В ГБКЗ им. Сайдашева прошел необычный по нынешним временам «Микрофонсыз концерт» («Концерт без микрофона»). Как и следует из названия, артисты и музыканты, участвовавшие в нем, обходились без звукоусиливающих примочек, без которых редко сегодня проходят подобные мероприятия. Но так в свое время пел Рашит Вагапов, чье имя носит фестиваль, руководитель которого Рифат Фаттахов и придумал данный проект. «БИЗНЕС Online» побывал на «Микрофонсыз концерт» и убедился в важности подобного начинания.
Концерт, в котором татарские эстрадные артисты поют без микрофона, стал долгожданным событием
«Даже, когда Ильгам-абый пел с микрофоном, из зала кричали: «Убери, он портит твой голос!»
Концерт, в котором татарские эстрадные артисты поют без микрофона, стал долгожданным событием. Организаторы из фонда им. Вагапова хотели провести «Микрофонсыз концерт» еще в 2020-м, но планы спутала пандемия. И вот сейчас мероприятие наконец-то состоялось, причем в настоящем храме высокого музыкального искусства — ГБКЗ им. Сайдашева.
Интересно, что сам формат для большинства зрителей старшего возраста не был каким-то открытием, во времена их молодости большинство концертов проходило без звукоусиливающей аппаратуры. «Я вырос, слушая на концертах песни без микрофона, — рассказал „БИЗНЕС Online“ народный поэт Татарстана Разиль Валеев. — Например, когда мне было 12–13 лет, к нам в деревню приезжал Рашит Вагапов, он тоже пел вживую. Переехав в Казань, я был на концертах Ильгама Шакирова, он тогда не пользовался микрофоном, и его очень хорошо принимали. Даже, когда Ильгам-абый пел с микрофоном, из зала кричали: „Убери, он портит твой голос!“».
Другая татарская музыкальная легенда Альфия Авзалова также частенько исполняла песни лишь в сопровождения аккомпаниатора, вспоминает ее дочь Зульфия Нигмедзянова. «Бывало так, что в клубе отключали свет, а что оставалось делать… Баян был всегда, скрипка, я помню, тогда люди керосиновые лампы приносили с собой», — говорит нашему корреспонденту Нигмедзянова.
Детство 63-летнего директора ИЯЛИ профессора Кима Миннуллина пришлось на 70-е годы прошлого века, он тоже отмечает, что в те времена концерты проходили без какой-либо аппаратуры, поэтому «Концерт без микрофона» для него «новая старая новость». А певец, ныне продюсер Рустам Сарваров даже вспоминает весьма комичный случай из своей практики. «Как-то раз мы забыли подключить микрофон, заметили это только во время антракта. Опомнившись, исправили ситуацию. Потом зрители говорят, мол, ты вначале хорошо пел, а потом не очень», — смеется Сарваров.
Но среди публики были и молодые, но уже известные в республике люди. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратил внимание на прогуливавшегося по залу ГБКЗ Эльмира Низамова, на «Микрофонсыз концерт» должен был прозвучать фрагмент из его оперы «Кара пулат». По словам композитора, в исполнении без микрофона имеются свои нюансы. «Пение без микрофона — это крупная подача, предполагается, что певец своим голосом должен заполнить весь зал. Чисто технически там тональность должна быть другой. Подача, при которой можно мягко спеть в микрофон, в этом случае работать не будет», — считает завкафедрой композиции Казанской консерватории. По большому счету, полагает композитор, если у вокалиста есть хороший голос, то он сможет качественно петь а капелла.
Рифат Фаттахов: «Конечно, микрофон — большое достижение технического прогресса, с этим не поспоришь. Но, как и у каждого явления, здесь есть две стороны медали»
«Высшее проявление высокого вокального искусства — живой звук без технических прикрас»
Главный организатор «Микрофонсыз концерт», руководитель общественного фонда им. Вагапова, известный продюсер Рифат Фаттахов говорит, что на запуск этого проекта его вдохновила позиция певца, чье имя носит его организация.
— Рашит Вагапов был ярым противником микрофонов, говорил: «Тавышсыз җырчы гына микрофонга өрә» («Только безголосый певец дует на микрофон»). Был такой случай в 1957 году в концертном зале имени Чайковского: во время гала-концерта он вышел на сцену, там стоял микрофон, а он взял и убрал его. Я, кстати, не видел ни одного снимка Вагапова, где бы он пел в микрофон, ни одного.
— Так он смог показать свой голос во всей красоте?
— Конечно, но здесь есть другая сторона вопроса. Благодаря этому героизму Рашита-абыя мы остались без единой видеозаписи. Аудиозапись без микрофона получается технически очень плохой, и ее просто не пропускают. Возможно, они есть в частных архивах. Например, его очень любил первый секретарь Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев, который просил Вагапова гостить у него дома.
— Вы сами выступаете за татарскую эстраду без микрофонов?
— Сегодня не хватает на нашей эстраде искренности. Конечно, микрофон — большое достижение технического прогресса, с этим не поспоришь. Но, как и у каждого явления, здесь есть две стороны медали. Да, технические средства позволяют красиво подать голос, обогатить, но, с другой стороны, приводят к такому явлению, что некоторые наши звезды просто перестали петь живьем, предпочитая открывать рот под фонограмму.
— Какая главная задача у «Микрофонсыз концерт»?
— Одна из главных задач нашего проекта — своего рода вызов современной, к сожалению, не очень высококачественной эстраде, дешевой эстраде! Первый инструмент артиста — голос. Если у тебя есть — пожалуйста, выйди на сцену Большого концертного зала, а это очень капризный зал. Мы сегодня делаем первый шаг, два-три месяца репетировали. Во время репетиций мы поняли, что отвыкли петь и играть без микрофонов и певцы, и музыканты.
Но мы остаемся верными своим принципам, Вагаповский фестиваль — это пропаганда высокого вокального искусства. А высшее проявление высокого вокального искусства — живой звук без технических прикрас.
При этом Рифат Фаттахов отметил, что проект реализуется при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Фонда президентских грантов.
Каждое выступление артистов зал встречал овациями
«Позволило каждому зрителю в зале ощутить себя частью эгрегора татарской культуры»
Концерт обошелся без традиционных ведущих, лишь вначале и в конце к зрительному залу по видео обратились Фаттахов и режиссер «Концерта без микрофона», худрук Камерного хора РТ Миляуша Таминдарова. Интересно, что первый в это время сидел в зале, а Таминдарова руководила здесь же своим коллективом. Весь вечер на сцене блистал казанский камерный оркестр «Новая музыка» под руководством Анны Гулишамбаровой.
Честь открыть вечер выпала обладателю Гран-при Вагаповского фестиваля Алмасу Хусаинову, спевшему тукаевскую «Аллюки», после чего арию Наргизы из той самой оперы «Кара пулат» исполнила Илюса Хузина. Вот так в ходе вечера артисты демонстрировали свое «безмикрофонное» мастерство в исполнении классических, эстрадных и народных произведений. Например, именитый оперный тенор Ильгам Валиев а капелла исполнил татарскую народную песню «Альфия» из репертуара Вагапова, а Алина Шарипжанова — башкирскую «Зулхижжу».
Дуэт Рустам Маликов – Базарбай Бикчантаев не только демонстрировал свои вокальные данные, но и мастерство игры на музыкальных инструментах. Корреспондент «БИЗНЕС Online» за кулисами спросил у Бикчантаева о впечатлениях от мероприятия: «Такой концерт нужен, ты можешь показать всю красоту своего голоса. Думаю, это и зрителю нужно». Обладатель же Гран-при международного фестиваля им. Вагапова Ранис Габбазов отличился тем, что с балкона над сценой спел одну из самых «моңлы*» татарских песен «Иске кара урман». «Пел на одном концерте без микрофона, на каком, уже не помню, хотя дома пою, например, когда в ванной моюсь, — смеется Габбазов. — Когда готовимся к выступлению, за сценой тоже поем без микрофона». А вот Рустем Насыбуллин, исполнивший сайдашевский «Әдрән диңгез», добавляет в разговоре с «БИЗНЕС Online», мол, нам во время учебы в консерватории постоянно приходится петь подобным образом, мы люди привычные.
Концерт обошелся без традиционных ведущих, лишь вначале и в конце к зрительному залу по видео обратились Фаттахов и режиссер «Концерта без микрофона», худрук Камерного хора РТ Миляуша Таминдарова
Каждое выступление артистов зал встречал овациями. Видимо, потребность в «Микрофонсыз концерт» действительно серьезная. Это подтверждают и отзывы зрителей. «Рифат Фаттахов с Миляушой Таминдаровой сотворили очередное чудо. У всех артистов было безупречное исполнение. Иначе, наверное, и быть не может при пении без микрофона. Мы все в восторге!» — комментирует увиденное доцент Казанского медуниверситета Руслан Колясов. А вот гостью из Уфы Гузель Диникееву восхитила народная песня «Өммегөлсем» в исполнении всего состава солистов, оркестра и хора. Таминдарова еще руководила зрительным залом, который дружно подпевал известную с детства композицию. По мнению зрительницы, это «позволило каждому зрителю в зале ощутить себя частью эгрегора татарской культуры, услышать голос предков в своем сердце и прочувствовать песню душой».
* Слово «моң» — понятие, передающее национальную особенность татар, мировосприятие, присущее только этому народу. Передает тоску, печаль, лиризм, меланхолическое состояние души. Больше всего проявляется в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.