«30 лет ездил под флагом своей страны, а теперь мне надо сказать, что я люблю другую страну и ради участия готов все бросить и подписать?!» — возмущается российский гонщик Сергей Карякин. Новые организаторы «Дакара-2023» потребовали от участников письменного заявления об осуждении специальной военной операции России на Украине. «КАМАЗ-Мастер» уверяет, что пока с этим не сталкивался, но автогонщики других классов уже начали менять гражданство. О том, пропустят ли татарстанские спортсмены, которые 19 раз побеждали в супермарафоне, свой коронный (и самый престижный в мире) ралли-рейд, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Карякин (слева на фото) сообщил, что его не допускают до участия в «Дакаре-2023» без письменного заявления об осуждении специальной военной операции России на Украине
«30 лет ездил под флагом своей страны, а теперь надо сказать, что люблю другую страну?»
Российская гоночная команда «КАМАЗ-Мастер», которая 19 раз становилась победителем супермарафона «Дакар», рискует впервые в своей истории пропустить самый престижный мировой ралли-рейд. Такой вывод можно сделать после сегодняшнего заявления российского гонщика, победителя «Дакара-2017» в зачете квадроциклов Сергея Карякина. Спортсмен сообщил, что его не допускают до участия в «Дакаре-2023» без письменного заявления об осуждении специальной военной операции России на Украине. Как отметил Карякин, международная федерация автоспорта (FIA) требует бумагу не только от него, но и от всех российских спортсменов, выступающих на соревнованиях под эгидой FIA.
«Это требование FIA, которая громче всех кричала об отсутствии политики в спорте, а на деле идет политика двойных стандартов. В этой бумажке написано, что мы не должны поддерживать президента [России Владимира Путина], спецоперацию, что мы считаем действия нашей страны деструктивными. То есть в таком формате», — сказал Карякин в беседе с РИА «Новости». По его словам, подписать заявление гонщикам предложили еще в апреле. Карякин отказался и поэтому пропустил Кубок мира и другие соревнования. Сейчас обострился вопрос с участием в «Дакаре», но гонщики «пытаются продавить», чтобы бумагу отменили.
«Дело не во взглядах. Организаторы говорят о стране, в которой я вырос. И я 30 лет ездил под флагом своей страны, а теперь мне надо сказать, что я люблю другую страну и ради участия готов все бросить и подписать? Это вопрос личных убеждений, дело даже не в спецоперации, а в том, что они требуют абсолютно неконституционных вещей», — цитирует Карякина портал Е1. Гонщик сообщил, что пропустит состязания, если это требование не отменят. Но по такому пути пошли не все.
Другой российский автогонщик, Константин Жильцов, в интервью «Матч ТВ» сегодня сообщил, что сменил гражданство для того, чтобы у него была возможность выступать на ралли «Дакар». «Я сделал себе комплект документов. И на этапе чемпионата России в Ульяновске уже буду выступать как иностранный спортсмен. Гоняться необходимо, иначе теряешь навыки, и тогда нужно вообще прекращать все это. Карьера в профессиональном спорте достаточно скоротечна, поэтому надо принимать какие‑то кардинальные решения, — заявил он РБК. — Все упирается в определенную юридическую казуистику. Сама‑то бумага не очень страшная, но есть несколько пунктов — если их убрать из этого документа, то все будет совершенно спокойно». Он сообщил, что на «Дакаре» будет представлять Израиль.
Ралли-рейд пройдет с 31 декабря по 15 января в Саудовской Аравии. С нынешнего года «Дакар» является этапом чемпионата мира под эгидой FIA. 2 марта международная федерация автоспорта из-за боевых действий на Украине запретила спортсменам из России и Беларуси соревноваться под флагами своих стран и проводить любые международные соревнованиях в странах. Согласно заявлению на сайте FIA, теперь российские и белорусские гонщики могут участвовать в соревнованиях только при «нейтральном» статусе, под флагом федерации и при условии «соблюдения принципов мира и политического нейтралитета ФИА». Вскоре после этого команда «Формулы-1» Haas разорвала контракт с титульным спонсором, российской компанией «Уралкалий», и российским пилотом Никитой Мазепиным.
На предыдущем ралли-рейде «Дакар-2022» пилоты «КАМАЗ-Мастера» заняли четыре первых места в зачете грузовиков
КАМАЗ пока не получал писем счастья от FIA
Примечательно, что челнинская гоночная команда «КАМАЗ-Мастер» подобных писем от FIA пока не получала. Об этом в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель пресс-службы команды Эрик Хайруллин. «Нам пока ничего не приходило. Мы пока не комментируем эту тему», — отметил он.
«До нас еще никакая информация не доведена подобного плана (об ограничениях на участие — прим. ред.). Когда такое требование (осудить СВО — прим. ред.) к нам будет обращено, тогда решим, как поступать и какие давать комментарии. Пока такого не было», — заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель гоночной команды Владимир Чагин. При этом он подчеркнул, что выступает за то, чтобы спорт был вне политики. Причем буквально неделю назад на Восточном экономическом форуме, он рассказывал что ведет переговоры с организаторами «Дакара» об участии команды в ралли. «Они очень хотят видеть российских участников в гонке, но конкретного ничего ответить не могут пока. Но мы делаем все возможное, чтобы участвовать в легендарном марафоне», — говорил тогда известный гонщик (цитата по ТАСС).
Подана ли заявка на участие в «Дакаре-2023» и одобрена ли она, в «КАМАЗ-Мастере» не уточнили. На предыдущем ралли-рейде «Дакар-2022» пилоты «КАМАЗ-Мастера» заняли четыре первых места в зачете грузовиков. Надо сказать, что, помимо политических сложностей, у команды есть и финансовые. «КАМАЗ-Мастер» начал продавать грузовики, чтобы продолжать деятельность, рассказывал в мае Чагин. «Бюджет формируется за счет средств нашего головного предприятия, ПАО „КАМАЗ“, и спонсоров команды. <…> Из-за ухода зарубежных партнеров мы работаем в режиме жесткой экономии и активно изыскиваем альтернативные источники пополнения бюджета», — отмечал он. Вероятно, сказался на команде и уход мировых автопроизводителей. Ни для кого не секрет, что в гоночных грузовиках предостаточно импортных комплектующих. К примеру, в последней машине поколения К5 двигатель Cummins, выпускаемый по лицензии в Китае компанией Dongfeng, и немецкая раздаточная коробка ZF.
Отметим, что, помимо «Дакара», гоночная команда участвует в международном ралли-рейде «Шелковый путь». Марафон этого года завершился в середине июля и закончился победой пилота «КАМАЗ-Мастера» Дмитрия Сотникова. Гонщик признался, что ожидал более серьезной конкуренции. Понятно, что без «Дакара» конкуренции (и серьезной мотивации) для команды из Челнов станет на порядок меньше. Не стоит забывать о призовых и ударе по репутации.
Чагин указал, что выступает за то, чтобы спорт был вне политики. Подана ли заявка на участие в «Дакаре-2023» и одобрена ли она, в «КАМАЗ-Мастере» не уточнили
Кого из спортсменов уже «отменяли»?
Карякин не первый российский спортсмен, кто столкнулся с требованием публично осудить спецоперацию на Украине. Пожалуй, самый яркий случай произошел в конце марта. Власти Великобритании объявили, что российский теннисист Даниил Медведев (на тот момент первая ракетка мира) сможет принять участие в Уимблдонском теннисном турнире (Уимблдон), если предоставит Великобритании гарантии того, что не поддерживает президента России Путина. Аналогичных гарантий потребовали от белорусской спортсменки Арины Соболенко. «Мы обратились к руководящим органам с просьбой, чтобы спортсмены в индивидуальных видах, если они хотят участвовать в турнирах Великобритании, были по-настоящему независимы и нейтральны», — сказал министр спорта страны Найджел Хаддлстон.
Ситуация оказалась курьезной еще и потому, что ранее международная федерация тенниса (ITF) не стала отстранять российских теннисистов от международных турниров. Федерация подчеркнула, что поддерживает принцип открытого участия в международных соревнованиях, и отказалась начислять участникам Уимблдона рейтинговые очки за участие в турнире. Аналогично поступила ассоциация теннисистов-профессионалов (АТР) и женская теннисная ассоциация (WTA). Но от этого не легче: российских спортсменов до турнира в итоге так и не допустили.
Есть пример российского гимнаста Ивана Куляка, которого международная федерация гимнастики (FIG) в марте на год дисквалифицировала за акцию на этапе Кубка мира в Дохе. Тогда спортсмен вышел на награждение с нанесенной на форму буквой Z. Спортсмен позже объяснил, что это был ответ на провокации со стороны украинских гимнастов. Сегодня апелляционный трибунал фонда гимнастической этики (GEF) частично удовлетворил апелляцию Куляка, но срок дисквалификации оставил прежним.
В июле первая ракетка России Дарья Касаткина заявила, что на фоне нынешней ситуации теннисисты стали «отшельниками», и допустила замену паспорта
На фоне «отмены» российских спортсменов все чаще встает вопрос о смене российского гражданства. В июле первая ракетка России Дарья Касаткина заявила, что на фоне нынешней ситуации теннисисты стали «отшельниками», и допустила замену паспорта. Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) на прошлой неделе сообщила, что с начала года 19 российских фигуристов подали запрос на смену спортивного гражданства. Там отметили, что спортсменов топ-уровня среди них нет. Впрочем, имена не разглашаются. Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Аделина Сотникова в недавнем интервью не исключила смену гражданства. Для «КАМАЗ-Мастера» вопрос выступления под нейтральным флагом или смены гражданства, пожалуй, исключен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.