ТОЧКА СТАРТА – УТОНУВШИЙ НА ЮЖНОЙ ТРАССЕ АВТОБУС

С приходом весны жители Казани вновь ожидают новых потопов в городе – еще памятны прошлогодние затопления, когда после дождя заливало целые улицы, а видеоролик с утонувшим на Южной трассе красным автобусом вышел в Топ-10 на Youtube.

Удивляться такому положению дел не приходится. Износ конструкции колодцев и дождеприемников – 80%, некоторые участки просто провалились, образовав ямы на дорогах, коллекторы и колодцы засыпаны песком и мусором.

Городские власти сделали первый шаг на длинном пути приведения этих сетей в порядок. В прошлом году на баланс казанской казны приняты 313 км ливневых коммуникаций и более 7,3 тыс. ливнеприемных и смотровых колодцев. Раньше они были бесхозными.

«Существующая система ливневой канализации формировалась в рамках застройки жилых кварталов крупными промышленными предприятиями, - рассказал на деловом понедельнике начальник комитета внешнего благоустройства Казани Игорь Куляжев. – Ведомственное жилье было передано в муниципальную собственность, но ливневок это не коснулось. Решение о передаче сетей в собственность города было принято в прошлом году, до этого комитет ЖКХ обслуживал только 41 километр сетей и 1,2 тысячи колодцев. Почему так получилось? До этого не было источников финансирования. Кроме того, прошлогодняя ситуация с ливнями в летний период показала необходимость проведения данной работы».

Сейчас столичные власти уже начали прочищать засоры, устанавливать люки и решетки. В этом году закуплено 850 люков, столько же дождеприемников и 750 решеток на сумму 13,5 млн. рублей. Еще около 100 млн. выделено на прочистку и содержание коллекторов и колодцев – заниматься этой работой будут 9 бригад и 10 единиц спецтехники ООО «Гидросервис-2000».

«В основном у нас 34 проблемных участка, порядка 70 километров ливневой канализации нам предстоит прочистить, - пояснил Куляжев газете «БИЗНЕС Online». - Эта работа уже началась – в выходные, к примеру, работали под мостом на улице Дементьева, там постоянно проблема с талыми водами… В первую очередь ремонтники заходят на основные магистрали: там, где максимальное движение и где подтопляются дороги – проспект Ямашева, Дементьева и другие».

3.jpg

ПОХИТИТЕЛИ ЛЮКОВ

По словам Куляжева, масса вопросов возникает при строительстве. В качестве примера он привел застройку комплекса «Казань XXI век». Компания не провела запроектированные работы по прокладке участка коллектора ливневой канализации большего диаметра до магистрали по улице Гвардейская. Пойдя по пути минимизации затрат, застройщик врезал свою ливневку без всяких расчетов к коллектору на улице Аделя Кутуя, заявил Куляжев. В результате систематически идет подтопление 13 домов частного сектора, где живут 92 человека. «Требования по выполнению техусловий ливневой канализации остаются, и думаю, что этот вопрос будет решен», - отметил Куляжев.

Еще одна проблема – это нехватка ливневых сетей. В результате, к примеру, в Юдино на площадке строительства домов по соципотеке сброс дождевых и талых вод неизбежно вызовет подтопление территорий…

Страдают сети и от воровства – и растаскивают элементы канализации отнюдь не бомжи, а вполне добропорядочные внешне граждане. Подъезжают на «Газели» и просто снимают чугунные люки!

Для борьбы с этим столичные власти перешли на закупку люков в антивандальном исполнении: чугунный люк снабжается петлями и замками, и снять его уже невозможно. Дорабатывают таким образом и решетки дождеприемников. Причем последние – это уже столичное ноу-хау: антивандальных решеток заводы не выпускают, и дорабатывать их приходится прямо в Казани.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Куляжев, оснащение элементов ливневой канализации антивандальными механизмами автоматически приводит к их удорожанию на 15 - 20%.

- Заявка на поставку недостающих элементов была размещена на всероссийской электронной площадке согласно ФЗ-94. По конкурсу был выбран поставщик, предложивший наименьшую цену. Так, например, часть решеток мы заказали нестандартного размера 900 на 500 миллиметров - такие уже давно никто не производит. При этом, благодаря оснащению шарнирными механизмами, все люки можно легко открыть и почистить. Меньше чем за 12 тысяч их не хотел отдавать ни один производитель, однако закупили их за 8200 за штуку. Легкие и средние люки, которые стоят в районе 3 тысяч, запрещено устанавливать на дорогах с интенсивным движением, поэтому мы заказывали тяжелые – чугунные, соответствующие ГОСТу. Казанский завод предлагал их нам по 7800, московский производитель – за 8 тысяч. Город закупил их за 6,5 тысячи за штуку. То же самое касается дождеприемников, - пояснил глава комитета благоустройства.

По словам Куляжева, на первом месте при закупке стоял вопрос качества и защиты элементов от вандалов. Конечно, можно было купить обычные элементы, но при таком подходе уже через год-два придется потратить еще столько же бюджетных денег на замену поломанных и компенсацию украденных элементов…

«Совместно с УВД мы уже не единожды собирались по поводу воровства, - пояснил Куляжев. - Первое, что было сделано, – проинвентаризированы люки всех балансодержателей Казани, а их в городе порядка 90 тысяч – это тепловые сети, водоканал, телефонные станции. Проведены рейды по пунктам приема металла – те, что работают официально, люки не принимают, этим занимаются нелегалы».

Мэр Казани Ильсур Метшин поручил руководству столичного УВД почаще выезжать на внезапные проверки и нещадно закрывать те пункты цветмета, что не гнушаются подобным заработком.

НА ВСЕ ПРО ВСЕ НАДО… 10 МИЛЛИАРДОВ

Только на содержание сетей надо 400 млн. рублей ежегодно, а в 2012 году казанская казна нашла только 113. Но только на приведение сетей в нормальное рабочее состояние надо 5 млрд. рублей – без учета строительства новых ливневок.

Кроме того, ливневые стоки в Казани не очищаются – и через 90 выпусков прямым потоком уходят в Волгу, Ноксу, Казанку, Булак и систему озер Кабан… На достройку четырех законсервированных очистных станций не хватает 300 млн. рублей – и взять их пока неоткуда. Всего же городу до 2020 года надо построить 19 таких станций, общая сумма, которая необходима для этого, - 4,5 млрд. рублей. Это все равно, что купить для Казани автобусный парк в тысячу автобусов!

Но есть просвет и здесь: в рамках Универсиады будет выделено 373 млн. рублей для строительства очистных сооружений на выпусках ливневок, выходящих в озеро Средний Кабан. Хоть что-то…

Подводя итоги, Метшин отметил, что первый шаг на этом длинном пути сделан: бесхозные сети обрели хозяина. Вопрос ливневок крайне важен – это и состояние дорог, и фундаментов исторических зданий в центре Казани. Градоначальник поручил инициировать обращения к депутатам Госдумы РФ и Госсовета РТ - пути решения проблемы ливневок есть, но сил Казани на это пока просто не хватит.

ЭТА ПРОБЛЕМА СТАНОВИТСЯ ВСЕ АКТУАЛЬНЕЕ

По мнению экспертов, опрошенных газетой «БИЗНЕС Online», городские власти вовремя повернулись лицом к проблеме ливневок – пускать этот вопрос на самотек дальше уже нельзя.

Андрей Петров - АСП «М-стар», архитектор:

- Этой проблеме, конечно же, долгое время не уделялось должного внимания. Прежде всего потому, что проблема эта не столь очевидна и она не сразу бросается в глаза. Ну затопит один-два раза в год после сильного ливня некоторые улицы. Вроде бы и обратят на это внимание, но проблема не решается. Либо нет желания, либо возможностей… Старые ливневки не отвечают современным требованиям. При проектировке новых микрорайонов требуется возведение инженерных систем, которые помогут городу нормально функционировать. Я уже не раз говорил о том, что главная проблема - это отсутствие системного подхода к генеральному плану города, где должны быть продуманы все пункты. Город - это живой организм, он должен развиваться со всех сторон.

Виталий Логинов - председатель союза архитекторов РТ, гендиректор «ВЭЛП»:

- Проблема ливневок в городе с каждым годом становится все актуальнее. Основная проблема еще и в том, что нужно строить не только ливневки, но и очистные сооружения для них. Должны быть отстойники, первичная очистка для вод… Наши строители часто организуют поверхностный сброс, но это недопустимо. Необходимо учитывать вопросы экологии при застройке!

Однозначно необходимо заниматься реконструкцией этих сетей, и конечно, это требует немалых вложений.

Лилия Лысенко - замгендиректора по связям с общественностью ЗАО «ФОН»:

- Специалисты ФОНа могут только подтвердить большую значимость ливневок при строительстве, а также необходимость их реконструкции и очистки. Дело в том, что в процессе эксплуатации они забиваются мусором, песком и остатками специального состава (в том числе тем, которым посыпают дороги при гололеде). Сброс на рельеф местности в городах невозможен или как минимум нежелателен. К тому же это непросто - все естественные уклоны, овраги нивелируются при застройке, везде осуществляется благоустройство с асфальтированием. Именно из-за стока ливневых и талых вод происходит и эрозия почвы, увеличение оврагов и т.д. Если не оборудовать ливневками микрорайоны, то вода, конечно, будет со временем уходить по естественному уклону, но существует большая проблема смыва и разрушения плодородного слоя почвы, не говоря уже о подтоплениях и прочих проблемах на дорогах.

Есть определенные нормы по строительству ливневой канализации. К примеру, внутриквартальные коллекторы должны иметь диаметр не менее 300 миллиметров, более крупные - не менее 500 миллиметров и так далее.