Центробанк опубликовал честный доклад о состоянии экономики России. Если одной фразой: санкции действуют. Страна наращивает экспорт энергоносителей, но покупать на увеличивающиеся доходы нечего — все каналы перекрыты. При почти полной зависимости от импортных компонентов сохранить поставщиков смогло только 10% предприятий. Когда иностранное оборудование выйдет из строя, производство рискует остановиться. Момент истины настанет осенью, и это уже не споры о проценте инфляции, а гамлетовский вопрос: быть или не быть?
Центробанк опубликовал честный доклад о состоянии экономики России. Если одной фразой: санкции действуют
Ничего хорошего
Граждане переходят на продукцию своих дачных и приусадебных участков, предприятия констатируют снижение потребительского спроса, покупаются только самые недорогие товары, и все ждут снижения цен. Таковы основные тезисы подготовленного Центробанком доклада о состоянии экономики России, причем оптимизм в нем отсутствует в принципе. Некоторое затишье перед бурей — так можно охарактеризовать описанную ситуацию.
Доклад банка России «Региональная экономика: комментарии ГУ» получился очень емким и информативным, все те явления, которые любой гражданин РФ наблюдает каждый день в быту, описаны предельно четко. Документ лежит в открытом доступе, можно полюбопытствовать, написан он простым языком, поймет каждый.
Ничего хорошего аналитики ЦБ не наблюдают. Вот ряд тезисов, которые представляются наиболее яркими. Начнем с общеэкономических.
- В конце июня на меньший, чем обычно, уровень запасов готовой продукции указывала примерно треть предприятий.
- Ряд предприятий высказывает опасения относительно перспектив дальнейшей эксплуатации импортного оборудования, поставка запчастей и обслуживание которого прекращены.
- Среди производителей инвестиционных товаров с импортными компонентами максимально сложная ситуация с поставками, лишь 10% предприятий смогло сохранить прежних иностранных поставщиков. Большинство тех, у кого возникли проблемы с зарубежными поставками, пока не смогло их решить.
- Вследствие более низкого спроса производители строительных материалов накапливали запасы готовой продукции.
- Производители мясных и молочных продуктов увеличили в ассортименте долю изделий низкой ценовой категории.
- Отсутствие якорных арендаторов все еще негативно влияет на работу торговых центров, особенно крупных. Посещаемость торговых центров остается низкой.
- На рынке жилья цены снижались или оставались неизменными из-за сокращения спроса.
Термин «инвестиционные товары» означает средства производства, а учитывая полное отсутствие отечественной электроники, подшипников и ряда иных важнейших компонентов, дело просто швах. Вскоре производить импортозамещение будет совсем не из чего, а иностранное оборудование окончательно выйдет из строя. Процесс разрушения индустрии стремительно набирает обороты.
Производители продовольствия и товаров повседневного спроса ввиду снижения платежеспособности населения вынуждены переходить на выпуск низкосортных суррогатов. Безумно дорогие стройматериалы никто не покупает, так как не на что. Равно как и недвижимость. Торговля непродовольственными товарами в целом замирает, огромные моллы пустеют без перспектив получить новых богатых арендаторов.
Собственно, «народная» часть тезисов лишь дополняет эту картину стремительно надвигающегося апокалипсиса в российской экономике.
- Потребительский спрос продолжил смещаться в низкий ценовой сегмент.
- Часть населения переориентировалась на продукцию личных подсобных хозяйств.
- Население страны, адаптируясь к произошедшим экономическим событиям, выбирает стратегию сбережения, сокращая текущее потребление.
- Высокий уровень незаякоренных инфляционных ожиданий ограничивает устойчивость сберегательной модели поведения населения.
- В структуре потребления значительно просел спрос на непродовольственные товары.
- Стремление к экономии смещает потребление продовольствия в бюджетный сегмент.
- Потребители стремятся поддержать работоспособность имеющейся бытовой техники и продлить срок ее службы, усиливая популярность услуг ремонта бытовой техники. Такой спрос вырос, по данным «Avito Услуг», в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 43%.
При избытке продовольствия в РФ русские люди начинают питаться откровенными эрзацами, так как денег на нормальные продукты уже нет. Нет денег на одежду, на бытовую технику. Как и раньше, выручают личные «шесть соток». Копить никакого смысла нет, всё сожрёт инфляция, поэтому люди тратят всё заработанное. У кого есть что тратить. А в целом потребление стремительно падает.
Картина нарисована вполне честно, и она не выявляет каких-либо положительных тенденций. Экономика России пикирует с нарастающей скоростью и, как уже не раз предупреждали эксперты, осенью текущего года настанет «момент истины». В стиле Гамлета — «быть или не быть».
Запаса прочности почти не осталось
Ещё одним выводом из доклада может стать отсутствие политики реиндустриализации. С момента начала спецоперации прошло уже четыре с половиной месяца, но никаких подвижек в плане строительства новых заводов и фабрик нет. Чиновники, как и прежде, надувают щёки и делают всякие важные заявления, но де-факто ничего не происходит. Совсем.
Власти даже прекратили вещать про построение новой экономики, про эту самую реиндустриализацию и технологическую независимость нашей страны. Ровно так же, как в 2014-м всё импортозамещение быстренько похерили, только гораздо быстрей.
«Для того, чтобы промышленность развивалась, энергия, сырьё и земля должны обходиться производителям по себестоимости. Каждый рубль прибыли естественных монополий — это от трёх до шести рублей убытков для экономики в целом. Все сырьевые отрасли должны работать „в ноль“, на экономику страны в целом, а не на яхты олигархов. То есть они должны быть национализированы. Мягко, без каких-либо конфискаций. Надо просто посчитать. Например, не менее половины прибыли полагается направлять в развитие компании. А наши крупнейшие „металлурги“ — Абрамович, Лисин и Мордашов — инвестируют только четверть. Вот и посчитаем, кто кому должен», — предлагает депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин.
Увы, подобные здравые рассуждения министрам совершенно чужды, никто ничего делать не собирается. И про национализацию чиновники боятся даже заикаться. Впрочем, про реальное положение дел в стране тоже — экономическую статистику, по сути, засекретили.
«Произошло более чем четырёхкратное уменьшение импортных поставок в Россию на фоне бурного роста экспортных поставок энергоносителей в Евросоюз. Картина очень асимметричная, по сути, это улица с односторонним движением. В условиях санкционной войны Россия осуществляет очень странные телодвижения — наращивает экспорт энергоносителей и иных жизненно важных товаров. И, в то же время, нам снижают поставки жизненно важных товаров», — объясняет доктор экономических наук Валентин Катасонов.
Огромные деньги в токсичной валюте опять копятся на зарубежных счетах, по сути, нефть, газ, металлы, продовольствие и иное сырьё РФ отдаёт «общечеловекам» бесплатно. Так, вчера квоты на экспорт подсолнечного масла были опять увеличены на 400 тысяч тонн. Между тем за последний месяц этот товар на прилавках российских магазинов опять подорожал.
Экономика нашей страны не развивается, народ нищает, что, собственно, и констатирует Центробанк. Дальше будет только хуже, так как тот небольшой запас прочности, который у нас имеется, быстро иссякает. И, если не принять срочных мер, финал будет закономерным.
Иван Рыбин
«Свободная Пресса», 18.07.2022
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.