Отважные всадники и робкие музы, французские моряки и русские святые. Чтобы побывать на берегу Ла-Манша или встретиться с «Венерой Милосской», необязательно выезжать из Казани. Достаточно посетить новую выставку «Опираясь на небо» в галерее современного искусства «БИЗON». Камерную экспозицию представил художник Расих Ахметвалиев, чьи работы хранятся у коллекционеров России и Европы и в самых разных музеях, в том числе Третьяковской галерее. Именитый творец убежден: картина — это живой организм, диктующий свои параметры и трансформации, а зритель — независимый эксперт, подставляющий к ней личный бэкграунд. «БИЗНЕС Online» оценил элитарный художественный вкус автора и его тонкий подход к современному искусству.
-
Второй этаж галереи «БИЗON» с этой недели украшает персональная выставка Расиха Ахметвалиева, известного живописца из Уфы, 8 лет жившего и творившего во Франции и выставлявшегося в лучших парижских галереях. Ахметвалиев — художник-космополит, вдумчивый философ, фантазер и мечтатель, воспевающий в своих полотнах благородную мужественность и ирреальную женскую красоту.
-
Одной из первых в «БИЗОN» пришла известный художник, поэт, и искусствовед Розалина Шагеева. Давняя поклонница творчества Ахметвалиева (кстати говоря, почти 30 лет назад именно она привезла в Казань работы знаменитой группы «Чингисхан», одним из идеологов которой как раз и являлся Расих-эфенди или, если угодно, месье Расих) неспешно перемещалась от одной картины к другой и поделилась с «БИЗНЕС Оnline» мнением о выставке: «Ахметвалиев — уникальная личность, а его работы — это драгоценные камни. Они воплощают нежность, целомудрие и сдержанность. Каждый мотив доходит до сердца и трогает. В полотнах Расиха нет ничего абсурдного, броского, а есть дуновение ветра и солнечное сияние, пропущенные через фильтр души. Все охлаждено или разогрето для того, чтобы зрителю было комфортно».
-
В первый день работы выставки сам художник провел авторскую экскурсию и артист-ток. Тихий, скромный Ахметвалиев редко говорит о своем творчестве, но все же раскрыл гостям некоторые секреты мастерства. На вопрос «Кто его вдохновляет?» с легкой улыбкой ответил: «Сестры, жены матери — все вы мои музы».
-
Интересно, что художник многие годы востребован на самых разных престижных площадках в России — от Уфы до Москвы и Питера (про Запад мы уже писали, что там он плодотворно прожил 8 лет), но так случилось, что ни разу никому не удавалось организовать его персональную выставку в Казани (в коллективных выставках той же творческой группы «Чингисхан» он был представлен в столице РТ). Относительно недавно Ахметвалиева с выставкой приглашал крупнейший частный музей Питера «Эрарта». И вот то, что не могло случиться на протяжении 30 лет (!), произошло — «БИЗОN» и Расих-эфенди нашли ключи друг к другу. Неудивительно, что вернисаж по случаю открытия экспозиции с поэтичным названием «Опираясь на небо» (оно навеяно песней Push the skyaway знаменитого австралийца Ника Кейва) вызывал такой ажиотаж — он собрал художников, фотографов, бизнесменов, медиаперсон и критиков не только из Казани, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов и других городов. На фото — предприниматель, глава АНО КПЦ «Искусство жить» Айсылу Насыбуллина.
-
Небо в представлении Ахметвалиева живет в наших душах. Выставка предлагает гостям опереться на собственный внутренний мир и насладиться его гармонией. По словам самого героя вечера, картина «должна быть ключом, как бы физико-математической формулой, к которой зритель подставит свои значения и по-своему переживет увиденное».
-
Автор подчеркнул на открытии экспозиции свою близость традиции и верность избранным сюжетам: «Сегодня художнику доступно множество материалов. Я же всегда остаюсь в неких рамках, использую только холст и масло (позже Ахметвалиев добавил, что пробовал работать с акрилом, — прим. ред.). Экспозиция раскрывает 5–6 тем, которые я в своих работах постоянно углубляю и расширяю». Одна из них — загадочные, прекрасные дамы.
-
Во время авторской экскурсии по выставке он увлеченно вспоминал о дорогих сердцу местах. Картина «Стамбул», по словам автора, воплощает саму суть царственного города. С матового пейзажа на зрителя «смотрят» Босфор (для него автор использовал особый «турецкий» оттенок краски) и мечеть Сулеймание.
-
Турецкое полотно заинтересовало народного художника РТ Мадияра Хазиева, специально с командой единомышленников приехавшего в Казань из Челнов по случаю такого события. «Мне нравится, как Расих объединяет „восточное“, „старинное“ и „современное“, как использует стилизацию и символы. Его условный Стамбул оставляет ощущение красоты и теплоты. Ахметвалиев — мастер мирового масштаба, я рад, что он приехал в Казань».
-
А в этой абстрактной картине художник выразил воспоминания о летней Уфе. Нетривиальные оттенки зеленого и голубого воссоздают облик тихого, спящего города без машин и заводов. Изображение высоко оценила член союза фотографов РТ и руководитель мини-галереи «Сфера» Алсу Шакирова: «„Лето в Уфе“ идеально подойдет под светлый интерьер, впишется в большое пространство. Каждый день из него можно выхватывать новый уголок и постигать новые истории. Для меня это и есть современное искусство».
-
Светлые, пастельные краски действительно завораживают, а причудливый диалог Востока и Запада, сплав художественных стилей (реализма, импрессионизма, супрематизма) побуждают отвлечься от реальности и подолгу задерживаться у каждой работы. «Очень красиво и свежо! — говорит нашему корреспонденту фешен-фотограф и блогер Дилюса Гимадеева (на фото слева). — Меня цепляют цвета и маленькие милые детали. Особенно понравилась картина „Восход“».
-
Сочную, графичную картину «Зима. Всадник», навеянную полотнами кубистов, автор создал к своему дню рождения (24 декабря). Именно в это время на Земле дни становятся длиннее, а ночи — короче. По замыслу художника, замороженный воин-защитник достиг пика зимы и ожидает весну.
-
«Восход», напротив, покоряет незаметными изящными переливами, свойственными эстетике импрессионизма. По матовой цветовой гамме и образности полотно корреспондирует с «Закатом на Сене в Лавакуре» Клода Моне. А наслоение окружностей символизирует цикл вечной жизни.
-
Единственное яркое пятно на картине напомнило некоторым гостям вернисажа птицу.
-
Жемчужиной экспозиции служит цикл Ахметвалиева «Вдохновение», навеянный живописью разных стран. Художник искусно переосмысливает образы известных мастеров. «Французское вдохновение» (на фото — слева) — его оммаж Ренуару. Моряка в тельняшке (одного из главных ренуаровских героев) Ахметвалиев пишет в виде творца на берегу Ла-Манша. Картину приметила совладелица уфимской галереи «Мирас» Ольга Рамазанова. «Французский шарм, готический старинный Онфлер, вид из окна — все это меня трогает. Впечатляют холодные цвета и гармоничная композиция работы. Она очень романтична», — поделилась она с «БИЗНЕС Online».
-
В «Русском вдохновении» Ахметвалиев синтезировал жанр русской иконы с традициями отечественного авангарда и, в частности, супрематизма. По словам художника, «образ „Троицы“ Андрея Рублева сплетается с мотивами картин Малевича, образуя полуреалистичную, фактурную композицию».
-
На противоположной стороне зала расположилось несколько «женских» полотен живописца. Летящие и безмятежные, они словно сотканы из воздуха. И не зря: дама для Ахметвалиева — существо эфирное, ирреальное и недосягаемое. Женщина «С книгой об искусстве» (на фото — слева) покорила Наталью Катаеву, мать гендиректора Санкт-Петербургской галереи La petite opera Марии Катаевой. «Для меня эта картина — что-то необыкновенное! Не могу от нее оторваться, — призналась гостья. — Смотрю и вижу некий потаенный смысл».
-
Сестру Марии Ольгу Медяник, специально приехавшую в Казань из Сарова познакомиться с творчеством Ахметвалиева, впечатлили суровые воины. «Я впервые вижу всадников, представленных столь тонко, изящно и разнообразно. Для меня это особая тема, связанная с ответственностью и мотивацией. Когда я только начинала свой бизнес, мне приснился сон про всадника, и сегодня, спустя 20 лет, я будто вернулась в то состояние», — рассказала она нашему корреспонденту.
-
Вдохновляться выставкой гости продолжали и после экскурсии, уже самостоятельно оценивая полотна, обмениваясь мнениями и познавая свой внутренний мир. Светлая, уютная экспозиция раскрывает лучшие грани творчества Ахметвалиева, побуждая прикоснуться к мечте вместе с именитым художником из Уфы.
-
Напомним, что галерея «БИЗON» располагается на первом этаже ТЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8) в центре Казани и работает ежедневно с 12:00 до 20:00. Стоимость билетов на выставку «Опираясь на небо»: 200 рублей. Пенсионеры могут посмотреть экспозицию бесплатно. Причем по одному билету вы можете увидеть сразу две экспозиции, в галерее также работает выставка «Рискуя собственной шубой» от фотохудожника с мировым именем Юлдус Бахтиозиной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.