Сегодня в столице РТ проходят мероприятия по случаю празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Их центрами притяжения закономерно стали Казань и Болгар, где размещаются святыни, признанные историками и властями. Но есть в Татарстане и другие — малоизвестные — уголки, являющиеся местом поклонения тысяч мусульман. «Это не только дань уважения нашим предкам, но и вклад в развитие традиций для подрастающего поколения», — говорит Ирек Богуславский, меценат проекта «Дом паломника» в селе Татарские Тюки, где жил, творил добро и был похоронен духовный наставник и целитель Кадыкай Абыз-бабай. О том, что за край, где рождаются легенды о чудесном спасении и из недр земли бьет неиссякаемый целебный родник, — в нашей фотоистории.
-
Через неделю, в последнюю пятницу мая, по старинной традиции в село Татарские Тюки Дрожжановского района съедутся из разных регионов более тысячи паломников на день памяти Кадыкая Абыз-бабая. В отличие от официальных торжеств, посвященных 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, это мероприятие обычно проходит без рекламы и помпы. Собравшиеся читают суры из Корана, намаз, а затем все жители деревни и гости собираются за общим столом на праздничный обед из мяса жертвенного барана.
-
«Я совсем еще мальчишкой был, но и тогда все старшее поколение в деревне именно в мае собиралось на служение у могилы. За этой территорией местные жители всегда следили и ухаживали, — вспоминает глава Старокакерлинского сельского поселения Рустем Фаткуллин. — Потом все чаще стали приезжать сюда люди издалека — помолиться, набрать воды из источника, попросить Всевышнего о чем-то своем. Когда год назад благотворители завершили проект благоустройства, конечно, место преобразилось. Самых высоких гостей не стыдно принять!»
-
Год назад здесь построили Дом паломника площадью 100 квадратных метров, где все желающие после дальней дороги могут отдохнуть, перекусить, выпить чаю, совершить омовение. Вокруг места захоронения Кадыкая Абыз-бабая поставили 100 скамеек для 400 паломников, полностью очистили и облагородили озеро, построили удобные лестницы для спуска к воде, а на могиле установили новую кованую ограду. В перспективе на прилегающей территории появится полноценный парк — здесь уже проложили дорожки и начали сажать деревья.
-
«К счастью, Татарстан богат на объекты культурного и религиозного наследия. И крайне важно содержать их в порядке, оберегать, обустраивать. Это не только дань уважения нашим предкам, но и вклад в развитие традиций для подрастающего поколения. Я уверен, что, благодаря реконструкции этой территории, сюда будет приезжать все больше и больше паломников из всех уголков страны. Теперь все условия для этого созданы», — рассказал меценат проекта, депутат Госдумы РФ Ирек Богуславский.
-
Кем же был Кадыкай Абыз-бабай, чья могила оказалась местом поклонения и вошла в число святынь Татарстана? Судя по рассказу имама села Асхата Кабирова, фигура эта — сколь историческая, столь и легендарная: духовный наставник, распространитель мусульманской веры и даже целитель, обладавший незаурядными способностями.
-
По местному преданию, Кадыкай Абыз-бабай приехал в эти края, будучи маленьким мальчиком из Астраханской области. У него были еще брат и сестра. Брат похоронен в Астраханской области, а сестра — в Чувашии. Здесь Кадыкай помогал местному мулле, тот ему построил дом, после того как распознал у него божественный дар.
-
Словом, жизнь Кадыкая Абыз-бабая то ли в XVI веке, то ли гораздо позже окружена флером легенд, как и его гибель — утверждают, что героическая, в схватке с врагом. Недаром, уходя на войну, мужчины села приходили к камню помолиться, чтобы Всевышний их сохранил. Кстати, в Великой Отечественной войне участвовали 260 жителей села.
-
Что-то, возможно, смогут прояснить письмена на памятнике, но полустертая арабская вязь еще ждет своих исследователей.
-
Основания полагать, что Кадыкай Абыз-бабай действительно был видным историческим персонажем, весьма велики. Неслучайно уже сотни лет легенды о нем хранятся в народной памяти.
-
Когда у ислама отсутствовал государственный статус в России и татары испытали на себе несколько волн насильственного крещения, неофициальными лидерами татарских общин стали абызы (от арабского «хафиз» — «знающий Коран наизусть»). Благодаря знанию и особым талантам абызы пользовались большим уважением и авторитетом среди прихожан, а знание русского языка помогало им быть посредниками в контактах общины с русской администрацией.
-
Местные жители рассказывают еще более интересные истории — о чудесных исцелениях, которые происходят по сей день с паломниками к могиле Кадыкая. Так, одна из легенд гласит, что некогда русский император даже пожаловал абызу лесные угодья в благодарность за вылеченную дочь.
-
Целебные свойства приписывают и воде из родника — кстати, факт, что озеро не пересыхало даже в самую сильную засуху, которая в прошлом году опустошила многие колодцы в округе.
-
Как относиться к этим рассказам, каждый решает сам. Но побывать в этих краях с верой, любопытством или даже надеждой, безусловно, стоит каждому жителю Татарстана, чтобы в самые непростые моменты жизни помнить, как прекрасна наша земля и человек на ней.
-
Уроженец этих мест, министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков, рассказывает — проезжая мимо села, он часто останавливался у могилы Кадыкая.
-
«Благодаря меценатам теперь на этом почитаемом для всех местных жителей месте построен дом для паломников, где в любую погоду можно проводить религиозные мероприятия, почитать с имамом намаз. Могила Кадыкая всегда была святыней для многих. Иногда до 45 „корбан аши“ здесь проводили, столы длиной по 300 метров накрывали. Независимо от вероисповедания люди уезжают отсюда одухотворенные, получив заряд уверенности, веры в лучшее, с намерением делать благие дела. Именно так, я считаю, добро порождает добро».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.