«Главная цель, которую я поставил перед нашим департаментом, — это не заниматься статистикой, сбором информации, а помогать, быть компанией, которая оказывает услуги нашим предприятиям, промышленникам», — расписал задачи минпромторга Татарстана новый глава ведомства Олег Коробченко. Накануне бизнесмена официально представили депутатам экономического комитета Госсовета РТ. В новом статусе Коробченко заверил, что будет работать с федеральным центром, поддерживать местных производственников, и даже заступился за бизнес-омбудсмена Фарида Абдулганиева. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
На заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству накануне главной «приглашенной звездой» ожидаемо стал Олег Коробченко
«Не заниматься статистикой, а помогать, оказывать услуги для наших предприятий»
На заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству накануне главной «приглашенной звездой» ожидаемо стал Олег Коробченко, чью кандидатуру на пост заместителя премьер-министра — министра промышленности и торговли РТ должны были, согласно политесу, сначала согласовать депутаты профильного комитета (пока же его должность пишется с приставкой «и. о.»). Представлять креатуру президента РТ Рустама Минниханова депутатам должен был премьер Алексей Песошин, но позже стало известно, что это сделает его зам, руководитель аппарата кабмина РТ Шамиль Гафаров. В итоге же тем начальством, которое задержалось к началу заседания комитета, стал первый зам Песошина — Рустам Нигматуллин.
Нигматуллин, представляя Коробченко, напомнил, что его предшественник — Альберт Каримов (занимал пост министра промышленности и торговли РТ с 2015 года) — ушел на повышение в федеральный минпромторг, курировать автопром и машиностроение. Далее спикер перечислил бизнес-успехи Коробченко, вспомнив создание ГК «Кориб», открытие Елабужского аккумуляторного завода в «Алабуге» в 2017-м и завод по переработке автокомпонентов «Кориб Металл» в Челнах. Самого Коробченко Нигматуллин назвал «примером целеустремленности, который по праву пользуется авторитетом среди руководителей промпредприятий».
«Активный общественный деятель, автор нескольких социальных проектов, депутат Госсовета РТ», — Нигматуллин давал только лестные рекомендации. Впрочем, много можно было и не говорить, ведь Коробченко еще не снял депутатского значка (ожидается, что это произойдет на ближайшей сессии).
Нигматуллин, представляя Коробченко, назвал его «примером целеустремленности, который по праву пользуется авторитетом среди руководителей промпредприятий».
«Мы убеждены, что, опираясь на свои высокие бизнес-компетенции и незаурядные личные качества, Олег Владимирович справится с поставленными задачами и в должности заместителя премьер-министра РТ — министра промышленности и торговли региона даст импульс развитию промышленного потенциала Татарстана в непростой социально-экономической ситуации», — заявил тем временем Нигматуллин и попросил депутатов согласовать кандидатуру — для последующего представления на заседании Госсовета РТ.
Депутат комитета, основатель ПО «Зарница» Артур Абдульзянов поприветствовал Коробченко в новом статусе и спросил, как тот будет выстраивать работу с федеральным центром. Новоиспеченный и. о. министра спешил успокоить: подвязки с федеральным центром никуда не денутся.
«Тот же Альберт Анварович (Каримов — прим. ред.), который ушел в федеральный минпромторг на повышение. Я бы сказал даже, совсем не на повышение, но это усиливает наши республиканские позиции. Я вчера и сегодня проводил совещание со своим министерством, главная цель, которую я поставил перед нашим департаментом, — это заниматься не столько статистикой, отчетами, сколько реальной, практической помощью предприятиям и сбором информации, помогать, быть компанией, которая оказывает услуги нашим предприятиям, промышленникам, чтобы они укреплялись, расширялись, затаскивали самые новые технологии, вели экспансию своих производств в Крыму, Сибири, чтобы захватывали рынки России и за ее пределами. Наша задача — быть им полностью помощниками», — рассказал Коробченко. Соответствующая программа работы министерства, по его словам, уже разрабатывается, главными «источниками» ведомства спикер назвал и татарстанцев, сделавших карьеру в Москве.
«Это и Файзуллин (Ирек Файзуллин, министр строительства и ЖКХ РФ — прим. авт.), и Каримов, и Кадырова (Гульназ Кадырова, замминистра промышленности и торговли РФ — прим. авт.), и все остальные. Это все наши выходцы, все, кто любит гусей и чак-чак», — под одобряющий смех завершил Коробченко. Кандидатуру его, естественно, единогласно поддержали.
Невероятный рост электронной торговли по итогам 2021 года продолжился, по словам омбудсмена, и в 2022-м: по итогам I квартала объем интернет-торговли в России вырос на 50% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 1,5 трлн рублей
«Это сложный бизнес, инвестировать в нас пока не хотят»
После главного вопроса депутаты перешли к делам насущным. С обширным докладом по состоянию рынка e-com в I квартале 2022 года выступил бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. Невероятный рост электронной торговли по итогам 2021 года продолжился, по словам омбудсмена, и в 2022-м: по итогам I квартала объем интернет-торговли в России вырос на 50% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 1,5 трлн рублей. Доля интернет-покупок в общем обороте розничной торговли в России достигла 11,8%, что стало рекордным показателем за все время существования отрасли. За этот же период выручка татарстанских продавцов на маркетплейсах достигла 8,2 млрд рублей, что на 70% больше выручки по итогам I квартала прошлого года (4,8 млрд рублей).
Подросло и количество республиканских селлеров: только за I квартал их число выросло на 18,5% до 27 тыс. 890. Это 3,11% от общего количества продавцов в России и 24,5% от общего количества продавцов в ПФО. По словам бизнес-омбудсмена, в Татарстане не осталось районов, в которых не было бы пунктов выдачи товаров. Теперь нужно оснастить районы республики пунктами приема товаров, чтобы бизнесмены на селе могли сами выйти на маркетплейсы. Все это стимулирует и экономику: в прошлом году только в складскую недвижимость в РТ инвестировали 10 млрд рублей, за год было создано 55 тыс. рабочих мест со средней зарплатой 54–65 тыс. рублей. Аппарат Абдулганиева даже посчитал налоги: по его данным, предприятия, которые начали торговать «через интернет», стали платить в 3–3,5 раза больше налогов в бюджет региона.
Понятно, что есть куда расти. Чтобы отрасль росла, Абдулганиев предложил стимулировать строительство фулфилмент-центров для привлечения новых крупных игроков рынка e-com, создание преп-центра (об этом, кстати, предприниматели просили Минниханова на встрече в мае), продолжать выводить предпринимателей на маркетплейсы.
По словам бизнес-омбудсмена, в Татарстане не осталось районов, в которых не было бы пунктов выдачи товаров
«Что такое преп-центр? Это как заготконторы, чтобы предприниматель пришел туда, оставил свой товар, а в центре его должны промаркировать, упаковать, помочь продать. Такие центры есть, но сосредоточены они в Подмосковье. Десятки встреч мы провели, но пока такие центры в РТ не идут — обороты наши им маловаты. Это сложный бизнес, инвестировать в нас пока не хотят, но мы такую работу будем продолжать», — рассказал Абдулганиев.
Последним предложением стала организация обучения новым профессиям в интернет-отрасли. АНО «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“» в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» планирует обучать людей компетенции «менеджер по работе с маркетплейсами» по стандартам «WorldSkills Россия». В течение года новую компетенцию должны получить около 1 тыс. татарстанцев.
«Ложку дегтя» в выступление омбудсмена внес депутат Госсовета РТ, член комитета Марат Галеев. Претензия к бизнес-омбудсмену у него была одна — несоответствие темы: Абдулганиев должен был рассказать об альянсах крупных торговых сетей с электронными площадками Wildberries, Ozon, KazanExpress, чтобы поднять с колен розничную торговлю.
«Значительная часть успехов [e-com] связана с замещением и ущемлением розничной торговли. Там намечается кризис и спад. Заходишь ради интереса в магазин, а там нет покупателей, никого! Продавцы скучают сидят, — продолжил Галеев. — Для блага общего дела надо совместить преимущества розницы и электронной торговли».
Абдулганиев деликатно заметил, что подобия альянсов есть: розница использует электронные каналы продажи, в том числе маркетплейсы, в Казани вот уже полтора года работают dark-store. Но этот ответ не вдохновил Марата Гадыевича, и на вопрос о судьбе розницы пришлось отвечать уже Коробченко.
«Вчера я разговаривал с ретейлами нашей республики и спросил, какие у них пожелания, задачи для нашего министерства, чем мы можем им помочь. Два человека мне сказали: „Уберите от нас федеральные сети! Мы, местные сети, умираем из-за того, что происходит глобальное давление игроков“. Мы можем помочь», — заявил Коробченко. Но не уточнил, как именно он намерен помочь теснить условные «магниты» и «пятерочки» с рынка. Галеев тем временем настаивал: объем товарооборота снижается, и создание альянсов надо рассмотреть. Доклад Абдулганиева приняли с учетом замечаний Галеева.
Досталось от Галеева и следующему выступавшему, замруководителя агентства инвестиционного развития РТ Игорю Сапунову. Он попытался раскачать в комитете старую добрую тему государственно-частного партнерства (ГЧП)
«Если это выгодно, частный бизнес уговаривать не надо!»
Досталось от Галеева и следующему выступавшему, замруководителя агентства инвестиционного развития РТ Игорю Сапунову. Он попытался раскачать в комитете старую добрую тему государственно-частного партнерства (ГЧП). По его словам, при всех плюсах ГЧП в республике пока есть только один пример такого партнерства между частными инвесторами и муниципалитетом.
«А между тем помимо непосредственно привлечения внебюджетных средств ГЧП позволяет решать проблемы эффективного вовлечения в хозоборот государственного и муниципального имущества, которое на сегодня или не используется, или используется неэффективно», — расхваливал Сапунов. Не хватает в этой истории, по его словам, готовности республики делить часть рисков и затрат по проектам с бизнесом.
Чтобы решить вопрос, АИР предлагает принять госпрограмму по развитию ГЧП в Татарстане с обязательным обучением чиновников. Сапунов предложил даже установить органам власти количественные показатели по привлечению через ГЧП капиталов, были озвучены и другие идеи (по изменению федерального законодательства и пр.).
Галеев выступление резюмировал кратко: создавать такую ГЧП-программу в регионе рановато — «раз дело не идет».
В конце заседания комитет рассмотрел несколько проектов федеральных законов. В том числе депутаты комитета единогласно поддержали приостановление обязательной маркировки товаров
«Если это выгодно, частный бизнес уговаривать не надо! На вкладах, депозитах триллионные суммы лежат. Нужно поработать на пилотных проектах, отдельных бизнес-проектах. <…> Очень много омертвленного капитала в сельском хозяйстве: эти брошенные фермы лежат, бесхозные, их не могут кому-то дать, юридические препятствия там есть. Эти бреши законодательные надо развязывать, некоторые по 30 лет [стоят]. Это ни государственная, ни частная собственность, но теоретически там могут объявиться сохозяева в кооперативной форме собственности. И никаких предложений! Через механизмы ГЧП это надо каким-то образом развязывать. Я понимаю, что это непростая задача для агентства. Это и для нас непростая задача!» — подытожил Галеев.
В конце заседания комитет рассмотрел несколько проектов федеральных законов. В том числе депутаты комитета единогласно поддержали приостановление обязательной маркировки товаров: в пояснительной записке к проекту закона предлагается объявить мораторий на обязательную маркировку до 31 декабря 2027 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.