«Безусловно, бывали случаи лишения премии. Но практики применения наказания за поход по нужде в компании нет», — опровергают в Haier популярный миф о доведенной до абсурда дисциплине. Продолжая изучение рынка труда Татарстана, «БИЗНЕС Online» решил разобраться, как разные предприятия Набережных Челнов относятся к своим работникам, как различаются зарплаты и условия труда. О том, действительно ли КАМАЗ остановил набор персонала, чем недовольны рабочие ТЭМПО и приблизит ли Фомичев среднюю зарплату на КБК до 100 тыс., — в нашем материале.
Набережные Челны уже не первый год буквально стонут от нехватки рабочих рук
Кадровый голод в автограде утолен?
Набережные Челны уже не первый год буквально стонут от нехватки рабочих рук. Пожалуй, громче всех об этом говорил рулевой КАМАЗа Сергей Когогин. В последний раз гендиректор градообразующего предприятия Челнов поднимал соответствующую тему в ходе декабрьского заседания совбеза РТ. Тогда он заявил, что уровень безработицы в городе практически нулевой, тогда как одному лишь автогиганту не хватает 4 тыс. рабочих. «Мы по-разному подходим, включая все эти фокусы с мигрантами, с УФСИН переговоры ведем, но это все, коллеги, латание дыр», — с сожалением признавал гендиректор КАМАЗа.
И вот несчастье помогло. В апреле после начала спецоперации на Украине и введенных следом санкций в городе впервые с пандемийного 2020-го произошел официальный рост числа безработных на 4%. Всего с начала года в кадровый центр Челнов в поисках работы обратились 2 тыс. человек. По данным на начало мая, в автограде зарегистрированы 1 227 безработных граждан, уровень безработицы в городе 0,43%. При этом желающим трудоустроиться доступно 5 818 вакансий от 1 674 предприятий. Это говорит о том, что потребность в кадрах все еще острая.
Уход иностранных компаний с российского рынка кардинально ситуацию не изменил. «На рынке труда сегодня все спокойно. Роста безработицы нет, все стабильно. Сокращений нет, списки в центр занятости не подаются. С начала года сокращают максимум по одному человеку. Всего сокращены 30 человек», — сообщила руководитель центра занятости города Татьяна Быданова.
Несмотря на рост активности со стороны соискателей, ситуация на рынке труда Набережных Челнов на данный момент остается стабильной. В автограде в апреле сохраняется умеренный уровень профессиональной конкуренции
В то же время президент Татарстана Рустам Минниханов спрогнозировал двукратный рост безработицы в республике. «Сегодня в режиме неполной занятости находятся 5,7 тысячи человек, и в ближайшее время данный показатель может увеличиться в 2 раза. Минтруд этой проблемой занимается. Есть неполный рабочий день, простои», — заявил он в ходе республиканского совещания финансовых органов. В мае стало известно, что Набережные Челны получили 584 млн рублей по программе дополнительных мероприятий по обеспечению занятости работников предприятий, которые находятся в простое или режиме неполного рабочего дня. 392 млн рублей из этой суммы предназначено для организации временных работ, 192 млн — на обучение. «Мы ведем работу с предприятиями, проводим отбор», — сказала Быданова.
По данным аналитиков hh.ru, после 24 февраля в автограде количество активных вакансий начало демонстрировать постепенное снижение, а число ищущих работу, наоборот, — рост.
«В марте количество резюме в производственной сфере выросло на 39 процентов относительно февраля, в категории „рабочий персонал“ — на 44 процента. При этом в первые недели апреля динамика роста числа резюме в производственной сфере демонстрирует небольшое замедление: минус 3 процента на неделе с 11 по 17 апреля относительно последней недели марта. В категории „рабочий персонал“ тенденция роста количества резюме сохраняется: плюс 3 процента за указанный период сравнения».
По словам руководителя пресс-службы hh.ru «Поволжье» Александры Севостьяновой, исходя из обратной связи от работодателей, многие соискатели лишь хотели помониторить ситуацию на рынке труда. Более того, тренд на увеличение числа соискателей полностью соответствуют обычному сезонному росту. «То есть пока говорить о наплыве безработных не приходится, мы не видим лавинообразного роста числа резюме. К тому же, несмотря на увеличение активности со стороны соискателей, ситуация на рынке труда Набережных Челнов на данный момент остается стабильной. В автограде в апреле сохраняется умеренный уровень профессиональной конкуренции — в целом четыре резюме на одну вакансию, — привела Севостьянова аналитические данные hh.ru. — Ряд сфер по-прежнему испытывает ощутимый дефицит кадров. В их числе производственная сфера (1,6 резюме на вакансию) и категория „рабочий персонал“, где мы видим менее одного резюме на вакансию при норме в 5–6 резюме».
«В марте количество вакансий в Челнах в группе профессий „производство, сырье, с/х“ немного снизилось на 5–7 процентов. При этом уже сейчас, во второй половине апреля, мы видим рост активности клиентов в городе. Рынок оправился от первого шока и возвращается к найму. Соискательская активность за этот период выросла на 22 процента», — привел для «БИЗНЕС Online» статистические данные руководитель по развитию платформы «Avito Работа» Дмитрий Пучков.
По данным hh.ru, профобласть «производство» в Набережных Челнах занимает третье место по спросу на специалистов, уступая лишь сфере продаж и категории «рабочий персонал»
Спецоперация сместила акценты на интересы работодателя
Дефицит кадров в промышленности в Челнах наблюдается последние два года, и связывается он обычно со старением населения, уверены эксперты. «Отток мигрантов в связи с пандемией только усугубил ситуацию. Число сотрудников на производствах значительно сократилось, что привело к повышенной активности работодателей, — продолжил Пучков. — В Челнах в 2021-м по сравнению с предыдущим годом количество вакансий в отрасли выросло на 46 процентов. Чаще всего компании ищут сварщиков, грузчиков, комплектовщиков, слесарей и упаковщиков. Также на производстве ощущается нехватка и представителей узких специальностей — например, таких как агрегатчик, гидравлик, специалист по грузовым автомобилям и дорожной спецтехнике».
По данным hh.ru, профобласть «производство» в Набережных Челнах занимает третье место по спросу на специалистов, уступая лишь сфере продаж и категории «рабочий персонал». В 2021 году количество вакансий в производственной сфере в городе выросло на 51% по сравнению с 2020-м. Наиболее высокий спрос с начала осени наблюдался на операторов, технологов, инженеров разных профилей, мастеров, сварщиков, конструкторов, а также на наладчиков, слесарей, механиков, токарей. Примерно 1,5–2 активных резюме на одно предложение, что говорит о сохранении острого дефицита кадров.
Эксперты отмечают, что последние несколько лет из-за демографического кризиса и пандемии коронавируса по всей стране условия на рынке труда диктовал соискатель, а не работодатель. Однако сейчас ситуация изменилась, акценты сместились на интересы работодателя. В настоящий момент на рынке труда восстанавливается баланс спроса и предложения, но говорить о преодолении кадрового голода пока рано.
«Сейчас все в ожидании, что будет дальше. Уже никто не бежит быстро сокращать персонал, как это у нас было в начале пандемии. Происходит вялотекущее, медленное высвобождение персонала. Очень медленное. Но никто не знает, какой окажется динамика через месяц-два-три».
«Компании увеличивают зарплатные предложения, чтобы удержать сотрудников и набрать новых людей. Часто работодатели предлагают пройти бесплатное обучение с нуля или переквалификацию. Так, медианная зарплата (сумма, больше и меньше которой получают по 50% работников, — прим. ред.) в Набережных Челнах по всем группам массовых профессий сегодня составляет 42,5 тысячи рублей, — говорит Пучков. — С точки зрения востребованности новое дыхание получат инженерные и массовые специальности. Инженерные — для создания продуктов и технологий, необходимых для импортозамещения, а массовые — для их обслуживания и реализации».
Динамика средних зарплатных предложений пока не демонстрирует заметных изменений, отмечают аналитики hh.ru: «Сейчас среднее зарплатное предложение в Набережных Челнах в производственной сфере составляет 50 тысяч рублей, в категории „рабочий персонал“ — 48 тысяч», — говорит Севостьянова. При этом она пояснила, что зарплата разнится в зависимости от профиля деятельности специалиста и опыта работы. «Если сравнивать декабрь 2021 года с аналогичным периодом 2020-го, то среднее зарплатное предложение для работников производственной сферы выросло на 5 тысяч рублей».
В последние полгода в Челнах чаще других размещали вакансии в категории «производство» компании из таких отраслей, как автомобильный бизнес, тяжелое машиностроение, производство продуктов питания, металлургия и промышленное оборудование. Основные бонусы, которые встречаются в вакансиях работодателей автограда, публикующих предложения о работе в производственной сфере, — это ДМС, оплата питания, оплачиваемое обучение, корпоративный фитнес или скидки на абонементы в спортзалы, оплата проезда, сотовой связи и жилья.
На КАМАЗе сегодня трудятся 32 тыс. человек. На сайте автогиганта в разделе «Вакансии» опубликован список из 155 профессий
Зарплаты рабочих на КАМАЗе: от 20 тыс. рублей
Сколько конкретно получают работники промышленности в Челнах и каковы условия работы? Начать наш обзор мы решили с главного предприятия города.
На КАМАЗе сегодня трудятся 32 тыс. человек. На сайте автогиганта в разделе «Вакансии» опубликован список из 155 профессий. Потребность в специалистах есть не только у заводов, но и, например, у блока закупок, научно-технического центра и подразделения генеральной дирекции. На том же hh.ru от КАМАЗа размещена 451 вакансия.
Руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявил, что завод продолжает работать в обычном режиме: «Фундаментальных изменений не произошло. Изменилась немного работа, поменялся модельный ряд, но завод по-прежнему выпускает 200 машин в сутки». Что касается совместных предприятий (СП), они все работают, кроме подразделения по сборке грузовиков Mercedes в «Даймлер КАМАЗ Рус» (СП КАМАЗа и Daimler Truck). После того как Daimler Truck приостановил работу с КАМАЗом, некоторые высвободившиеся сотрудники с «ДК Рус» сейчас работают на автогиганте, а оставшиеся продолжают собирать каркасы кабин.
Олег Афанасьев (слева) не стал отрицать, что сегодня потребности в 4 тыс. рабочих, о которых Когогин говорил в декабре, уже нет
При этом Афанасьев не стал отрицать, что сегодня потребности в 4 тыс. рабочих, о которых Когогин говорил в декабре, уже нет. Более того, в марте завод официально признал, что прием новых сотрудников закрыт. «Однако высококвалифицированных специалистов, в которых есть необходимость, компания готова принимать на работу в любое время», — говорилось в заявлении КАМАЗа. Тогда корреспонденты «БИЗНЕС Online» звонили в отдел кадров под видом желающих занять вакансии рабочих, и на том конце провода нас пригласили пройти собеседование. Надо полагать, что заявление автогиганта о закрытии найма нового персонала было ответом на массовый наплыв людей в начале марта. По нашим данным, количество желающих трудоустроиться на КАМАЗ тогда выросло примерно в 7 раз. Помимо прочих, на завод потянулись, например, сотрудники компании «Соллерс Форд», уволенные из-за простоя. Но в целом похоже, что автогигант пока больше заботит поиск отечественных поставщиков комплектующих. Сборщики найдутся — было бы из чего собирать грузовики. И здесь наши собеседники строят благоприятный прогноз — все у них получится.
«Сейчас прием руководителей происходит с согласования генерального директора, а прием рабочих у нас продолжается, он не останавливался. Всех желающих, кто хочет устроиться к нам, примем без проблем», — заявили кадровики автомобильного завода во время ярмарки вакансий для переселенцев из Мариуполя. Самих беженцев, кстати, прямо сейчас трудоустраивают на КАМАЗ, а это более двух десятков человек, на востребованные вакансии.
Мониторинг сайтов для поиска работы показал, что более всего автогиганту сегодня требуется рабочий персонал (199 вакансий). Зарплата — до 80 тыс. рублей. В категории «производство» размещено 177 вакансий с зарплатой от 20 тыс. до 75 тыс. рублей. В категории «строительство, недвижимость» — 100 вакансий. Здесь КАМАЗ ищет плотников, сварщиков, машинистов и др. Зарплаты — от 20 тыс. до 55 тыс. рублей. Меньше всего предлагают распределителю работ, транспортировщику, кладовщику, лаборанту — от 20 тыс. рублей. Больше всего — ведущему консультанту информационной системы SAP MM — от 80 тыс. до 110 тыс. рублей.
«О слесарях: при потребности 257 человек есть только 175. То есть профзаказ и реальное исполнение далеки от реальности», — обращался Когогин к Минниханову на все том же заседании совбеза РТ. Судя по размещенным вакансиям, дефицитному слесарю механосборочных работ автогигант готов платить от 45 тыс. до 50 тыс. рублей. На должность ищут человека со средним профессиональным или начальным профессиональным образованием.
Мониторинг сайтов для поиска работы показал, что больше всего автогиганту сегодня требуется рабочий персонал (199 вакансий). Зарплата — до 80 тыс. рублей
Хочешь заработать — трудись сверхурочно
Но действительно ли все так радужно, как описано в объявлениях о вакансиях? Чтобы узнать, мы пообщались с несколькими рабочими градообразующего предприятия. Наши собеседники согласились нарисовать реальную картину на условиях анонимности.
«Как таковой бесплатной вахты нет, но дорожные расходы возмещаются с зарплатой. Потратил ты на проезд тысячу рублей — тебе ее в зарплату компенсируют, — рассказал „БИЗНЕС Online“ наладчик холодноштамповочного оборудования одного из заводов автогиганта. — Бесплатного питания нет. Выдается карта на питание, на которой 400 рублей».
Наш собеседник отмечает, что на предприятии есть возможность карьерного роста. Можно прийти после техникума и устроиться, например, оператором, а параллельно поступить на «вышку», обучение оплачивает завод. «Если требуются мастера, можешь спокойно идти работать мастером, ну а дальше все зависит от твоих показателей. Случалось, что мастера резко повышали до начальника цеха, — говорит он. — Что касается шабашки, то, если ты хочешь подзаработать, не проблема выйти на работу в выходной день, притом что у тебя будет двойная оплата. Тарифы у всех разные, все зависит от профессии».
«По дефициту кадров — все упирается в оплату труда. Я думаю, если бы людям сделали зарплату хотя бы от 40 тысяч чистыми, то местные пошли бы работать. Так же и выпускники», — считает наш собеседник.
По его словам, в среднем рабочий их завода получает 30–35 тысяч. «Почему я не ухожу? Условия труда хорошие. Ты не стоишь всю смену под камерой, как на других предприятиях. Работаю здесь, потому что нравится. Есть работа, куда люди идут как на каторгу и каждый день тратят свои нервы. А здесь оборудование, которое я знаю от и до, поэтому работа мне дается легко. Ну и, естественно, уже свой коллектив».
Другой наш собеседник, который работает инженером-технологом, назвал условия, в которых приходится трудиться, нормальными. Да, инфраструктура завода местами устарела, но при этом всех обеспечили новой техникой. Платят на автогиганте за основную работу не бог весть сколько — оклад технолога достигает максимум 30 тыс. рублей. Но завод дает возможность пошабашить: можно выйти в выходные или переработать смену. Дополнительная нагрузка хорошо оплачивается. В итоге на руки можно получить до 50 тыс. в месяц и даже больше.
И все же главной причиной нехватки кадров наш собеседник называет низкие зарплаты. «Руководство пытается устранить дефицит за счет приезжих из Узбекистана и заключенных. Несмотря на то что история получила широкую огласку только в этом году, первые партии зэков привозили еще в 2017-м. Мы видим, что они стараются, настроены работать. Но в большинстве своем они приезжают без опыта работы. Их надо всему учить, все им объяснять. Ты его всему научил, а он через два месяца уезжает, на его место привозят другого, которого заново необходимо вводить в курс дела», — жалуется работник предприятия.
То, что размер зарплаты — это самый острый вопрос, который есть в работе КАМАЗа, признают сами руководители завода
«На КАМАЗе хорошо работать инертным людям, малоподвижным, без амбиций»
То, что размер зарплаты, — это самый острый вопрос, который есть в работе КАМАЗа, признают сами руководители завода. Заместитель генерального директора по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению компании и депутат горсовета Жанна Халиуллина во время встречи со СМИ отметила, что средняя зарплата по заводу составила 50,9 тыс. рублей. Для сравнения: в 2019-м автогигант отчитывался, что по итогам года средняя зарплата на предприятии — 40,7 тыс. рублей. Понятно, что речь здесь идет о средней температуре по больнице, поскольку известно, что в месяц некоторые топ-менеджеры КАМАЗа зарабатывают по 500–700 тыс. рублей.
12 мая автогигант объявил, что увеличивает тарифы и оклады на 5,2%. «На первый взгляд кажется, что 5 процентов — маленькая сумма. Но потом к этому окладу плюсуются премии, которые считаются от оклада. Таким образом, увеличение будет не на 5,2 процента, а гораздо выше, — объяснил решение руководства Афанасьев. — Мы следим за ситуацией в стране, экономике, за тем, как все это влияет на наш коллектив. Цены растут. Мы видим это и понимаем, что должны оказать помощь нашему коллективу. За счет чего? За счет заработанных денег. Мы в прошлом году получили неплохую прибыль».
«КАМАЗ — международная компания. Среди прочих там есть специалисты, которые востребованы в мире. Привлечь такого специалиста за среднюю челнинскую зарплату невозможно».
В ходе декабрьского заседания совбеза РТ Минниханов отметил, что одно лишь повышение зарплат рабочим не выход из кадрового голода. С другой стороны, надо признать, что именно она сегодня стоит во главе угла у людей при выборе места работы. Для сравнения мы изучили условия труда у партнеров челнинского автогиганта.
Опрошенные нами работники предприятий неоднократно упоминали компанию «Камминз Кама», куда, по их словам, уходят работать недовольные зарплатой заводчане. «Камминз Кама» основана в 2006 году корпорациями ПАО «КАМАЗ» и Cummins Inc., в марте американская компания приостановила операции в России. Совместное предприятие занимается производством дизельных двигателей, предназначенных для автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и промышленной техники. Сейчас по вакансиям на hh.ru можно отследить, что на «Камминз Каме» из десятков вакансий, которые были в начале года, осталось всего три. Сейчас там ищут только наладчика станков и манипуляторов с ЧПУ за 61 тыс. рублей в месяц, оператора станков ЧПУ III разряда за 50 тыс. рублей и наладчика станков и манипуляторов V разряда за 68 тыс. — все зарплаты указаны до вычета налогов. Сейчас предприятие продолжает работу с остатками на складах, но и в дальнейшем не собирается закрываться. Решается вопрос о переименовании предприятия в «Кама Дизель».
Опрошенные нами работники предприятий неоднократно упоминали компанию «Камминз Кама», куда, по их словам, уходят работать недовольные зарплатой заводчане
Инженер-технолог «Камминз Камы», который трудится в компании с 2020 года, рассказал, как обстояли дела на предприятии до 24 февраля. «По своей работе могу сказать, что работать очень сложно, специалистов нет. Тот народ, который приходит, ничего из себя не представляет. В какой-то своей области что-то знают, но с технической стороны полный штиль, — рассказал нам источник. — Принимают таких новеньких только на заводы КАМАЗа. Зарплата нового специалиста в лучшем случае составляет 20–25 тысяч рублей. Молодой человек, проработав пару лет, сразу уходит на более легкий труд».
«На КАМАЗе хорошо работать инертным людям, малоподвижным, без амбиций, которым мало что в жизни надо, — продолжил он. — Зарплата постоянно одна и та же, сиди и жалуйся только на страну, начальство и зарплату. Можно днями ничего не делать, а потом за короткий промежуток времени все сделать с ошибками и сказать: „Я не обязан, мне мало платят“».
В «Камминз Каме» же, по его словам, если кто-то из работников что-то не успел, линия остановится на простой, что автоматически отражается на зарплате. «Загруженность колоссальная, приходится задерживаться или с собой компьютер забирать домой. Заработная плата выше, чем на КАМАЗе, — 60–65 тысяч в месяц».
Из минусов наш собеседник отметил сложные условия труда. «Работаешь в цеху, постоянно воняешь СОЖ (смазочно-охлаждающие жидкости)», — говорит он. Кроме того, на предприятии очень развита бюрократия. «Поэтому все специалисты, работающие здесь, при любой возможности уходят. На их место приходят люди, которые проработали на КАМАЗе 2–3 года, по верхам знаний нахватались и просят здесь зарплату больше 60 тысяч, а дать предприятию ничего не могут».
В настоящее время в Haier трудоустроены 1 468 человек, укомплектованность производства персоналом составляет 92%
Haier: от 33 тыс. рублей в месяц
Открытие в Челнах китайского завода бытовой техники в 2016 году стало для КАМАЗа кадровым ударом. Резидентство ТОСЭРа освобождает предприятие от некоторых налогов. Сэкономленные деньги компания пустила на зарплаты, которые на тот момент были выше, чем в среднем по рынку. Об этом в феврале 2020-го заявил зампред Госсовета РТ Юрий Камалтынов. Более того, были слухи, что возмущенные камазовцы ходили по руководителям, требуя снизить зарплату персоналу в Haier.
Сегодня в Челнах функционирует несколько заводов по производству бытовой техники Haier: завод стиральных машин, завод телевизоров и завод бытовой техники. Через год планируется запуск умного завода по производству холодильного и морозильного оборудования, к июню 2022 года будут дополнительно трудоустроены порядка 400 рабочих.
«Уже в этом году мы почувствовали серьезный дефицит кадров как в категории профессионалов рабочих профессий, так и в категории рабочих без опыта. Это достаточно серьезный дефицит, ведь уровень безработицы в городе — один из самых низких в Татарстане и даже в России. Мы следим за тенденциями рынка труда и знаем, что в настоящее время кадровый голод испытывают многие крупные производственные компании, и это касается не только Haier. Нехватка рабочих сказывается на планировании объемов производства», — сообщили нашему изданию в Haier.
В настоящее время в Haier трудоустроены 1 468 человек, укомплектованность производства персоналом составляет 92%. «В вопросах привлечения персонала наши сотрудники принимают активное участие. У нас работает реферальная программа, согласно которой каждый работник, порекомендовавший друга или знакомого для трудоустройства в Haier, получает денежную премию в виде 10 тысяч рублей через три месяца работы вновь принятого сотрудника», — отмечают в компании.
Судя по сайтам поиска работы, сейчас китайский резидент ТОСЭРа нуждается в 31 виде специалистов. Больше всего нужно людей в категории «производство, сервисное обслуживание». Предложение по зарплате — от 33 тыс. до 50 тыс. и выше. Haier предлагает дотации на питание и бесплатную вахту до работы.
«Мы просмотрели уровень средней заработной платы, которая выплачивается челнинцам на Haier. На производстве телевизоров — более 60 тысяч. На производстве стиральных машин — свыше 50 тысяч, холодильников — почти 50. Высокая зарплата — это высокий уровень социальной защищенности. Поэтому, безусловно, кадры туда идут. Рецепт общеизвестен для любого производителя в Челнах: платите хорошую зарплату людям, и они к вам потянутся. Иногда слышишь: „Кадров не хватает!“ Смотришь зарплату — на такую, конечно, ни один здравомыслящий человек не пойдет!»
«В Haier отличные условия работы. Все чисто, аккуратно. Среди коллег одна молодежь, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из бывших сотрудников компании, который ранее работал слесарем механосборочных работ. — Меня все устраивало. Единственный минус — там все очень строго. Например, достал телефон — лишение премии. Ушел в туалет, не отпросившись, — лишение премии. Тюрьма полная!» Хотя в пресс-службе компании нам эту информацию опровергли. «Безусловно, бывали случаи лишения премии, обусловленные другими серьезными дисциплинарными взысканиями, например прогулом. Но практики применения наказания за поход по нужде в компании нет», — отметили в Haier.
Из необычных преимуществ работы в Haier — каждый сотрудник может купить телевизор, холодильник, морозильник или стиральную машину под брендом компании по сниженным ценам.
«В Haier отличные условия работы. Все чисто, аккуратно. Среди коллег одна молодежь», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из бывших сотрудников компании
«Я работаю на производстве с 2019 года. Тогда зарплата была 45 тысяч, сейчас около 60 тысяч вместе с премией. Премия выплачивается раз в год обычно, на Новый год, но сумма там небольшая, около 5 тысяч. Можно увеличить зарплату через кайдзен-предложения (когда сотрудники сами предлагают, как улучшить бизнес-процесс), но эти возможности реализованы слабо», — рассказал нам инженер-технолог предприятия. Он говорит о том, что штрафы у них действительно отменили. «Руководители понимают, что зарплата перестала быть конкурентной из-за инфляции и роста оплаты труда на других предприятиях. Неделю назад уволился коллега, и мы не можем ему найти замену».
По словам нашего собеседника, условия работы в целом комфортные, есть вахта, обеды оплачивают, включая соответствующие расходы в зарплату, есть ДМС на сумму 10 тысяч. Соцпакет нормальный, но не что-то из ряда вон. Для дополнительного заработка можно выходить на работу овертайм в конце дня или в выходные — все оплачивается в двойном размере.
«Татэлектромаш» — второе по масштабу после КАМАЗа промпредприятие Челнов. На сайтах по поиску работы от группы «ТЭМПО» размещено порядка 50 объявлений, тогда как в феврале, например, было более 100
ТЭМПО: от 35 тыс. рублей и жесткая дисциплина
К компаниям с зарплатой выше средней опрошенные нами респонденты отнесли ТЭМПО. АО «ХК „Татэлектромаш“» — один из крупнейших промышленных концернов России, производитель труб, арматур, метизной продукции и металлоконструкций. Общий штат группы — порядка 6 тыс. человек. «Татэлектромаш» — второе по масштабу после КАМАЗа промпредприятие Челнов. На сайтах по поиску работы от группы «ТЭМПО» размещено порядка 50 объявлений, тогда как в феврале, например, было более 100.
У высоких зарплат есть обратная сторона: работники жалуются, что на заводах установлена железная дисциплина, напоминающая армейскую. Возможно, дело в том, что бывший гендиректор предприятия Файзулла Хусниев занимал пост начальника УВД Набережных Челнов с 2003 по 2013 год. Он был одним из тех, кто руководил разгромом ставших известными на всю страну криминальных сообществ «29-й комплекс», «Тагирьяновские», «Боксеры».
О жестких условиях и строгих внутренних правилах нашему изданию рассказали сразу несколько источников, среди которых как действующие, так и бывшие работники заводов. «Я пошел на трубный завод ТЭМПО, где почти год был мастером погрузочно-разгрузочных работ. И главная проблема в том, что отношение там к людям скотское, — говорит экс-работник предприятия. — Сложилось впечатление, что политика компании такова, что в почете стукачи. Я даже как-то обратился к руководству со словами: „Почему так обращаетесь с нормальными рабочими?“ Мне в ответ сказали: „Лучше мы будем держать возле себя стукача, который будет докладывать на всех сотрудников“».
«Работа построена на том, чтобы наказать сотрудника, — уверен наш собеседник. — Еще одна большая, на мой взгляд, проблема заключается в том, что 95 процентов начальства — это либо родственники, либо друзья руководителей. Были люди, которые приходили буквально из школы, без какого-либо образования».
Наши источники говорят, что изначально на ТЭМПО работали только жители Набережных Челнов. Однако сейчас местные, познакомившись со внутренними порядками, якобы не спешат туда устраиваться. В итоге на работу начали возить людей из Елабуги, Сарманово и других близлежащих населенных пунктов. При этом есть и челнинцы: «Кто-то просто привык к такому и терпит все это из-за зарплаты, которая вроде как выше, чем средняя по городу».
У высоких зарплат есть обратная сторона: работники жалуются, что на заводах установлена железная дисциплина, напоминающую армейскую
Еще один наш собеседник также описал порядки в ТЭМПО как жесткие. «Например, если тебе срочно надо куда-то отъехать, то тебя просто так с территории и не выпустят. Чтобы выйти, надо написать чуть ли не 10 служебных записок, предупредить за 10 дней, — уверяют рабочие. — Такое чувство, что охрану специально тренируют, чтобы они отвратительно общались с людьми, и всех недобросовестных полицейских, которых выгнали со службы, собирают в ТЭМПО».
«Когда устраивался, мне обещали зарплату в 40–45 тысяч, но по факту на руки попадает только 30–32 тысячи, — говорит один из электриков ТЭМПО. — Есть, впрочем, возможность пошабашить. Из плюсов работы здесь назвал бы только то, что зарплата падает день в день, как и оговорено. Из минусов — никогда не знаешь, сколько тебе заплатят. И нет возможности узнать, за что тебе ее срезали, потому что нет расчетного счета. Оштрафовать могут за что угодно».
В результате на ТЭМПО наблюдается текучка кадров, но дефицита, впрочем, нет. По словам наших собеседников, ежедневно на проходной завода можно увидеть от 15 до 30 человек, которые хотят устроиться на работу.
Самое желанное место работы для челнинцев — картонно-бумажный комбинат
Картонно-бумажный комбинат: рай со средней зарплатой в 80 тыс. рублей
Самое желанное место работы для челнинцев — картонно-бумажный комбинат. Производитель известного в Татарстане бренда туалетной бумаги в среднем платит своим работникам на 60% больше, чем, например, КАМАЗ, — около 80 тыс. рублей в месяц. Все дело в уникальной форме собственности. Комбинат — это «народное предприятие в форме закрытого акционерного общества», акции которого мелкими долями распределены среди всех 1,8 тыс. работников. Более того, по нашим данным, в планах гендиректора предприятия Андрея Фомичева — поднять среднюю зарплату до 96 тыс. рублей до конца года.
На комбинате заведен порядок, при котором у выходящих на пенсию работников выкупаются их доли, тогда как, согласно уставу КБК, сторонние лица не имеют права быть его акционерами. На 2019 год (более свежих данных нет) 1% акционерного капитала оценивался примерно в 105 млн рублей. Таким образом, при выходе на пенсию некоторые работники предприятия получали до 5 млн рублей за свои акции. Поэтому неудивительно, что КБК не так остро чувствует проблему кадрового голода.
«Кто-нибудь когда-нибудь слышал от Андрея Геннадьевича Фомичева или предыдущих руководителей, что работников не хватает? Я не слышал. На КБК платят более 80 тысяч рублей. Туда народ в очередь стоит. А от некоторых крупных руководителей мы слышим, что у них работников не хватает. Так они этот вопрос сами себе должны задать. Они собственники, акционеры. Они к кому обращаются-то? Если у нас не хватает работников в бюджетной сфере, мы этим вопросом занимаемся».
Помимо высокой зарплаты и выплаты дивидендов, КБК предоставляет своим сотрудникам весомый соцпакет, в котором значительное место занимает программа здоровья. Каждый работник имеет полис ДМС, на комбинате периодически проводятся медосмотры за счет предприятия, раз в год сотрудники компании проходят узкоспециальные обследования, раз в два года — обследования на онкологию. Кроме того, у КБК есть санаторий-профилакторий «Бумажник», где ежегодно отдыхают более 750 сотрудников комбината.
«В нашей компании редко бывают вакансии, об этом знает каждый житель города», — говорится на сайте предприятия. На момент публикации материала мы не нашли вакансий от КБК на сторонних сайтах, хотя говорят, что объявления о свободных рабочих местах на комбинате все-таки периодически появляются. Были редкие случаи, когда КБК увольнял людей за нарушение трудового распорядка. Кроме того, большое внимание уделяется стратегическому планированию. На КБК знают, кто из сотрудников уйдет на пенсию в ближайшие пять лет и сколько появится вакантных мест. На работу отбирают самого подходящего кандидата, а не того, кто первым подал анкету.
На сайте предприятия мы все-таки нашли четыре предложения, которые были опубликованы еще в августе 2021 года. Так водителю автомобиля со стажем от трех лет по категориям В, С, D, E на КБК предлагают зарплату от 50 тыс. до 60 тыс. рублей и соцпакет. Завод также ищет печатника плоской печати с опытом работы на полиграфическом производстве от одного года. Специалисту предлагают от 50 тыс. до 70 тысяч в месяц. Электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования IV–V разрядов готовы платить от 45 тыс. до 60 тыс. рублей. Такую же зарплату обещают слесарю-ремонтнику IV–V разрядов. Актуальны ли вакансии сегодня, выяснить не удалось. Оба телефона отдела кадров постоянно были заняты.
Любопытная деталь — со всеми потенциальными работниками собеседование проводит лично гендиректор предприятия Андрей Фомичев
Несмотря на радужную на первый взгляд картину, КБК, как и другие промышленные предприятия Челнов, также столкнулся с нехваткой кадров. Комбинат предвидел проблему еще в 2016 году, когда автоград получил статус ТОСЭРа. Чтобы не остаться без рабочих рук, на народном предприятии приняли решение отправить детей своих работников учиться в высшие учебные заведения с поддержкой КБК. Кроме этого, на комбинате регулярно проводится обучение персонала, для чего приглашаются профессора и доценты из ведущих вузов страны. В учебный центр КБК вложил около 20 млн рублей.
Любопытная деталь — со всеми потенциальными работниками собеседование проводит лично гендиректор предприятия Фомичев. Такие правила действуют еще со времен основателя комбината Сергея Титова, который возглавлял его более 30 лет.
Сергей Майоров: «Других рецептов решения кадрового голода, кроме цифровизации и роботизации, сегодня нет»
По примеру Mercedes: рынок труда Челнов спасут роботы?
Как ни крути, но все упирается в зарплаты и условия труда. Челнам нужны инфраструктура и серьезный технический вуз, который привлечет молодежь из соседних городов и регионов. Но прямо сейчас, считают эксперты, могут помочь и роботы.
«Татарстан находится на первом месте по инвестиционной привлекательности среди всех регионов России. У нас открывается самое большое количество заводов. Соответственно, у нас у первых должна была возникнуть проблема кадрового голода. Это вполне логично, — говорит председатель правления машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров. — Говорят, самый быстрый путь решения — это мигранты. Но ведь и их надо обеспечить жильем, питанием и всем остальным. Они приезжают, отрабатывают, получают определенную квалификацию и уезжают. А каждый раз учить людей — это дорого. Поэтому других рецептов решения кадрового голода, кроме цифровизации и роботизации, сегодня нет».
По его словам, машиностроительный кластер серьезно заинтересовался соответствующей темой несколько лет назад. При изучении опыта стран Европы выяснилось, что наиболее роботизированной страной оказалась Швеция, где на 10 тыс. рабочих приходится 275 роботов. «Мы предложили руководству Татарстана внедрять данную концепцию. Самая большая наша проблема — все думают, что это очень дорого. Но количество производств роботов в мире ежегодно растет. Роботизация с каждым годом становится дешевле, — говорит Майоров. — К тому же та же, например, сварочная линяя везде одинаковая. Линяя упаковки — тоже. Поэтому чем больше интеграторов, тем больше опыта. Понятно, что на первых проектах это уникально и дорого. Но в следующих проектах производители уже могут позволить себе снизить цены».
«На 10 тысяч работающих у нас 26 роботов. За пять лет наша цель — довести до 140».
По словам эксперта, сегодня самая большая проблема в том, что на предприятиях не знают, как подойти к вопросу роботизации. Бесплатный аудит проводится поверхностно, поэтому лучше делать за деньги, как это делают в той же Швеции. На это нужно 2 млн рублей: 50% оплатит государство, 50% — само предприятие. В начале года кластер обратился к республике с просьбой выделить 300 млн рублей, чтобы охватить 300 предприятий. Но пока бюджет республики не готов выделить такую сумму. «Если бы мы это сделали, случился бы резкий скачок в роботизации Татарстана», — отметил Майоров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.