«Надо выбирать», — так сказал соавтор мечети Кул-Шариф Айвар Саттаров, отвергнув вариант слияния двух проектов – победителей конкурса на облик Соборной мечети на месте парка «Кырлай». В московском бюро «Гинзбург Архитектс» ситуацию называют «нормальной». Эксперты конкурса не увидели в 18 проектах финалистов из 6 стран схем транспорта, видов с высоты птичьего полета, состав материалов. Некоторые идеи даже не поняли. На доработку облика уйдет до года, а генподрядчиком нового храма выступит «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова. А новое место для парка аттракционов так и не названо. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне за закрытыми дверями Казанской ратуши свыше двух часов решали, кому быть победителем архитектурного конкурса на облик Соборной мечети Казани для 10 тыс. прихожан
Соборная мечеть будет «Ковчегом» от соавтора Кул-Шарифа или «Белым садом» от москвичей?
Накануне за закрытыми дверями Казанской ратуши президент РТ Рустам Минниханов, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев и глава минстроя РФ Ирек Файзуллин свыше двух часов решали, кому быть победителем архитектурного конкурса на облик Соборной мечети Казани для 10 тыс. прихожан. И это после итогового заседания жюри, которое прошло 6 июля в режиме небывалой секретности, — эскизы 18 финалистов после 2,5 месяца работы показали только вчера в банкетном зале Ратуши. На выставленных планшетах указали лишь номера, а имена авторов держали в секрете до вручения наград.
«Каждая работа уникальна», — сказал президент РТ на церемонии, поблагодарив участников конкурса.
«Ковчег» соавтора мечети Кул-Шариф Айвара Саттарова
Решение жюри тоже стало неожиданным. Победили сразу две концепции в современной стилистике:
- «Ковчег» соавтора мечети Кул-Шариф Айвара Саттарова. «Пришло сверху. Ковчег — это место спасения людей, которые идут по призыву Всевышнего», — так объяснил название и облик мечети архитектор;
- «Ак бахча» московского архитектурного бюро «Гинзбург Архитектс» с идеей соединить планируемый на берегу Казанки парк с мечетью. До этого бюро мечети не проектировало.
Соборная мечеть станет знаковым объектом в честь 1100-летия со дня принятия ислама Волжской Булгарией, отметил Минниханов. «Пока получили облик, надо будет еще поработать», — продолжал президент РТ. Эту работу поручат проектному институту «Татинвестгражданпроект», которому наличие сразу двух «референсов», очевидно, развязывает руки.
Какой из двух проектов мечети будут прорабатывать? Объединят ли усилия архитекторов? Неизвестно. Внятного ответа на этот вопрос «БИЗНЕС Online» не смог дать глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров, глава минстроя РФ в кулуарах обронил лишь две фразы: «будем работать» и «будем думать». Неожиданным решение стало и для заказчика строительства — республиканского фонда «Игелек-Доброта», и для победителей.
«Ак бахча» московского архитектурного бюро «Гинзбург Архитектс»
«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань, — цитатой из поэмы Александра Пушкина „Полтава“ Саттаров оценил вариант объединить два проекта в один. — В любом случае надо выбирать».
Бюро «Гинзбург Архитектс» на церемонии представлял Алексей Гинзбург — внук советского архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга, соавтора дома Наркомфина в Москве. «Это не единственная ситуация, когда на конкурсе с сильными предложениями дают два первых места, два вторых, — сказал Гинзбург. — Это не тот конкурс, где взяли проект и завтра начали по нему строить. Жюри зафиксировало сильные проекты, которые выставили. Это нормально».
Второе место, по решению жюри, делят стамбульская компания Hassa и «Сретенские архитектурные мастерские» из Москвы. Третье место присудили казанской Оsta. «Понятно, призовые места ограничены, и, если есть какие-то претензии, это претензии к комиссии», — шутил президент РТ на церемонии вручения, назвав представленные работы достойными, а непобедившие проекты республика постарается воплотить в других местах.
«Некоторые проекты я даже не понял. Что это такое?»
Пока за закрытыми дверями решали, кому и какое место присудить, гости церемонии делились впечатлениями. Название мечети, к слову, по-прежнему не определено.
«Мне нравятся мечети с 4–6 минаретами, а некоторые проекты я даже не понял. Что это такое? — рассуждал президент Академии наук РТ Мякзюм Салахов и вспомнил, что с братом и спонсорами 15 лет строили мечеть Салях на Мамадышском тракте в честь дедушки. — Я это прошел на мелком уровне. Проект очень долго утверждали. А тут Соборная мечеть, не рядовая».
«Проекты интересные, но чувствуется, что времени было мало, — сказал ректор Российского исламского института, член жюри конкурса Рафик Мухаметшин, отметив сходство части проектов с Белой мечетью в Болгаре. — Для Казани важно иметь такую мечеть — это, безусловно, историческое событие. И функционал, полагаю, будет шире».
Участникам, напомним, предстояло разместить на участке в 8,2 га молитвенный зал на 10 тыс. человек, духовно-просветительский центр, а также автопарковку. В задании для архитекторов намеренно не стали указывать высоту минаретов, площадь, предпочтения по фасадным решениям и стилистике.
«Конкурс фактически сделан на идее: нет схем транспорта, разверток, состава материалов, — указывает заслуженный архитектор РФ и РТ, эксперт конкурса Герман Бакулин. — Многие проекты хороши, поэтому выбирали по жестким критериям. Это усложняет задачу выбора. Место проблематичное, требует серьезных работ по транспортной, пешеходной инфраструктуре, соблюдению ансамбля Кремля. Он должен остаться главным. В этом сложность: удержать смелые замыслы рядом с Кремлем».
Строить выше башни Сююмбике никак нельзя, поэтому высота минаретов будет в пределах 70 м, рассуждал Бакулин. Впрочем, землю уже вывели из буферной зоны Казанского кремля. Это позволяет построить на участке здание высотой до 80 метров. Для сравнения: высота гостиницы «Ривьера» — 85 метров.
«Нет ни одной развертки с воздуха», — отметил минус проектов конкурсантов архитектор, эксперт конкурса Ильдус Асадуллин. Этот недостаток тоже придется решать по ходу проектирования.
«Конкурс фактически сделан на идее: нет схем транспорта, разверток, состава материалов. Многие проекты хороши, поэтому выбирали по жестким критериям»
На доработку облика Соборной мечети уйдет до года, построит храм король госзаказа, а новое место «Кырлая» так и неизвестно
Возводить Соборную мечеть Казани планировали начать осенью этого года на пожертвования. Стоимость строительства и сроки окончания работ не раскрывают.
«Сроки строительства объектов высокой сложности, первой категории значимости не регламентируются, — объяснил Бакулин. — Конструкции будут большепролетные, фундаменты серьезные, а грунты сложные из-за высокого стояния грунтовых вод. Надо как следует проработать технические, инженерные вопросы. Сроки должны быть корректными и соответствовать сложности объекта».
Только на доработку концепции уйдет до года, после церемонии сказал Гинзбург. «Территория трудна, но технологии позволяют строить и на более сложных территориях, — оценил победитель конкурса место и привел в пример застройку Сочи к Олимпиаде-2014. — Строили даже там, где нельзя, на русле подземной реки. Это не безумно сложно и технически реализуемо».
Генподрядчиком строительства Соборной мечети выступит «Евростройхолдинг+» — король госзаказа Владимир Казилов тоже стал гостем церемонии награждения победителей. Именно Казилову доверяют знаковые объекты республики: от реставрации Казанского кремля до возведения собора Казанской иконы Божией Матери.
Соборную мечеть, напомним, построят на месте парка развлечений «Кырлай», которому обещали подобрать новую территорию. Среди вероятных вариантов — площадка у ТЦ «Парк Хаус» и будущий парк «Спортивный». «Будет другой „Кырлай“, в другом месте города Казани», — так ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о новом месте парка развлечений глава аппарата кабмина РТ Шамиль Гафаров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.