Глава Чечни Рамзан Кадыров в своем телеграм-канале сегодня обратил внимание на решение Верховного суда РТ, принятое еще в июле, но только сейчас вступившее в силу. Согласно ему, в число экстремистской литературы теперь входит издание самого авторитетного сборника хадисов Пророка Мухаммада «Сахих аль-Бухари». Впрочем, речь идет о конкретном издании «Сахих аль-Бухари», а не о канонической версии одного из основополагающих источников ислама. О том, почему такие коллизии в данной сфере будут встречаться и дальше, размышляют эксперты «БИЗНЕС Online».
Рамзан Кадыров раскритиковал судебное решение, принятое, кстати, в Татарстане, согласно которому сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» — источник жизнеописания Пророка Мухаммада, признаваемый мусульманскими учеными одной из самых значимых книг после Корана, — якобы теперь является в России экстремистским материалом
«Мы считаем, что суд, который вынес такое решение, является некомпетентным»
Рамзан Кадыров стал сегодня автором главной новости дня для российской уммы. Глава Чечни раскритиковал судебное решение, принятое, кстати, в Татарстане, согласно которому сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» — источник жизнеописания Пророка Мухаммада, признаваемый мусульманскими учеными одной из самых значимых книг после Корана, — якобы теперь является в России экстремистским материалом. Министерство юстиции РФ включило издание в список запрещенных 29 августа, следует из информации на сайте ведомства, вместе с еще несколькими примерами религиозной литературы. В декабре 2021 года издание признал экстремистским Лаишевский районный суд Татарстана, 5 июля Верховный суд РТ утвердил данное решение, а теперь оно вступило в силу.
«Решение это принято судом Татарстана после запросов об экспертизе в различные инстанции, в том числе и в Московский исламский институт. Бездействие и абсолютное безразличие так называемых богословов привело к тому, что суд в итоге обратился к некомпетентной экспертизе», — отметил чеченский лидер в своем телеграм-канале. По словам Кадырова, теперь миллионы мусульман в России находятся в недоумении — как исповедовать религию, если в стране начинают запрещать канонические религиозные издания? Ислам обязывает защищать интересы государства, если оно не ущемляет религию, подчеркнул глава Чечни.
«Если это решение не пересмотрят и в вопросах анализа религиозной литературы не начнут привлекать компетентных экспертов, я боюсь, что мусульмане не будут чувствовать себя в России как дома. И тут религия уже предписывает мусульманину действовать совершенно по-другому», — предупредил Кадыров и выразил надежду на то, что российское руководство и администрация президента РФ обратят внимание на вердикт суда.
На канале главы Чечни также появилось видеообращение муфтия республики Салах-Хаджи Межиева, который от лица всех мусульман региона осудил решение суда в Татарстане. «Мы считаем, что суд, который вынес такое решение, является некомпетентным. Судья, который не знает, что такое хадис, что такое изречение Пророка Мухаммада … как может говорить, что эта книга является экстремистской?» — недоумевает Межиев. Духовный деятель подчеркнул, что суд должен отменить решение, поскольку оно оскорбляет всех мусульман России и «противоречит и исламу, и человечеству». Межиев также напомнил, что ранее Лаишевский суд запрашивал экспертизу «Сахих аль-Бухари» у Московского исламского института, но тот отмолчался, и в итоге казанский межрегиональный центр экспертизы признал издание экстремистским.
«Я бы хотел еще обратиться к муфтиям, которые молчат. Где надо показаться, сделать видимость, они все впереди. А где надо сказать решение, отстаивать права мусульман и святые книги, слово правильное в исламе, мы их не видим. Никто ничего не говорит», — добавил муфтий Чечни. Свое недовольство он, в частности, адресовал председателю ДУМ РФ Равилю Гайнутдину и первому зампредседателя ДУМ РФ, ректору Московского исламского института Дамиру Мухетдинову.
В чем суть претензий к изданию? Как следует из заключения казанского межрегионального центра экспертиз, которое ранее приводил информационно-аналитический центр «Сова»*, упомянутые писания содержат тезисы, отрицающие светскую систему современного государства, а также признаки враждебного отношения к лицам, не исповедующим ислам, к иудеям и христианам. Экспертиза посчитала, что писания «пропагандируют превосходство ислама» и направлены на «побуждение мусульман к совершению насильственных действий».
Свое недовольство муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев адресовал председателю ДУМ РФ Равилю Гайнутдину (на фото) и первому зампредседателя ДУМ РФ, ректору Московского исламского института Дамиру Мухетдинову
«Вспомните того же Аристотеля, который восхвалял рабство»
Между тем, как пояснили «БИЗНЕС Online» в ДУМ РТ, речь идет не о признании экстремистским самой книги «Сахих аль-Бухари», а конкретного издания 2007 года. Оно вышло в издательстве «Умма» известного мусульманского деятеля Асланбека Эжаева, ныне обвиняемого в финансировании терроризма.
«Сборник хадисов „Сахих аль-Бухари“ после благородного Корана является второй книгой для мусульман, авторитетным и основополагающим источником ислама. Эта книга преподается в оригинале на арабском языке в мусульманских учебных заведениях, на русском и татарском языках издавалась и издается ДУМ РТ, — указано в официальном комментарии татарстанского муфтията. — Безусловно, запрет традиционной канонической литературы недопустим. В 2015 году по инициативе президента Российской Федерации Путина В.В. были приняты изменения в федеральный закон „О противодействии экстремистской деятельности“, в соответствии с которыми священные писания ислама, христианства, иудаизма и буддизма не могут быть признаны экстремистскими».
Одновременно в ДУМ РТ указывают, «что переводы канонических текстов на другие языки могут содержать как грамматические, так и идеологические погрешности, выявление которых является задачей экспертного сообщества». «В случае с „Сахих аль-Бухари“ было запрещено определенное издание книги, определенный перевод. Оригинальный текст сборника хадисов „Сахих аль-Бухари“ запрещенным не является. Во избежание подобных ситуаций необходима каноническая проверка религиозной литературы, издаваемой на территории Российской Федерации», — констатируют в ДУМ Татарстана. В экземпляре «Сахих аль-Бухари», который запретил суд, действительно в переводе и сносках есть изречения ваххабистского толка, отмечает и муфтий Чечни Межиев, но надо разграничить священную книгу и сноски, говорит он.
Также собеседники «БИЗНЕС Online», знакомые с ситуацией, констатируют, что истории вокруг таких книг всегда вызывают повышенный интерес, хотя «сама тенденция не очень хорошая, когда не совсем компетентные люди начинают все налево и направо запрещать». Кроме того, подобные запреты совершенно неэффективны, т. к. с любой подобной литературой можно познакомиться в интернете. Более того, даже запрещенную литературу можно легко издавать вновь, говорят наши эксперты и приводят пример, как суд запретил один трехтомник религиозной литературы, и тогда тот же самый материал был издан уже в двух томах, представляя собой совершенно иное издание.
«Дело не в экспертизе, а в том, что в исторических источниках действительно встречается очень много экстремистских идей, которые совершенно не вписываются в современные стандарты общества, — сказал нашему корреспонденту известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. — Но у морали нет обратной силы: нельзя современные критерии допустимого применять к историческим источникам. В Библии и средневековых христианских трудах тоже можно найти много радикальных вещей. Так что данная проблема касается самых разных древних книг, а не только сборника Бухари. Вспомните того же Аристотеля, который восхвалял рабство, или Джона Локка, говорившего, что принцип религиозной свободы нельзя распространять на католиков, атеистов и мусульман. Что, нам теперь их тоже запрещать?» Батыр указывает, что сами источники для своего времени могли быть прорывными и привносить новую планку морали и нравственности, но все равно несли отпечаток времени. «Поэтому предъявлять им требования с высоты сегодняшнего дня неправильно. Повторюсь: практически в любом историческом источнике мы найдем вещи, которые не вписываются в современные стандарты морали. Так что нужно действовать не судебными запретами, а другими методами», — уверен собеседник «БИЗНЕС Online».
«Дело не в экспертизе, а в том, что в исторических источниках действительно встречается очень много экстремистских идей, которые совершенно не вписываются в современные стандарты общества», — сказал нашему корреспонденту известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр
«Обвинять нас — это такая чистая пропаганда и враждебность»
Еще один момент в данной истории — это критические стрелы, прилетевшие из Чечни в сторону ДУМ РФ, которое, по мнению Кадырова и Межиева, в лице контролируемого муфтиятом шейха Гайнутдина Московского исламского института не удосужилось сделать экспертное заключение по изданию жизнеописания Пророка, хотя об этом просили адвокаты ответчика, ООО «Издатель Эжаев А.К.».
«Наш вклад в защиту исламской литературы, вклад лично муфтия Равиля Гайнутдина, всем прекрасно известно, какую работу он в этом плане провел. Это такая дурная попытка шельмования, чтобы вызвать протестную волну против нас, не более того», — сказал «БИЗНЕС Online» первый заместитель председателя ДУМ РФ и ректор МИИ Дамир Мухетдинов. По его словам, в институт действительно обращались за экспертным заключением. «Но мы не можем провести экспертизу, потому что там должны быть дипломированные специалисты по тому или иному направлению — филологи и прочее и прочее, мы не подходили под условия. Если бы у нас была компетенция и возможности сделать, мы бы провели ту или иную экспертизу. А обвинять нас — это такая чистая пропаганда и враждебность, которую на нас пытаются повесить», — уверен Мухетдинов.
Раис Измайлов — проректор по учебной и воспитательной работе МИИ, которому на тот момент была поручена эта работа, сказал нашей газете, что на тот момент был получен запрос на экспертизу целого ряда книг, но он не мог быть завершен из-за отсутствия соответствующих специалистов, о чем было официально уведомлено. «Вина, это мое субъективное мнение, в какой-то степени лежит на адвокатах, — считает Измайлов. — Обычно работа адвоката заключается в том, чтобы контролировать этот вопрос. Людям сказали, что мы не можем сделать, они: „Мы будем искать“, но не искали других специалистов».
«В материалах дела есть переписка, где Московский исламский институт дает согласие на проведение экспертизы, — рассказывает адвокат Руслан Нагиев, также участвующий в деле. — И в решении суд указал, что направлял материалы на экспертизу к ним, но они экспертизу не сделали, ссылаясь то на болезнь кого-то, то на отсутствие специалистов, хотя они специалистов могут привлечь со стороны, закон позволяет. После этого суд назначил экспертизу в другом месте. В данном случае перекладывать свою вину на других, в том числе и на адвокатов, не стоит. Если бы изначально они отказались провести экспертизу, то суд даже не стал бы направлять им материалы дела и не назначал бы проведение экспертизы именно у них».
Пока же решение суда по изданию «Сахих аль-Бухари» будет обжаловано в вышестоящей инстанции.
*признана организацией, выполняющей функции иностранного агента
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.