Настоящая битва по понятиям развернулась сегодня в ходе конференции в УФАС в Казани. Как оказалось, ни «Гринта», ни ПЖКХ, ни другие регоператоры страны вообще не обязаны создавать «мусорную» инфраструктуру. Кто все-таки мусорит — люди или метры, кто должен отвечать за контейнерные площадки, что делать с «мешочным тарифом» на селе, где нет площадок, как исправить крючки в законодательстве? Подробности дискуссии — в материале «БИЗНЕС Online».
Александр Груничев (в центре): «Контейнерных площадок становится больше, реформа идет, ставится вопрос об их обслуживании. На наш взгляд, было бы правильно заложить это в тариф регоператора, поскольку и транспорт, и полигоны уже у них»
От контейнерных площадок до инвестпрограмм: «мусорные» инициативы комитета по тарифам РТ
Казань сегодня стала всероссийской площадкой для обсуждения стартовавшей три года назад «мусорной» реформы. Официально формат мероприятия значился в повестке как научно-практическая конференция «Твердые коммунальные отходы: законодательство и практика», но встреча превратилась в живую дискуссию. В учебно-методическом центре ФАС по РТ собрались практически все участники сферы обращения с отходами — представители минприроды России, антимонопольной службы, минстроя РТ, Госсовета Татарстана, комитета по тарифам РТ, а также служители фемиды и регоператоры.
Тон конференции задал председатель Госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев, сходу озвучив вопросы, требующие решения. Одна из них — отсутствие порядка определения экономически обоснованного размера расходов регоператора на транспортировку мусора. До сих пор остается и открытым вопрос, кто должен отвечать за содержание контейнерных площадок и покупку контейнеров. «Проблема становится актуальной. Контейнерных площадок становится больше, реформа идет, ставится вопрос об их обслуживании. На наш взгляд, было бы правильно заложить это в тариф регоператора, поскольку и транспорт, и полигоны уже у них», — отметил докладчик. На недавнем совещании в мэрии Казани говорили, что только городским поселкам не хватает около 300 площадок и город за счет своего бюджета выделил деньги на их ремонт.
Для сельских жителей со следующего года может появиться отдельный тариф на бестарный, или так называемый мешочный, сбор ТКО. Причина проста: районы небогаты на контейнерные площадки. «Мы хотим не повысить тариф на „мешочный“ сбор, а снизить его, — заверил Груничев. — Таким образом, мы должны прийти к тому, чтобы регоператоры делали технологически больше контейнерных площадок и использовали возможности новых технологий, чтобы увеличить количество рейсов из населенных пунктов».
Поселкам не хватает около 300 мусорных площадок, и власти Казани за счет своего бюджета выделили деньги на их ремонт
Вопрос источника финансирования инвестпрограмм регоператоров предлагают решить за счет сборов за негативное воздействие на окружающую среду, а также средств регоператора, которые остаются у него от вторичной обработки сырья. Обсуждаемый вопрос — и введение межсубъектного и межрегионального взаимодействия. По мнению Груничева, не должно быть так, чтобы регоператор вез мусор на полигон, который находится за 200 км, если есть ближе, хоть и в других регионах. Если УФАС поддержит, может появиться первый пилотный проект в России. Из инициатив также — утвердить общероссийские нормативы для похожих регионов и расширить возможности сортировки мусора и внедрения новых технологий.
Борис Французов: «Главенствующая роль в реформе ТКО отдана субъектам Российской Федерации. И мы лишь стараемся давать максимум инструментов, чтобы у каждого региона был выбор пойти тем или иным способом и найти для себя более комфортный»
«Когда вы говорите: «Мы все отдали субъектам», — это, мягко говоря, не совсем так»
За три года «мусорной» реформы все плановые показатели выполняются, сообщил собравшимся замдиректора департамента госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления минприроды России Борис Французов. В России построено более 200 объектов для утилизации отходов, 85 регионов выбрало себе регоператора. «Ни к какому субъекту вопросов нет, в том числе к Татарстану», — сказал Французов во время общения со СМИ. По его словам, сейчас идет работа над ошибками в нормативно-правовых актах в соответствующей сфере. Уже к концу года все корректировки завершатся.
Насущный вопрос для Татарстана — сделать плату за вывоз мусора с человека, а не с квадратного метра. «БИЗНЕС Online» подробно описывал соответствующую проблему. С первых дней реформы регоператорам создаются трудности в сборе платы — компаниям не дают доступа к базам данных федеральной миграционной службы, из-за чего копятся долги. В то же время в Москве и Подмосковье выставляют счета исходя из квадратного метра.
«Вы можете высказать свое мнение? Что все-таки более правильно — с человека или с квадратного метра?» — спросил у Французова Груничев.
Александр Тыгин: «Вопрос инфраструктуры — это ответственность регоператора, и начинается она на контейнерной площадке. Не муниципалитеты, бедные и несчастные, а регоператоры должны отвечать»
«Главенствующая роль в реформе ТКО отдана субъектам Российской Федерации. И мы лишь стараемся давать максимум инструментов, чтобы у каждого региона был выбор пойти тем или иным способом и найти для себя более комфортный, — плавно ушел от ответа замдиректора департамента госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления минприроды России. — У нас страна настолько разная! Боюсь, мое мнение не отражает специфику каждого региона».
Груничев, однако, настаивал: платить с квадратного метра — это более прозрачная система. Может быть, цифровизация когда-то дойдет до того, чтобы население рассчитывалось за вывоз мусора по аналогии со счетчиком по воде или свету, но пока это утопия. По мнению главного уфасовца Татарстана, минприроды могло бы четко сформулировать позицию.
Более резким в своих высказываниях был вышедший к трибуне председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. Его не устроил ответ представителя минприроды о том, что многие решения должны принимать сами регионы.
Когда вы говорите: «Мы все отдали субъектам», — это, мягко говоря, не совсем так. У нас впечатление, что концептуально реформа ТКО не совсем нам понятна. Это я сейчас проявляю высшую степень дипломатии, когда говорю, что она не совсем понятна и нуждается в более четком дефинировании.
К примеру, из-за того, что в законе четко не прописаны вопросы собственности отходов, возникает масса проблем — в частности, со строительным мусором.
«Мы хотим урегулировать строительные отходы, ввести систему как в Подмосковье. А наша прокуратура занимает совершенно взвешенную позицию: „Это вопрос федерального органа“. Куда вы деваете строительный мусор? Мы вам откроем секрет. По данным нашего министерства экологии, вокруг Казани 85 процентов свалок состоит из строительного мусора! Говорят, сейчас ПЖКХ не принимает строительный мусор. Куда его везут? Все ремонтируют свои квартиры. Вопрос большой и интересный. А в министерстве природы уверены, что оно все отдало нам и мы с этим успешно справляемся. Это заблуждение!» — эмоционально парировал Тыгин.
Поддерживают парламентарии инициативу комитета тарифа о введении тарифа за бестарный сбор мусора на селе. «Если удастся Александру Станиславовичу (Груничеву — прим. ред.) сделать бестарный вывоз мусора дешевле — в половине сел республики мы попросим поставить ему памятник!» — не без доли юмора сказал с трибуны Тыгин и продолжил. Да, „мешочный“ сбор дороже, ведь машине нужно подъезжать за пакетом мусора чуть ли не в каждый дом, а район должен своевременно чистить дороги зимой, и не везде она грунтовая.
Последние полгода в Госсовете РТ готовят законодательные инициативы для внесения в Госдуму. Одна из них — чтобы за контейнерные площадки для мусора отвечали регоператоры. «Позиция нашей рабочей группы такова, что вопрос инфраструктуры — это ответственность регоператора, и начинается она на контейнерной площадке. Не муниципалитеты, бедные и несчастные, а регоператоры [должны отвечать], — сказал Тыгин. — Эту ответственность должны нести регоператоры. Может быть, субсидиарно с муниципалитетом или еще как-то».
Татарстан подготовил проект федерального закона, который должен поставить все точки над i в «мусорном» вопросе. По словам Тыгина, сейчас он проходит согласование в республике. В сентябре его должны обсудить на профильном комитете в Госдуме.
Алексей Матюхин (в центре): «Что касается содержания контейнерных площадок, на мой взгляд, необходимо решить вопрос с собственниками земли на указанной площадке. Часто указанные площадки относятся не к муниципальной собственности, а к ТСЖ или другим частным собственникам»
«За правильный вывоз мусора и его обработку нужно платить»
Начальник управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России Алексей Матюхин прокомментировал тему раскрытия расходов на транспортировку мусора. По его словам, регоператор должен формировать цены в ходе проведения торгов, в том числе включая расходы на ГСМ и оплату труда. В противном случае будет фиксироваться нарушение проведения тендера. В планах же сделать норматив на вывоз одной тонны мусора на километр и дифференцировать его в зависимости от географических и климатических особенностей региона.
В идее Груничева включать расходы регоператора на покупку контейнеров в тариф в ФАС не видят сложностей, если это позволяет сделать «экономическая стабильность в регионе». «Что касается содержания контейнерных площадок, на мой взгляд, необходимо решить вопрос с собственниками земли на указанной площадке. Потому что включать в тариф необходимо экономически обоснованные расходы затрат исключительно регионального оператора. Часто указанные площадки относятся не к муниципальной собственности, а к ТСЖ или другим частным собственникам», — сказал Матюхин.
Докладчик также рассказал о некоторых нововведениях. В конце прошлого года вступило в силу постановление правительства России об увеличении расходов на сбытовую деятельность регоператоров, который можно закладывать в тариф. Они увеличены с 2 до 5% до 2024 года и должны составлять не более 2% с 2027 года.
«Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами относительно новая у нас в стране. Необходим переходный период и работа с потребителями для того, чтобы всему населению объяснить: за правильный вывоз мусора и его обработку — правильно это или неправильно — нужно платить. И собственник, образователь отходов должен нести ответственность, в том числе финансовую обязанность по обработке и утилизации отходов», — отметил Матюхин. По словам докладчика, до 2027 года здесь надеются решить и вопрос с передачей персональных данных регоператору. Тогда собираемость платежей станет лучше.
Вопрос источника финансирования инвестпрограмм регоператоров предлагают решить за счет сборов за негативное воздействие на окружающую среду, а также средств регоператора, которые остаются у него от вторичной обработки сырья
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ просит о субсидиях регионам на «мусорную» инфраструктуру: «Регоператоры это делать не обязаны»
Взял слово и минстрой Татарстана. Начальник отдела по обращению с отходами ведомства Диана Краснова напомнила, что в Татарстане определено две зоны действия региональных операторов — восточная и западная. С 2019 года здесь работают компании «Гринта» и УК «ПЖКХ». «Зоны у нас сбалансированные — приблизительно одинаковое количество ТКО, численность населения и муниципальных образований. В республике порядка 1,6 миллиона тонн ТКО образуется ежегодно», — описала она.
По ее словам, территориальная схема республики предусматривает создание соответствующей инфраструктуры, а именно — объектов утилизации ТКО. Ввод в эксплуатацию станций мощностью 550 тысяч тонн в год запланирован на декабрь 2024 года. Межмуниципальный полигон общей мощностью 1,23 млн тон в год должен заработать к 2025 году.
«Мы столкнулись с необходимостью корректировки законодательства. В первую очередь необходимы субсидии регионам для создания инфраструктуры, расширение участия российского экологического оператора в инвестиционных проектах. Регоператоры аккумулируют средства потребителя, отвечают за комплексное обращение предоставления услуги. Но при этом законодательство не обязывает регоператоров создавать инфраструктуру! Второй вопрос касается необходимости корректировки способов коммерческого учета отходов бизнеса», — прокомментировала спикер.
Для сельских жителей со следующего года может появиться отдельный тариф на бестарный, или так называемый мешочный, сбор ТКО. Причина проста: районы небогаты на контейнерные площадки
Краснова отметила, что территориальная схема перегружена сведениями, которые периодически нужно актуализировать. Поэтому она предложила подкорректировать законодательство. Также она считает нужным внести в законодательство изменения, предусматривающие возможности использования ресурсов ГИС ЖКХ. Сегодня из-за проблем с доступом к персональным данным физлиц и юрлиц возникают трудности в заключении договоров, выставлении счетов на оплату и взыскании задолженности.
«В связи с плотностью застройки городов возникает проблема, связанная с расстоянием до контейнерных площадок. Считаем, необходимо вернуть возможность комиссионного принятия решения об изменении расстояния, а также следует дополнить СанПин следующими требованиями: возможность использования индивидуальных контейнеров при домохозяйствах в частных секторах в случае отсутствия возможности организации контейнерной площадки и наличия соответствующей транспортной проходимости; конкретизация кустарного способа отходов; изменение периодичности вывоза несортированных мусорных отходов из частного сектора в сторону сокращения», — резюмировала представитель министерства.
Конференция продолжится и завтра. По ее итогам госкомитет по тарифам и татарстанский УФАС направят законодательные инициативы в сфере обращения с ТКО в антимонопольную службу страны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.