«При прежнем президенте все зависело от одного человека, а сейчас хотят сделать так, чтобы на развитие страны влияли институты», — описывают эксперты «БИЗНЕС Online» логику перезагрузки Конституции Казахстана, которую запустил Касым-Жомарт Токаев. За Казахстан без елбасы и обезжиривание статуса президента и его родственников накануне проголосовал сам Нурсултан Назарбаев. О том, как спустя пять месяцев после беспорядков в республике второй президент завершил «поворотный момент в истории страны», — в нашем материале.
За Казахстан без елбасы и обезжиривание статуса президента и его родственников накануне проголосовал первый президент страны Нурсултан Назарбаев
Итоги референдума: 77% за Казахстан без елбасы
Внушительным результатом накануне завершился референдум по поправкам к Конституции Казахстана. По данным местного ЦИКа, в голосовании участвовали 68,06% человек, или 7,9 млн избирателей из 11,7 млн, имевших такое право. По официальным данным 77,18% казахстанцев поддержали изменения, 18,66% проголосовали против, 2,58% бюллетеней признаны недействительными и еще 1,58% не было учтено, поскольку содержало оба варианта ответа.
В голосовании приняли участие первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев.
По итогам референдума в Конституцию внесут 55 правок в 33 статьи. Избирателям накануне нужно было ответить лишь на один вопрос: «Принимаете ли вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте закона „О внесении изменений и дополнений в Конституцию“, опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?»
Многие жители страны восприняли голосование так, будто оно направлено лишь на лишение Назарбаева (президент страны с 16 декабря 1991-го по 20 марта 2019-го) всех его привилегий. Действительно, поправки предусматривали исключение из Конституции статуса елбасы (лидера нации) и лишение Назарбаева большинства его персональных прерогатив, положенных ему по конституционному закону о первом президенте страны. Например, его не могли привлечь к ответственности за действия, совершенные уже после окончания президентского правления, его нельзя было подвергнуть задержанию, обыску или личному допросу, имущество и банковские счета, в том числе членов семьи, являлись неприкосновенными, а действующие власти должны были согласовывать с ним основные вопросы внутренней и внешней политики. Кроме того, за год до ухода с поста, в 2018-м, Назарбаев закрепил за собой право пожизненно возглавлять совет безопасности страны. Когда изменения вступят в силу, положение Назарбаева будет регулироваться лишь существующей нормой об экс-президентах, предусматривающей право на защиту чести, достоинства, пенсию, транспорт и охрану.
Из этой ключевой поправки вытекает другая, ограничивающая полномочия действующего президента и последующих. Речь идет о запрете на членство в какой-либо партии для руководителя страны и запрете на занятие государственных постов/публичных должностей для его родственников. Это также касается мэров, губернаторов, судей и военнослужащих. Согласно предложенным изменениям, президент не сможет находиться на своем посту более двух сроков подряд. Также новая редакция Конституции предполагает изменение порядка выборов в парламент со смешанной системой: 30% депутатов станут избираться по мажоритарной системе, остальные — по пропорциональной. С 7 до 5% снижается барьер для прохождения партий в парламент, как и снижается с 20 тыс. до 5 тыс. число подписей избирателей, необходимых для регистрации партии. После принятия изменений глава государства не сможет напрямую назначать мэров и губернаторов; воссоздается Конституционный суд вместо существующего ныне конституционного совета; сенат окажется вправе согласовывать вносимые президентом кандидатуры на посты председателей Конституционного суда и высшего судебного совета; уполномоченный по правам человека получит независимый статус; будет закреплен запрет смертной казни.
Касым-Жомарт Токаев: «Мы окончательно отойдем от суперпрезидентской формы правления, усилим полномочия парламента, маслихатов. Одним из приоритетов является модернизация партийно-политической сферы»
«Поворотный момент в истории страны»
Вчерашний референдум Токаев назвал «поворотным моментом в истории страны». Показательное заявление президент республики сделал во время визита в РК министра иностранных дел Королевства Саудовская Аравия Фейсала бен Фархана Аль Сауда. Токаев подчеркнул, что итоги референдума позволят приступить к построению «нового Казахстана».
Ранее глава республики заявлял, что все положения плебисцита «направлены не на увеличение привилегий и полномочий президента, а на укрепление системы сдержек и противовесов между ветвями власти, защиту интересов, прав и свобод всех граждан». По его словам, всенародное волеизъявление станет проверкой казахстанцев на гражданскую зрелость, политическую сознательность и важным шагом на пути построения развитого демократического общества, а изменения заложат прочный фундамент «нового Казахстана».
«Новый Казахстан — это, по сути, справедливый Казахстан. Согласитесь, нашим гражданам явно не хватает социальной справедливости. Пренебрежение интересами простых людей происходит сплошь и рядом. Мы окончательно отойдем от суперпрезидентской формы правления, усилим полномочия парламента, маслихатов. Одним из приоритетов является модернизация партийно-политической сферы. Либерализация партийного и выборного законодательства укрепит роль общества в принимаемых решениях на всех уровнях власти», — сообщал Токаев.
Поправки были приняты спустя пять месяцев после январских протестов. Объявленный Токаевым 29 апреля на сессии Ассамблеи народа Казахстана референдум направлен на недопущение повторных беспорядков. Напомним, волнения начались 4 января в городе нефтяников и газовиков Жанаозене из-за повышения цен на сжиженный газ с 60 до 120 тенге за литр. Протесты перекинулись и на другие населенные пункты и, по сути, обернулись уличными боями между протестующими и силовиками, в ходе которых, по данным генпрокуратуры, погибли 230 человек (в том числе 19 из правоохранительных органов). Кроме снижения цены за газ, митингующие требовали «демонтировать» Назарбаева из политики. Сразу после этих событий родственники экс-президента лишились занимаемых должностей. На следующий день, 5 января, правительство страны ушло в отставку.
Напомним, похожий референдум проходил в 2020 году в РФ. Россияне проголосовали за серию поправок к Конституции, в числе которых был запрет на иностранное гражданство/вид на жительство для чиновников и политиков. Поправки также закрепили веру в бога, определили русский язык государственным языком на территории всей страны, институтом брака признали союз мужчины и женщины. Из п. 3 ст. 81 было исключено слово «подряд», и прежнее количество президентских сроков для человека, уже занимавшего пост главы государства, было «обнулено» с момента вступления поправок в силу.
«Все, что решалось на референдуме по Конституции Казахстана, — это сугубо внутриказахстанская тематика. Она имеет очень небольшое влияние на то, как у страны складываются отношения с внешними центрами силы»
«Референдум стал законодательно и народно утвержденной точкой завершения январского конфликта»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали последствия референдума.
Андрей Грозин — руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:
— Дело не в том, что конкретно ту или иную статью Конституции Казахстана поменяли, не в расширении прав парламента или запрете родственникам президента занимать должности на политическом поприще. Для большого количества проголосовавших важно подтвердить подходы, сформулированные Токаевым и вынесенные на референдум. Главное из этих представлений в том, что прежняя система, которая существовала в Казахстане, существовать не будет. Это то, что у них принято сейчас называть «вторая республика».
Второй президент Казахстана пытается сейчас донести свое видение того, как надо выстраивать дальнейшую жизнь страны. Жизнь, которая должна отличаться от той, что была до весны 2019-го. Он пытался это сделать в течение всех прошедших лет. В январе текущего года в Казахстане случились известные события, которые положили конец двусмысленному и непонятному состоянию страны. А референдум стал законодательно и народно утвержденной точкой завершения конфликта, который в элите закончился 6–7 января, а для населения заканчивается только сейчас подведением черты под прежней властью и выстраиванием новой политической модели. Эта модель будет менее персонифицирована, чем предыдущие. Я думаю, что на следующих выборах Токаев победит, если не произойдет форс-мажора. Но в Конституции очень четко записано, что не может быть никаких случаев и никаких оправданий для продления полномочий действия президента. Поэтому следующий срок будет для него последним.
Все, что решалось на референдуме по Конституции Казахстана, — это сугубо внутриказахстанская тематика. Она имеет очень небольшое влияние на то, как у страны складываются отношения с внешними центрами силы. Неважно, будь то Брюссель, Вашингтон, Пекин или Москва. Если удастся реально запустить перестраивание Казахстана, выстраивать его надо не вокруг одной фигуры, а вокруг институтов — президентской власти, или парламента, или Конституционного суда, или правительства. При прежнем президенте все зависело от одного конкретно взятого человека. А сейчас хотят сделать так, чтобы влияли институты, а не конкретный человек. Другое дело, что есть такая народная присказка: «Человек предполагает, а бог располагает». Может быть, что-то из того, что сейчас выносится на референдум, потом как-то изменится.
На этом фоне в Казахстане сегодня много экспертов критикуют содержательную часть прошедшего референдума. По большей части это люди с определенным бэкграундом, которые получают внешнее финансирование. В сравнении с ситуацией 2–3-годичной давности, казахстанские СМИ сейчас стали гораздо более открытыми — они допускают подобного рода публикации.
Павел Салин — политолог:
— Самые серьезные изменения произошли вне рамок конституционного голосования, когда представителей клана Назарбаева сместили с государственных должностей и должностей в квазигосударственных компаниях, в которых они контролировали достаточно серьезные активы. А голосование по так называемой конституционной реформе — это, что называется, бантик на торте. Это внешнее оформление уже состоявшихся глубинных изменений. Самое главное в этом конституционном процессе — то, что господин Назарбаев публично его поддержал. То есть он фактически подвел черту под теми изменениями, которые против воли Назарбаева сделали Токаев и часть казахстанской элиты, ориентировавшаяся на Токаева.
Глубинные изменения с точки зрения кардинальной трансформации транзита политической системы Казахстана произошли в январе, феврале и марте 2022 года. И то, что происходит сейчас, — это внешняя канва, которая лишь отдаленно отражает их суть.
Январские события в Казахстане показали российским властям, что никакой управляемый транзит в принципе невозможен. И тогда власти очень многое вынуждены были пересмотреть в своих планах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.