«Диверсификация никогда у нас не останавливалась. Мы никогда яйца в одну корзину не складывали, искали альтернативы», — так объяснил устойчивость положения и перспективность развития Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината его генеральный директор Ауфар Галиев. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему ЗМК не использует консерванты, сухое молоко и пальмовое масло, как борется за экологию и за счет чего предприятия молокопереработки могли бы сэкономить десятки миллионов рублей.
Ауфар Галиев: «Я прогнозирую, что какие-то продукты исчезнут, поскольку их сложно будет производить, но народ мы накормим в любом случае»
«Сложности будут, но, если не сидеть на печке, все можно преодолеть»
— Ауфар Зуфарович, как повлияли западные санкции на молокоперерабатывающую отрасль в целом и на ваше предприятие в частности?
— Как и любое производство в России, мы с европейскими компаниями очень тесно связаны, потому что они являются мировыми лидерами в вопросе оснащения молокоперерабатывающей промышленности, более 90 процентов оборудования — европейское. Они поставляют не только машины, но и технологии. Нашим специалистам необходимо только его поддерживать в рабочем состоянии и выпускать готовую продукцию.
С начала пандемии мы ощутили определенные проблемы с поставками импортных запчастей и ингредиентов, поэтому начали делать запасы в рамках сроков годности. Благодаря запасам мы сегодня стабильно работаем. Сегодня есть альтернативные производители европейских запчастей, но тоже, к сожалению, не российские.
— Западные санкции, в отличие от пандемии, похоже, бесконечные, а запасы не безграничны. Как видите будущее своего производства?
— Поставки по заявке производства идут ежемесячно. Контроль по запчастям и ингредиентам — на еженедельной основе. Пока необходимое завозим.
— То есть поставки не прекратились?
— Сегодня поставки усложняются логистикой, но европейские партнеры хотят продолжать с нами работать и изыскивают всяческие пути для поставок.
— Усложнение логистики ложится на себестоимость и удорожание продукции происходит?
— Естественно.
— Как считаете, в будущем Европа нас не оставит без своего оборудования или российским производителям надо давать «задание» на реальное импортозамещение?
— Диверсификация никогда у нас не останавливалась. Мы никогда яйца в одну корзину не складывали, искали альтернативы. Многие годы работаем с несколькими поставщиками и не только из Европы. Это позволяет закрывать нам проблемные вопросы по поставкам.
— С какими еще странами вы работаете?
— Работаем с Китаем, прорабатываем Турцию. Российские компании, обслуживающие наше оборудование, осуществляют закупки по всему миру. Сложности будут, но если не сидеть на печке, то все можно преодолеть.
— А надежды на 100-процентное замещение импортного оборудования на отечественное нет?
— Многие российские компании поставляют оборудование, оно у нас есть. Но зачем изобретать велосипед, если он уже изобретен? Если кто-то в мире произвел что-то успешное, почему не воспользоваться? Отечественные производители закупают технологии и комплектующие у мировых производителей, которые имеют гарантированные качество и срок эксплуатации. Да, переналадка все равно произойдет, просто это займет определенное время. Я прогнозирую, что какие-то продукты исчезнут, поскольку их сложно будет производить, но народ мы накормим в любом случае. Со времен Советского Союза мы молоко разливали, творог и кефир делали.
«Сырья нам в данный момент хватает, молоко «Ак Барс Холдинга» используется на 100 процентов, дополнительно покупаем молоко и у населения, и у агрофирм, но только с территории республики. Как правило, молоко поступает в течение двух-четырех часов с момента надоя»
«Консерванты не используем вообще»
— Откуда ЗМК берет закваски для производства кисломолочной продукции? Это наверняка импорт.
— У нас есть заквасочный цех, кефир мы делаем на живых грибках, как это было и раньше. Но закваска для сыров, премиксы для детского питания — все импортные. Мы работаем со всеми производителями заквасок, которые подходят под параметры нашей продукции.
— Отечественные закваски, наверное, тоже можно делать?
— Думаю, минсельхоз и минпромторг России уже поставили такую задачу, над этим работают. Если вакцину умеем делать, то почему закваску не сделать?
— «Для сохранности своей продукции вы применяете импортные консерванты? Санкции на вас скажутся?» (Алсу)
— Консерванты не используем вообще. Мы позиционируем себя как завод цельномолочной продукции, и она у нас ограничена сроками хранения. Срока хранения от 5 суток до 6 месяцев мы добиваемся технологией термообработки продукта и специфичной упаковкой.
— Кстати, об упаковке. Она ведь тоже, наверное, импортная?
— На 90 процентов мы работаем с российскими заводами, но у них импортные комплектующие. В феврале – марте цены резко подскочили, поставщики требовали предоплату, сегодня постепенно возвращаемся к прежним условиям. Удлинились сроки поставки упаковки, но, имея запас на три месяца, полгода, можем нивелировать длительность поставки. Основная проблема сегодня — логистика, у европейских перевозчиков есть проблемы на таможне.
— «Что еще, кроме молока, требуется для производства вашей продукции? Кто вам это поставляет?» (Эльза Н.)
— Для каждого продукта свои требования. В кисломолочную продукцию добавляем закваски. В детское питание, согласно рецептуре, разработанной Центром питания, биотехнологии и безопасности пищи (бывший Институт питания РАМН) в Москве, добавляем натуральные фруктовые наполнители, витаминные и минеральные комплексы. И, конечно, нужна упаковка. Все это импортного и отечественного производства.
— А консерванты ухудшают качество продукта, делают его более вредным?
— Я не сказал бы, что ухудшают, просто нам они не нужны.
— «Какие у вас наполнители для йогуртов, творожков — отечественные или импортные? Умеют ли у нас делать качественные джемы?» (Дамир)
— Наполнители в основном импортные. Польские поставщики ни на один день не сорвали поставки. Проблемы есть с Австрией, и пока сохраняется неопределенность. Но мы перепрофилировались на отечественные компании из Самары, Москвы.
— У вас и польское оборудование есть?
— Конечно. У поляков передовые технологии по производству творога, очень хорошие фасовочные автоматы.
— А отечественные производители так и не научились делать джемы?
— Делать научились, но мы в своей продукции используем сертифицированные фруктово-ягодные наполнители без консервантов, из натуральных калиброванных фруктов и ягод. В Австрии они всегда стабильного качества. Сертифицироваться на детское питание не так просто. Но и с российскими производителями начинаем работать. Всегда удобно работать со своими производителями, можно быстрее договориться и купить. Главное — соотношение цены и качества.
Острых проблем с импортозамещением в дальнейшем я не вижу. Самое главное, чтобы была хорошая погода и фрукты-ягоды росли.
«Мы обновили весь парк оборудования, даже сейчас происходит некоторая замена. На 100 процентов оборудование модернизировано»
«На каждом повороте движения молока — контроль»
— «Хватает ли вам собственного сырья? У кого покупаете молоко, как отслеживаете его качество?» (Миляуша)
— Сырья нам в данный момент хватает, молоко «Ак Барс Холдинга» используется на 100 процентов, дополнительно покупаем молоко и у населения, и у агрофирм, но только с территории республики. Как правило, молоко поступает в течение двух-четырех часов с момента надоя.
— Сколько молока вы перерабатываете?
— В 2021 году мы произвели 163 тысячи тонн молочной продукции, в день перерабатываем порядка 550–600 тонн молока-сырья.
— А как вы качество молока-сырья отслеживаете, если даже у ЛПХ покупаете?
— 100 литров молока или тонна — анализы одни и те же. Если что-то не соответствует требуемым параметрам, молоко не принимаем.
— Сколько контрольных точек на пути молока-сырья?
— На каждом повороте движения молока — контроль. Лабораторный контроль на входе очень сложный, оборудование там самое современное, анализ занимает до 45 секунд. Проверяем на наличие антибиотиков, органолептические показатели, кислотность, плотность, массовую долю жира и белка, группу частоты, точку замерзания, ингибирующие вещества, соматические клетки и общее количество микроорганизмов.
Если все нормально, молоко принимаем. Следующие анализы — после сепарации, после производства продукции, перед фасовкой, после фасовки. Образцы продукции хранятся в библиотеке, и в процессе хранения тоже производят анализ.
Все жалобы от потребителей мы фиксируем, рассматриваем комплексно. Есть у нас заместитель по качеству, есть контролеры, которые перепроверяют лабораторию. На любом продукте обозначены день и время его фасовки, и мы можем установить, в какую смену произошел сбой. Все такие случаи мы анализируем, чтобы исключить впредь. Когда приходит какая-то претензия, проверяем аналогичный продукт в библиотеке. Если с ним все в порядке, значит, проблема в упаковке, логистике или хранении в магазине.
— Непривычное слово «библиотека» в контексте переработки молока. Это что?
— Это комната по типу большого холодильника, где стоят образцы всех партий выпущенной продукции до истечения срока реализации.
— Как оцениваете молочную отрасль в Татарстане? Молокоперерабатывающих заводов становится все больше, есть ли такая же динамика в производстве молока?
— В молочную отрасль пришли очень много молодых инвесторов, имеющих свои подходы к бизнесу. Остались в отрасли и прежние производители. Всегда идет броуновское движение в этом бизнесе, как и в любом другом. Не скажу за всех производителей республики, но, что касается наших поставщиков, они стабильны, никто не уходит с рынка, а мы вовремя с ними расплачиваемся, что позволяет им развиваться. Долгосрочные партнерские отношения — это стабильность и предсказуемость.
В республике построено много новых заводов, новых цехов внутри заводов. Раньше республика продавала огромное количество молока-сырья за свои пределы, а сегодня 90 процентов перерабатывается в самом Татарстане. Думаю, скоро все молоко будет в республике перерабатываться. Такая задача президентом РТ поставлена, и она будет выполняться.
«Детское питание — это наша персональная ответственность»
— «Какой процент пальмового масла в вашей продукции? Какого оно качества? Говорят, есть вполне безопасное». (Эмиль)
— Продукция нашего предприятия не содержит пальмового масла.
— Производство детского питания для грудничков — дело дорогое, хлопотное и ответственное. Зачем ЗМК взялся за это?
— ЗМК — единственный в Поволжье сертифицированный производитель продукции для детей с первых дней жизни. Эта история начинается с 1998 года, когда на ЗМК появился цех детского питания. За весь период поставки адаптивных смесей у нас не было ни одного нарекания по качеству. Приезжают из Москвы и закупают целыми упаковками. Спрос стабильный. Да, это сложно: отдельная приемка, отдельный завод в заводе, отдельные сертифицированные молочные фермы. Детскую продукцию мы разрабатываем в тесном диалоге со специалистами, в том числе с республиканскими. И было очень приятно, что главный диетолог минздрава РТ Резеда Файзуллина назвала «Адамилк-1» и «Адамилк-2» достоянием нашей республики.
— Чье это было решение заняться таким производством — предприятия или властей?
— Это была государственная программа, производителей детского питания должно было быть более 20, но сегодня в России их всего 10: такие заводы есть в Пензе, Брянске, Екатеринбурге, Красноярском крае, Зеленодольске и некоторых других городах. За это время мы обновили весь парк оборудования, даже сейчас происходит некоторая замена. На 100 процентов оборудование модернизировано.
— «Очень приятно, что в республике есть производитель питания для грудничков, но хотелось бы убедиться в его безопасности. Ваше производство сертифицировано, а как часто его проверяют на соответствие?» (Людмила Григорьева)
— Роспотребнадзор постоянно проверяет! С полки отбираются образцы и глубоко анализируются. Это же дети! Это наша персональная ответственность.
— «Какова загрузка цеха детского питания? Нет ли каких-то сложностей с оборудованием — там стоят линии „ДеЛаваль“?» (Дмитрий)
— У нас оборудование компании Tetra Pak. Сегодня идет модернизация цеха детского питания, в ближайшие месяц-полтора она закончится. По мощности мы планируем прирасти еще процентов на 30. В данный момент загрузка по одним видам продукции — 100 процентов, по другим — 60–70. Поставляем детскую продукцию по программе минздрава, а также в магазины.
— Вы не планируете выпускать сухие детские смеси?
— Нет, это не наш бизнес.
— А почему? Востребованность-то есть.
— Это отдельный завод. Насколько я знаю, этой темой активно занимается Иран. Но смеси, которые мы готовим, намного полезнее и эффективнее, чем сухие. Сухое не вредное, но живой продукт все-таки лучше.
«У человека всегда должна быть возможность выбора»
— «Сколько сухого молока закупаете?» (Ильдар)
— Мы его не закупаем, а производим и продаем. Избыток молока мы сушим. Сухое молоко продаем по всей России.
— Для каких целей покупают сухое молоко?
— Это заменитель сырого молока — восстановил и используй как хочешь.
— Многие негативно относятся к сухому молоку как к чему-то искусственному.
— Я как молочник скажу так: нужно 100 раз сказать спасибо людям, которые во времена Советского Союза построили такие заводы, и мы сегодня можем сушить молоко. Срок хранения сухого молока — год! Это вопрос продовольственной безопасности, сухое молоко можно восстановить в любое время — будет обезжиренное молоко. Один из основных поставщиков сухого молока в Россию — Беларусь.
— Но вы сами свое сухое молоко не используете?
— Нет такой необходимости, у нас круглый год сырья хватает.
— В последнее время появилась реклама «Это не молоко!». Как вы относитесь к альтернативному молоку, которое продвигается как более полезное?
— Любой продукт на полке изучен и имеет своего покупателя. Объем продаж такого продукта небольшой. Лично я к нему отношусь нейтрально. Считаю, у человека всегда должна быть возможность выбора. Но это не продукт, который можно употреблять каждый день. А детей и семью надо кормить ежедневно.
— «Насколько цена на полках отличаются от себестоимости? Может ли производитель влиять на цену? Ждать ли повышения цен?» (Мария Ивановна)
— Конечно, покупатели ощутили на себе рост цен. Начиная с июня прошлого года цены на сырье как пошли вверх, так до сих пор не падают, хотя раньше летом обычно снижались из-за переизбытка молока. В этом году прогнозировать цены на молочные продукты сложно, поскольку подорожала и упаковка, и ингредиенты, и запчасти. Некоторые позиции выросли в цене на 100–200 процентов. Маржинальность цельномолочных заводов сильно упала. Выводы просты.
— В связи с удорожанием всего почувствовали ли вы по своей продукции спад потребительского спроса?
— Объем переработки и продажи всегда плавающий. Резкого снижения пока не наблюдается.
«Мы работаем над стабильностью качества. У нас в технологии производства нет ручного труда, все автоматизировано»
«Вырастить настоящего молочника — очень сложный процесс»
— «Что позволяет ЗМК быть лидером переработки молока: специалисты, сырье родного холдинга, научные разработки, правильный маркетинг, что-то еще?» (Анвар Зиганшин)
— Все перечисленное влияет на конечный результат. Но самая большая наша ценность — это люди. Вырастить настоящего молочника, специалиста — очень сложный, долгий и дорогостоящий процесс. Тем более что у нас много специализаций.
— «Сколько человек трудится на ваших производствах? Как оплачивается их труд? Испытываете ли нехватку специалистов?» (Хайруллина С.)
— У нас работают более 1 250 человек, и, чтобы коллектив работал как единый механизм, компания тратит много средств, сил и времени на его обучение. Мир меняется, и мы приспосабливаемся к нему. Молодые люди, которые могли бы работать на производстве, сегодня предпочитают быть курьерами или работниками складов и торговых центров иностранных и федеральных сетей. Произошел большой отток молодой рабочей силы, что вызвало кадровый голод у предприятий, поэтому некоторые из них работают на 5–10 процентов своей мощности.
Что касается ЗМК, мы проводим индексацию зарплат, не было ни одного дня задержки выплаты ни зарплаты, ни налогов. Такая стабильность, конечно, многих привлекает. Я ожидал, что будет большой приток людей, но этого не произошло. Мы даже из соседних регионов приглашаем, предоставляем автобусы для их перевозки. За четыре месяца этого года по сравнению с таким же периодом прошлого мы приняли всего на два человека больше. Но основные кадры все на местах.
— Какая у вас зарплата?
— Средняя зарплата за четыре месяца текущего года — 42 тысячи рублей.
— Говорят, что на вашем предприятии работают дегустаторы, в чем заключается их работа на молочноперерабатывающем комбинате?
— Самое главное на молочном производстве — это стабильность вкуса продукта. Вот дегустаторы за этим и следят. Мы работаем над стабильностью качества. У нас в технологии производства нет ручного труда, все автоматизировано, но молоко может быть разным — в зависимости от питания коров. Я считаю, вкус и качество молочной продукции на 90 процентов зависят от сырья.
Когда мы планируем новинки, проводим расширенную дегустацию, на основании средних показателей технологи дорабатывают продукт. С производителями наполнителей мы плотно работаем, направляем им свои требования по количеству сахара, размеру фруктовых кусочков, преобладанию того или иного вкуса.
Каждое утро начинается с дегустации той продукции, которая была сделана за сутки.
— «Что входит в АО „ЗМК“? Три завода, а что на них? Например, лаборатории качества, лаборатории по производству новых продуктов и тому подобное?» (Луиза Биктимирова)
— Управление тремя заводами идет с площадки ЗМК — у нас централизованы бухгалтерия, экономический отдел, отдел материально-технического снабжения, юридический отдел и отдел кадров, служба безопасности и другие службы. Все службы заводов курируются главными специалистами. Служб очень много, одних только лабораторий несколько — лаборатория приемки, лаборатория на складе готовой продукции, микробиологическая лаборатория, химическая. Есть подразделения для работы с «Меркурием» и «Честным знаком».
— Молоко возите на своих молоковозах?
— У нас более 90 своих молоковозов. Со стороны привлекаем только большегрузы, когда требуются большие перемещения.
— У вас раньше был распределительный склад в Раифе. Сегодня вы его используете?
— Имея два собственных склада, мы сегодня арендуем склад в новом логистическом центре на территории опережающего социально-экономического развития в ЗМР, что позволило нам ускорить все процессы и увеличить объемы производства.
— У трех ваших заводов есть специализация?
— Зеленодольский и Чистопольский — цельномолочные заводы, в Зеленодольске еще есть цех детского питания, а Буинский завод — масло-сыродельный.
«В детское питание, согласно рецептуре, разработанной Центром питания, биотехнологии и безопасности пищи (бывший Институт питания РАМН) в Москве, добавляем натуральные фруктовые наполнители, витаминные и минеральные комплексы»
«Все заводы прошли реконструкцию, внутри — все новое»
— «Сколько продукции ЗМК произвел за прошлый год, какова динамика за последние пять лет? Есть ли предел объему производства?» (Капустин)
— В 2021 году комбинат произвел 163 тысячи тонн молочных продуктов: 37,3 тысячи тонн под брендом «Очень важная корова», 44,9 тысячи тонн под брендом «Васькино счастье», 8,9 тысячи тонн под брендом «Обнимама», 13,6 тысячи тонн продукции под брендами федеральных сетей. За последние пять лет динамика роста производства составила 50 процентов.
Сегодня у нас есть свободные мощности. Мы можем перерабатывать и 700, и тысячу тонн молока — все зависит от того, какие будем при этом тратить ресурсы и сколько зарабатывать. Любое увеличение объема требует привлечения дополнительных кадров. Но, если спрос увеличивается, объемы прибавляем.
— Все заводы не новые. Это не сдерживает рост производства?
— У нас все заводы прошли реконструкцию, внутри — все новое.
— А площади под заводами позволяют расти территориально?
— В Чистополе площади позволяют, в Буинске тоже имеющихся площадей нам достаточно. Что касается Зеленодольска, то мы увеличились по энергомощности, есть план развития. Конечно, здесь площадей не хватает, но пока с задачами справляемся. Может быть, будет проще приобрести или построить отдельное предприятие и его развивать.
— «Какой доход получили за прошлый год, на что направили прибыль?» (Юрий Титов)
— Чистая прибыль за 2021 год составила 232 миллиона рублей при выручке 10,4 миллиарда рублей. В основном прибыль направляется на модернизацию производственных площадок. К примеру, в Чистопольском филиале в этом году более 100 миллионов рублей потратили на постройку очистных сооружений. В прошлом году полностью модернизировали цех приемки молока и мойки автоцистерн, оборудовали площадку отбора проб молока.
— «Приходится ли ЗМК брать кредиты, насколько тяжел ваш кредитный портфель?» (Ильшат)
— Оборотные средства всегда нужны. Много денег у нас заморожено в готовом товаре, в торговле, а молоко-сырье покупать нужно ежедневно. Конечно же, как и у большинства предприятий, у нас есть кредитная нагрузка.
— «Какая помощь нужна переработчикам молока от государства?» (Юдин)
— Проблемы, конечно, есть, и они нами озвучиваются постоянно. Например, есть субсидии для производителей молока, а для переработчиков нет ни субсидий, ни дотаций. Считаю, дотации для цельномолочных предприятий республики и страны — это было бы правильным решением. Еще вопрос — молоковозы. Мы обновили свой парк, а транспорт сегодня недешевый. Если бы его приобретение субсидировалось по программам, как это было раньше, то это было бы большой помощью. Нужны субсидии и на закупку оборудования. Об этом мы писали в минсельхоз и Татарстана, и России, транслируем свои мысли и через Союзмолоко. Конечно, это дело не одного дня, процесс долгий. Надеемся, нас услышат.
— Как на предприятии сказались пандемийные ограничения? Сохраняются ли они сейчас?
— На наших предприятиях санитарные нормы и так очень жесткие, нас всегда проверяют и Роспотребнадзор, и СЭС. Больших замечаний мы не получаем, а все недоработки оперативно исправляем.
Антиковидные ограничения с предприятия мы не снимали — до сих пор измеряем температуру сотрудникам, обязываем носить маски, постоянно обрабатываем помещения и транспорт. Благодаря этому пандемию мы прошли с минимальными потерями, люди хоть и болели, но на объеме выпускаемой продукции это не сказалось. На сегодняшний момент у нас нет ни одного больного.
«Ежедневно более 200 машин выезжает с наших складов. В основном это наемный транспорт для развозки продукции до торговых точек и бюджетных учреждений»
«Этим летом заново запустим «Снегиря»
— «Насколько ваши собственные бренды популярны у населения? Планируете ли придумать еще что-то? И вообще, возможно ли создать что-то новое при таком многообразии молочки?» (Макаров)
— Бренды наши всем известны — «Очень важная корова», «Васькино счастье» и «Обнимама». Планируем к осени заново запустить «Снегиря» в школьной линейке творогов.
— Как разрабатывают рецептуру продуктов для детей?
— Наши технологи очень опытные в вопросе детского питания. Анализируя спрос, определяется потребность рынка в том или ином продукте. Смотрим и на продукцию конкурентов — что у них нового и можем ли мы сделать еще лучше. Конечно, учитываем вкусовые предпочтения детей. Производим, тестируем. Если продукт заинтересовал торговые сети и конечного покупателя, начинаем производство небольших партий. И, конечно, нам очень помогает обратная связь от потребителя.
— Под брендом «Обнимама» выпускаете только молочную продукцию?
— Есть проект производства фруктового пюре.
— Мороженое не планируете делать?
— Произвести любой продукт не проблема. Проблема — продать его. В Татарстане есть успешные предприятия на этом рынке, вот пусть они и занимаются.
— В буинском филиале вы делаете только сыры и масло?
— Еще там сушится сыворотка, которая получается в процессе производства сыров. В день сушим 120–130 тонн сыворотки. В этом филиале была полностью заменена энергосистема, модернизирован цех основного производства и склады, что позволило увеличить объем производства до 150 тонн в день.
— «Планируете ли вы совершенствовать производство сыров? Пробовал — как будто невызревший». (Журавлев В.)
— В Татарстане сегодня есть компании, которые специализируются на производстве твердых сыров. У них и объем переработки гораздо больше, и оборудование немного другое. Мы делаем не так много твердых сыров, но их состав подходит для питания детей в школьных столовых, поскольку в нем нет запрещенных компонентов. А плавленые наши сыры просто идеальные для питания — в них нет никаких консервантов, срок хранения ограничен. Для их производства мы используем масло и творог. Выпускаем «Сливочный», «Со вкусом грибов» и «Со вкусом ветчины». Цех загружен на 100 процентов, продаем не только в республике. Мы больше ориентируемся на производство сыров для плавления. Это совсем другая технология. Делаем сыры, которые на второй день после производства уже реализуем, — их используют для производства пиццы.
— Вы планируете увеличить объем производства сыров?
— Наращивать производство не планируем. У нас в планах — провести модернизацию завода для увеличения объема сушки сыворотки. А вообще, все заводы самодостаточные.
«Продукцию продаем во всех каналах сбыта: федеральных и локальных сетях, рознице, на предприятиях Horeca. Обеспечиваем социальные и медицинские учреждения, детские сады и школы»
«Жалоб получаем немного, слава Всевышнему»
— «Что делается (планируется) для поддержания или улучшения качества вашего продукта?» (Рамис Гумеров)
— Если коротко, мы системно проводим модернизацию производства, обновляем технологии, обучаем персонал, проводим закрытые дегустации для сравнения нашей продукции с продукцией конкурентов, участвуем в выставках. Это рутинная, постоянная работа.
— Много ли жалоб получаете от потребителей?
— Жалоб получаем немного, слава Всевышнему.
— На что больше жалуются — что-то испортилось или вкус не тот?
— Всякое бывает, люди ведь разные. Конечно, ничего постороннего в наш продукт попасть не может — производство практически все закрытое. Если кто-то высказал претензию, мы продукт всегда меняем потребителю, а дефект анализируем. С потребителями активно общаемся через социальные сети, у нас много подписчиков. В двух группах во «ВКонтакте» — «ЗМК — знак молочного качества» и «Обнимама» — у нас около 41 тысячи подписчиков. Раньше мы также работали в «Инстаграме» (суд признал соцсети «Фейсбук» и «Инстаграм», принадлежащие компании Meta, и ее саму экстремистскими организациями, запрещенными в РФ, — прим. ред.), где суммарно наша аудитория достигала 124 тысяч человек.
— Сталкивались ли вы с фальсификацией своей продукции?
— В 2020 году фальсифицировали наши сыры в Калининграде, а когда «Меркурий» заработал, эта тема постепенно ушла.
— Как считаете, насколько введенные системы маркировки помогают защищать рынок от подделок? И чем отличается система ФГИС «Меркурий» от «Честного знака»?
— «Меркурий» упорядочил работу и контроль надзорных органов за движением сырого молока. По базе данных можно увидеть, откуда и куда молоко ушло, сколько на предприятии молока и сколько вышло готовой продукции.
Что касается «Честного знака», то мое сугубо личное мнение — он не нужен. Вот вы скачали приложение «Честного знака», чтобы сканировать QR-код на продукции?
— Нет, конечно.
— А «Честный знак» наносится на каждую штуку товара и содержит информацию о производителе, составе и прочее. Но все это есть на этикетке! Чтобы работать в системе «Меркурий», требуется порядка 10–15 человек, специальное оборудование и программное обеспечение. А «Честный знак» производителям выливается в колоссальные суммы ежедневных платежей. За каждый QR-код мы платим очень большие деньги. И оборудование, конечно, европейское. Возникает вопрос: почему мы должны этим заниматься в сегодняшнее трудное время, почему бы эти деньги не потратить на что-то полезное для людей? А это десятки миллионов рублей! К тому же из-за сбоев программы «Честного знака» приходится останавливать линию. Ее пусконаладка идет уже больше года по всей России.
— Где вы продаете свою продукцию? Участвуете в тендерах, поставляете что-то на биржу?
— Продукцию продаем во всех каналах сбыта: федеральных и локальных сетях, рознице, предприятиях Horeca. Обеспечиваем социальные и медицинские учреждения, детские сады и школы. В 2021 году комбинат продолжил экспансию в регионы — продукция АО «ЗМК» появилась на полках Мордовии и Оренбургской области. География изменилась за счет новых клиентов, а также расширения поставок действующих партнеров. В рамках сотрудничества с торговыми сетями продукция ЗМК стала продаваться в Марий Эл и Башкортостане, а также в Самаре, Тольятти, Ульяновске и Чебоксарах. На территории Татарстана продукция ЗМК представлена более чем в 4,5 тысячи торговых точек. Также продукцию комбината можно купить на интернет-площадке «Яндекс.Лавка», в торговой сети «Самокат», на Ozon и так далее.
— «В какие еще регионы планируете поставлять свою продукцию? Есть ли в планах экспортировать хотя бы в ближнее зарубежье? Чего для этого не хватает?» (Шарипов)
— Наша задача — обеспечить молочной продукцией Республику Татарстан и близлежащие регионы. В большинстве ассортимента мы ограничены сроками годности.
— Кто занимается развозом вашей продукции по магазинам?
— Ежедневно более 200 машин выезжает с наших складов. В основном это наемный транспорт для развозки продукции до торговых точек и бюджетных учреждений.
— Можно ли заказать вашу продукцию с доставкой на дом?
— Мы это дело пробовали, но для доставки на дом нужен большой ассортимент, поэтому конкурировать с «Самокатом» смысла нет.
«В прошлом году совместно с федеральным издательством «Альпина Паблишер» выпустили детскую книгу «Обними меня» тиражом 3,5 тысячи экземпляров. А в декабре 2021-го 454 детских сада Татарстана получили книги «Обними меня» от комбината в подарок»
— «Вы рассматриваете сотрудничество с радиостанциями?» (Наиля)
— Мы все интересные предложения рассматриваем. Например, в прошлом году совместно с федеральным издательством «Альпина Паблишер» выпустили детскую книгу «Обними меня» тиражом 3,5 тысячи экземпляров. Сейчас ее можно найти на прилавках книжных магазинов страны, на Ozon и Wildberries. А в декабре 2021 года 454 детских сада Татарстана получили книги «Обними меня» от комбината в подарок. Книги были переданы всем дошкольным учреждениям Казани, Чистопольского, Буинского и Зеленодольского районов.
— Часто вижу информацию, что ЗМК кому-то оказывает благотворительную помощь. Расскажите, кого вы поддерживаете и почему?
— На постоянной основе полностью обеспечиваем бесплатной молочной продукцией хоспис имени Анжелы Вавиловой и приюты «Колыбель» в Казани и Зеленодольске, где живут женщины с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Также АО «ЗМК» оказывает поддержку детским домам и детским центрам развития творчества, приемным семьям Зеленодольского района, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, подопечным фонда «Ярдам», работникам родильного дома и женских консультаций Зеленодольска, сотрудникам детского «ковидного» госпиталя Казани, временного инфекционного госпиталя РКБ, работникам скорой помощи и детским садам Казани, Зеленодольска, Чистополя и Буинска, пациентам онкогематологического отделения ДРКБ и пожилым людям, проживающим в домах для престарелых в Чистополе и Буинске.
Кроме того, поддерживаем собственную команду по мини-футболу, которая завоевывает призовые места на республиканских соревнованиях.
— Что делает ЗМК для улучшения экологической ситуации и сохранения окружающей среды?
— Оборудование и молоковозы моются кислотно-щелочными растворами, затем омываются водой. Контроль стоков осуществляется по большому перечню параметров, и они от нас уходят чистыми. Мы успели сделать современные очистные сооружения в Чистополе. Сотрудники «Водоканала» сами берут пробы, и если бы наши стоки были загрязненными, то мы имели бы огромные штрафы, но этого нет. Кроме того, уже лет 8 мы на предприятии собираем все бумажные отходы, прессуем, сдаем на переработку.
— Ауфар Зуфарович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.