Три недели остается до открытия XVIII казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК), который пройдет с 7 по 11 сентября. По мнению организаторов, это в том числе неплохой повод, чтобы развивать региональный кинематограф, но не хватает и кадров. О том, какой известный российский режиссер возглавит жюри КМФМК, будут ли на форуме провокативные картины, как и в прошлом году, и почему отборщики фестиваля отказали картине об убийстве афганской девочки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Три недели остается до открытия XVIII казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК), который пройдет с 7 по 11 сентября
О проблемах в региональном кино
Если во время прошлогоднего казанского фестиваля мусульманского кино (КМФМК) возле городской Ратуши и «Пирамиды», где проходили церемонии открытия и закрытия форума, развевались флаги европейских стран, например Италии, Германии и Испании, то на сей раз из-за обострившейся геополитической ситуации этого не будет. Более того, европейские кинопроизводители отозвали ряд картин, созданных в тандеме с другими государствами. Хотя некоторые фильмы в копродукции с нынче не дружественными России странами в программе все же остались, об этом рассказали накануне на традиционной пресс-конференции организаторы КМФМК. Впрочем, они старались не зацикливаться на этом, акцентируя внимание, в частности, на развитии татарстанского и регионального кино.
«Татарстанское кино набирает силу и обороты и становится полноправным участником не только национального конкурса, но и международных конкурсных программ, — считает Нина Кочеляева, председатель отборочной комиссии фестиваля. — Если мы будем говорить о тех тенденция, которые сейчас возникают на кинематографическом поле действия, это прежде всего усиление регионального кино. И здесь Татарстан задает свой хороший тон, начиная взаимодействие с разными странами. И, соответственно, региональные картины из разных стран мы тоже постарались представить». В первую очередь Кочеляева отметила Узбекистан, который будет отмечен в Казани несколькими работами.
«Татарстанское кино набирает силу и обороты и становится полноправным участником не только национального конкурса, но и международных конкурсных программ», — считает Нина Кочеляева, председатель отборочной комиссии фестиваля
Но одно дело производить региональные фильмы, другое — есть ли на них спрос. Ведь уход голливудского кино из российского проката еще не значит, что у отечественных дистрибьюторов проснулся к ним интерес. По мнению исполнительного директора КМФМК Миляуши Айтугановой, как у регионального кино, так и кино, созданного в копродукции, действительно появляются шансы. «Если уж московский международный кинофестиваль сделал отдельную программу с региональными премьерами, значит, эта тенденция есть. И крупные прокатчики ищут контент, который можно будет включать в репертуарный план кинотеатров. Они действительно испытывают большой недостаток фильмов», — отметила спикер.
Кроме того, по ее словам, в этом году казанский фестиваль станет площадкой, где дистрибьюторы смогут «пощупать» работы зарубежных кинематографистов. Так они присмотрятся, приценятся и в будущем, возможно, завезут их в российские кинотеатры. К тому же это возможность расширения международного питчинга в рамках КМФМК. На сегодняшний день принято 50 заявок из России (Башкортостан, Бурятия, Дагестан), Египта, Узбекистана, Индии, Франции, Германии и т. д. Айтуганова уверена, что большое количество заявок подтверждает, что три года назад был взят правильный курс на питчинг, основной задачей которого считается то, что Татарстан должен снимать фильмы с другими странами в копродукции. «То, что делают фестивали для продвижения регионального кино, очень многое значит. Поскольку российский зритель в целом не привык к региональным картинам. Я очень надеюсь, что через пару лет российский прокат насытится качественной региональной продукцией», — подытожила Кочеляева.
Однако, для того чтобы региональные отечественные фильмы появлялись, одного желания недостаточно. Очень не хватает кадров, успела пожаловаться Айтуганова. В этом году на деловой площадке фестиваля специально соберут форум киношкол, чтобы обсудить проблемы в области кинообразования. «Мы нащупали в этом году такую проблему, которая всем российским кинематографистам знакома, особенно региональному кинематографу, — это практически отсутствие среднего звена, — сокрушалась исполнительный директор КМФМК. — Мы готовим режиссеров, сценаристов, продюсеров, но у нас нет таких специальностей подготовки, как художник-постановщик, гример для кино, художник по костюмам». По словам Айтугановой, этим летом она как продюсер снимала сразу две картины и столкнулась с огромным кадровым голодом: «Нет ни хлопушек, ни художника по костюмам, не хватает специалистов!» С ее слов, этот недостающий элемент пазла пытаются найти не только кинематографисты Татарстана, но и Якутии, и Башкортостана, и Алтая…
Миляуша Айтуганова: «Мы нащупали в этом году такую проблему, которая всем российским кинематографистам знакома, особенно региональному кинематографу, — это практически отсутствие среднего звена»
Что покажут на фестивале
Традиционно на фестивале пять основных конкурсных программ — игровое кино (полный метр и короткометражки), документальные фильмы (полный метр и короткометражки), а также национальный конкурс, где представлено татарстанское кино (из 40 заявок выбрали 14). Работы местных режиссеров представлены в каждой из них. За призы в главном конкурсе — полнометражных игровых фильмов — поборется снятый по повести Галимджана Ибрагимова «Алмачуар» фильм «Тарлан». «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал, как эта картина из авторского проекта режиссера Ильшата Рахимбая превратилась в первый опыт сотрудничества кинематографистов из Татарстана и Казахстана уже без Рахимбая.
Впрочем, именно фильм вышеупомянутого режиссера — этнотриллер «Микулай» с участием Виктора Сухорукова и Варвары Шмыковой, пожалуй, самая ожидаемая сегодня татарстанская картина. «Микулая» на КМФМК не покажут, но состоится встреча с его творческой группой. Кочеляева напомнила, что фильм заявлен в программе «Русские премьеры» московского международного кинофестиваля, который начинается 26 августа, и это, как заявила спикер, считается большой честью.
И все же в Казани скучать не придется, обещают организаторы. По словам Айтугановой, фестиваль будет представлен широкой внеконкурсной программой, где акцент будет сделан на теме 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Так, к примеру, покажут фильм «Ибрат» о жизни узбекского поэта, историка и лингвиста Исхокхона Ибрата, «Ялда — ночь прощения» (Иран), «Медресе» (Кыргызстан), «Биляр» и «Кул-Шариф» (Татарстан) и др.
Маленькие зрители тоже найдут, чем себя занять на фестивале. Для них подготовлены ретроспективы работ известного советского аниматора Вячеслава Котеночкина, татарские мультфильмы, отреставрированные узбекские мультфильмы на русском языке и многое другое. К числу особенных событий исполнительный директор причислила приезд телеведущего Валдиса Пельша с документальной лентой «Татарстан. Дорогами открытий». Стоит отметить, что из известных представителей киноиндустрии на казанском фестивале будут актеры Наталья Варлей, Максим Лагашкин, Олеся Судзиловская, Иван Колесников и Александр Панкратов-Черный. Последний, к слову, посетит программу «Кино + музыка», посвященную памяти Рената Ибрагимова. Мероприятие пройдет в Национальной библиотеке РТ.
И немного о мусульманском кино
Отметим, что в 2022-м жюри КМФМК возглавит после некоторого перерыва вновь именитый российский кинорежиссер. В прежние годы это было своего рода «фишкой» форума, когда судьбу картин-участников решали Карен Шахназаров, Владимир Меньшов, Александр Прошкин, Николай Досталь. И это добавляло веса решениям по распределению наград. В последнее время от этого отказались, и жюри возглавляли то туркменская актриса, то азербайджанский документалист, чьи имена совершенно неизвестны в России, причем не только широкой аудитории. Одновременно члены этих самых жюри в соцсетях выкладывали фото в обнимку с организаторами фестиваля, посылая друг другу лайки и поцелуйчики, что превращало и их решения в какой-то междусобойчик.
Но в этом году решать судьбу фильмов будет комиссия во главе с народным артистом РФ Владимиром Хотиненко, автором «Мусульманина», «72 метров», сериалов «Гибель империи», «Демон революции» и т. д. И это решение можно только приветствовать. Как и появление в жюри фестиваля мусульманского кино ректора Российского исламского института, заместителя муфтия РТ Рафика Мухаметшина. К слову, и в числе отборщиков картин появился представитель уммы, а именно: завкафедрой филологии и страноведения РИИ Тимур Шайхуллин. Отметим, что с начала появления фестиваля в его отборочной комиссии был человек из мусульманского мира, например, несколько лет эти функции выполнял многолетний автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр, несколько лет назад организаторы КМФМК решили, что «сами с усами», но сейчас вернулись к этой практике.
Вообще, все кадровые изменения 2022-го выглядят как эхо прошлогоднего решения жюри, которое отдало главный приз казахстанскому фильму «18 килогерц», который, оставив за скобками художественные достоинства ленты, не вписывался ни в какие, даже самые размытые представления о «мусульманском кино». Косвенно это подтвердили и организаторы, сообщив, что «в этом году таких провокативных фильмов в заявках не было».
«Прошлогодние фильмы оставим в прошлом году, поскольку победителей не судят, — прокомментировала Кочеляева. — И жюри подтвердило квалификацию отборочной комиссии, наградив главным призом кинофестиваля. Иногда картины идут вразрез с тем пониманием, которые складываются в среде зрительской, журналистской, тем не менее художественное достоинство этого фильма было очевидно… Появление Шайхуллина нам очень помогало, поскольку я, как человек, не владеющий восточными языками, всегда была благодарна за помощь, связанную с переводами картин, с трактованием тех или иных игровых или документальных фильмов».
Возник на пресс-конференции и вечный для казанского форума вопрос: что такое «мусульманское кино» и по каким критериям его определять? Председатель отборочной комиссии заявила, что прежде всего руководствовалась страной происхождения, но поскольку фестиваль открытый, то в программу включены и картины из немусульманских стран, которые преследуют ценности, близкие для всех людей, — семейные, духовные, связанные с желанием мира и добрососедства.
«Категорически не принимали картины, в которых насаждается идеология войны или рассказывается подробно о войне», — сказала Кочеляева и привела пример. «Было обсуждение по поводу картины из Молдавии про афганскую девочку, которая была уничтожена талибами*. Мы как раз встали в единую позицию о том, что эту картину нельзя показывать, — сообщила спикер. — Эта картина открывается сценами, где талибы* расстреливают и уничтожают мирных жителей».
«Понятия „мусульманское кино“, я уже много раз объясняла, нет, — пошла дальше Айтуганова. — Почему оно в принципе появилось в РТ? Татарстан — центр традиционного ислама в России. Я для себя определила, что казанский международный фестиваль мусульманского кино — это окно в Россию для исламского мира, а для России и Казани является окном на международную арену».
«Для нас фестиваль прежде всего открытая площадка для диалога культур. Неслучайно девизом фестиваля является лозунг «Через диалог культур — к культуре диалога»»
В рамках КМФМК все фильмы будут показываться бесплатно. Их можно будет посмотреть в кинотеатре «Синема 5», расположенном в ТЦ «Республика». В предыдущие годы одной из точек форума был кинотеатр «Мир», но он сейчас на ремонте. Айтуганова, видимо, уже в качестве главы «Татаркино» заверила, что фильмы, участвующие в фестивале, будут показываться на территории Татарстана до конца года.
* члены запрещенной в России террористической организации «Талибан»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.