В марте подавляющее большинство западных автомобильных брендов прекратило поставки в России. Одновременно встал отечественный автопром. Объемы реализации дилерами автомобилей массового сегмента в Татарстане рухнули на 32%. Если в I квартале прошлого года таких авто, по данным «Автостата», было продано 13 759, то по итогам января – марта 2022-го — всего 9 373. По мнению экспертов, вскоре в России останутся только китайские бренды.
Примечательно, что российские автобренды обвалились по продажам даже сильнее импортных. По данным аналитического агентства «Автостат», наш народный автомобиль — LADA — растерял в I квартале в Татарстане 40% своих покупателей
LADA остается народным автомобилем, пока…
Примечательно, что российские автобренды обвалились по продажам даже сильнее импортных. По данным аналитического агентства «Автостат», наш народный автомобиль — LADA — растерял в I квартале в Татарстане 40% своих покупателей. Кстати, по России продукция тольяттинского автогиганта потеряла только 37% продаж.
Впрочем, несмотря на спад продаж в Татарстане квартал к кварталу с 4 354 до 2 621 единицы, из которых 1 028 выпущено в текущем модельном году, LADA продолжает занимать лидирующую позицию по числу реализованных автомобилей.
АвтоВАЗ, производство которого завязано на большом количестве зарубежных комплектующих, терял продажи с начала года, но в марте, с введением жестких антироссийских санкций, случился просто обвал — минус 55,6% новых регистраций по сравнению с мартом 2021-го. Продажи упали с 1 639 до 728 автомобилей.
В Татарстане же «самым горячим пирожком» в I квартале стал Largus VP, на который пришлось 434 продажи. К слову, приспособленный под российский рынок автомобиль Dacia Logan MCV, пассажирский универсал Largus, показал среди своих собратьев минимальную «просадку» по рынку — всего 10,5%, причем в январе и феврале продажи превышали прошлогодние показатели на 26%, и это с учетом повышения цены на базовую комплектацию с 669 тыс. до 1,236 млн рублей.
АвтоВАЗ, производство которого завязано на большом количестве зарубежных комплектующих, терял продажи с начала года, но в марте, с введением жестких антироссийских санкций, случился просто обвал
На третьем месте по популярности и на втором по величине наименьшей «просадки» расположилась LADA Vesta. Упав на 25%, продажи обновленного вместительного универсала снизились с 553 до 414 единиц, причем январская «просадка» составила всего 2,5%. Если в январе 2022 года минимальная цена начиналась от 862 900 рублей, а за комплектацию Eхclusive надо было выложить как минимум 1 120 900 рублей за «ручку» или 1 232 900 рублей за коробку «автомат», то на начало апреля ценник на базу начинается от 1,214 млн, а за комплектацию Eхclusive на «автомате» придется заплатить как минимум 1,57 млн рублей.
Второе место по реализации, как и на общероссийском рынке, заняла Granta в трех типах кузова: седан, хетчбэк и универсал. Суммарная продажа модификаций данной модели татарстанским автолюбителям составила 826 единиц, снизившись по сравнению с I кварталом прошлого года на 56%. Доля продаж Granta в Татарстане снизилась с 6,2 до 5,4%. Если в конце 2021-го стоимость автомобиля в кузове седан в дилерских центрах составляла 500 тыс. рублей, то сейчас она начинается от 728 тыс., а Granta на «автомате» в комплектации Luxe можно забронировать почти за 1 миллион.
Как и в ушедшем году, не пользуется популярностью пятидверная LADA 4×4. Отметить ее мы решили по причине наибольших потерь. Падение по данной модели составило 73% с 37 до 10 проданных авто.
II квартал будет более показательным для АвтоВАЗа. Автогигант стоит (есть попытки возобновить сборку некоторых моделей, но пока массового производства нет) формально по причине переноса корпоративного отпуска с лета на апрель, а по факту, как считают эксперты, по причине отсутствия комплектующих. Сбыт будет определяться исключительно наличием машин на дилерских складах, потому что на май заказы на LADA от дилеров в Тольятти не принимались.
Еще более провальные показатели в Татарстане у УАЗа, который выпуск автомобилей не прекращал
Недостача у охотников и рыболовов
Еще более провальные показатели в Татарстане у УАЗа, который выпуск автомобилей не прекращал. Впрочем, абсолютные цифры здесь настолько ничтожны, что мы приводим пример производителя вездеходов лишь для демонстрации относительных показателей спада авторынка. На фоне 7-процентного снижения на российском авторынке продажи в РТ ульяновских авто упали на 62% с 76 до 29 единиц, 17 из них разошлось по юрлицам. «Паровоз» марки, Patriot, сбавил квартальные обороты на 71%, а в феврале — на все 79%. «Буханка» просела на 10%: продано на одну машину меньше, чем в прошлом году.
Ульяновский автозавод с 1 марта поднял рекомендованные розничные цены на все свои модели. Напомним, это второе повышение за последние три месяца. На 30 тыс. рублей подорожал внедорожник Hunter — с минимальной ценой 1,08 миллиона. Чуть сильнее, на 35 тыс. рублей, выросли в цене Patriot (от 1,2 млн) и Pickup (от 1,22 млн), а модели семейства «СГР», также известного как «буханка», встретили весну прибавкой в 40 тыс. рублей (от 1,03 млн рублей).
Остается надеяться, что сотрудничество, в рамках которого Ульяновский автозавод, входящий в «Соллерс» Вадима Швецова, станет производственной площадкой для сборки китайских кроссоверов Chery, а также правительственные вливания с целью поддержки автомобильной отрасли в размере 55 млрд рублей, часть из которых пойдет на УАЗ, укрепят позиции предприятия.
Среди автомобилей массового сегмента самый глубокий провал в относительном выражении показал немецкий концерн Volkswagen
«Немцы» здесь больше не ездят
Среди автомобилей массового сегмента самый глубокий провал в относительном выражении показал немецкий концерн Volkswagen. И если объемы реализации в России у марки снизились на 44% с 22 тыс. до 12,4 тыс. автомобилей, то в Татарстане обвал продаж Volkswagen в марте составил 74%, а в квартальном выражении — минус 468 авто, или 53%.
Учитывая среднегодовой квартальный спрос в прошлые годы на уровне 850 единиц, а в 2020-м, когда было продано рекордное количество автомобилей, — 1 015, показатель продаж VW в 415 автомобилей выглядит очень печально.
Российские заводы Volkswagen простаивают с начала марта. Это касается собственного сборочного производства в Калуге, а также используемого концерном конвейера ГАЗа в Нижнем Новгороде. Сообщалось, что предприятия могут возобновить работу летом — в июне или июле, когда будут налажены обходные пути поставок, но надежд на это нет никаких. Польша блокирует любые поставки в Россию, об Украине и говорить нечего. Экзотические маршруты доставки комплектующих политически и экономически нереальны. Неудивительно, что в I квартале у марки лишь 175 реализованных автомобилей были 2022 года выпуска.
Бестселлером Volkswagen на нашем рынке остается модель Polo — на ней в прошлом квартале, несмотря на катастрофический спад спроса, минус 57%, остановили свой выбор 208 покупателей. В 2021-м (в июне 2020-го в продажу поступил Polo нового поколения, который представлен в кузове лифтбэк) регистрация новых авто составила почти 0,5 тыс. единиц. Если в январе и феврале доли проданных моделей были 45% и 36% соответственно, то в марте дилеры не смогли реализовать и 20% от продаж марта 2021 года. На фоне дефицита марки в марте дилеры подняли цены на 300 тыс., а в апреле — еще на 235 тыс. рублей. Теперь некогда бюджетный седан Polo (стоимостью от 1,07 млн в январе 2022-го) обойдется покупателю минимум в 1,62 млн, а за топ-версию придется выложить свыше 2 миллионов.
Сильнее Polo просел в модельном ряду Volkswagen кроссовер Tiguan с показателем 114 реализованных автомобилей (минус 67,5%). На фоне увеличившейся на 50% цены такие показатели для модели ожидаемы. Если в январе переднеприводный Tiguan на «ручке» можно было купить за 2,13 млн рублей, то с 6 апреля 2022 года рекомендуемая розничная цена на данный автомобиль начинается от 3,37 млн, а топовая версия на полном приводе с 7-ступенчатой автоматической коробкой передач обойдется в 4,75 млн рублей.
За кроссовер Taos, самый дешевый у марки, созданный на базе российской версии кроссовера Skoda Karoq, просят 2,83–3,5 млн рублей. Авто порадовало своей геометрией и миниатюрностью среди «одноклассников» 50 татарстанцев. Ключами от его «старшего брата» Teramont стоимостью от 6,14 млн до 6,85 млн рублей обзавелись 23 любителя крупногабаритных автомобилей. На среднеразмерный кроссовер Touareg, который только за последний месяц подорожал на 1,16 млн до 8,67–9,6 млн рублей, раскошелились на 43% татарстанцев меньше — 17 против 30 в I квартале ушедшего года.
Проблемы с логистикой, огромные политические издержки в случае возобновления работы в России, девальвация рубля и снижение реальных доходов населения, которое сужает рынок сбыта, делает перспективу возвращения Volkswagen сомнительной.
Французский бренд Renault по итогам I квартала усилил свои позиции на рынке Татарстана и, обогнав постоянного обладателя «серебра» нашего рейтинга, KIA, расположился на втором месте по количеству проданных машин в республике
«Ромбовидный» прорыв
Демократичный по ценам французский бренд Renault по итогам I квартала усилил свои позиции на рынке Татарстана и, обогнав постоянного обладателя «серебра» нашего рейтинга, KIA, расположился на втором месте по количеству проданных машин в республике. Доля французского бренда на рынке РТ выросла до 14,3% против 13,4% годом ранее. При этом продажи марки также упали — на 27,4%, с 1 844 до 1 339 единиц.
Больше всего из моделей марки Renault было куплено кроссоверов Duster: 496 татарстанцев приобрели авто в январе – марте 2022 года. И это единственная модель, которая показала положительные результаты. Прирост составил 34,4%, что на фоне российских показателей в 16% смотрится замечательно. Новый рестайлинговый Duster, премьера которого состоялась в феврале, а продажи начались в I квартале 2021 года, в начале 2022-го был доступен еще по цене от 1,15 млн рублей. Сейчас базовая версия увеличилась в цене на 40% до 1,62 млн рублей, а рекомендуемая максимальная цена ограничена 2,23 млн рублей.
На втором месте по продажам — бюджетный седан Logan (от 1,12 млн рублей), 216 машин было продано в I квартале (падение в сравнении с I кварталом 2021 года почти на половину — минус 48%). На третьем находится кроссовер Renault Kaptur (от 1,72 млн) с показателем в 214 проданных машин (падение всего на 16%). Хетчбэк Renault Sandero (от 1,26 млн) был реализован в количестве 221 единицы — на 60% меньше, чем год назад. На пятом месте находится купе-кроссовер Renault Arkana (от 1,87 млн) — удалось продать 202 машины (минус 28%).
Самой провальной в линейке KIA выглядят цифры у «агрессивно настроенной» K5, которая пришла на смену модели Optima
KIA: провал K5 и «выстрел» Carnival
Пора поговорить о тех, кто потерял в продажах, но по-прежнему занимает высокие позиции в рейтинге пристрастий автовладельцев.
Самый популярный в нашей стране после LADA автомобильный бренд KIA по итогам трех ушедших месяцев пополнил свой «гараж» в Татарстане 1 266 авто — это на 875 регистраций, или на 41% меньше, чем за тот же период прошлого года. В масштабах всей России продажи «корейцев» снизились на 35%, с 51,6 тыс. до 33,6 тыс. машин.
Если за первые два месяца 2022-го объемы продаж KIA сократились на 28%, то в марте на фоне отсутствия автомобилей и скакнувших ценников «просадка» составила 61,5%. Соотношение проданных машин текущего года выпуска к прошлогодним составило 1 к 3, тогда как в минувшем году данный показатель находился на уровне 1 к 1.
Что касается конкретных моделей, то самая большая недостача (минус 405, или 39%, до 632 авто) обнаружилась у хита десятилетия, Rio, подорожавшего с 958 тыс. до 1,43 млн рублей.
Не лучше идут дела и у третьей наиболее востребованной модели бренда. Второе место по абсолютным потерям — у Sportage (от 2,75 млн). Спрос на новые паркетники снизился на 60% (минус 59% в России) — было зарегистрировано 137 единиц, что на 208 пунктов меньше, чем в I квартале 2021-го. Вообще цифры показывают плавное падение интереса к модели с 2018 года.
Самыми провальными в линейке KIA выглядят цифры у «агрессивно настроенной» K5, которая пришла на смену модели Optima. На российском рынке она стоит минимум 2 млн 735 тыс. рублей за версию Classic с 2-литровым мотором (150 л. с.) и 6-ступенчатым «автоматом». Превзошедшая по габаритам не только Optima, но и ближайших конкурентов, включая Hyundai Sonata, K5 снизила свои показатели на 93%, с 207 до 15 зарегистрированных авто. При этом все они 2021 года выпуска, т. е. дилеры, распродав все складские остатки, не смогли предоставить желающим возможность стать владельцами столь резвого седана текущего года выпуска.
Также отметим небольшой кроссовер Seltos (от 1,96 млн) с результатом 154 продажи и спадом в 13,5%. Эта модель вошла в список 25 бестселлеров на российском авторынке по итогам квартала.
Премию «рывок в продажах» можно смело присудить семейному минивэну Carnival (от 4,14 млн). Машина с трехрядным салоном, созданная на платформе кроссовера Sorento, но имеющая только передний привод, за счет эффекта низкой базы прошлого года расширила сферу своего влияния на 1 800%, увеличив количество владельцев в Татарстане с 1 до 19, два автомобиля 2022 года выпуска.
Квартальные показатели Hyundai в РТ составили 1 207 авто, не дотянув до KIA всего 59 пунктов
Hyundai наступает на пятки KIA
Входящие в один южнокорейский конгломерат марки Hyundai и KIA вроде бы не планируют останавливать продажи и производство в России. Hyundai хоть и сократил продажи на 25% в Татарстане, почти догнал своего родственника по концерну. Квартальные показатели Hyundai в РТ составили 1 207 авто, не дотянув до KIA всего 59 пунктов.
Что касается моделей Hyundai, то на смену Solaris (от 1,41 млн) в качестве рекордсмена пришел кроссовер субкомпактного класса с пятидверным кузовом Creta (от 1,86 млн), хотя количество регистраций на него снизилось на 33% с 805 до 542 авто. Основная машина республиканских таксопарков Solaris также не может похвастаться результатами. Снижение по модели составило 185 авто, или минус 28%.
Честно тянул лямку и любимец нашей публики — Hyundai Tucson — плюс 17 до 85 поставленных на учет машин. Автомобиль, который еще в начале года стоил от 2 млн рублей, в начале апреля предлагается дилерами уже с ценой от 2,75 млн рублей.
Рестайлинг не только принес кроссоверу Hyundai Santa Fe технические обновления, но и увеличил число адептов данной модели. Обновление коснулось и самого автомобиля, и ценника на него: «база» поднялась в цене в 1,5 раза — с 2,75 до 3,97 млн рублей. Это не остановило поклонников модели от того, чтобы приобрести почти в 2,5 раза больше — 45 вместо 19 в АППГ.
Бизнес-седан Sonata (от 2,77 млн вместо 1,92 млн) прибавил 40% с 30 до 42 регистраций. Ходили слухи, что Hyundai может отказаться от провальной модели Sonata: она уступила место не только конкуренту по классу KIA K5, но даже и более дорогому Grandeur. Тем не менее компания пока не планирует прекращать выпуск модели.
Российские продажи Nissan сократились на 19% до 11,1 тыс. единиц. В Татарстане спрос на автомобили бренда рухнул на 28% до 291 машины
Mitsubishi обскакал соотечественников
Японские Toyota и Nissan, сначала прекратившие торговые отношения с российскими автодилерами, в конце марта приняли новое решение. Бренды, возможно, возобновят производство в нашей стране.
Российские продажи Nissan сократились на 19% до 11,1 тыс. единиц. В Татарстане спрос на автомобили бренда рухнул на 28% до 291 машины. В результате Nissan занял 6-е место в России, а в РТ — 8-е. Nissan долго сопротивлялся логистическим проблемам, однако остановка производства была лишь вопросом времени: и Qashqai, и X-Trail локализованы в РФ только по кузовной штамповке, а все крупные агрегаты приходят из-за границы, к тому же с разных заводов.
Бестселлером Nissan на татарстанском рынке в 2022 году стал среднеразмерный кроссовер Nissan X-Trail (от 2,76 млн), чьи продажи снизились всего на 5% и составили 121 единицу. Второе место занял лидер прошлого рейтинга, кроссовер Nissan Qashqai (от 2,34 млн), с 119 реализованными машинами, что на 26% ниже показателя годичной давности. Недорогой по нынешним ценам «народный» кроссовер Terrano (от 1,7 млн), который с чисто технической точки зрения ничем не отличался от своего собрата с ромбом на облицовке радиатора, убедил в своих преимуществах только 29 татарстанцев — на 75 меньше, чем по итогам I квартала 2021 года.
Премиальный кроссовер Murano прибавил в относительном выражении больше всего поклонников. Машина, которая в базовой комплектации оценивается от 4,4 млн (в январе от 2,93 млн), упала в продажах на 63%, увеличив небольшое количество своих поклонников с 11 до 18.
Mitsubishi на фоне Nissan смотрится очень неплохо — плюс 20% с итоговыми 180 регистрациями в Татарстане. По России продажи поднялись чуть меньше, на 12% с 5,1 тыс. до 5,7 тыс. единиц. Основную кассу компании «ММС Рус», как и в прошлые годы, сделал кроссовер Outlander (от 2,69 млн), чьи продажи составили 126 машин (+30%).
Полноразмерный внедорожник Pajero Sport, обновленная версия которого собиралась в Калуге, подрос в нашем регионе на 233% с 9 до 30 квартальных регистраций. Флагманом модельного ряда Mitsubishi он так и не стал, чему виной, скорее всего, оказалась цена — от 4,3 млн рублей за базовый Invite с дизелем и «механикой» до 6,13 млн рублей за бензиновый Ultimate, дороже которого у Mitsubishi теперь вообще ничего нет.
Пикап в гамме «трех бриллиантов» — L200 пятого поколения (от 4,18 млн) — приобрел лишь один любитель перевозить не только себя, но и материал для стройки. Реализация компактного кроссовера Mitsubishi ASX (от 2,67 млн) сократилась наполовину — с 37 до 19 авто.
Находящаяся на пятом месте по популярности в России Toyota сократила свои продажи на 27%, с 23,2 тыс. до 16,9 тыс. автомобилей
Автомобили японской марки Toyota по праву считаются одними из самых распространенных в России. Находящаяся на пятом месте по популярности в РФ марка сократила свои продажи на 27%, с 23,2 тыс. до 16,9 тыс. автомобилей. В Татарстане бренд держался более стойко — минус 14%, с 700 до 600 регистраций.
Бо́льшую часть из всех проданных авто данной марки взяли на себя японские «рафики». Обновление пошло на пользу модели кроссовера Rav4 (от 2,67 млн), которое обеспечило поддержку бестселлеру и не дало сильно уйти в минус. Итогом стало снижение на 18% с 419 до 343 авто.
Вторая по популярности — дерзкая Camry XV70 8-го поколения (от 2,5 млн). Выступающая «челюсть» переднего бампера и огромный воздухозаборник в стиле маски Кайло Рена заставили татарстанцев приобрести 109 новых автомобилей, что на три больше, чем годом ранее.
В минусе на 20 авто до 91 регистрации завершил I квартал другой легендарный представитель семейства — внедорожник Land Cruiser Prado (от 3,9 млн).
«Улыбчивый» новый Toyota Land Cruiser 300, который стал доступен для российских покупателей с июля 2021 года, разъехался по Татарстану в количестве 27 штук (за весь 2021-й продано лишь 17 таких авто). За новинку, доступную только с бензиновым битурбомотором объемом 3,5 л (415 л. с.), 10-диапазонным «автоматом», системой полного привода, придется выложить минимум 7,28 млн рублей, в то время как на старте продаж цена начиналась от 5,6 млн рублей.
В Татарстане поклонники чешских автомобилей Skoda вывезли из автосалонов в I квартале на 40% меньше машин, чем в прошлом году
Skoda: цены — вверх, продажи — вниз
В Татарстане поклонники чешских автомобилей Skoda вывезли из автосалонов в I квартале на 40% меньше машин, чем в прошлом году. Итогом стала регистрация 406 автомобилей. Связано это в первую очередь с тем, что Skoda приостановила деятельность в России из-за событий на Украине. Если в зимние месяцы 2022-го торговля еще кое-как шла, то в первый месяц весны продажи упали на 72%.
Единственная модель, спрос на которую в 2022 году не снизился, — Superb. Но и продажами это назвать трудно — реализовано всего пять автомобилей данной модели (вместо трех в I квартале 2021-го).
Весь остальной модельный ряд показал «отрицательный рост». За январь – март текущего года на 42%, с 139 до 80 единиц, упали продажи Kodiaq. На 63% уменьшились показатели реализации Octavia, с 94 до 35 единиц. Результаты у лифтбэков Rapid уменьшились на 34% с 322 до 211 авто.
В январе и марте 2022 года, как и остальные автопроизводители, Skoda подняла цены на свои модели. Последняя корректировка пришлась на апрель, согласно которой цены увеличились на 551 тыс. — 1,3 млн рублей. Таким образом, цены на модели сейчас выглядят следующим образом: Rapid — подорожание с 1 млн 51 тыс. до 1 млн 602 тыс. рублей; Octavia — с 1 млн 657 тыс. до 2 млн 613 тыс. рублей; Karoq — с 1 млн 705 тыс. до 2 млн 716 тыс. рублей; Superb Combi — с 2 млн 681 тыс. до 3 млн 817 тыс. рублей; Kodiaq — от 2 млн 57 тыс. до 3 млн 640 тыс. рублей.
Haval показал 1,5-кратный рост в РТ — с 169 до 257 единиц
Китайский дракон пошел в наступление
В I квартале году сразу две китайские марки — Haval и Chery — стали бесспорными лидерами по относительному приросту продаж. Спрос на китайские автомобили вырос за счет оптимального соотношения цены и качества, а также достойной комплектации. За стоимость навороченного китайского авто невозможно купить корейскую модель даже в базовой версии. Повлияла и ситуация на рынке, когда у многих поставщиков дефицит электронных компонентов. В Китае же налажено собственное производство полупроводников. Учитывая ценник, понятно, что наши сограждане голосуют рублем за автопром Поднебесной.
Китайская марка Chery в Татарстане смогла реализовать 229 автомобилей, или почти в 2,4 раза больше, чем в 2021 году (97 единиц). Самые большие объемы продаж показал небольшой кроссовер Tiggo 4 (от 1,7 млн рублей). Авто конкурирует с Hyundai Creta и Renault Kaptur, имея гораздо более выгодный ценник. Машин данной модели зарегистрировано 93 единицы.
Флагманский кроссовер Tiggo 7 (от 2,26 млн), который является самым продаваемым на рынке России, приобрели 74 человека, а среднеразмерный кроссовер Tiggo 8 (от 2,48 млн) — 62 автомобилиста.
Haval показал 1,5-кратный рост в РТ — с 169 до 257 единиц. 25% продаж обеспечил собираемый в Туле кроссовер Haval F7 (от 2,64 млн) — 64 регистрации, еще 23%, или 58 авто, пришлось на слизанный с BMW X6 Haval F7x (от 2,69 млн), а вышедший в мае 2021 года в тираж Haval Jolion (от 2,4 млн) приобрели 118 татарстанцев, поставив его во главе рейтинга марки.
***
Существенного улучшения ситуации на авторынке Татарстана и России во II квартале ожидать не приходится. К лету дилерские и представительские склады могут окончательно опустеть. Дилеры ожидают падения продаж в 2–3 раза, что может оказаться чересчур оптимистичным прогнозом.
Читайте также: Автоблокада и шоковые цены: что помешало автомобилистам Татарстана наслаждаться шиком? Часть 1-я
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.