Ильсияр Тухватуллина: «Эта территория раскроет часть города к воде, даст возможность развиваться инфраструктуре речного сервиса <…> Территория многозадачная, сложная, но очень интересная. Два года мы готовились к тому, чтобы рассказать о ней» Ильсияр Тухватуллина: «Эта территория раскроет часть города к воде, даст возможность развиваться инфраструктуре речного сервиса. Два года мы готовились к тому, чтобы рассказать о ней» Фото: «БИЗНЕС Online»

Арт-объекты из башен, мечты об образовательном кластере и электробусы

Накануне мэр Казани Ильсур Метшин показал первые эскизы реновации речного порта, а уже сегодня подробнее о проекте развития территории площадью 287 га рассказала главный архитектор столицы РТ Ильсияр Тухватуллина. «Эта территория раскроет часть города к воде, даст возможность развиваться инфраструктуре речного сервиса <…> Территория многозадачная, сложная, но очень интересная. Два года мы готовились к тому, чтобы рассказать о ней», — начала она пресс-конференцию.

Главный градостроитель Института развития города Татьяна Прокофьева напомнила, что развитие Казани в сторону Волги — давняя мечта. Еще в 2012–2013 годах президент РТ Рустам Минниханов дал поручение переосмыслить район улицы Портовой. С тех пор было несколько концепций. Например, «Казань сити» от КГАСУ или концепция Казанского финансового района с 7 млн кв. м жилья от малазийской APUDG. Однако мешало и отсутствие законодательных механизмов, и недостаточная экономика самих проектов. И вот теперь время настало. «Это развитие уже настолько логично, настолько созрело, настолько давно было в наших мечтах, что я сейчас очень рада, что оно пришло, что мы наконец видим воплощение наших планов. Мне просто радостно, честно говоря. А проект прекрасный», — отметила Прокофьева.


Границы благоустраиваемой территории захватывают две дуги на Куйбышевском водохранилище — улицу Портовую на верхней дуге и Поперечно-Кукушкинскую на нижней. Сейчас эти земли заняты устаревшими производствами, гаражами, складами и заброшенными подсобными помещениями. В генплане города все это обозначено как территория комплексного развития — строить на ней можно после утверждения всех проектов. Теперь здесь планируют построить 1,5 млн кв. м жилья и 1,3 млн кв. м коммерческих площадей, а также обустроить набережную протяженностью около 12 километров. В целом же площадь благоустройства займет 75 га — это примерно 25% от всего участка.

Строительство будет идти поэтапно. Реновация речпорта основана на логике градостроения: сначала — генплан, затем — мастер-план, который увязывает развитие всех соседних территорий, определяет территории средовой застройки, места посадки высотных доминант, арт-объектов, зеленых пространств и т. д. У девелоперов и владельцев есть возможность строить то, что проработано градостроителями, здесь не будет точечной, хаотичной застройки по принципу «хочу небоскреб, и точка». Поэтому к работе привлекаются команды ведущих российских архитекторов. Речной порт должен стать местом, что приковывает внимание архитектурной общественности всей России: что предложат Казани известные архитекторы, интересно всем. 

Ильсур Метшин о реновации территорий на Портовой: «Это первая практика в таком большом масштабе»

Первый этап — это территория в 71,2 гектара. Здесь планируется строительство 337 тыс. кв. м жилья, школы на 1 224 места, 8 детсадов на 1 380 мест, набережной в 1,3 км и сквера. Тухватуллина представила несколько схем расположения различных объектов. Так, промышленную память хотят сохранить с помощью арт-объектов, в которые переделают, в частности, и существующие башенные краны. «Мы зафиксировали точки, где могут появиться арт-объекты. Часть из них будет в виде кранов, часть будет посвящена теме портовой территории», — отметила она. И позже добавила, что теперь осталось убедить собственников, чтобы они не забирали эти краны с собой. Также, по мнению главного архитектора, здесь должен остаться и элеватор — но только со сменой функционала. «Функции могут быть общественными, образовательными — рассматривается несколько вариантов. Но это такая репутационная история… Потерять объект и его форму мы точно не можем», — сказала она. Во многом это должно быть и решением нынешних собственников — еще два года назад Илшат Хайруллин заявлял, что объект функционирует по назначению. 

Границы благоустраиваемой территории захватывают две дуги на Куйбышевском водохранилище — улицу Портовая на верхней дуге и Поперечно-Кукушкинскую на нижней Границы благоустраиваемой территории захватывают две дуги на Куйбышевском водохранилище — улицу Портовую на верхней дуге и Поперечно-Кукушкинскую на нижней Эскиз предоставлен пресс-службой исполкома Казани

Определили архитекторы и точки для расположения активностей: например, игровые зоны или фонтаны. Сразу же предусмотрели и появление более 20 детсадов и трех-четырех школ, а может быть, и образовательного кластера. Пока непонятно, как быть с архитектурой этих объектов, но есть понимание, что они не должны быть типовыми коробками. Помимо основных сервисов для жизни здесь должны появиться объекты культуры — выставочные пространства, музеи, библиотеки.

Кроме того, расписана схема транспорта. Так, на верхней и нижней части планируется создание двух транспортно-пересадочных узлов. Наверху в перспективе «посажена» станция метро и железнодорожная платформа, сюда же приходят маршруты наземного общественного транспорта. А всю территорию хотят связать по кругу. «Для пожилых людей, которым сложно преодолеть такой маршрут, все-таки 12 километров пройти не всем под силу, планируем, что будет курсировать кольцевой транспорт в виде небольших электробусов», — поделилась главный архитектор Казани. В будущем две косы могут соединить мостом — пешеходно-велосипедным и для электробусов, но без автомобилей.

Определили архитекторы и точки для расположения активностей, например, игровые зоны или фонтаны Определили архитекторы и точки для расположения активностей, например, игровые зоны или фонтаны Эскиз предоставлен пресс-службой исполкома Казани

Башня Сююмбике и вышивка XIX века воплотятся в первых зданиях от СМУ-88

На реализацию проекта первого участка пригласили архбюро «Цимайло Ляшенко и партнеры». Они разработали концепцию жилого квартала площадью 6 гектаров. Застройщиком этой территории, согласно указу президента РТ, выступит СМУ-88, а разрешительные документы на строительство могут получить уже в этом сентябре, сообщила заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Анастасия Латыпова, отвечая на вопросы журналистов. 

Александр Цимайло и Николай Ляшенко в 2022 году были признаны архитекторами года – 2022 в России по версии «АрхМосквы». 

Архбюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» создано в 2001 году. Оно известно своими проектами элитных жилых комплексов Москвы и Подмосковья. Их работы — «Кутузовский XII», дома Brodsky и Bunin, ЖК White Khamovniki, штаб-квартира Газпромбанка, концепция музея Гуггенхайма в Хельсинки и другие объекты, включая жилые кварталы реновации в промзонах Москвы. Всего в бюро работают более 100 человек, портфолио насчитывает 60 реализованных проектов. Компания занимается проектированием объектов любого масштаба, от градостроительных концепций до дизайна интерьеров. 

Помимо проектирования, Цимайло и Ляшенко много лет преподают в Московском архитектурном институте (МАРХИ).

В свою очередь, сооснователь архбюро Ляшенко рассказал, что при планировании застройки этого участка необходимо было решить несколько проблем. Во-первых, оставить будущим жителям приватные зоны, куда не будут приходить туристы. А во-вторых, защитить их от ветра с воды и в то же время максимально дать им возможность наслаждаться открывающимися видами. В результате получилась интересная и необычная для Казани архитектура в виде зданий пирамидальной формы, что создает у человека, находящегося внизу, ощущение простора над головой. Это не квартал со сплошными стенами — это пространство, где видно небо. А у будущих владельцев квартир сохраняется ощущение приватности: над их головами не нависают верхние этажи. За счет отсутствия вычурности архитектура сохранит актуальность на десятилетия вперед, сформировав уникальный облик этого участка речного порта.

На реализацию проекта первого участка пригласили архбюро «Цимайло Ляшенко и партнеры». Они разработали концепцию жилого квартала площадью 6 гектаров. Застройщиком этой территории выступит СМУ-88 На реализацию проекта первого участка пригласили архбюро «Цимайло Ляшенко и партнеры». Они разработали концепцию жилого квартала площадью 6 гектаров. Застройщиком этой территории выступит СМУ-88 Эскиз предоставлен пресс-службой исполкома Казани

Вдохновлялись, по словам спикера, башней и шапкой Сююмбике. Поэтому и появились здания пирамидальной формы, с террасами и расширением книзу. С разных ракурсов силуэт участка будет узнаваем, но все время разным, т. к. дома находятся под разным углом, описал Ляшенко. Это точно будет Казань, а не Амстердам или Лондон, как накануне напутствовал казанский градоначальник. Внутри квартала будет располагаться общественная площадь, подходящая для проведения каких-либо мероприятий. Сквозь весь участок пройдет внутренний бульвар, насыщенный игровыми площадками и зонами отдыха. Средняя высота жилых зданий колеблется от «человечных» 8 до 10 этажей, однако предусмотрены три архитектурные доминанты высотой примерно в 18 этажей. Площадь жилья — более 100 тыс. кв. метров. Около 20 тыс. кв. м отдадут под инфраструктурные объекты, которые интегрированы в первые этажи. 

«По концепции фасадов — мы долго думали и искали национальную составляющую. Нам казался очень интересным традиционный национальный характер в искусстве Татарстана. Для себя мы вывели огромный перечень произведений, в частности, ткани и росписи керамики. Это известные орнаменты, в которых были использованы очень разные цвета, на первый взгляд несочетаемые. Но это особенность Татарстана, если сравнить с другими культурами. Нам показалось это крайне интересным и богатым», — описал Ляшенко. 

По его словам, при выборе фасадных и цветовых решений архитекторы вдохновлялись образцами национальной вышивки XIX века. Они выделили основные цвета, чуть сбавили их насыщенность и начали искать в этой палитре материалы, с которыми можно было бы дальше работать. К материалам, к слову, тоже есть требования. Как объяснила Тухватуллина, они должны быть качественными, безопасными и долговечными: в общем, должны красиво стареть.

В начале верхней и нижней частей территории тоже будут акценты, чтобы человек понимал ее габариты, когда он гуляет по набережной В начале верхней и нижней частей территории тоже будут акценты, чтобы человек понимал ее габариты, когда он гуляет по набережной Эскиз предоставлен пресс-службой исполкома Казани

«Поэтому мы два года и молчали, чтобы добить все эти сложные инфраструктурные вопросы»

Примерно 10 лет займет благоустройство всей территории речпорта, отметила главный архитектор столицы РТ, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Финансирование будет идти из разных источников. «На самом деле на эту территорию планируются поступления из различных федеральных программ. Есть и инфраструктурные вопросы, которые связаны со строительством дорог, инженерной инфраструктуры, набережной», — добавила Латыпова.

В августе 2020 года мэр Казани Метшин и новый главный архитектор города Тухватуллина в ходе совещания в исполкоме столицы РТ обсуждали судьбу казанских промзон. По генплану до 2040 года в городе должно появиться 13 новых точек роста города. Территория у речпорта — одна из них.

Главный архитектор города тогда рассказывала, что планируемая площадь жилой застройки — 1 млн кв. м, а под коммерческие площади — 250 тыс. кв. метров. Предполагалось открытие офисов крупных компаний и даже, например, улицы для диппредставительств, которые сейчас разбросаны кто где. Из социальной инфраструктуры было запланировано строительство двух школ и детсадов. Набережную Волги собирались сделать протяженностью 9 км, а об истории места должны были напоминать сохраненные как реликты прошлого грузовые краны и пришвартованные суда, переделанные под кафе, музеи. Концепция предполагала и создание на территории мусульманского, культурного и финансового центра.

Элеватору Тухватуллина предложила придать образовательную функцию. Хайруллин тогда заверял, что элеватор функционирует и необходим для сельского хозяйства.

Реновация не затронет жилые дома, здесь их просто нет. Иное дело — частные собственники. Только на первом этапе в 71,2 га это 10 крупных собственников и 400 мелких. Еще до наложения статуса комплексного развития территорий «Камастройинвест» построил здесь первый жилой комплекс, показав, что перспективы есть и они экономически обоснованы. Собственникам существующих объектов предлагают участвовать в мероприятиях, которые предложены концепцией. Предусмотрено и изъятие этих участков. Кроме того, предполагается, что пассажирский порт останется на месте, а вот грузовой переедет в новое. Его вывод также был заложен в генплане города. По словам Латыповой, предпринимателям предлагают постепенно перевести бизнес в новый порт. «У них единственный вопрос, до какого времени им можно будет просуществовать здесь, когда потребуется сворачивать свою деятельность. Поэтому какого-то коллапса мы здесь не ожидаем, мероприятия продумываются с точки зрения экономической выгоды, все движется по плану», — пояснила Латыпова. И добавила, что на первом и втором этапе проекта реновации вывод бизнеса не планируется.

«Вот эта территория точно не будет „спальником“. Мы отслеживаем, чтобы она была многофункциональной, разнообразной и по качеству среды, и по объему пространственных решений. Средняя этажность — 7–9 этажей. Акцентные истории мы вам тоже показали, там высота может быть большой. Это помогает человеку ориентироваться на месте: то есть на северной и южной косе с конца будут свои акценты. В начале верхней и нижней частей территории тоже расположатся акценты, чтобы человек понимал ее габариты, когда он гуляет по набережной, — подчеркнула Тухватуллина и позже добавила. — Это не картинки веселые. Потому мы два года и молчали, чтобы добить все эти сложные инфраструктурные вопросы».