Татарстанская компания по производству полимерных труб «Техстрой» занимает в России сегодня одно из лидирующих положений. За 22 года из дилерской фирмы она выросла в высокотехнологичное производство, в портфеле которого сегодня четыре завода, 22 линии и более 55 тыс. т готовой продукции в год. «Техстрой» — бренд, который не нуждается в позиционировании, т. к. за этим именем стоит качество продукции, способное конкурировать на европейском рынке. О том, как санкции повлияли на отечественного производителя, насколько изменился рынок в свете текущих событий, почему «Техстрою» доверяют крупнейшие компании страны и сколько еще будет жить рынок полимеров, — в интервью заместителя генерального директора ООО «Техстрой» Марины Алексеевой.
Марина Алексеева: «Сегодня предприятие имеет четыре завода, 22 линии. Вы спрашиваете, как это удалось? Это результат кропотливого труда, профессионального знания предмета бизнеса, опыта, предпринимательского чутья, когда собственник предвидел, как будет развиваться рынок»
«Бренд «Техстрой» сегодня не нуждается в позиционировании, потому что за ним стоит качество»
— Марина Викторовна, компании «Техстрой» сегодня исполнилось 22 года. Можете провести экскурс в историю: как создавалась компания и, главное, как удалось вывести предприятие в одно из лучших производителей полимерных труб в России?
— Компания «Техстрой» ведет свою историю с 2000 года, именно тогда у собственника предприятия Алексея Владимировича Алексеева возникла идея создания бизнеса по производству полимерных труб. В принципе, решение было правильным — ранее мы имели дилерское соглашение с «Казаньоргсинтезом» на продажу аналогичных изделий этого предприятия. Но этот рынок в то время был достаточно свободен, таких производителей были буквально единицы. Алексей Владимирович решил открыть свой бизнес, поставить собственное оборудование. Заключили контракт с немецкой компанией о поставке четырех линий оборудования, с «Казаньоргсинтезом» подписали соглашение на поставку сырья. Таким образом, дилерский формат перерос в собственное производство, которое с того времени компания постоянно расширяла. И сегодня предприятие имеет четыре завода, 22 линии. Вы спрашиваете, как это удалось? Это результат кропотливого труда, профессионального знания предмета бизнеса, опыта, предпринимательского чутья, когда собственник предвидел, как будет развиваться рынок. Ну и главное — стремление построить высокотехнологичную компанию, которая будет производить изделия высокого качества — это ключевой момент бизнеса.
«Нам интересно строительство линейных трубопроводов систем водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. Все, что непосредственно связано с городской инфраструктурой»
«Главным приоритетом нашей компании было и остается производство качественного продукта»
— Расскажите об этапах развития компании — с чего начинали, что имеете в настоящее время?
— В 2007 году запустили Казанский завод по производству полимерных труб. Мы приобрели эту площадку в разрушенном состоянии, много времени и средств вложили в ее модернизацию, и именно сюда пришли первые четыре линии из Германии. Следующее приобретение — завод в Свердловской области, третьей производственной площадкой стал завод в Ингушетии — большой инвестиционный проект. А в 2019 году запустили завод в селе Нармонка Лаишевского района, который стал логичным завершением производства всего цикла полиэтиленовых труб. А это, кроме труб, фитинги, полимерные колодцы, емкости. Так что сегодня можем вести весь проект собственной продукцией. Этим мы, как крупный производитель, и отличаемся. Следующим этапом развития компании, помимо производства полиэтиленовых труб, стало направление по строительству инфраструктуры — собственные проекты по линейной прокладке труб. Нам интересно строительство линейных трубопроводов систем водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. Все, что непосредственно связано с городской инфраструктурой. И это правильный вектор — ведь кто, как не производитель, знает все нюансы тех изделий, которые производит. С другой стороны, мы находимся в роли наших потребителей, тем самым узнаем проблемы и потребности покупателей – участников строительной отрасли. Это позволяет нам совершенствовать договорные условия и улучшать продуктовую линейку. Это если говорить в целом о развитии компании «Техстрой».
— Вы отметили, что в нулевых годах рынок производства полимерных труб был не очень развит. Можете назвать отличия того времени и нынешнего? Что поменялось?
— Изменения колоссальные! Если обратиться в историю, то в нулевых производили буквально 2–3 основных вида труб. Сейчас в ГОСТе, к примеру, 315-го диаметра только 10 разных толщин стенок прописано. И это только в одном диаметре! Сегодня мы выпускаем газовые трубы, водяные, для канализации — они тоже разного вида: полиэтиленовые, полипропиленовые, гофрированные, разных толщин, многослойные, с защитным, негорючим слоем. А также порядка 5 тысяч наименований фитингов. Перечислять можно бесконечно. За это время номенклатура в трубном производстве выросла в сотни раз. И мы видим: полимерная отрасль имеет большой потенциал. Как минимум 50 лет запаса прочности у нашей компании точно есть.
«Сегодня мы производим порядка 50–55 тысяч тонн готовой трубной продукции в год»
— Давайте уточним по цифрам: какие мощности у компании, сколько продукции производите?
— Сегодня мы производим порядка 50–55 тысяч тонн готовой трубной продукции в год. Потенциальная мощность — 80 тысяч тонн, это при условии, если наши линии будут работать вообще без остановки круглосуточно. Сейчас все наши линии загружены, некоторые вплоть до марта следующего года. И перспективы, как видите, есть.
— По сырью кто поставщики? Есть зарубежные партнеры?
— 90 процентов — отечественное сырье, 10 процентов зарубежного сырья — это цветные и специальные марки полиэтилена, например стойкого к растрескиванию, несколько вариаций полипропилена, небольшое количество компаундов. Но все-таки основную массу полиэтилена, полипропилена и компаундов берем у отечественных производителей.
— А для чего цветные марки?
— Это европейский стандарт — маркерные слои: при повреждении поверхности на цветных трубах становится виден черный внутренний слой. Кроме того, цветной слой несет защитную функцию при использовании полипропилена повышенной износостойкости. И для визуализации, удобства желтый — это газ, синий — вода.
«Наша доля рынка — 13–15 процентов. Но это, хочу отметить, доля именно белого рынка. То есть без учета «гаражных» компаний, которые производят трубу без учета требований ГОСТа»
«Санкции сыграли только на руку»
— Можно ли сказать, что вы независимы от внешних процессов? Санкции на вас не повлияли?
— Если говорить о поставках тех 10 процентов зарубежной продукции, то, во-первых, у нас есть запасы, а во-вторых, налажен параллельный импорт — логистические цепочки уже выстроены. Единственное, на перспективу мы не сможем пока закупать европейское оборудование, на которое первоначально был поставлен ориентир. Но есть возможность приобретать их в других странах. Оборудование, что у нас имеется, на гарантии у немцев. Пока отношения с ними стоят на паузе по известным причинам, но это временно, уверены. Но, если вдруг что-то сломается, у нас есть отечественные поставщики, которые могут поставить запчасти и узлы — они все могут быть изготовлены в России. Причем и качество лучше, и стоимость меньше, и логистика быстрее. С производителем эти вещи согласовали.
Хотя, признаемся, эта ситуация, наоборот, сыграла на руку нашей компании. Потому что основной наш покупатель — это участники всевозможных национальных проектов: программа газификации РФ, «Чистая вода», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и так далее. И сейчас с учетом внешних событий государство делает большой упор на внутреннее развитие, в том числе инфраструктуры и ЖКХ. Страна у нас большая, расстояния огромные. И в России еще непаханое поле в этом направлении, в строительстве и замене инфраструктуры, поэтому для себя мы видим большие перспективы.
— А вообще, насколько конкурентен рынок производителей полимерных труб в России? И какая доля вашей компании в этом сегменте рынка?
— В России порядка 100 заводов с аналогичным оборудованием, как у нас. Но они неидентичны в плане ассортимента и диаметра, которые мы производим. Основных — пять крупных предприятий. Наша доля рынка — 13–15 процентов. Но это, хочу отметить, доля именно белого рынка. То есть без учета «гаражных» компаний, которые производят трубу без учета требований ГОСТа. А так мы занимаем второе место по России.
«С 2016 года компания начала смотреть на другие маржинальные виды деятельности, в том числе по прокладке собственных труб»
«Система ЖКХ изнашивается быстрее, чем растут мощности производства полимерных труб»
— Кто ваши клиенты и какова география продаж?
— Все крупные российские компании, такие как «Газпром», СИБУР, «Росатом», крупнейшие водоканалы, застройщики и так далее. География — вся Россия, у нас порядка 14 обособленных подразделений по стране. Даже несмотря на то что срок эксплуатация труб — 50 лет, рынок будет только расти. Система ЖКХ в России изнашивается быстрее, чем все мощности производства полимерных труб, которые есть на сегодняшний день в стране. Плюс есть новые проекты, расширение городских агломераций: Дальний Восток, Крым. Москва, сочинское направление.
— За рубеж поставляете продукцию?
— Поставляем в страны бывшего СССР: Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Приходят запросы из Сирии, Ирана, Бангладеш, Венгрии, Грузии, Южной Осетии и Абхазии.
— Вернемся к производству: вы отметили, что, помимо основной деятельности, компания еще занимается строительством сетей и монтажом трубопроводов. В структуре компании есть свои строительное и проектное подразделения?
— С 2016 года компания начала смотреть на другие маржинальные виды деятельности, в том числе по прокладке собственных труб. Были созданы ОКС с ПТО, введена новая должность заместителя генерального директора по строительству, мы вступили в СРО и начали строить объекты, в том числе и большие, инфраструктурные.
— Сейчас есть объекты в работе?
— Буквально недавно взяли в работу крымский объект «Керчь» — прокладка ливневой канализации.
— В Крым вы вошли четыре года назад, какие проекты вели?
— Это было совершенно новое направление для компании: гражданское строительство зданий. Сначала взяли четыре проекта, но вовремя поняли, что свои силы не рассчитали: стало очевидно, что у двух из них состояние проектной документации, финансирования, не позволят завершить работы в срок. От них отказались. А два проекта завершили: построили футбольное поле в Севастополе, а в Казачьей бухте — большую школу на 1,2 тысячи учащихся. Проект очень сложный, и он стал для нас ценным опытом.
«Наша задача — ежегодно выпускать новый продукт, рост производства минимум на 5 процентов за счет модернизации нашего оборудования, эффективного использования ресурсов компании, внедрения системы бережного производства»
«Полимеры — материалы не только настоящего, но и будущего»
— У вас огромное производство, требующее квалифицированных кадров. Как решаете вопросы кадровой политики?
— В основном кадры мы готовим сами. Изначально, с самого основания предприятия, подбором сотрудником Алексей Владимирович занимался сам. Он вывозил их за границу для прохождения обучения и стажировки на заводе – производителе оборудования. В дальнейшем эти сотрудники проводили обучение младшего персонала на местах. Естественно, каждый год появляются новые сотрудники, молодые, с новыми знаниями. И мы стремимся обучаться сами и обучать коллектив. Сегодня у нас работают более 600 человек, есть те, кто с нами с самого основания, и даже династии уже появились. Но тем не менее кадры нужны, у нас высокотехнологичное производство, поэтому с удовольствием ждем студентов химико-технологических направлений к нам на практику, выпускников — на работу. У нас есть все условия и для того, чтобы хорошо зарабатывать, и для карьерного роста.
— Некоторые эксперты считают, что кризис — это время, которое нужно использовать для развития бизнеса. Вы согласны с этим мнением? И какие планы у вашей компании на ближайшую и долгосрочную перспективы?
— В случае нашего бизнеса это очевидно. Как я уже отмечала, у нас в стране идет масштабная работа по замене и строительству объектов инфраструктуры. Кроме того, сейчас многое заменяется полимерами, например бетон, тот же чугун. И нефтяники планируют перейти на трубы из полимеров, которые выдержат даже самую агрессивную среду. Поэтому мы ведем постоянную модернизацию линий, мы понимаем, что полимеры — материалы не только настоящего, но и будущего. Точно такая же тенденция и в Европе — у них труб из каких-то других материалов практически нет.
Наша задача — ежегодно выпускать новый продукт, рост производства минимум на 5 процентов за счет модернизации нашего оборудования, эффективного использования ресурсов компании, внедрения системы бережного производства. Вот это позволяет нам совершенствоваться и двигаться вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.