяснять.
- Туристы в шоке, что бабай — это, оказывается, хорошее слово. У них на уме «бабайка». Но даже президент РФ Владимир Путин называет госсоветника РТ Минтимера Шаймиева Бабаем. Слово, наоборот, несет авторитет и уважение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.