«Компания будет сталкиваться ровно с теми же проблемами, что и все российские производители», — комментируют эксперты новость о том, что «Соллерс» вместо Ford Transit начнет выпускать китайские машины под собственной маркой. Собирать легкие коммерческие автомобили будут на заводе в ОЭЗ «Алабуга». В самой компании говорят о «принципиально другой концепции, нежели обычное лицензионное производство» и готовятся к запустить конвейер уже до конца этого года. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Соллерс Авто» запустит производство автомобилей под своим брендом на заводе в ОЭЗ «Алабуга». Машины будут созданы на базе китайской платформы, а основой для локализации станет китайский JAC
«Соллерс» меняет «американцев» на «китайцев»
Компания «Соллерс Авто» запустит производство автомобилей под своим брендом на заводе в особой экономической зоне «Алабуга». Об этом стало известно накануне после подписания допсоглашения о внесении изменений в действующий специальный инвестиционный контракт (СПИК) на Восточном экономическом форуме. После этого в СМИ начали появляться подробности. Так, «Коммерсантъ» сообщил, что коммерческие автомашины будут созданы на базе китайской платформы, а «Ведомости» дополнили — основой для локализации станет китайский JAC.
Как сообщила пресс-служба «Соллерс Авто», в ОЭЗ планируют наладить выпуск двух моделей легких коммерческих автомобилей (LCV) бескапотной и полукапотной компоновки полной массой от 2,5 до 4,5 тонны. Производство предполагается запустить уже до конца этого года, а модели представят на российском рынке под брендом «Соллерс». Общий объем инвестиций в новый проект с учетом инвестиций ООО «Соллерс Алабуга» (принадлежит «Соллерс Авто») и компаний-поставщиков составит более 5,5 млрд рублей. При этом совокупные инвестиционные обязательства ПАО «Соллерс Авто» в рамках СПИК вырастут с 7 млрд до 9,9 млрд рублей.
Проект должен заменить приостановленное производство LCV Ford Transit в России, расширить модельную линейку на рынке в данном сегменте и удовлетворить спрос на коммерческую технику, подчеркнул вице-премьер РФ Денис Мантуров. Напомним, Ford приостановил работу в России из-за ситуации на Украине.
Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» объявили о запуске СП в октябре 2011 года. Производство автомобилей на заводе в ОЭЗ «Алабуга» стартовало в 2012-м. Изначально там выпускали модели Kuga, Explorer и Transit, однако в 2019-м производство легковых автомобилей свернули. Вскоре «Соллерс» выкупил у Ford Motor Company завод по выпуску двигателей в Елабуге, где производили легкие коммерческие автомобили Ford Transit.
На заводе трудились 1,4 тыс. сотрудников. 3 марта завод «Соллерс Форд» остановил выпуск машин и ушел в простой. Американский автоконцерн Ford выступил с заявлением о том, что из-за событий на Украине пересматривает работу в РФ.
На «Соллерс Форде» планируется выпускать автомобиль, похожий по массогабаритным характеристикам на Ford Transit и Mercedes Sprinter, основой для него станет JAC Sunray, рассказали источники «Ведомостей». Бескапотный же фургон «Соллерс», возможно, будут производить на базе модели JAC-N25/35, которая схожа с LCV Hyundai Porter.
При этом в самой компании «Коммерсанту» сообщили, что автомобили хоть и станут основываться на наработках китайских партнеров, но это «принципиально другая концепция, нежели обычное лицензионное производство». От партнера «Соллерс Авто» получит «базовые элементы платформы и право их самостоятельно дорабатывать и локализовывать». К слову, в соответствии с подписанными изменениями в СПИК, «Соллерс Авто» принимает на себя обязательства обеспечить высокий уровень локализации новых продуктов. Для этого в «Алабуге» потребуется развитие уже существующих и создание новых предприятий-поставщиков. Источники издания на рынке также отметили, что новости вызвали обеспокоенность среди китайских компаний из-за их упоминания в контексте проектов в России в связи с возможными санкционными рисками.
Примечательно, что электрокары JAC могут лечь и в основу проекта по локализации на столичном автозаводе «Москвич», который развивает КАМАЗ вместе с городскими властями, пишут «Ведомости». В качестве платформы для электромобилей также рассматривается разработка стартапа «Кама», принадлежащего предпринимателю Рубену Варданяну и гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину.
«JAC не относится к лидерам китайского рынка, поэтому ничего сверхъестественного в этих автомобилях нет»
«Нет никаких сомнений, что автомобили будут иметь спрос в России»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили, будут ли машины под маркой «Соллерс» пользоваться популярностью в России и чем примечательны автомобили JAC.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Однозначного ответа, будут ли машины JAC пользоваться популярностью в РФ, нет. Компания не относится к лидерам китайского рынка, поэтому ничего сверхъестественного в данных автомобилях нет. Это по легковым автомобилям. По легким коммерческим автомобилям у них, в принципе, неплохая линейка, и мне кажется, они могут удачно вписаться в наш рынок. Хотя я бы то же самое сказал, если бы это были автомобили не JAC, а, например, Chery. Если не копаться в нюансах, что у одной машины лучше, а у другой чуть хуже, идея, в общем-то, одна: если «Соллерс» до конца года начнет выпуск автомобилей, то это, очевидно, крупная узловая сборка. То есть будут привезены полуразобранные машины, которые станут собирать здесь из крупных узлов. Это можно сделать на любой оборудованной площадке. На заводе в ОЭЗ «Алабуга» подобное можно делать вообще без проблем. Другое дело, сколько эти машины будут стоить на выходе и насколько реально освоить локализацию. Компания начнет сталкиваться ровно с теми же проблемами, что и все российские производители. Что-то возможно локализовать, условно, там же, в «Алабуге»: на турецком предприятии «Джошкуноз», где для транзитов штамповали панели, можно штамповать панели и для грузовиков.
У нас на рынке такие машины, мне кажется, в ближайший год окажутся очень востребованы. Причем у «Соллерс» есть опыт по выпуску специализированных автомобилей, и в этом смысле на данные машины, фургончики разноразмерные (с размером «Газели», чуть больше или меньше), будет спрос. Потому что малый и средний бизнес растет и нужны перевозки на коротком плече (100–200 км), небольших грузов в городской черте.
Максим Моржаретто — автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат»:
— Пока достаточно сложно сказать о судьбе новой машины в России, потому что мы не знаем, какая это будет машина и сколько она станет стоить. Но в любом случае это хорошая инициатива. Во-первых, у нас есть потребность в таких автомобилях. Ведь не зря иностранные компании, которые работали в РФ (Ford, Peugeot, Citroën и другие), выпускали подобные машины и продавали их довольно активно. Во-вторых, у нас есть замечательный завод в ОЭЗ «Алабуга», где очень хороший коллектив с высокими компетенциями. Поэтому нет никаких сомнений в том, что автомобили, которые станут собираться там, будут иметь спрос в России. Вопрос только цены и в том, когда начнется выпуск. Цена должна быть сравнима с автомобилями, выпускаемыми на ГАЗе.
Виталий Архиреев — главный редактор журнала «Автоброкер клуб», партнер исследовательского агентства «ПромРейтинг»:
— Автомобили JAC проверены временем. Насколько я помню, история компании насчитывает более 100 лет, и они начинали чуть ли не с карет и повозок. Первая сфера их механизированной деятельности — это некоммерческий транспорт. Они довольно успешны в своей сфере, на рынке России хоть и не представлены так широко, обслуживание этих автомобилей будет обходиться на порядок дешевле европейских аналогов. Я бы, наверное, сравнил по стоимости обслуживания с российскими машинами. Поэтому я считаю, что решение доброе и хорошее. И чем-то нужно загружать производства, и загрузить их двумя моделями JAC — это правильно, люди не останутся без работы, а РФ получит хорошие недорогие коммерческие автомобили.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.