«России сейчас нужны не слова поддержки, а какие-то реальные действия. Вот если бы там достигли договоренностей, гласных или негласных, по каким-то поставкам вооружений вроде беспилотников, это было бы умеренно позитивным итогом», — комментирует эксперт результаты визита Владимира Путина в Тегеран. Президент РФ принял участие в саммите по Сирии и провел переговоры с лидерами Ирана и Турции Эбрахимом Раиси и Реджепом Эрдоганом. Вашингтон еще вчера назвал визит Путина показателем изоляции России: «Теперь они вынуждены обращаться за помощью к Ирану». О том, зачем президент отправился в Иран и что получил, — в материале «БИЗНЕС Online».
Визит Путина в Тегеран — вторая зарубежная поездка президента России с начала спецоперации на Украине. Официальная цель поездки — участие во встрече глав государств – гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию
Сирийский вопрос ушел на второй план
Визит Владимира Путина в Тегеран — вторая зарубежная поездка президента России с начала спецоперации на Украине — завершился накануне ближе к полуночи. Российский лидер дал небольшую пресс-конференцию, в которой пояснил, для чего, собственно, приезжал в Иран. Официальная цель поездки — участие во встрече глав государств – гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию. Но при всем уважении к президенту Сирии Башару Асаду (которого, кстати, в Тегеране вообще не было) вряд ли российский лидер стал бы прилетать только ради сирийской тематики. В конце концов, можно было принять участие во встрече по видеосвязи — формат знакомый.
Лидеры трех стран солидарны, что нужно гарантировать Сирии территориальную целостность и избавиться от террористов «всяких разных мастей», отметил Путин. «Продолжается, и оно сегодня особенно востребовано, гуманитарное содействие Сирии, потому что санкции, которые введены в отношении Сирии, сирийского народа, приводят к плачевным результатам — там почти 90 процентов за чертой бедности сейчас живет», — указал президент и подчеркнул, что американские войска должны покинуть Заевфратье, перестать «грабить сирийский народ» и вывозить оттуда нефть. В представлении Москвы, всю территорию необходимо передать под контроль официального Дамаска — тогда ситуация стабилизируется. По словам Путина, проблема терроризма в Сирии неуклонно снижается.
Заявления Реджепа Эрдогана (на фото) по Сирии оказались более воинственными, и сводились они к тому, что терроризм в САР нужно искоренить как можно скорее и действовать жестко
Заявления турецкого лидера Реджепа Эрдогана по Сирии оказались более воинственными, и сводились они к тому, что терроризм в САР нужно искоренить как можно скорее и действовать жестко. «Телль-Рифат и Манбидж в Сирии стали убежищем террористов, давно настала пора очистить их от терроризма», — отметил Эрдоган по итогам трехстороннего саммита. 1 июля Эрдоган предупредил, что военная операция Анкары на севере Сирии может начаться в любой момент. В операции ожидается участие 50 тыс. турецких военнослужащих и 5 тыс. боевиков подконтрольной Анкаре так называемой Сирийской свободной армии, нагнетали ситуацию турецкие СМИ.
Одним из главных событий в рамках визита стала встреча Путина с руководителем и духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи
Иран публично поддержал СВО
Пожалуй, одним из главных событий в рамках визита стала встреча Путина с руководителем и духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. Президент России рассказал, что обсудил с Хаменеи развитие ситуации в Ближневосточном регионе. «Для меня было очень важно услышать его мнение, его оценки. Должен сказать, что по очень многим позициям у нас совпадают наши взгляды с Ираном. Поэтому это было очень важно и весьма полезно», — признался российский лидер.
Чуть ранее Хаменеи публично поддержал решение Москвы начать спецоперацию на Украине. «Если дорога для НАТО открыта, то она не видит границ. Если бы альянс не остановили на Украине, то через некоторое время он начал бы войну под предлогом Крыма», — отметил иранский лидер и призвал к бдительности в связи с «обманными действиями Запада», потому что американцы «сильны и хитры». Встреча Путина с президентом Ирана Эбрахимом Раиси была посвящена экономическому сотрудничеству. За последние полгода товарооборот между Россией и Ираном увеличился на 40%, и это «очень хороший показатель».
Позже Путин и Эрдоган обсудили вопрос вывоза зерна с Украины. Москва поможет, но для этого нужно снять наложенные на Россию ограничения. Президент РФ отметил, что международные организации и «американские партнеры» не против такого подхода. «Посмотрим, что из этого получится в ближайшее время», — сказал российский лидер. Накануне Reuters сообщил, что в рамках 7-го пакета санкций ЕС разморозит часть активов российских банков, чтобы не допустить проблем с поставками продовольствия. По данным агентства, новый пакет санкций может быть принят уже сегодня.
Путин и Эрдоган обсудят отказ от доллара в расчетах Турции за российские энергоресурсы, писал накануне Bloomberg. Как отмечало агентство, соответствующий ход окажется выгодным для обеих сторон: Анкара сохранит валютные резервы, а для Москвы расчеты в лирах снижают санкционные риски. Об этой теме встречи Путин не упоминал.
Путин в очередной раз уколол европейцев за ошибки в энергетической сфере и заверил, что «Газпром» будет выполнять свои обязательства, как и прежде
Путин: Европа — эксперт в «нетрадиционных отношениях»
Путин в очередной раз уколол европейцев за ошибки в энергетической сфере и заверил, что «Газпром» будет выполнять свои обязательства, как и прежде. Европа пренебрегла значимостью традиционных видов энергии. «Они большие специалисты в области нетрадиционных отношений, вот и в области энергетики тоже решили сделать ставку на нетрадиционные виды энергии: солнце, ветряная энергия. Зима оказалась длинной, ветра не было — вот и все. <…> Отсюда все началось, не из-за каких-то действий России и „Газпрома“. И цены поползли», — объяснял президент истоки газового кризиса в Европе.
«Сейчас мы слышим всякие завиральные идеи по поводу того, чтобы ограничить объемы российской нефти и ее цену. Это все то же самое, что происходит с газом. <…> Результат будет тем же самым — подъем цен. Цены на нефть взлетят до небес», — предупредил Путин европейские страны.
Наконец, российский лидер дал понять, что ждать его встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским в ближайшее время не стоит. В марте в Турции Москва и Киев фактически достигли соглашения, российские войска отошли из Киева, и тут киевский режим отказался от договоренностей. «Так что конечный результат зависит, конечно, не от посредников, а от желания договаривающихся сторон исполнять достигнутые договоренности. А мы видим сегодня, что такого желания у киевских властей нет», — указал президент.
Владимир Путин с Сейедом Эбрахимом Раиси (в центре) и Реджепом Тайипом Эрдоганом (справа)
«Иран разворачивает красную ковровую дорожку для Путина в антизападной сделке»
«Три деспота встретились в Тегеране», — как обычно, не стесняется в выражениях Bild. Немецкий таблоид обращает внимание на совместное фото трех лидеров, где Путин, Эрдоган и Раиси держатся за руки и улыбаются. «Ни следа той хладнокровности, с которой Путин недавно принимал в Кремле глав западных государств», — отмечает издание. Официально встреча была посвящена ситуации в Сирии, но для президента России на первом месте стоял другой вопрос — украинский, говорится в статье издания.
Сирийская тематика ушла на второй план и уступила место украинской, замечает Le Monde. Французская газета пишет, что Россия и Иран стремятся укрепить энергетическое и военное сотрудничество и обойти западные санкции. «Второй визит Путина за границу является ответом на недавнюю поездку президента США Джо Байдена в Израиль и Саудовскую Аравию», — считает издание. Le Monde также рассказывает читателям, что Россия «за кулисами» пытается купить у Ирана сотни боевых беспилотников. Ранее Москва и Тегеран опровергали информацию о переговорах по беспилотникам.
В результате визита Путин получил «солидную награду» — решительную поддержку спецоперации со стороны лидера Ирана, заметила The New York Times. Американская газета подчеркивает, что ранее решение Москвы начать операцию не одобряли даже близкие к Москве государства. «Россия и Иран до сих пор не доверяют друг другу, но теперь нуждаются друг в друге больше, чем когда-либо. Это больше не партнерство по выбору, а союз по необходимости», — отметил в разговоре с изданием директор иранского проекта в аналитическом центре международной кризисной группы Али Ваез. В течение многих лет Москва старалась не слишком сближаться с Тегераном, но события на Украине «изменили расчет», отмечается в материале. В похожем ключе рассуждает британская газета The Times, которая назвала материал о встрече в Иране так: «Иран разворачивает красную ковровую дорожку для Путина в антизападной сделке».
«Поездка Путина показала, как конфликт на Украине помогает объединить две региональные державы, изолированные от Европы и США, и меняет геополитические расчеты в мире», — говорится в статье NYT. The Wall Street Journal после встречи в Тегеране делает вывод: складывается коалиция под санкциями, состоящая из таких стран, как Иран, Россия, Китай и Венесуэла. «Она (поездка президента РФ — прим. ред.) показывает степень изоляции Путина и России. Теперь они вынуждены обращаться за помощью к Ирану», — заявил накануне координатор по стратегическим коммуникациям в совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби. Он также признал: у Вашингтона нет доказательств того, что Россия купила у Ирана беспилотники.
Турецкая пресса между делом упомянула украинский зерновой вопрос и сосредоточилась на «четком послании» Эрдогана, пообещавшего убрать террористов из Сирии.
Путин дал понять, что ждать его встречи с президентом Украины в ближайшее время не стоит: «Конечный результат зависит, конечно, не от посредников, а от желания договаривающихся сторон исполнять достигнутые договоренности. А мы видим сегодня, что такого желания у киевских властей нет»
«России сейчас нужны не слова поддержки, а какие-то реальные действия»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать результаты визита Путина в Иран и объяснить, для чего Кремлю нужна была эта поездка:
Павел Салин — политолог:
— Как бы ни пытались провластные СМИ подавать этот сюжет как почти прорыв блокады, судя по всему, там было два трека. По одному удалось сохранить статус-кво, что в нынешней ситуации можно расценивать как выигрыш Кремля, а по второму треку ничего не удалось. Первый трек — это сирийский. Три стороны — Иран, Турция и Россия, — которые пару лет назад разделили сферы влияния в Сирии, подтвердили, что эти сферы влияния остаются в силе. И с учетом того, что у России сейчас ресурсы сконцентрированы на украинском направлении, то, что стороны подтвердили возможность сохранения статуса-кво, можно расценивать как позитив.
Что касается всего остального, перспектив военного сотрудничества и прочего, судя по всему, там итоги либо нулевые, либо стремятся к нулевым. России сейчас нужны не слова поддержки, а какие-то реальные действия. Вот если бы там достигли договоренностей, гласных или негласных, по каким-то поставкам вооружений вроде беспилотников, это было бы умеренно позитивным итогом.
Зачем Путину понадобился визит? Это третий, внутренний, трек. Для президента России важно было продемонстрировать российским элитам, что его мировые лидеры не списали в связи с новыми обстоятельствами. Понятное дело, что с Западом есть напряженность, но страны в мире влиятельные и при этом не критически зависящие от России. Потому что понятное дело, как будет Сирия себя вести, как поведет себя, условно, даже Венесуэла. Но надо было показать, что самодостаточные страны, которые от России не зависят, Владимира Путина не списали, встречаются с ним и о чем-то разговаривают.
Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:
— В западной прессе пишут, что формируется чуть ли не антизападная коалиция. Поэтому российской стороне пришлось сделать специальное разъяснение, что ни о никакой коалиции речи не идет. На самом деле речь о формировании региональных союзов, альянсов, причем ситуативных, партнерских, без обязательств друг перед другом в условиях очень непростой санкционной войны и различных видов турбулентности — политической, продовольственной, энергетической и так далее. Вина действительно лежит на коллективном Западе. Именно поэтому региональные центры влияния сейчас объединяют свои усилия, чтобы эффективно противостоять последствиям этих угроз. Иран — суверенная страна. И, судя по всему, руководство Ирана понимает, что на самом деле происходит на Украине, именно поэтому они поддерживают Россию.
Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока:
— Эту поездку нельзя считать ответом на ближневосточное турне Байдена. Абсолютная чепуха! У Путина своя повестка дня. Она не выстраивается, как у всякого нормального главы государства, с идей о том, что куда-то съездил Байден и надо срочно поехать показаться в том же регионе. Лидеры стран так не поступают, такого рода визиты готовятся заранее. Под них выстраивается серьезнейшая повестка дня, тем более это был тройственный саммит. Это Астанинский формат, который не имеет никакого отношения к Байдену и который возник еще во времена Обамы. Три державы, у которых свои пересекающиеся и часто противоположные интересы на каких-то плацдармах… В данном случае началось с Сирии, потом еще возникло Закавказье, Средняя Азия и Афганистан.
Задача снять ярлык «страны-изгоя» не стояла. Изгой в том, что вокруг нас кружит дикая туча тех, кто чего-то хочет, и тех, кто хочет нам нагадить? Это инициатива американцев с тем, чтобы Россию добить. Такая старая добрая идея, которая была еще в Гражданскую войну. Вообще реагировать на такого роды штампы достаточно бессмысленно. Это все равно что смотреть на Соединенные Штаты, ориентируясь на фильмы Marvel. А потом у вас из-за угла выползает Байден, который здоровается с пустотой и не очень понимает, в каком мире он живет. Вместо женщины-кошки (персонаж из фильмов Marvel — прим. ред.) у него идет [вице-президент США] Камала Харрис, которая просто ни в какие ворота не лезет. И вы понимаете, что на самом деле представляет Америка. Ну хорошо, прилепили ярлык «страна-изгой», а вы «страна-козел», и что? Всемирного масштаба козлище, которого откровенно игнорируют и троллят даже союзники.
Ирану терять нечего. Он все равно в плохих отношениях с Америкой. В Иране и высказалась нелицеприятно о той провокации, которая привела к спецоперации на Украине.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.